Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека ", 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_mir_prirody_3b.docx | 90.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 95»
Утверждаю Директор ГКОУ «Школа№95» Гундерчук Л.А. __________________ Приказ № 85-О От « » августа2024г. | Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № 1 от « » августа 2024г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 От « » августа 2024г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Мир природы и человека»
Класс 3 б
Количество часов 34
Учитель : Кошелева Татьяна Ивановна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебник: Мир природы и человека 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова –М., Просвещение, 2024 г.
г.Нижний Новгород
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Мир природы и человека» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
6. Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
8. Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
9. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) « Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
11. Министерство образования и науки РФ письмо от 04 апреля 2016 г. № ВК-744 "План профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ".
12. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"
13. Письмо Минпросвещения России от 11 января 2023г. №АБ-25/07 "О направлении информации" с разъяснениями об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
14. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2017г. №961.
15. Письмо Минобрнауки России «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016 № 07-3517.
16. АООП (1 вариант) ГКОУ «Школа № 95» на 2024-2025 учебный год;
17. Учебный план АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГКОУ «Школа № 95».
18. Учебный календарный график ГКОУ «Школа № 95» на 2024 – 2025 учебный год.
19. Расписание уроков на 2024 - 2025 учебный год.
20. Устав ГКОУ «Школа № 95».
21. Положение о рабочей программе ГКОУ «Школа № 95».
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
- углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
- развитие навыков устной коммуникации;
- закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
- формирование элементов образного и аналитического мышления;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:
- закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
- изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
- формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Характеристика познавательных особенностей обучающихся 3 б класса
В 3 б классе 12 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении, для них составлена индивидуальная учебная программа.
Во третьем классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. 1 чел. обучается по программе ФГОС О УО (ИН) (2 вариант) (Даниил С.). С 01.09.24 прибыла в класс Василиса М.
По уровням восприятия учебной информации класс делится на следующие группы:
1 уровень- Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.-3 чел. (Денис З., Левент Д., Михаил Б.)
2 уровень - Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.-4 чел. (Максим Л., Полина Г., Кира Ю., Артем К.)
3 уровень - Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания – 1 чел. (Егор С.)
Все дети слабо понимают явления окружающей действительности. У них нет достаточных знаний о человеке и природе. Поэтому в ходе изучения курса «Мир природы и человека» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мира природы и человека, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об окружающем мире.
Третий год обучения продолжает работу, начатую в первом и втором классах.
Задачи этого периода:
- закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
- изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.
Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи: знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
Вместе с тем, умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
по источнику знаний:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические –практические работы; игры.
по характеру познавательной деятельности обучающихся:
-проблемного изложения;
-частично-поисковые;
-исследовательские.
Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы уроков:
а)ведущие формы:
-урок-игра,
-урок-экскурсия,
-практические занятия;
б) другие формы уроков:
-интегрированный,
-урок-викторина,
-виртуальная экскурсия,
-уроки –путешествия;
-уроки с элементами исследования.
Виды и формы организации работы на уроке:
-коллективная;
-фронтальная;
-групповая;
-индивидуальная работа;
-работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
-технология исследовательской направленности;
-здоровьесберегающая технология ;
-технология игрового обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология проблемного обучения.
Время работы с электронными средствами обучения на уроке
Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4 классы - 10 мин.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке
1.Интерактивной доски дети до 10 лет-20 мин.; Дети старше 10 лет-30 мин.
2.Компьютера 1-2 кл. – 20 мин.; 3-4 кл. – 25 мин.
Элементы образовательных технологий:
-здоровьесберегающая технология ;
-технология игрового обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Школа №95» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по учебному предмету «Мир природы и человека»
Личностные:
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
- воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные:
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
- иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;
- знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
- ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
- составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
- иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
- давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- знать правила гигиены частей тела;
- знать отличительные существенные признаки групп объектов;
- знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
- уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
- выполнять доступные природоохранительные действия;
- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
- использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Направление воспитания | ЭОР/ЦОР |
1 | Неживая природа. | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
2 | Времена года. Осень. | 3 | ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды. | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
3 | Живая природа. Растения. | 7 | ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды. | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
4 | Времена года. Зима. | 3 | ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды. | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
5 | Живая природа. Животные. | 5 | ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды. | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
6 | Времена года. Весна. | 2 | ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды. | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
7 | Живая природа. Человек. | 7 | ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
8 | Времена года. Лето. | 3 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
итого | 34 |
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
- устный опрос;
- творческие и практические работы;
- самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и учебного года в сроки, установленные календарным учебным графиком, графиком контрольных работ Учреждения.
Учебный год для обучающихся 3 классов заканчивается промежуточной (годовой) аттестацией, к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных работ и может проводиться:
- в 3 классе – по четвертям.
Промежуточная аттестация проводится до окончания учебного года Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:
- беседа по тематическим иллюстрациям
Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 3 класса осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти. Оценка за четверть по предмету определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.
Четвертная оценка по учебному предмету «Мир природы и человека» считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету.
Программа формирования базовых учебных действий через освоение учебного предмета «Мир природы и человека».
Рабочая программа учебному предмету для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Группа БУД действий | Перечень учебных действия | Образовательная область Учебный предмет | Формы и приемы работы |
1. Личностные учебные действия | 1.1.осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями | Естествознание Мир природы и человека | Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения. |
1.2.самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений | Самостоятельные задания и работы. | ||
2.Коммуникативные учебные действия | 2.1.вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс) | Естествознание Мир природы и человека. | Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа. |
2.2использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Проигрывание ситуаций, игры. | ||
2.3Обращаться за помощью и принимать помощь | Сигнальные карточки | ||
2.4слушать и понимать инструкцию к учебному заданию | Переход от пошаговой к общей инструкции. | ||
3.Регулятивные учебные действия | 3..1входить и выходить из учебного помещения со звонком | Естествознание Мир природы и человека. | Четкие требования к обучающимся, воспитанникам, ежедневная отработка правил поведения на уроке и в школе, тематические игры, игровые ситуации. Поощрения. |
3.2.ориентироваться в пространстве класса | |||
3.3.пользоваться учебной мебелью | |||
3.4.адекватно использовать ритуалы школьного поведения | |||
3.5.работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место | |||
3.6.принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |||
3.7.активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия | |||
3.8.соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | |||
3.9.передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | |||
4.Познавательные учебные действия | Учебно-управленческие умения: 4..1Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. 4.2. Понимать и соблюдать последовательность действий. Учебно-информационные умения: 4.3.Выразительно говорить. 4.4.Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову. 4.5.Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку. Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения). 4.6.Осуществлять коллективное описание компонентов объекта. | Естествознание Мир природы и человека. | Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. |
Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании диагностических заданий, разработанных учителем, организуется и проводится в последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 -2 балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
7 - 8 баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
9 – 10 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио) обучающегося.
Формы промежуточной аттестации.
В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов, которая определяет уровень и качество освоенных обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 3 классе проводится в следующих формах:
- Беседа по тематическим иллюстрациям
Результаты овладения обучающимися программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Она проводится в форме наблюдения. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Порядок промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с 3 четверти 2 класса по итогам учебной четверти, по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 3-х классов.
Отметка по пятибалльной системе применяется с 3 четверти 2 класса до 4 класса включительно.
Все мероприятия по оценке качества обученности в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно плана работы Учреждения, годового календарного учебного графика, утвержденного директором Учреждения.
Формы и методы оценки обучающихся
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется система отметок по 5-ти балльной шкале, которая включает в себя следующие компоненты: качественный компонент, количественный компонент и объём верно выполненных заданий.
Балльная отметка вводится с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надёжность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения предметных результатов, который оценивается с точки зрения:
- частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
- полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
- самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).
Объём верно выполненных заданий относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:
- отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
- отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме наблюдения.
Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель разрабатывает специальные диагностические работы:
- задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых учебных действий.
Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения обучающихся Учреждения, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года. Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.
Формами текущего контроля успеваемости
- устный опрос;
-беседа по тематическим иллюстрациям
В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами Учреждения разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.
Критерии оценки предметных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
Оценка предметных результатов обучающихся
в результате освоения программы
ГКОУ «Школа №95» не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальными нарушениями. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Оценка предметных результатов включает в себя оценивание предметных результатов, а также уровень сформированности базовых учебных действий (БУД).
Уровни сформированности предметных результатов:
Уровень | Условное обозначение | Критерий |
Достаточный | В (высокий) | Полное усвоение информации, независимость от взрослого в выполнении задания, умение объяснить свои действия. |
В/С (выше среднего) | Усвоение сведений в основном, за исключением отдельных деталей, потребность в организующей поддержке, умение ответить на все вопросы по содержанию деятельности. | |
С (средний) | Частичное усвоение в объеме более половины от заданного, потребность в помощи в виде наглядных опор, умение ответить на основные вопросы по содержанию деятельности. | |
Минимальный | Н/ (ниже среднего) | Частичное усвоение в объеме менее половины от заданного, потребность в практической помощи, умение ответить на отдельные вопросы по содержанию деятельности. |
Н (низкий) | Усвоение отдельных случайных сведений, полная зависимость от взрослого в выполнении задания, отсутствие осознанности, неумение отвечать на вопросы. |
Педагогами заполняется сводная таблица «Таблица образовательных результатов по учебному предмету».
Балльная отметка
Балльная отметка вводиться с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надёжность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения предметных результатов, который оценивается с точки зрения:
- частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
- полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
- самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).
Объём верно выполненных заданий относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:
- отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
- отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов.
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
- текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
- внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Оценке не подлежит:
- темп работы обучающегося с нарушением интеллекта;
- личностные качества;
- своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель обучения - формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности
№/ п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Стартовая (входная) работа | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. | Фиксируется учителем в журнале (в том числе в электронном) и в дневнике обучающегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
2. | Диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач. | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи. | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
3. | Контрольно- обобщающий урок | Не более одного раза в месяц | Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня. | Учитель проверяет и оценивает выполненные обучающимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей обучающихся. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
4. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля - май | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. | Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и итоговой работы. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
5. | Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. | Май | Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы. | В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения обучающегося за учебный год. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
6 | Мониторинг «Динамика развития личности» | 2 раза в год Сентябрь, апрель/май | Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей | Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1.Матвеева Н.Б., И.А. Ярочкина, ,М.А. Попова, Куртова Т.О. Мир природы и человека 3 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2024.
2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2023.
3. Матвеева Н.Б., И.А. Ярочкина, ,М.А. Попова, Куртова Т.О. Мир природы и человека 3 класс, в 2-х частях. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2024.
Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы.
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета.
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и др.
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска;
экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы):
Приложение 1.
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»
1. В какое время года бывает похолодание, заморозки, листопад?
А) осенью | В) зимой |
Б) летом | Г) весной |
2. Отметь, что делают животные зимой.
А) готовят запасы | В) впадают в спячку |
Б) улетают на юг | Г) меняют окраску |
3. Какое растение появляется рано весной?
А) ландыши | В) лиственница |
Б) клубника | Г) сирень |
4. Заполни таблицу
Признаки осени | Признаки весны |
1) | 1) |
2) | 2) |
5. Отметь, что не относится к свойствам воды?
А) без цвета | В) без запаха |
Б) без вкуса | Г) без звука |
6. Напиши, какие бывают осадки:
Летом | Зимой |
7. Распредели слова свекла, груша, смородина, морковь, капуста, слива по группам и заполни таблицу:
Растёт в саду | Растёт в огороде |
8. Из какой части растений образуются плоды и семена:
А) корень | В) цветок |
Б) стебель | Г) лист |
9. Приведи примеры, как нужно ухаживать за растениями:
1) |
2) |
3) |
10. У кого есть голова, жабры, хвост, туловище и плавники?
А) звери | В) птицы |
Б) рыбы | Г) насекомые |
11. Отметь продукты, которые уже готовы к употреблению:
А) молоко и сыр | В) рис и гречка |
Б) мясо и рыба | Г) кабачки и картофель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)"
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)" для 1-4 классов по УМК "Школа России", автор учебника А.А.Плешаков....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...