использование регионального компонента на уроках математики в начальных и малокомплектных классах
методическая разработка (1 класс) на тему
Задачи содержат большой познавательный материал, учат бережному отношению к природе, способствуют развитию анализировать ситуации, находить пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вступительная статья, задачи, разработка урока. | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ И МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ КЛАССАХ.
Данильченкова О. В., учитель начальных классов ГУ «Средняя школа Бозанбай», Уланского района, ВКО
Задачи содержат большой познавательный материал, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, обеспечивают практическую направленность обучения. При решении задач дети осмысленно и прочно усваивают программный материал, умеют им практически пользоваться, помогают воспитывать такие черты, как бережливость, предприимчивость, умение анализировать и вырабатывать возможные пути решения проблем.
Насущной задачей для всех учителей является введение в учебный процесс сведений, касающихся экологии, охраны окружающей среды, регионального компонента обучения.
Получение экологических знаний способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, её особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с окружающей средой и жизнью.
Современная НТР вооружила человека невиданными мощью и средствами воздействия на природу, что приводит к определенным напряжениям во взаимоотношениях общества и природы. НТР – не джинн, по недоразумению выпущенный из кувшина, она – закономерный результат общественного развития, вековая мечта человечества, его стремление. Вызванная к жизни общественными потребностями, гением человека, она призвана служить его интересам. Все зависит от того, на решение каких проблем мы ее направляем, для достижения каких целей используем. НТР такова, каковой ее хочет видеть общество, она отражение его устремлений, его идеологии. Очевидно, что использование достижений НТР довольно часто приводит к непредвиденным отрицательным последствиям, способным пагубно отразится на природной среде и на человеческом обществе. Возросшие в колоссальной степени возможности и средства воздействия на природу, а также возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов в объемах, соизмеримых с их общими запасами на планете, а масштабы различных воздействий человека стали сравнимы со стихийными явлениями глобального порядка. Во многих случаях воздействие на среду приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые и опасные последствия.
Объем загрязняющих окружающую среду остаточных продуктов производства и потребления достигает порядка 100 млрд. т. Остро стоит проблема загрязнения Мирового океана, сокращение лесов, опустынивание земель, демографические проблемы, проблемы использования природных ресурсов и обеспечения населения пресной водой. Современному загрязнению окружающей среды свойственно не только неуклонное и убыстряющееся количественное разрастание в пространстве, но и резкое увеличение разнообразия форм его проявления, именно «взрыв» загрязнения, своевременно не предвиденный ни учеными, ни менеджерами, ни политиками дал основание говорить о реально существующем кризисе окружающей среды.
Среди глобальных проблем современности экологическая проблема занимает одно из ведущих мест. Более того, само возникновение понятия «глобальная экологическая проблема» в значительной степени связано с анализом взаимоотношений между человеком и природой.
Поэтому формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Необходимо, чтобы целостный педагогический процесс был нацелен на взаимосвязь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятием, эстетическим переживанием. Важно в процессе формирования экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного региона, мира в целом.
Из вышеизложенного вытекают две основные педагогические цели в воспитании экологической культуры школьников. Первая – воспитывать у каждого школьника потребность сознательно соблюдать нормы ответственного отношения к окружающей среде, что должно проявляться и в его личном поведении и тогда, когда он занят каким-либо видом деятельности. Воспитание такой потребности – дело очень сложное. Оно касается не простого усвоения природоохранительных знаний или соблюдения правил поведения. Если воспитана такая потребность, то, естественно, человек и наедине с самим собой будет соблюдать нормы общения с природой, и вовлечет в свою орбиту и других людей (то есть он становится примером для подражания, как бы положительным катализатором для всех окружающих).
Вторая цель – это формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки по бережному отношению к животным, растительному миру, к рациональному использованию, защите и улучшении окружающей среды. Одновременно у учащихся должно быть воспитано нетерпимое отношение ко всему, что разрушает, ухудшает природу. Формирование любого навыка – это длительная и кропотливая работа, которая, как правило, протекает с переменным успехом. Эта работа связана с неоднократным повторением одних и тех же педагогических операций, с приложением максимума усилий и терпения.
Культура индивидуального поведения связана с навыками соблюдения элементарных правил и норм: не загрязнять окружающую среду, не разрушать, не портить, не вытаптывать растения, убежищ насекомых, животных и т. д. Овладение такими навыками позволяет ученику формировать и развивать в себе экологическую культуру, понимать и сохранять практическую, эстетическую, гигиеническую ценность природы. Одновременно, умение вести себя в природе формирует опыт поведения в соответствии с этическими нормами и правилами.
Психологическую основу экологической культуры школьников составляют: взгляды и убеждения, обуславливаемые стройной системой логически построенных природоохранительных знаний в содержании образования.
Одним из важнейших событий 2007 года стало принятие нового экологического кодекса. Предприятия – загрязнители вынуждены переходить на более «чистые» технологии. По решению ЮНЕСКО 2011 год объявлен годом леса, что тоже является одной из экологических проблем.
Усложнение экологических проблем происходит преимущественно на локальном уровне, особенно в крупных городах и городских агломерациях, иногда на региональном уровне.
В ВКО находится ряд промышленных городов, которые приносят вред экологии. В области и в Уланском районе есть уникальные природные комплексы, сохранение которых является самой насущной проблемой современности.
2008 год в ВКО был объявлен Годом Экологии, поэтому в течение 2007-2008 учебного года я, Данильченкова О. В., работала над созданием задач экологического содержания, в которых используется региональный компонент. Данные задачи объединены мной в методическое пособие для учителей, которое было представлено ВКО ИПК ПРО. Тема использования регионального компонента обучения актуальна прежде всего тем, что это огромное поле для патриотического воспитания.
Актуальность данного методического пособия заключается в том, что подобраны задачи с элементами регионального компонента, которые формируют у учащихся представление о природе родного края, ее многообразии, а также о развитии промышленности в городах ВКО, воспитывает любовь к природе родного края.
Применение, пути реализации
Одним из инструментов решения некоторых экологических задач является экологическая математика – специальный раздел, в рамках которого дается математическая трактовка процессов взаимоотношений между человеком и природой. Методы математического моделирования позволяют с достаточной степенью вероятности «проигрывать» ситуации, оценивающие в количественной форме последствия техногенного воздействия на окружающую среду. Приобщение младших школьников к решению экологических задач способствует тому, что у них воспитывается заинтересованность и неравнодушие к экологическим проблемам. Воспитывать неравнодушных людей с активной жизненной и гражданской позицией - одна из целей воспитания и обучения в начальных классах.
Для составления данных задач мной использовались материалы областных периодических изданий «Рудный Алтай», «Устинка», «Мой город», а также справочная литература о растениях и животных встречающихся на территории нашей области.
Предлагаемые задачи способствуют внедрению регионального компонента в содержание образования в начальных классах, экологическому воспитанию школьников.
Эти задачи я использую и на уроках математики, а также во внеурочной работе. Учащиеся решают эти задачи с повышенным интересом, когда узнают, что это животное или растение встречается в нашей местности, увидят его изображение на слайде или другой наглядности. Вызывает интерес и сведения о городах, населении нашей области.
Думаю, что эти 1-2 задачи необходимо решать на уроках как можно чаще, систематически.
Применение данных задач на уроках математики и во внеклассной работе имеют цели:
- стимулирование интересов школьников к изучению региона,
- достижение связи обучения с социально - экономическим и природным окружением,
-формирование у учащихся системы знаний о своеобразии родного края, что способствует патриотическому воспитанию,
- формирование у учащихся экологической культуры и круга экологических знаний,
- расширение знаний учащихся об экологических проблемах и путях их решения.
Задачи в пособии распределены по темам: «В мире растений ВКО», «В мире животных ВКО», «Человек и его здоровье», «Города ВКО». Предлагаю разработку вариативного урока математики «Урок экологической математики», где применяла не только составленные задачи, но и стихотворения поэтов ВКО и ученицы нашей школы. Урок проводился в мультимедийном классе и использованием ИКТ.
Предлагаемые задачи способствуют экологическому воспитанию и внедрению регионального компонента в программный материал по математике.
Задачи содержат большой познавательный материал, который способствует повышению интереса к предмету. Предлагаемые задачи воспитывают бережное отношение к окружающей среде, расширяют кругозор, обеспечивают практическую направленность обучения, развивают творческие способности и умение логически мыслить. Решение задач регионального содержания наиболее действенны, учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают программный материал и, главное, умеют им практически пользоваться, т.е. помогают вырабатывать у учащихся практические навыки применения полученных знаний, помогают воспитывать такие черты, как бережливость, предприимчивость, умение анализировать и вырабатывать возможные пути решения проблем.
«В мире растений ВКО»
Простые задачи.
1. Около школы посадили 3 липы и несколько берёз. Всего 10 деревьев. Сколько берёз посадили около школы?
2. Высота сосны 40 метров, а берёзы-20 метров. Во сколько раз сосна выше берёзы?
3. Берёза за летние сутки выкачивает и испаряет 40 вёдер влаги. Сколько вёдер выкачает берёза за 3 суток?
4. Высота ели 30 метров, а сосны 40 метров. На сколько метров ель ниже сосны?
5. Черёмуха убивает микробы за 5 минут, а сосна за 15 минут. Во сколько раз быстрее убивает микробы черёмуха , чем сосна?
6. Масса белого гриба, возраст которого 1 день, составляет 2 грамма, а на 6 день масса гриба увеличивается в 25 раз. Какова масса гриба, возраст которого 6 дней?
7. Для озеленения Усть-Каменогорска на площади посадили 6 клумб с тюльпанами и 2 клумбы с нарциссами. Сколько всего клумб посадили на площади?
8. Бензин при сжигании загрязняет воздух. Самоделкин изобрёл и сделал 5 электрогрузовиков и 3 электробуса. Сколько всего электромобилей изобрёл и сделал Самоделкин?
9. 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 35 тонн пыли, а 1 га лиственного леса в 2 раза больше. Сколько тонн пыли отфильтровывает за год 1 га лиственного леса?
Составные задачи.
1. Высота берёзы 20 метров, липа – на 15 метров выше берёзы, а кедр на 10 метров выше липы. Какова высота кедра? (Кедр распространен в лесах близ г. Риддера).
2. Рябина может жить до 80 лет, а осина на 20 лет больше, чем рябина. Берёза может прожить на 50 лет больше осины. Сколько лет может прожить берёза?
3. 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, а 1 га берёзового леса на 105 кг меньше, чем 1 га дубового леса, 1 га соснового леса на 290 кг меньше, чем 1 га дубового леса.
4. Сколько кг кислорода продуцирует 1 га соснового леса в год? В Бескарагайском районе ВКО на берегах Иртыша растёт реликтовый сосновый бор. За последние 10 лет выжжено и вырублено 280 тысяч га леса. Сколько кг кислорода мог бы дать погибший лес?
5. Дуб убивает микробы за 6 минут, клен на 14 минут больше, чем дуб, а берёза в 4 раза медленнее, чем клён. За сколько минут убивают микробы клён и берёза?
6. В ленточном бору Прииртышья браконьеры вырубают реликтовый лес. Резерват «Семей орманы» активно борется с браконьерами вместе с Бескарагайским РОВД. За 6 месяцев 2007 года возбуждено 8 уголовных дел. Один из браконьеров выпилил реликтовых сосен на 660 тыс. тенге, другой – на 250 тыс., а третий на 368тыс. тенге. Какой ущерб нанесли браконьеры?
«В мире животных ВКО».
Простые задачи.
1. Длина тела зайца 72 см, а на его хвост приходится 8 см. Во сколько раз хвост длиннее тела,
2. У белки на задних лапах по 5 пальцев, а на передних – по 4. На сколько пальцев на задней лапе больше, чем на передней?
3. Длина туловища взрослого лося 3 метра, а его рост составляет 2м 50 см. На сколько см рост лося меньше длины его туловища?
4. Длина тела ужа 1 метр, а гадюки 80 см. На сколько см уж длиннее гадюки?
5. Заяц русак может развить на протяжении 2 км скорость 60 км/ч. За сколько минут заяц пробежит 2 км?
6. Ёмкость зобика муравья 2 мм3 , за лето он совершает 500 походов на «пастбище», где «доит» тлей. Сколько «молока» «надаивает» 1 муравей за лето? Вырази объём в см3.
Муравьи – хозяйственные насекомые. Домашнего скота у них не меньше, чем у людей. И заботятся о «коровах не хуже человека: пасут, защищают их, кормят, перегоняют на пастбища, строят загоны для «скотины», на зиму прячут их в муравейнике. А благодарные «коровы» - тли – преподносят своим благодетелям капельки сладкой жидкости – муравьиное «молоко».
7.Мухоловка для кормления птенцов делает 37 вылетов в час. Сколько вылетов сделает мухоловка за день, если её рабочий день составляет 15 часов?
8. Скворец прилетает к гнезду 187 раз за сутки. Его рабочий день длится 17 часов. Сколько раз прилетает к гнезду скворец за 1 час?
9. Взрослая кукушка может съесть 100 гусениц за 1 час. Сколько гусениц может съесть кукушка за 2 часа, 3 часа?
10.За 1 день божья коровка съедает 50 тлей, а за всю жизнь 6000 тлей. Сколько дней живет божья коровка?
11.Поползень, когда кормит птенцов, прилетает 400 раз в день к гнезду, а мухоловка на 100 раз больше. Сколько раз прилетает к гнезду мухоловка.
12.Рабочий день муравья длится 12 часов. В течение лета насчитывается 80 рабочих дней. Сколько часов работает 1 муравей за лето?
13.Длина иголок ежа 2см, а длина туловища в 15 раз больше. Какова длина туловища ежа?
14.За сутки ласка может съесть 30 мышей. Сколько мышей съест ласка за неделю?
15.Чтобы насытиться белке надо за день съесть семена 28 шишек ели. Сколько шишек понадобится белке на 3 дня?
16.Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
17.Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за сутки?
Составные задачи
1. За 1 день муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки. Сколько вредителей уничтожили муравьи за 1 день?
2. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. В день синица уничтожает примерно 120 гусениц кольчатого шелкопряда, равных по массе 34 грамма. Чему равна масса гусениц кольчатого шелкопряда, съеденных синицей за лето и начало осени (июнь, июль, август, сентябрь)?
3. За 12 часов муравьи приносят 36 тысяч гусениц. Сколько гусениц принесут муравьи за 1 час, если каждый час они будут приносить одинаковое количество гусениц?
«Человек и его здоровье»
1. Известно около ста особо опасных для людей химических веществ. Усть-Каменогорску угрожают «только» четыре – хлор, аммиак, плавиковая и соляная кислота, которые хранятся на территории предприятий. Сколько химически опасных веществ не угрожают Усть-Каменогорску?
2. В г. Усть-Каменогорск находятся более 15 химически опасных объектов. При
любом виде отравлений не помешает принять порцию таблеток активированного угля 1 штуку на 10 кг веса. Сколько таблеток должен принять ребёнок в случае любого отравления, если его масса 30 кг, 40 кг?
3. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечит кислородом Усть-Каменогорск, в котором проживает 311100 человек?
4. Представьте, человек чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 литра воды. Если человек будет чистить зубы 2 раза в день, и при этом не будет закрывать кран, то, сколько воды впустую будет расходоваться за 1 день? За 3 дня? За неделю?
5. Илистый осадок с усть-каменогорских очистных сооружений может попасть в реку Иртыш. Он относится к отходам 4 класса опасности, помимо всего прочего в нём содержатся ионы тяжелых металлов. В случае переполнения резервуаров на очистных.можно ожидать катастрофического загрязнения трансграничной реки. В сутки с города поступает 25 тыс. м3 стоков. Сколько стоков поступает на очистные сооружения за 3 дня? 4 дня? Неделю?
«Города ВКО».
1. Начиная с 2000 года в АО «УМЗ» реализуется программа «Экология», цель которой – снижение влияния производственной деятельности на окружающую среду. За эти годы израсходовано 2 миллиарда тенге, а до 2015 года планируется затратить ещё 3 миллиарда тенге. Сколько всего тенге затратит АО «УМЗ» для выполнения программы «Экология».
2. На участке «Хвостовое хозяйство» АО «УМЗ» из 89 радиоактивных пятен ликвидировано 79. Сколько радиоактивных пятен осталось ликвидировать для снижения техногенного воздействия на окружающую среду?
3. На выполнения природоохранных мероприятий в 2077 году АО «УМЗ» израсходовано 144 миллиона тенге, а в 2008 году планируется выделить 180 миллионов тенге. На сколько миллионов тенге больше затратит в 2008 году АО «УМЗ» на природоохранные мероприятия?
4. Несмотря на немалые масштабы предприятия, серьёзность технологических процессов, которые ведутся в основных производствах (урановом, танталовом, бериллиевом), УМЗ не входит в число основных предприятий загрязнителей атмосферного воздуха Усть-Каменогорска. Доля предприятия в общем количестве промышленных выбросов в атмосферу составляет менее одной десятой процента.
5. Численность населения Усть-Каменогорска составляет 311100 человек, а Семея 292800 человек. На сколько человек численность населения Усть-Каменогорска больше?
В ВКО 9 городов и 32 посёлка. На сколько городов меньше, чем поселков в ВКО?
6. Численность населения г. Риддер составляет 61700 человек, а г. Зыряновск – 47100 человек. На сколько численность населения г. Риддер больше, чем численность населения г.Зыряновск? Сравни численность населения г.Риддер и г. Зыряновск с численностью населения г. Усть-Каменогорска.
7. Численность населения ВКО составляет 11% населения республики Казахстан- 1504300 человек, а численность городского населения ВКО – 883024 человек. Какова численность сельского населения ВКО?
8. На начало 2007 года в Усть-Каменогорске была зарегистрирована 61000 автомобилей, а на конец года 77000. На сколько автомобилей увеличился автомобильный парк Усть-Каменогорска?
9. Пропускная способность улиц Усть-Каменогорска 30-40 тысяч автомобилей. Во сколько раз перегружены улицы города, если по ним еде 60-80 тысяч автомобилей? Какие последствия вызывает перегруженность улиц автомобильным транспортом? (Возникают автомобильные пробки, где достигается наибольшая концентрация загрязняющих веществ, ведь автомобиль – основной источник загрязнения атмосферы)
10. 8000 км дорог ВКО – местного значения, 3500 км дорог – республиканского значения. Какова протяженность автомобильных дорог ВКО?
11. Промышленное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы, количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько кг сажи стало выбрасывать предприятие после установки фильтра? Какой способ охраны воздуха используется на предприятии?
12. За год в Усть-Каменогорске выдано разрешение на вырубку 2890 деревьев, из них под новостройки попало 1385 здоровых особей, в том числе редких пород. Сколько больных и старых деревьев вырублено?
13. За сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько кг выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
14. При сжигании 1 т автомобильных покрышек выделяется 250 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Сколько кг загрязняющих веществ будет выброшено в атмосферу при сжигании 2 т, 5 т автомобильных покрышек?
15. Если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка воды толщиной лишь в спичку, то можно представить себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Сколько 5-литровых банок можно наполнить водой, вытекающей из плохо закрытого крана?
16. В 2007 году для обеспечения контроля над качеством бензина, поступающего в нашу область, было выделено 4 млн. тенге. В 2008 году финансирование увеличится в 4 (4,5) раза. Сколько денег будет выделено для контроля над качеством бензина в 2008 году?
17. Из проверенных 114 партий бензина, поступивших в ВКО, 68 партий не соответствовало необходимым требованиям и возвращено поставщикам. Сколько партий бензина оставлено в области?
18. Глава Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал в конце 2007 года специальный Указ, в котором распорядился выделить из республиканского бюджета 47 миллионов долларов США на оздоровление экологии Усть-Каменогорска. Выразите эту сумму в тенге по действующему курсу доллара.
19. Чтобы оформить проектно-сметную документацию на отведение водохранилищных зон и полос, из местного бюджета выделялось по 5 млн. тенге за последние 3 года, при потребности 100 млн. тенге. Сколько млн. тенге необходимо выделить на оформление документации?
Урок экологической математики в малокомплектном 1,3 классе
Тема: Закрепление знаний.
Тип урока: урок поддерживающего повторения.
Цели урока:
- закрепление ранее изученных приемов и способов вычислений;
- повышать экологическую культуру;
- воспитывать бережное отношение к природе на основе регионального компонента;
- расширять кругозор учащихся за счет сообщения дополнительных сведений.
Структура: нелинейная.
Ход урока
- Ориентировочно-мотивационный этап:
Встали в круг, взяли друг друга за руки. Почувствуйте тепло друг друга. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Повторим девиз нашего урока: «Человек – ты часть природы, береги ее!»
- Целеполагание:
- Повторите еще раз девиз урока: «Человек - ты часть природы, береги ее!» Как вы думаете, какая цель нашего урока? Мы должны понять, как важно для самого человека жить в чистой окружающей среде, что должен делать человек, чтобы сохранить экологию своей малой родины, нашего региона – Восточно-Казахстанской области.
Параллельно мы будем повторять темы из разных уроков математики, чтобы лучше их запомнить.
3.Стратегическое планирование:
- Мы совершим путешествие по знакомым и не очень знакомым местам ВКО.
(Ученики занимают свои места)
4.Действия:
а) «Разминка эрудитов»
- В какой области мы живем?
- Назовите наш областной центр.
б) Фрагмент клипа «Усть-Каменогорск».
в) Стих Ф. Карбушева «Мой город»
Здравствуй, город! С добрым утром, город!
Дорог мне твой каждый дом и сад.
Ты всегда красив и молод
Хоть тебе уж двести восемьдесят.
Слышу я в твоем могучем гуде
Наших дней торжественную песнь.
Знаю: ты еще прекрасней будешь,
Устремленный в завтрашнее весь.
Дум Петра и дел его свидетель, -
Много видел ты в своей судьбе.
Но горжусь я в жизни больше этим, -
Всем, что вижу нового в тебе.
Много есть на свете рек и пашен,
Много есть прекрасных городов…
Я пою о самом близком – нашем
У крутых иртышских берегов.
Бейся, сердце Рудного Алтая, -
Город строек, цинка и свинца!
Для тебя, в делах не уставая,
Бьются наши жаркие сердца.
г) Экскурс в историю:
Осенью 1720 года на «стрелке» Иртыша и Ульбы солдаты российского царя Петра I срубили деревянную крепость, назвав ее Усть-Каменной. Шли годы. Вокруг крепости стали селиться люди, так возник город Усть-Каменогорск.
Много известных людей внесли вклад в развитие г. Усть-Каменогорск. Это и ссыльные декабристы Матвей Иванович Муравьев-Апостол и Степан Михайлович Семенов, знаменитый немецкий ученый А. Гумбольт, революционер Ев. П. Михаэлис, про которого великий казахский поэт А. Кунанбаев сказал: «Михаэлис сделал для меня больше, чем отец, открыл мне глаза на мир». Это и известный нам создатель сказок Павел Петрович Бажов и Алексей Мелентьевич Волков, создатель «Волшебника Изумрудного города».
Благодаря деятельности министра среднего машиностроения Ефима Павловича Славского, город стал развиваться как промышленный центр, возникли крупнейшие металлургические заводы ТМК, «Казцинк» и Ульбинский металлургический завод, который производит бериллий и тантал – металлы, практически не поддающиеся коррозии.
Современный Усть-Каменогорск – промышленный, культурный, финансовый центр ВКО.
д) «Мозговой штурм»
- Давайте попробуем сформулировать, какие экологические проблемы характерны для г. Усть-Каменогорск?
1) загрязнение воздуха автомобилями и промышленными предприятиями;
2) проблема мусора;
3) проблема озеленения;
4) проблема обеспечения чистой питьевой водой.
е) Решение задач
3 класс 1 класс
№1. Промышленное предприятие 1) Вставь пропущенные
выбрасывает в атмосферу знаки в примеры:
200 т сажи в год. После установки 7 1 = 6 2 2 = 0
газоулавливающей системы, 5 2 = 7 0 2 = 2
количество сажи уменьшилось 3 2 = 1 3 5 = 8
в 20 раз. Сколько т сажи стало 2) Решение задач с цифрами
выбрасывать предприятие из пенала
после установки фильтра?
Какой способ охраны воздуха
используется на предприятии?
(Установка газоулавливающих фильтров).
№2. В городе Усть-Каменогорск находятся более 15 химически опасных объектов. При любом виде отравлений не помешает принять порцию таблеток активированного угля 1 штуку на 10 кг веса. Сколько таблеток должен принять ребенок, если его масса 30 кг, 40 кг?
30:10=3 таблетки
40:10=4 таблетки
№3. За год в городе Усть-Каменогорск выдано разрешение на вырубку 2890 деревьев, из них под новостройки попало 1385 здоровых особой, в том числе редких пород. Сколько больных и старых деревьев было вырублено?
2890-1385=1505 деревьев
№4. При сжигании 1 т автомобильных покрышек выделяется 250 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Сколько кг загрязняющих веществ будет выброшено в атмосферу при сжигании 2 т, 5 т автомобильных покрышек?
(250+450)∙2=1400 кг
(250+450)∙3=2100 кг
1. Для озеленения города на площади посадили 6 клумб с тюльпанами и 2 клумбы с нарциссами. Сколько всего клумб посадили на площади?
6+2=8 клумб
№2. Бензин при сжигании загрязняет воздух. Самоделкин изобрел и сделал 5 электрогрузовиков и 4 электробуса. Сколько электромобилей изобрел и сделал Самоделкин?
5+4=9 электромобилей
Выполнение карточек. Состав числа 8 (Кот).
№3. На кормушке сидело 5 воробьев и 2 синицы. Улетели 3 птицы. Был ли среди улетевших птиц хотя бы один воробей?
Да.
ж) «Мозговой штурм»
- Подумайте, как можно сохранить экологию г. Усть-Каменогорск.
1) установка газоулавливающих фильтров
2) перевод автомобильного транспорта на биотопливо
3) создание лесопарковой зоны вокруг города и озеленение самого города
з) Природа ВКО
- Побывали в г. Усть-Каменогорск и отправимся в путешествие по области. В недрах Восточного Казахстана есть медь, цинк, олово, свинец, вольфрам, серебро, золото, каменный уголь. На протяжении 800 км протекает Иртыш. В лесах растут пихта, лиственница, есть сосна и кедр, осина, тополь, береза. В горах можно встретить соболя, белку, бурундука, марала, медведя, рысь, архаров и тау-теке. Реки и озера богаты рыбой: линь, щука, карп, окунь, лещ, судак, сазан.
Мы с вами отправляемся на Сибинские озера. Они расположены в отрогах Калбинского хребта.
и) Клип «Сибинские озера» и стих А. Глухадедовой.
Сибины
Утро. Неба окрасил свод
Лучами розовый восход.
Туман в дали необъятной
Стелется дымкой приятной.
И тянет с земли холодок,
В кустах лепечет ветерок.
Как будто живые, горы
Обступили эти просторы,
Где озер гладь зеркальная
Смотрится в небо хрустальное.
Солнце ласкает их лучами
Век за веком и дни за днями.
Сосны, как сестры, на склонах
В зеленых своих коронах
То в одиночку грустят,
То в хороводах летят.
Камыши озерных берегов
Служат стенами птичьих домов.
Кто трель соловья услышит,
От счастья замрет и не дышит.
Окунувшись в чистые воды,
Отойдут любые невзгоды.
Тебя красота окружает,
Жизненных сил прибавляет.
Садырколь, Караколь, Шалкарколь,
Коржунколь и Аулиеколь –
Пять братьев – Сибинских озер
Привлекают к себе наш взор.
Природа делится щедро всем,
Не требуя ничего взамен.
Будь добрым и ты, человек,
Проживешь счастливо свой век.
Берега озер украшают различные виды растений, где находят дом птицы: иволги, соловьи, дубоносы, мухоловки, трясогузки. Разнообразны и насекомые.
к) Решаем задачи.
3 класс 1 класс
№6. Самые трудолюбивые санитары 1) Подчеркнуть только те ромашки,
леса – муравьи. В среднем муравьи за ответ которых равен 5
1 минуту приносят 2 десятка насекомых. №4. Возле ёлок из иголок
Сколько насекомых принесут муравьи Летним днём построен дом.
за 1 час? За травой не виден он,
20∙60=1200 насекомых А жильцов в нём - миллион.
Гусеницу тащили 4 муравья, к ним на
№7. 1 гектар лиственного леса выделяет помощь прибежали еще 3. Сколько
за сутки 2 кг фитонцидов, а 1 гектар муравьев принесут гусеницу?
хвойного леса – 5 кг. Сколько кг 2) Состав чисел 10. Пирамида из конфет
фитонцидов выделит 30 гектаров
лиственного леса и 20 гектаров №5. Золушка сорвала 4 кг травы чисто-
хвойного леса вместе? тела. 1 кг она положила к муравейнику,
30∙2+20∙5=160 кг так как это – лакомство для муравьев.
Остальную траву Золушка высушила,
№8. Гусеница может съесть 30 потому что она лекарственная и вылечи-
листьев за сутки. Сколько листьев вает заболевания кожи. Сколько кг тра-
могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц вы чистотела засушила Золушка?
за сутки? 4-1=3 кг
30∙10=300 листьев №6. Доктор Айболит вылечил 8 белок.
30∙100=3000 листьев Из них 5 – бельчата. Сколько взрослых
белок вылечил Айболит?
3) с. 77 «Веселый счет»
В Бескарагайском районе на берегах Иртыша растет реликтовый лес (древний) – ленточный сосновый бор.
№9. В ленточном бору Прииртышья браконьеры вырубают реликтовый лес. Резерват «Семей орманы» активно борется с браконьерами вместе с Бескарагайским РОВД. За 6 месяцев 2007 года возбуждено 8 уголовных дел. Один выпилил реликтовых сосен на 660 тыс. тенге, другой – на 250 тыс., третий - на 368 тыс. тенге. Какой ущерб нанесли браконьеры?
- Подведение итогов
- Как вы поняли, что такое экология?
Экология – взаимодействие живых организмов и окружающей среды. От греческого «ойкос» - «жилище», «логос» - «учение».
- Встали в круг. Давайте представим, что мы – часть большого мира природы. Какими мы должны быть? Что нужно делать для сохранения окружающей среды?
- Что еще делали? Понравился ли урок?
Литература
- Материалы периодической печати: «Рудный Алтай», «Устинка плюс».
- В. Кутин. Дорогами Рудного Алтая. Алматы, «Казахстан».
- Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины. М., «Просвещение».
- Н. Верзилин, В. Корсунская. Лес и жизнь. М., «Детская литература».
- Сост. - П. Горощенко. Природа и люди. М., «Просвещение».
- Сотник В. Ф. Кладовая здоровья. М., «Лесная промышленность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент на уроках математики. Презентация.
Региональный компонент на уроках математики в начальных классах....
Региональный компонент на уроке математики
Региональный компонент на уроке математики...
Региональный компонент на уроке математики
Региональный компонент на уроке математики...
Материал для устного счета с использованием национального компонента на уроках математики в начальной школе.
Современные дети ввиду своей занятости в различных кружках и секциях плохо знают свой родной край. Эти задачи помогают формировать навыки устного счета. Помогают расширить знания о флоре и...
" Использование регионального компонента на уроках математики "
Примеры заданий по математике с использованием регионального компонента....
Национально - региональный компонент на уроках математики.
Концепция этнопедагогического национального воспитания подрастающего поколения в настоящее время становится ведущей концепцией развития общества, образовательных учреждений. Предпосылкой для составлен...
Использование платформы "Якласс" на уроках математики в начальной школе 2 класс
Использование цифровых образовательных ресурсов является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. Многие педагоги пренебрегают этими методами обучения, по причие не знания на каком этапе и...