урок "Проблемы экологии" с использованием регионального компонента
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Примаченко Надежда Ивановна

Только от нас зависит - какой будет она, наша планета!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_problemy_rodnogo_kraya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (4 класс)  на тему: Проблемы  экологии 

Цель: воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;
  2. Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент;
  3. Учить делать сообщения на природоведческую тематику, учить работе с картой.

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её безопасность, воспитывать потребность в мероприятиях по охране природы.

Оборудование:

Карта, таблички, кроссворд, перфокарты, видеомагнитофон, видеозаписи, фото растений и животных, занесённых в Красную книгу, фото природы.

Ход урока:

  1. Орг. момент, сообщение темы:

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об экологии. Экология – это наука о взаимосвязях в природе.

(дети читают стихи):

Услышу ль сосен шум в полдневный час?

Журчанье струй средь камушков у брода?

О, люди, мыслю я, что есть у всех у нас

Мать одна по имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты

Поля, луга, леса, моря и реки.

Но если…  Впрочем в наш жестокий век понятно всем,

Что это если значит. О, человек!

Природа – мать ни рек и не морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озёр…

Цени её доверие. Природы!

Не обмани её! И в тёмный лес входи, как в храм,

Под мраморные своды.

2. Обоснование темы. Действительно, ребята, мы с вами должны ценить природу, заботиться о ней. Вот послушайте, что может произойти, если человек будет варварски относиться к природе, губить её… (дети читают стихи):

Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая… Но мы её любили, дети,

Её  она ведь первою была для нас и, значит,

Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь зелёная, и хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались убить её  и своего добились…

Да, разрушить природу очень легко. Послушайте печальные факты…

У.: Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км они обнаружили:

  • 14 крупных железобетонных плит;
  • 16 больших труб;
  • 34 куска рельсов;
  • 9 мотков колючей проволоки;
  • 27 изогнутых железных листов;
  • 43 огнетушителя;
  • 18 пил, 31 топор, 112 санок, 36 сковородок;
  • 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 2214 консервных банок и многое другое.

(Далее дети читают материал из учебника)

У.: А в завершение этой печальной картины посмотрите видеосюжет о том, к каким печальным последствиям может привести неразумная, варварская деятельность человека в природе. (демонстрация видеосюжета)

3. Основная часть. Ребята, из этой ситуации есть выход. Какой? (забота, охрана природы)

Кто же должен заботиться об охране природы? (государство и каждый из нас)

На доске появляется схема:

ЭКОЛОГИЯ

ГОСУДАРСТВО     КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК

Каким образом государство может заботиться о сохранении природы? (заповедники, Красная книга, контроль промышленных предприятий)

Схема дополняется соответствующими пунктами.

3. 1.  Красная книга

Ребята, посмотрите, как выглядит Красная книга. Какие растения и животные в неё занесены? (редкие) Да, но в этой книге есть отдельные странички об исчезнувших растениях и животных (чёрные), о тех, которые в данный момент нуждаются в охране (красные), и о тех, чья численность сейчас восстановлена (зелёные).

3. 2. Заповедники

Для того, чтобы спасти исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники. Вы знаете, в чём их отличие? (в заповедниках охраняется вся природа, а в заказниках – определённые виды растений и животных).

Послушайте, какие заповедники созданы на территории нашей страны (учитель показывает заповедники на карте и называет их).

А теперь послушайте описания некоторых растений и животных, которые охраняются в этих заповедниках.

Дети делают краткие доклады и прикрепляют фото своего объекта живой природы на карту в том месте, где он обитает и охраняется.

3. 3. Контроль предприятий

Ребята, вы, конечно, понимаете, что необходимо предотвращать загрязнение окружающей среды заводами и фабриками. Для этого государство должно контролировать постройку очистных сооружений, штрафовать предприятия за несоблюдение природоохранных правил.

Таким образом, государство играет очень важную роль в охране природы.

Теперь мы бы хотелось посмотреть, как вы запомнили основные пункты первой части урока (предлагаются перфокарты).

Физминутка.

3. 4. Роль каждого человека

Но не только государство, но и каждый человек должен заботиться об охране окружающей среды (учитель читает стихотворение):

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте!

Посмотрите видеосюжеты, которые мы специально смоделировали для того, чтобы вы могли перечислить основные правила поведения человека в природе.

Предлагаются видеосюжеты, в которых снимались учителя:

  • компания в лесу оставляет мусор;
  • бедная урна.

Далее следует обсуждение увиденного, и дети формулируют правила поведения человека в природе.

4. Подведение итогов

Ребята, чтобы лучше запомнить всё, что мы с вами обсуждали сегодня, отгадайте экологический кроссворд. Разгадав его, вы получите слово, которое является самым важным на нашем уроке.

В кроссворде предлагаются следующие вопросы:

1 – человек, который занимается проблемами экологии (эколог)

2 – книга, в которой записаны редкие растения и животные (красная)

3 – территория, на которой все растения и животные взяты под строгую охрану (заповедник)

4 – природное богатство Земли, лёгкие планеты (лес)

5 – для предотвращения загрязнения окружающей среды предприятия обязаны строить очистные ... (сооружения)

6 – что может произойти с растениями и животными  из-за загрязнения человеком окружающей среды (гибель)

7 – всё, что не сделано руками человека, называется … (природа)

8 – против какого действия над природой борются не только экологи,  но и все здравомыслящие люди (загрязнение)

Разгадав кроссворд, дети получают слово экология.

Действительно, это очень важное слово не только на сегодняшнем уроке, но и каждый день в течение всей нашей жизни. Ведь только от нас зависит, какой будет наша планета, такой… (демонстрация иллюстрации безжизненной природы) или такой… (демонстрация фотографии зелёного леса). Мы в ответе за нашу прекрасную голубую планету! Помните об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»

Урок математики  с  использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...

Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.

Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»

Урок повторения  в 4 классе  с использованием  регионального компонента  по теме:  «Синонимы.  Устаревшие слова в литературном языке».  УМК  «Начальная школа»По...

использование регионального компонента на уроках математики в начальных и малокомплектных классах

Задачи содержат большой познавательный материал, учат бережному отношению к природе, способствуют развитию анализировать ситуации, находить пути решения....

Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента

Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента...

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса

Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров»  для 4 класса...