Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека ", 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Кошелева Татьяна Ивановна
Для образовательных организаций, реализующих АООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_mir_prirody_3b.docx90.78 КБ

Предварительный просмотр:

444

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа № 95»

Утверждаю

Директор ГКОУ «Школа№95»

Гундерчук Л.А.

__________________

Приказ № 85-О

От «   » августа2024г.

Рассмотрено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «    »  августа 2024г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

От «    » августа 2024г.

Рабочая программа

по учебному предмету  «Мир природы и человека»

                                       

Класс 3 б

Количество часов 34

Учитель : Кошелева Татьяна Ивановна

         

           Программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

           

             Учебник: Мир природы и человека 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова –М., Просвещение, 2024 г.

г.Нижний Новгород

2024г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Мир природы и человека» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

4.        Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07).

5.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

6.        Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  

7.        Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

8.        Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

9.        Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) « Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

10.        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

11.        Министерство образования и науки РФ письмо от 04 апреля 2016 г. № ВК-744 "План профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ".

12.        Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"

13.        Письмо Минпросвещения России от 11 января 2023г. №АБ-25/07 "О направлении информации" с разъяснениями об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

14.        Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе  федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2017г. №961.

15.        Письмо Минобрнауки России «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016 № 07-3517.

16.         АООП (1 вариант) ГКОУ «Школа  № 95» на 2024-2025 учебный год;

17.         Учебный план  АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГКОУ «Школа № 95».

18.         Учебный календарный график ГКОУ «Школа № 95» на 2024 – 2025 учебный год.

19.         Расписание уроков на 2024 - 2025 учебный год.

20.         Устав ГКОУ «Школа № 95».

21.         Положение о рабочей программе ГКОУ «Школа № 95».

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).        

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение связей между объектами природы.

Задачи обучения:

  • углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
  • формирование элементов образного и аналитического мышления;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:

  • закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
  • изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
  • формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
  • воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Характеристика познавательных особенностей обучающихся 3 б класса

В 3 б классе 12 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении,  для них составлена  индивидуальная  учебная программа.  

Во третьем классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. 1 чел. обучается по программе ФГОС О УО (ИН) (2 вариант)  (Даниил С.). С 01.09.24 прибыла в класс Василиса М.

По уровням восприятия учебной информации класс делится на следующие группы:

1 уровень- Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.-3 чел. (Денис З., Левент Д., Михаил Б.)

2 уровень - Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.-4 чел. (Максим Л., Полина Г., Кира Ю., Артем К.)

3 уровень - Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания – 1 чел. (Егор С.)

  Все дети слабо понимают явления окружающей действительности. У них нет достаточных знаний о человеке и природе. Поэтому в ходе изучения курса «Мир природы и человека» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

       Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мира природы и человека, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»

Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию  представлений об окружающем мире.

Третий год обучения продолжает работу, начатую в первом и втором классах.

Задачи этого периода:

- закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

- закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

 - изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи: знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

Вместе с тем, умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.

Основной формой организации  процесса обучения является урок.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

по источнику знаний:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические –практические работы; игры.

по характеру познавательной деятельности обучающихся:

-проблемного изложения;

-частично-поисковые;

-исследовательские.

        Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые  методы, практические работы.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы уроков:

а)ведущие формы:

-урок-игра,

-урок-экскурсия,

-практические  занятия;

б) другие формы уроков:

-интегрированный,

-урок-викторина,

-виртуальная экскурсия,

-уроки –путешествия;

-уроки с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

-коллективная;

-фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная работа;

-работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

-технология исследовательской направленности;

-здоровьесберегающая технология        ;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Время работы с электронными средствами обучения на уроке

Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4 классы - 10 мин.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке

1.Интерактивной доски дети до 10 лет-20 мин.; Дети старше 10 лет-30 мин.

2.Компьютера 1-2 кл. – 20 мин.;  3-4 кл. – 25 мин.

Элементы образовательных технологий:

-здоровьесберегающая технология        ;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Школа №95» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).

Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.  

Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по учебному предмету «Мир природы и человека»

Личностные:

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
  • воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
  • правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
  • иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;
  • знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
  • ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
  • составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
  • давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • знать правила гигиены частей тела;
  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;
  • знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
  • уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
  • выполнять  доступные природоохранительные действия;
  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
  • использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Направление  воспитания

ЭОР/ЦОР

1

Неживая природа.

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

2

Времена года. Осень.

3

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

3

Живая природа. Растения.

7

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

4

Времена года. Зима.

3

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

5

Живая природа. Животные.

5

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

6

Времена года. Весна.

2

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

7

Живая природа. Человек.

7

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды.

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

8

Времена года. Лето.

3

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

итого

34

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей  программы по учебному предмету «Мир природы и человека»

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка достижений  обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.  Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

  • устный опрос;
  • творческие и практические работы;
  • самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты  выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
  • «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной  программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
  • полнота ответа;
  • умение практически применять свои знания;
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов:

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - не ставится.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится  в конце каждой четверти и учебного года в сроки, установленные  календарным учебным графиком, графиком контрольных работ Учреждения.                                                                                                                                       

                Учебный год для обучающихся 3 классов заканчивается промежуточной (годовой) аттестацией,  к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных работ и может проводиться:

-  в 3 классе – по четвертям.

Промежуточная   аттестация проводится до окончания учебного года Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:

- беседа по тематическим иллюстрациям

Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 3 класса осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти. Оценка за четверть по предмету определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.

Четвертная оценка по учебному предмету «Мир природы и человека» считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету.

Программа формирования базовых учебных действий через освоение учебного предмета   «Мир природы и человека».

Рабочая программа учебному предмету для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Группа БУД действий

Перечень учебных действия

Образовательная область

Учебный предмет

Формы и приемы работы

1. Личностные учебные действия

1.1.осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Естествознание

Мир природы и человека

Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения.

1.2.самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Самостоятельные задания и работы.

2.Коммуникативные учебные действия

2.1.вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)

Естествознание Мир природы и человека.

Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа.

2.2использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Проигрывание ситуаций, игры.

2.3Обращаться за помощью и принимать помощь

Сигнальные карточки

2.4слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Переход от пошаговой к общей инструкции.

3.Регулятивные учебные

действия

3..1входить и выходить из учебного помещения со звонком

Естествознание Мир природы и человека.

Четкие требования к обучающимся, воспитанникам, ежедневная отработка правил поведения на уроке и в школе, тематические игры, игровые ситуации.

Поощрения.

3.2.ориентироваться в пространстве класса

3.3.пользоваться учебной мебелью

3.4.адекватно использовать ритуалы школьного поведения

3.5.работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

3.6.принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

3.7.активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

3.8.соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

3.9.передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

4.Познавательные учебные действия

Учебно-управленческие умения:

 4..1Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

4.2. Понимать и соблюдать последовательность действий.

Учебно-информационные умения: 

4.3.Выразительно говорить. 4.4.Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову.

4.5.Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку.

Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения).

4.6.Осуществлять коллективное описание компонентов объекта.

Естествознание Мир природы и человека.

Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании диагностических заданий,  разработанных учителем, организуется и проводится  в последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся  не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 -2  балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

7 - 8  баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

9 – 10  баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио) обучающегося.

Формы промежуточной аттестации.

В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов, которая определяет уровень и качество  освоенных обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 3 классе проводится в следующих формах:

  • Беседа по тематическим иллюстрациям

        Результаты овладения обучающимися программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

                В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Она проводится в форме наблюдения. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

                В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Порядок промежуточной аттестации

                 Промежуточная аттестация обучающихся проводится с 3 четверти  2 класса  по итогам учебной четверти, по итогам учебного  года.  

Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 3-х классов.                        

                Отметка по пятибалльной системе применяется с 3 четверти 2 класса до 4 класса включительно.

Все мероприятия по оценке качества обученности в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно плана работы Учреждения,  годового календарного учебного графика, утвержденного директором Учреждения.                                                                                                                                      

Формы и методы оценки обучающихся

                Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

                Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется система отметок по 5-ти балльной шкале, которая  включает в себя следующие компоненты: качественный компонент, количественный компонент  и объём  верно выполненных заданий.

        Балльная отметка вводится с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

        Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме наблюдения.

        Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель разрабатывает специальные диагностические работы:

  • задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых учебных действий.

Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения обучающихся Учреждения, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года. Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.                                                                                              

Формами текущего контроля успеваемости

- устный опрос;

-беседа по тематическим иллюстрациям

В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами Учреждения разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.                                                                                          

Критерии оценки предметных  результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Оценка предметных результатов обучающихся

в результате освоения программы

ГКОУ «Школа №95»  не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальными  нарушениями. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу  обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

          Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур,  и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся  и не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценка предметных результатов включает в себя оценивание предметных результатов, а также уровень сформированности базовых учебных действий (БУД).

Уровни сформированности предметных результатов:

Уровень

Условное обозначение

Критерий

Достаточный

В

(высокий)

Полное усвоение информации, независимость от взрослого в выполнении задания, умение объяснить свои действия.

В/С

(выше среднего)

Усвоение сведений в основном, за исключением отдельных деталей, потребность в организующей поддержке, умение ответить на все вопросы по содержанию деятельности.

С

(средний)

Частичное усвоение в объеме более половины от заданного, потребность в помощи в виде наглядных опор, умение ответить на основные вопросы по содержанию деятельности.

Минимальный

Н/

(ниже среднего)

Частичное усвоение в объеме менее половины от заданного, потребность в практической помощи, умение ответить на отдельные вопросы по содержанию деятельности.

Н

(низкий)

Усвоение отдельных случайных сведений, полная зависимость от взрослого в выполнении задания, отсутствие осознанности, неумение отвечать на вопросы.

Педагогами заполняется сводная таблица «Таблица образовательных результатов по учебному предмету».

Балльная отметка

        Балльная отметка вводиться с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов.

Основные виды контроля:

по месту в процессе обучения:

  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
  • пооперационный     контроль,     управляющий     правильностью,     полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся  и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Оценке не подлежит:

  • темп работы обучающегося с нарушением интеллекта;
  • личностные качества;
  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у обучающихся  адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая

(входная)

работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует

коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в журнале (в том числе в электронном) и  в дневнике обучающегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

2.

Диагностическая

работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов

действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся  в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку обучающегося  с интеллектуальными нарушениями.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

3.

Контрольно-

обобщающий урок

Не более одного раза в месяц

Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на

параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.

Учитель проверяет и оценивает выполненные обучающимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля - май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и итоговой работы.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

5.

Предъявление

(демонстрация) достижений

ученика за год.

Май

Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.

В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения обучающегося  за учебный год.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

6

Мониторинг

«Динамика развития личности»

2 раза в год Сентябрь, апрель/май

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

Материально – техническое обеспечение

 Учебно-методический комплект:

1.Матвеева Н.Б., И.А. Ярочкина, ,М.А. Попова,  Куртова Т.О. Мир природы и человека 3 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  – М.: Просвещение, 2024.

2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные  программы  – М.: Просвещение, 2023.

3. Матвеева Н.Б., И.А. Ярочкина, ,М.А. Попова,  Куртова Т.О. Мир природы и человека 3 класс, в 2-х частях. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  – М.: Просвещение, 2024.

Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы.

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета.

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и др.

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска;

экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы):

         

Приложение 1.

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»

1. В какое время года бывает похолодание, заморозки, листопад?

А) осенью

В) зимой

Б) летом

Г) весной

2. Отметь, что делают животные зимой.

А) готовят запасы

В) впадают в спячку

Б) улетают на юг

Г) меняют окраску

3. Какое растение появляется рано весной?

А) ландыши

В) лиственница

Б) клубника

Г) сирень

4. Заполни таблицу

Признаки осени

Признаки весны

1)

1)

2)

2)

5. Отметь, что не относится к свойствам воды?

А) без цвета

В) без запаха

Б) без вкуса

Г) без звука

6. Напиши, какие бывают осадки:

Летом

Зимой

7. Распредели слова свекла, груша, смородина, морковь, капуста, слива по группам и заполни таблицу:

Растёт в саду

Растёт в огороде

8. Из какой части растений образуются плоды и семена:

А) корень

В) цветок

Б) стебель

Г) лист

9. Приведи примеры, как нужно ухаживать за растениями:

1)

2)

3)

10. У кого есть голова, жабры, хвост, туловище и плавники?

А) звери

В) птицы

Б) рыбы

Г) насекомые

11. Отметь продукты, которые уже готовы к употреблению:

А) молоко и сыр

В) рис и гречка

Б) мясо и рыба

Г) кабачки и картофель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)"

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)" для 1-4 классов по УМК "Школа России", автор учебника А.А.Плешаков....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...