Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" (вариант 1) 1 (доп.) класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание учебного курса для дополнительного 1 класса предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_1_klss_dop.docx | 58.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование ОУ
Принято Педагогическим советом Протокол № ___ от «____»_______ 20___ г. | Утверждено Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г. Директор ______________ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
на 2020-2021 учебный год
1 (доп.) «а» класс
Составитель: учитель Иванова Марина Ивановна
Санкт-Петербург
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание учебного курса для дополнительного 1 класса предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 1 вариант.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» 1 (доп.) «а» класса для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № .
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № на 2020 -2021 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №
Цель данной программы - формировать первоначальные знания о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
- формировать элементарные представления и понятия об окружающем мире;
- развивать устную речь, расширять и обогащать словарный запас;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
- корректировать психофизическое развитие;
- развивать фонематический слух;
- корректировать и развивать произносительную сторону речи.
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе;
- вырабатывать положительную мотивацию, поддерживать интерес к учению;
- воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать любовь к родному краю, природе;
- формировать представления о здоровом образе жизни, экологии
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления природы;
- участвовать в беседе;
- называть изученные предметы, характеризовать их по свойствам;
- узнавать и называть живые и неживые объекты.
Достаточный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвет, форма, размер);
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений, узнавать их в природе;
- называть и различать наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
- знать своё имя и фамилию, как зовут родителей и близких родственников;
- знать фрукты и овощи, отличать их; понимать их пользу для человека;
- знать названия времён года и различать времена года по признакам;
- знать названия 2-3 птиц, обитающих в окружающей местности;
- отвечать на вопросы учителя коротким предложением.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся дополнительного 1 класса на уроках курса «Мир природы и человека», обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому воспитанию;
- воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- слушать и понимать речь других;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
Регулятивные:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу).
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствиями с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания- безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: рисунков, изготовления поделок своими руками, уровня формирования учебных навыков, устной и письменной речи.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Базовые учебные действия |
I четверть | |||||
1 | 1 | Моя школа | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Знать о предметах ближайшего окружения. Понимать, для чего человеку нужны книги. Уметь организовать свое рабочее место; отвечать на вопросы учителя. Умение слушать учителя. Знать понятия «школа», «классная комната», «город», «село», «деревня». Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Складывать изображения из 2-3 частей. | Личностные: -осознание себя, как ученика; -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них. Познавательные: -выделять отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения; -понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя. | |
2 | 1 | Класс | |||
3 | 1 | Расписание уроков | |||
4 | 1 | Ученик | |||
5 | 1 | По дороге в школу. | |||
6 | 1 | Учебные принадлежности | |||
7 | 1 | Парта. Подготовка к уроку. | |||
8 | 1 | Мой режим дня. | |||
9 | 1 | Игрушки | |||
10 | 1 | Дежурство по классу | |||
11 | 1 | Одежда для школы: для уроков и занятий физкультурой. | |||
12 | 1 | Сменная обувь и обувь для улицы. | |||
13 | 1 | Подготовка у року физкультуры | |||
14 | 1 | Движение группой | |||
15 | 1 | Мы идем на экскурсию. | |||
16 | 1 | Осень. Игры на свежем воздухе. | |||
II четверть | |||||
17 | 1 | Личные вещи ребенка, игрушки. | Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения. Знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая. Знать значение овощей в питании. Знать 2-3 фруктовых дерева. Знать значение фруктов и овощей в питании. Уметь правильно называть времена года по порядку. Отличать осень от других времен года. Наблюдать и анализировать. Уметь различать и называть овощи. Уметь различать и называть фрукты. Уметь составлять рассказ с помощью учителя о значении фруктов; овощей. | Личностные: -осознание себя, как ученика; -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них. Познавательные: -выделять отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения; -понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя. | |
18 | 1 | Игры и развлечения дома. | |||
19 | 1 | Игрушки и школьные принадлежности | |||
20 | 1 | Семья. | |||
21 | 1 | День матери. | |||
22 | 1 | Овощи. | |||
23 | 1 | Фрукты. | |||
24 | 1 | Магазин «Овощи-фрукты» | |||
25 | 1 | Утро, день, вечер, ночь. | |||
26 | 1 | Смена частей суток | |||
27 | 1 | Части тела | |||
28 | 1 | Холода. Как правильно одеться на прогулку. | |||
29 | 1 | Зима. | |||
30 | 1 | Новый год. | |||
31 | 1 | Поздравления с Новым годом. | |||
32 | 1 | Игры зимой | |||
III четверть | |||||
33 | Домашние животные. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Знать понятия «дерево», «куст», «трава». Знать названия деревьев и кустарников, ягод и цветов (2-3 названия); уметь различать их между собой. Уметь одеваться осенью. Знать понятие «осень», называть признаки осени. Уметь отличать осень от других времён года. Уметь составлять рассказ об осени по рисунку с помощью учителя. Умение слышать учителя и отвечать на отдельные вопросы. Знать из каких частей состоят сутки. | Личностные: -осознание себя, как ученика; -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них. Познавательные: -выделять отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения; -понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя. | ||
34 | Дикие животные. | ||||
35 | Как зимуют животные? | ||||
36 | Птицы. | ||||
37 | Помощь животным и птицам зимой. | ||||
38 | Звери и птицы. | ||||
39 | Мой город. | ||||
40 | 23 февраля | ||||
41 | Мир природы. Земля | ||||
42 | Солнце. Луна | ||||
43 | Растения зимой. | ||||
44 | Комнатные растения. | ||||
45 | Уход за комнатными растениями. | ||||
46 | 8 марта. | ||||
47 | Место, где ты живешь | ||||
48 | Мы идем по тротуару. | ||||
49 | Светофор. | ||||
50 | Мы переходим улицу. | ||||
IV четверть | |||||
51 | Птицы весной. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Знать, что происходит с природой весной; знать, какие работы проводятся в огороде весной. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в со временном обществе. Знать понятие «весна», называть весенние месяцы. Умение отличать весну от других времён года. Знать виды транспорта, уметь называть, назначение транспорта. Знать названия 3-4 насекомых. Уметь составлять рассказ по рисунку с помощью учителя. Умение отвечать на отдельные вопросы. | Личностные: -осознание себя, как ученика; -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них. Познавательные: -выделять отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения; -понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя. | ||
52 | Таяние снега. | ||||
53 | Сосульки. Капель. | ||||
54 | Ледоход. | ||||
55 | Охрана здоровья | ||||
56 | Уход за собой | ||||
67 | Весенняя уборка. Подготовка к празднику. | ||||
68 | День Победы. | ||||
59 | Мои друзья в классе. Совместная игра. | ||||
60 | День рождения. Поздравление. | ||||
61 | Весна. Игры на свежем воздухе. | ||||
62 | Что делать, если упал, ударился. | ||||
63 | Что делать, если потерялся. | ||||
64 | Скоро лето. | ||||
65 | Первоцветы. | ||||
66 | Насекомые. |
Итого 66 ч.
2.2. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.3. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание» учебного плана ГБОУ школы № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа по окружающему миру рассчитана в 1 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основным видом учебной деятельности в дополнительном 1 классе является – игра, а также будут применяться: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные: Презентаии к урокам, мультфильмы, картинки
Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, проектор
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
1. Презентации к урокам математики по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс
Мир природы и человека: 1 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП в 2 частях. Н.Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т.О. Куртова – М. Просвещение, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 - 4 класса на 2014 – 2018 учебные годы. Б.М.Неменский ( М.: «Просвещение», 2012г), стандарты второго поколения (М.:Просвещение, 2011г.)
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:·...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» во 2 «А» классе на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 2 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1- 4 КЛАССА НА 2017 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №8» г. Назаров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...