урок "Проблемы экологии" с использованием регионального компонента
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Только от нас зависит - какой будет она, наша планета!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_problemy_rodnogo_kraya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира (4 класс) на тему: ″Проблемы экологии″
Цель: воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;
- Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент;
- Учить делать сообщения на природоведческую тематику, учить работе с картой.
Развивающие:
Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её безопасность, воспитывать потребность в мероприятиях по охране природы.
Оборудование:
Карта, таблички, кроссворд, перфокарты, видеомагнитофон, видеозаписи, фото растений и животных, занесённых в Красную книгу, фото природы.
Ход урока:
- Орг. момент, сообщение темы:
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об экологии. Экология – это наука о взаимосвязях в природе.
(дети читают стихи):
Услышу ль сосен шум в полдневный час?
Журчанье струй средь камушков у брода?
О, люди, мыслю я, что есть у всех у нас
Мать одна по имени Природа!
У неё для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты ⎯
Поля, луга, леса, моря и реки.
Но если… Впрочем в наш жестокий век понятно всем,
Что это ″если″ значит. О, человек!
Природа – мать ни рек и не морей от глаз твоих не прячет.
Ни рослых трав, ни голубых озёр…
Цени её доверие. Природы!
Не обмани её! И в тёмный лес входи, как в храм,
Под мраморные своды.
2. Обоснование темы. Действительно, ребята, мы с вами должны ценить природу, заботиться о ней. Вот послушайте, что может произойти, если человек будет варварски относиться к природе, губить её… (дети читают стихи):
Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая… Но мы её любили, дети,
Её ⎯ она ведь первою была для нас и, значит,
Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зелёная, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались убить её ⎯ и своего добились…
Да, разрушить природу очень легко. Послушайте печальные факты…
У.: Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км они обнаружили:
- 14 крупных железобетонных плит;
- 16 больших труб;
- 34 куска рельсов;
- 9 мотков колючей проволоки;
- 27 изогнутых железных листов;
- 43 огнетушителя;
- 18 пил, 31 топор, 112 санок, 36 сковородок;
- 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 2214 консервных банок и многое другое.
(Далее дети читают материал из учебника)
У.: А в завершение этой печальной картины посмотрите видеосюжет о том, к каким печальным последствиям может привести неразумная, варварская деятельность человека в природе. (демонстрация видеосюжета)
3. Основная часть. Ребята, из этой ситуации есть выход. Какой? (забота, охрана природы)
Кто же должен заботиться об охране природы? (государство и каждый из нас)
На доске появляется схема:
ЭКОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК
Каким образом государство может заботиться о сохранении природы? (заповедники, Красная книга, контроль промышленных предприятий)
Схема дополняется соответствующими пунктами.
3. 1. Красная книга
Ребята, посмотрите, как выглядит Красная книга. Какие растения и животные в неё занесены? (редкие) Да, но в этой книге есть отдельные странички об исчезнувших растениях и животных (чёрные), о тех, которые в данный момент нуждаются в охране (красные), и о тех, чья численность сейчас восстановлена (зелёные).
3. 2. Заповедники
Для того, чтобы спасти исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники. Вы знаете, в чём их отличие? (в заповедниках охраняется вся природа, а в заказниках – определённые виды растений и животных).
Послушайте, какие заповедники созданы на территории нашей страны (учитель показывает заповедники на карте и называет их).
А теперь послушайте описания некоторых растений и животных, которые охраняются в этих заповедниках.
Дети делают краткие доклады и прикрепляют фото своего объекта живой природы на карту в том месте, где он обитает и охраняется.
3. 3. Контроль предприятий
Ребята, вы, конечно, понимаете, что необходимо предотвращать загрязнение окружающей среды заводами и фабриками. Для этого государство должно контролировать постройку очистных сооружений, штрафовать предприятия за несоблюдение природоохранных правил.
Таким образом, государство играет очень важную роль в охране природы.
Теперь мы бы хотелось посмотреть, как вы запомнили основные пункты первой части урока (предлагаются перфокарты).
Физминутка.
3. 4. Роль каждого человека
Но не только государство, но и каждый человек должен заботиться об охране окружающей среды (учитель читает стихотворение):
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте!
Посмотрите видеосюжеты, которые мы специально смоделировали для того, чтобы вы могли перечислить основные правила поведения человека в природе.
Предлагаются видеосюжеты, в которых снимались учителя:
- компания в лесу оставляет мусор;
- ″бедная″ урна.
Далее следует обсуждение увиденного, и дети формулируют правила поведения человека в природе.
4. Подведение итогов
Ребята, чтобы лучше запомнить всё, что мы с вами обсуждали сегодня, отгадайте экологический кроссворд. Разгадав его, вы получите слово, которое является самым важным на нашем уроке.
В кроссворде предлагаются следующие вопросы:
1 – человек, который занимается проблемами экологии (эколог)
2 – книга, в которой записаны редкие растения и животные (красная)
3 – территория, на которой все растения и животные взяты под строгую охрану (заповедник)
4 – природное богатство Земли, лёгкие планеты (лес)
5 – для предотвращения загрязнения окружающей среды предприятия обязаны строить очистные ... (сооружения)
6 – что может произойти с растениями и животными из-за загрязнения человеком окружающей среды (гибель)
7 – всё, что не сделано руками человека, называется … (природа)
8 – против какого действия над природой борются не только экологи, но и все здравомыслящие люди (загрязнение)
Разгадав кроссворд, дети получают слово ″экология″.
Действительно, это очень важное слово не только на сегодняшнем уроке, но и каждый день в течение всей нашей жизни. Ведь только от нас зависит, какой будет наша планета, такой… (демонстрация иллюстрации безжизненной природы) или такой… (демонстрация фотографии зелёного леса). Мы в ответе за нашу прекрасную голубую планету! Помните об этом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»
Урок математики с использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...
Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....
Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)
Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа" Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»По...
использование регионального компонента на уроках математики в начальных и малокомплектных классах
Задачи содержат большой познавательный материал, учат бережному отношению к природе, способствуют развитию анализировать ситуации, находить пути решения....
Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента
Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента...
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса
Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства( с использованием регионального компонента)«Страна Мастеров» для 4 класса...