РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Мир природы и человека для 3 – 4 классов
рабочая программа (3 класс)

Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Мир природы и человека», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mir_prirody_3-4_kl_fgos.docx327.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Мир природы и человека

для 3 – 4 классов

(в соответствии с ФГОС, вариант 1)

на 2020/2021 учебный год

Составитель:               Ярош Л. Т.        ___________________

                                                                              (подпись)

Дата составления программы _______________________________

Пояснительная записка

         Адаптированная образовательная программа  начального общего образования по предмету «Мир природы и человека», адаптированная для учащихся 3 – 4  класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

         Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

         Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

           Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

            Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека.

         Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании

простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

          Задачи:

          1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

         2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

         3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

         4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

          5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

            -Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

            -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599

             - Устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;

             -Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта, утвержденная приказом директора школы-интерната № п.г.т.Новобурейский от 14.09.2020 г. № 216.

- «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната

№5 п.г.т.Новобурейский.

- «Положение о текущей аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната №5

п.г.т.Новобурейский.

             За основу использована адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом директора школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский. Также использована авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

             Выбор данных программ обусловлен тем, что они отвечают особенностям данной категории детей, их разноуровневой подготовки к обучению. Учебно-методический комплекс, имеющийся в школьной библиотеке, соответствует данной программе. Программы использованы с изменениями, т.к. на момент обучения у всех обучающихся знания по предмету «Мир природы и человека» не сформированы. Программы будут корректироваться в течение учебного года с учетом проведенной диагностики и мониторинга учащихся.          

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу, с учетом диагнозов детей, рекомендаций ЦПМПк, уровня обучаемости учащихся и их психофизических возможностей.            

             Педагогическая характеристика класса:

              В 3 – 4 классах семь обучающихся: 3 девочки и 4 мальчика. Все дети до этого обучались в других школах. Лена Д., Артем П., Влад С., Захар С.  приехали из других районов области, поэтому эти обучающиеся будут проживать в нашей школе – интернате, а  у Вероники С., Вани Ш. и Риты М. – дневное пребывание. У всех обучающихся знания об окружающем мире плохо сформированы, дети не понимают смысла многих предметов, явления природы, не знают о взаимосвязи живой и неживой природы. Речь, как средство общения у всех обучающихся есть, однако, у Вероники С. и Влада С.  она с дефектами, плохо доступна пониманию. Мелкая моторика развита очень слабо у большинства обучающихся этого класса.  Все обучающиеся этого класса   не соблюдают орфографический режим при оформлении работ. Все дети нуждаются в организующей и разъясняющей помощи педагога на каждом этапе работы на уроке.

Несмотря на то, что обучение ведётся 3 – 4 год, обучающимися   не усвоена программа обучения предмета «Мир природы и человека» за 2 класс, поэтому предлагаемая программа ориентирована на:

Учебник «Мир природы и человека». 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. 

          Программно -  методический материал представлен следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

 Реализация рабочей   программы учебного предмета «Мир природы и человека» в 2020/2021 учебном году рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, по 1 часу в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

            В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

            1.Личностные результаты:

            У обучающихся будут сформированы:

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

           2.Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:

Обучающиеся усвоят следующие представления:

- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека;

- о гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в живой и неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении тепла, света в жизни растений и животных.

Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют умениями:

• называть изученные объекты и явления;

• различать 2–3 вида комнатных растений, называть их части;

• ухаживать за комнатными растениями;

• различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

• различать изученных домашних и диких животных, рыб;

• выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи;

• различать признаки времен года.

Получат возможность овладеть умениями:

• правильно называть изученные объекты и явления;

• различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

• различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

• различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

• выполнять элементарные гигиенические правила;

• различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность).

Таким образом, усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /«неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

По критерию прочности предметные результаты оцениваются как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

При проверке знаний, умений и навыков учитываются:

- понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;

- логичность построения ответа;

- знание терминологии (по изучаемой теме);

 - практическое применение полученных знаний и умений.

«5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;

- строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;

- правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;

- самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.

«4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;

- нуждается в помощи при построении сложных предложений;

- требует помощи в логическом построении предложения, диалога;

«3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;

- употребляет при пересказе простые предложения;

- нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных

высказываний;

- дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;

- не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.

Текущая и промежуточная аттестация обучающихся 1-4 классов осуществляется в соответствии со школьными локальными актами – «Положением о текущей аттестации», «Положением о промежуточной аттестации». Система оценки знаний и умений обучающихся разрабатывается и описывается каждым учителем, ведущим обучение в 1-4 классах, в рабочих программах по учебным предметам, в соответствии с АООП, с учетом общей характеристики класса и индивидуальных особенностей отдельных обучающихся.

Содержание учебного предмета

Мир природы и человека.

             Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Достаточный уровень: самостоятельно различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе; правильно называть изученные объекты и явления.

Минимальный уровень: с помощью учителя различать признаки времен года.

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Достаточный уровень: иметь первичные представления о температуре и о термометре как приборе для измерения температуре; знать о значении воды для жизни растений, животных, человека.

Минимальный уровень: с помощью учителя различать воду в природе и уметь рассказывать о значении воды для жизни растений, животных и человека.

Живая природа. Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Достаточный уровень: самостоятельно различать 3 – 4 комнатных растения, их части; осуществлять уход за комнатными растениями; различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объясняя, где они растут, как используются человеком.

Минимальный уровень: с помощью учителя различать 2 – 3 вида комнатных растений, называть их части, ухаживать за комнатными растениями; различать наиболее распространенные овощи и фрукты. 

Живая природа. Животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Достаточный уровень: самостоятельно различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.

Минимальный уровень: с помощью учителя различать изученных домашних и диких животных и рыб.

Живая природа. Человек.

Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Достаточный уровень: самостоятельно выполнять элементарные гигиенические правила.

Минимальный уровень: с помощью учителя выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Учебно-тематический план

Название темы (раздела)

Кол-во часов на изучение

Сезонные изменения в природе.

2

  1.  

Времена года.

14

Неживая природа.

4

Живая природа. Растения.

7

Живая природа. Животные. Рыбы.

4

Живая природа. Человек.

3

Итого

34

Основные умения и навыки. 

Ученики должны знать:

-названия домашних и диких животных, рыб;

-названия овощей и фруктов;

-названия времен года.

Ученики должны уметь:

-правильно называть изученные объекты и явления;

-различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

-описывать повадки, образ жизни домашних и диких животных, рыб;

-различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе;

-выполнять элементарные гигиенические правила.  

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

 Литература для учителя:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.

Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.

Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

  Дополнительная литература для учащихся:

Борис Житков

  • «Рассказы о животных»

Виталий Бианки

  • «Лесные домишки»

Керр Джудит

  • «Рассеянная Мяули»;
  • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

Мария Ваго

  • «Записки черного кота»

Виталий Бианки

  • «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин

  • «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Ольга Перовская

  • «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб

  • «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров

  • «Мои звери»;
  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский

  • «Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин

  • «Зверье мое»

Вера Чаплина

  • «Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин

  • «Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь

  • «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев

  • «Лесные загадки»

Николай Сладков

  • «Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев

  • «Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен

  • «Бемби»

Константин Сергиенко

  • «До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.


Литература для родителей:

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.

Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.

  Интернет ресурсы:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Академия таланта - Всероссийские конкурсы для детей и педагогов http://aktalant.ru/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК

Календарно-тематическое планирование

34 учебные недели (1 час в неделю). Всего 34 часа

№п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов

Дата

Сезонные изменения в природе. (2 часов)

1

Влияние солнца на смену времен года.

Рассматривание рисунков, объяснения признаков времен года. Составление рассказа по теме. Работа с пословицей, с закличкой.

1

2

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

Описание действий детей в разное время суток по иллюстрациям. Закрепление названий приемов пищи в разное время суток. Составление рассказа, рисование по теме «Моя семья». Определение времени года по картинке

1

Времена года (4 часа).

3

Времена года. Осень.

Нахождение признаков лета, осени по рисункам. Сравнение схем. Наблюдения за листопадом, выяснение значения слова «листопад». Составление рассказа о погоде за окном. Чтение стихотворения. Запоминание названий осенних месяцев.

1

4

Животные осенью.

Рассматривание животных на картинке, животных, впадающих в спячку. Чтение текста, составление рассказа о еже. Понятие «сорока-белобока». Выбор способов и продуктов питания зимующих птиц по иллюстрациям.

1

5

В гости к осени. Экскурсия в парк.

Экскурсия в природу, сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев, наклеивание листьев в тетрадь.

1

6

Занятия людей осенью.

Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. Работа по изготовлению кормушки для птиц.

1

Неживая природа. (4 часа)

7

Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.

Работа с рисунком. Опыт и его зарисовка в тетрадь.

1

8

Вода в природе. Значение воды.

Составление рассказа об использовании горячей воды. Работа с рисунком термометра. Наблюдение за изменениями показателей термометра; запись в тетради: температура тела здорового человека, температура кипения воды, температура воздуха зимой и летом.

1

9

Вода в природе.

Рассматривание рисунков с чтением подписей. Нахождение и показ водоемов, занятия на водоемах летом, зимой. Опыт с паром. Опасность пара.

1

10

Значение воды.

Работа с картинками (животные, живущие только в воде, растения без воды). Составление рассказа об использовании воды.

1

Живая природа. Растения. (7 часов)

11

Комнатные растения.

Рассматривание рисунка. Словарная работа, нахождение комнатных растений по параметрам. Зарисовка комнатного растения

1

12

Части растений.

Рассматривание и показ на рисунках частей растений, зарисовка. Чтение и заучивание стихотворения, рассказ.

1

Времена года. (4 часа)

13

Времена года. Зима.

Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад». Дополнение предложений. Объяснение пословицы. Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа по теме.

Чтение стихотворения. Работа над рисунками к любому четверостишию.

1

14

Растения зимой.

Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева

1

15

Животные зимой.

Составление рассказа о жизни животных зимой. Чтение текста. Составление рассказа по теме. Отгадывание загадок о животных

1

16

Занятия людей зимой.

Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. Работа по изготовлению кормушки для птиц.

1

Живая природа.

17

Жизнь растений. Огород. Овощи.

Определение объектов по рисункам. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа.

1

18

Овощи в питании человека.

Работа с рисунками, схемами, работа с загадками. Ответы на вопросы Перечисление любимых овощей, зарисовка Составление описательного рассказа о любимом овоще.

1

19

Сад. Фрукты.

Называние объектов природы. Составление рассказа по картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов.

1

20

Фрукты в питании человека.

Работа с рисунками, схемами, работа с загадками. Ответы на вопросы. Перечисление любимых фруктов, зарисовка. Составление описательного рассказа о любимом фрукте.

1

21

Уход за растениями сада и огорода.

Ответы на вопросы Нахождение садового инструмента на картинке, соотнесение с натуральными объектами. Зарисовка садового инструмента. Правильное использование инструмента (выбор картинки).

1

Живая природа. Животные. (4 часа)

22

Дикие и домашние животные.

Составление рассказа о домашних и диких животных. Ответы на вопросы

1

23

Кошка и рысь. Породы кошек.

Сравнение объектов на рисунке, зарисовка в тетради заучивание прибаутки. Ответы на вопросы. Составление рассказа о животном по плану Составление рассказа о породах кошек.

1

24

Собака и волк. Породы собак.

Рассматривание рисунка. Нахождение объектов, классификация. Составление рассказа по рисунку. Составление рассказа по плану. Классификация собак по породе. Ответы на вопросы.

1

25

Рыбы.

Рассматривание схемы. Определение строения рыбы. Ответы на вопросы. Зарисовка Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия. Составление рассказа по рисунку.

1

Времена года. (4 часа)

26

В гости к весне.

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Работа со схемами. Чтение и запоминание правил поведения в природе. Разучивание заклички о весне. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны.

1

27

Растения весной.

Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов Составление рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия. Зарисовка увиденных объектов природы. Составление рассказа по рисунку «Приход весны»

1

28

Животные весной.

Составление рассказа о жизни животных весной. Чтение текста. Составление рассказа по теме. Отгадывание загадок о животных

1

29

Занятия людей весной.

Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. Работа по изготовлению кормушки для птиц.

1

Живая природа. Человек. (3 часа)

30

Гигиена тела человека.

Работа с рисунками, схемами, ответы на вопросы, работа с загадками.Составление рассказа. Отработка гигиенических навыков

1

31

Органы пищеварения.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объекта. Ответы на вопросы.

1

32

Питание человека.

Рассматривание рисунков. Классификация предметов. Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы. Составление рассказа по рисунку. Отработка навыков правильного питания Отработка навыков профилактики отравлений

1

Времена года.

33

Лето. Растения и животные летом.

Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы. Составление рассказа о птицах. Работа по схемам. Отработка названий летних месяцев. Определение по рисунку способа питания и места проживания животных Рассматривание и называние опасных насекомых.

1

34

Занятия людей летом.

Рассматривание рисунков. Чтение текста. Составление рассказа. Слушание текста, ответы на вопросы. Нахождение в тексте и запоминание правил поведения во время грозы. Рисование рисунка о правилах поведения в лесу, составление рассказа о летнем лесе.

1

Итого: 34 часа

Перечень учебно-методических средств обучения

            - Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение,   2014 г.        

        - Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII  вида: подготови-тельный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с.        

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека» для 2 класса

1 четверть

Тест № 1 по теме «Сезонные изменения в природе»

1.От чего зависит смена времён года:

а) от положения солнца;

б) от положения луны;

в) от направления ветра.

2.В какой последовательности происходит смена времён года:

а) зима, лето, весна, осень;

б) осень, зима, весна, лето;

в) осень, лето, весна, зима.

3.Допиши пропущенное слово в сутках:

утро

вечер

ночь

4.Определи, какое время суток летом длится дольше:

а) утро;

б) день;

в) ночь.

5.Определи, какое время суток зимой длится дольше:

а) утро;

б) день;

в) ночь.

6.В какое время года солнце светит меньше, листья на деревьях желтеют и опадают:

а) лето ;

б) осень;

в) весна.

7.Что означает слово «листопад»:

а) падает снег;

б) идёт дождь;

в) опадают листья.

8.Почему осенью улетаю птицы:

а) нечего есть;

б) холодно;

в) хочется путешествовать

9.Какие месяцы относятся к осенним:

а) март, апрель, май;

б) сентябрь, октябрь, ноябрь;

в) июнь, июль, август.

10.Какой месяц осени называют поздней осенью, начинаются заморозки, выпадает первый снег:

а) сентябрь;

б) октябрь;

в) ноябрь.

Оценка результатов теста:_______________

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов


2 четверть

Тест №2 по теме «Живая природа. Комнатные растения»

1. Как называются растения, которые выращивают в своих домах:

а) комнатные;

б) садовые.

2. Соединить правильно названия части растений:

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/10/s_5d25d4b47f425/1182676_1.jpeg

Лист

Стебель

Цветок

Корень

3. Корень…

а) удерживает растение в земле, всасывает воду;

б) помогает растению тянуться к свету.

4. Стебель..

а) помогает растению тянуться к свету;

б) из них образуются плоды и семена.

5. Растения очищают воздух с помощью

а) листьев;

б) корней.

6. Лист клёна покрась жёлтым цветом, лист дуба – коричневым, лист берёзы –зелёным.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/10/s_5d25d4b47f425/1182676_2.jpeg

7. Растению нужны для жизни:

а) свет в) лёд д) тепло

б) вода г) воздух е) холод

8. Растения, которые любят воду называются..

а) влаголюбивые

б) засухоустойчивые

9. Растения, которые любят свет называются..

а) светолюбивые

б) тенелюбивые

10. Ухаживая за комнатными растениями их ….

а) не надо поливать;

б) надо поливать

Оценка результатов теста:_______________

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов


3 четверть

Тест №3 по теме «Живая природа. Животные»

1.К какой природе относятся животные?

А) к живой;

Б) к неживой.

2. Животные, которые не могут жить без заботы человека, называются…

А) дикие животные;

Б) домашние животные.

3. Животные, которые живут в лесу, сами заботятся о себе,

называются ….

А) домашние животные;

Б) дикие животные.

4. По картинкам определи названия животных (укажи стрелками)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/10/s_5d25d4b47f425/1182676_3.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/10/s_5d25d4b47f425/1182676_4.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/10/s_5d25d4b47f425/1182676_5.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/10/s_5d25d4b47f425/1182676_6.jpeg

БЕЛКА СВИНЬЯ ЗАЯЦ КОШКА

5. Кто из них относится к ДОМАШНИМ, а кто к ДИКИМ?

(Укажи стрелками)

6. К каким животным относится рысь?

А) к диким;

Б) к домашним.

7. Внешне рысь похожа по форме головы, тела, лап, ушей на …

А) кошку;

Б) собаку.

8. У кошки и рыси глаза…

А) хорошо видят в темноте;

Б) плохо видят в темноте.

9. На какое дикое животное по строению тела похожа собака?

А) на волка;

Б) на лису

10. Собаки и волки …

А) быстро бегают;

Б) медленно бегают.

Оценка результатов теста:_______________

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов

4 четверть

Тест №4 по теме «Живая природа. Человек»

1.К какой природе относится человек?

А) живой;

Б) неживой.

2.Здоровый человек…

А) всегда бодрый и весёлый;

Б) у него плохое настроение, слабость.

3.Что нужно делать, чтобы стать сильным, ловким, здоровым?

А) заниматься спортом, делать зарядку;

Б) теплее одеваться и сидеть дома у телевизора.

4.Наши лучшие друзья –

А) компьютер, конфеты, чипсы;

Б) солнце, воздух и вода.

5.Органы пищеварения человека:

А) нос, легкие;

Б) рот, пищевод, желудок, кишечник.

6.Полезные питательные вещества человек получает из…

А) воздуха;

Б) продуктов.

7.Из чего делают сметану, творог, сливочное масло?

А) из молока;

Б) из муки.

8.Кто хочет вырасти сильным и крепким, нужно есть

А) мясные продукты;

Б) кондитерские изделия.

9.Много витаминов содержится …

А) в овощах и фруктах;

Б) в конфетах и печенье.

10.Во время еды нужно…

А) проглатывать большие куски пищи;

Б) пережёвывать пищу тщательно.

Оценка результатов теста:_______________

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ".

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы о...

Рабочая программа и КТП по учебному предмету " Мир природы и человека" 2 класс ФГОС для УО

      Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» ( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена н...

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы" 3-4 классы

Рабочая программа по  учебному предмету "МИР ПРИРОДЫ" на 2 года...

Тест по учебному предмету "Мир природы и человека" 2 класс

Итоговый тест по предмету "Мир природы и человека" 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" (вариант 1) 1 (доп.) класс

Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимод...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...