Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.
Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
- Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП
Рабочая программа
по учебному курсу
«Мир природы и человека»
1 класс
Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
- Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи:
➢уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
➢расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
➢вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
➢формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
➢ формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе;
➢ коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;
➢воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
Название учебно-методического комплекта
1 класс
- Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год:
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Количество контрольных работ |
1 | 2 часа | 66 час | - |
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Т.е. на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения
предмета «Мир природы и человека» являются:
- Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
- уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо);
- формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная);
Регулятивные учебные действия
- организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
- уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Познавательные учебные действия
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
- относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;
- называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
- знать основные правила личной гигиены;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе;
- владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
- адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.
Коммуникативные учебные действия
- адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
- понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
- выполнять доступные природоохранительные действия;
- совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарно-гигиенических норм в классе.
- проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 2
Количество учебных часов в год: 66
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Неживая природа | 10 |
2 | Сезонные изменения (времена года) | 20 |
3 | Растения | 10 |
4 | Животные | 10 |
5 | Человек | 16 |
Итого: | 66 |
Содержание программы учебного курса
1 класс
«Неживая природа»:
Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнце. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Занятия людей в течение суток.
«Сезонные изменения (времена года)»:
Осень. Признаки осени. Занятия и одежда детей осенью.
Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой.
Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной.
Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом.
«Растения»:
Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. Разнообразие цветов. Семена. Плоды растений. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни.
«Животные»:
Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. Детёныши животных. Домашние животные. Дикие животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года.
«Человек»:
Человек. Части тела человека. Гигиенические навыки. Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств | % оснащенности |
Литература Основная | ||
1.1 | Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. | 100 |
1.2 | - Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида: подготови-тельный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с. | 100 |
Дополнительная: | ||
2.1 | Дидактические игры: - «Покорми диких животных» - «Покорми домашних животных» - Лото «Растения – животные», «Профессии», «Звери и птицы», «Грибы» и др. Наглядные и демонстрационные пособия: - Растения. Строение растений; - Дикие и домашние животные; - Грибы съедобные и несъедобные; - Человек. Строение человека. Правильная осанка. - Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень. - Вселенная. Космос. Солнечная система. | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886287-1485796600.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886287-1485796600.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409676-1393065653.jpg)
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1352649-1692615559.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая рограмма учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831062-1476443060.jpg)
Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1216361-1581077358.jpg)
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...