Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа" Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Учебник. 2010.)
На уроке использовали мультимедийный проектор, компьютер, атлас Кемеровской области, тексты для работы в группах
Предназначено для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 37 КБ |
prezentaciya_po_matematike_reshenie_zadach.rar | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение задач. Как получить недостающие данные»
Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при решении задач
Задачи
Образовательная:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- закреплять умение решать текстовые задачи;
- повторить нумерацию чисел;
- учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников
Воспитательная :
- прививать любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать коммуникативные способности;
- формировать чувство дружбы, ответственности;
Развивающая :
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать информационную культуру учащихся;
- развивать познавательный интерес к предмету
Оборудование: ПК, компьютерная презентация, карточки с названиями районов Кемеровской области, тексты для работы в группах, измерительная линейка, атлас Кемеровской области
ХОД УРОКА
1. Организационный момент урока.
Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Я думаю, что урок у нас будет интересным и плодотворным.
2. Актуализация знаний
Уч.- Мы продолжаем работать над решением задач. Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2)
а) В одной коробке лежало 12 конфет, а во второй в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
б) В одной коробке лежало 12 конфет. А в другой 24 конфеты.
в) Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
Д.- Под буквой б)
Уч.- Почему?
Д.- Нет вопроса.
Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему?
Д.- Под буквой в) Мы не знаем, сколько конфет лежало в первой коробке.
Уч. – Дополните условие задачи так, чтобы ее можно было решить.
( Работа в парах. Взаимопроверка.)
3. Работа над новым материалом
Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать?
Д.- Мы должны вычислить площадь пола в классе.
Уч. - Какие данные мы должны знать?
Д.- Длину и ширину класса.
Уч. А как мы можем их получить?
Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь.
Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина – 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь.
(Проверка полученного результата)
Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Новокузнецкого района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения?
Д.- Нет. Можно воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Новокузнецкого района 13 290 кв.км
Уч. – Вычислите, на сколько кв.км площадь Новокузнецкого района меньше?
Д.- на 82 310 кв.км
Уч. - Кроме Новокузнецкого района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4)
4. Динамическая игра (слайд 5)
Уч. - Расположите карточки с названиями районов в порядке возрастания их площади. Какой рациональный способ выполнения этой работы вы можете предложить?
(Выслушать все ответы детей. Один из возможных вариантов: упорядочить величины сначала по классу тысяч, а потом по классу единиц)
- Гурьевский - 2 390 кв.км (п)
- Ленинск-Кузнецкий - 2 400 кв.км (р)
- Юргинский - 2 520 кв.км (и)
- Топкинский - 2 690 кв.км (р)
- Яйский - 2 760 кв.км (о)
- Промышленновский - 3 080 кв.км (д)
- Беловский - 3 300 кв.км (н)
- Яшкинский - 3 480 кв.км (о)
- Прокопьевский - 3 500 кв.км (е)
- Тяжинский - 3 540 кв.км (б)
- Ижморский - 3 580 кв.км (о)
- Чебулинский - 3780 кв.км (г)
- Кемеровский - 4 391.кв. км (а)
- Мариинский - 5 580 кв.км (т)
- Крапивинский - 6 930 кв.км (с)
- Междуреченский – 7 250 кв.км (т)
- Тисульский - 8 060 кв.км (в)
- Таштагольский - 11 320 кв.км (о)
- Новокузнецкий - 13 290 кв.км (уголь)
(Дети по очереди выходят к доске и выставляют карточки с названиями районов в порядке возрастания величин.. Для проверки переворачивают карточки – у них должно получиться предложение: «Природное богатство - уголь.»
5. Работа с задачами
Уч. - Природа щедро наградила своими богатствами Кузнецкую землю. Основное природное богатство Кузбасса - уголь - добывается в 6 районах.
На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, 5 месторождений железа, 4 месторождения глин, 14 – подземных пресных вод, 1 - подземной минеральной воды. (слайд 6)
Уч.- Составьте задачу на кратное сравнение и решите ее.
Д.- На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, и 5 месторождений железа. Во сколько раз больше (меньше) месторождений угля, чем железа?
Уч. – Все ли данные вы использовали в таблице? Почему?
Д.- Нет, для составления задачи на кратное сравнения нам потребовались не все данные
Уч. - Запишите решение задачи.
(Проверка результата)
Уч. - Но не только полезными богатствами славится наш край. Разнообразен также растительный и животный мир. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих (слайд 7), более 300 видов птиц (слайд 8), 6 рептилий (слайд 9), 5 амфибий (слайд 10) и 42 вида рыб (слайд 11). Большинство из них издревле обитали здесь. Но за последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья. Как вы думаете, чем это вызвано?
Д.- Неразумная деятельность человека, загрязнение окружающей среды, вспашка земель, браконьерство, вырубка лесов, осушение болот.
6. Работа в группах
Уч . - Я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получит листочек с текстом. Это статья из газеты «Кузнецкий рабочий» Вам нужно узнать, насколько сократилась, а может быть и увеличилась численность того или иного вида животных по сравнению с 1994 годом. Все недостающие данные вы найдете в предложенной статье (Приложение 1)
(Дети заполняют таблицы. (Приложение 2) Производят необходимые вычисления. Результаты вывешиваются на доске).
Уч. – Какой можно сделать вывод?
Д. – Уменьшилось число зайцев и рысей, зато увеличилось число лосей и соболей.
Уч. - А с чем это связано?
Д. – Человек стал заботиться о животных, оберегать их
Уч. – К сожалению, время нашего урока подходит к концу. Мы с вами решили много задач, но ни разу не открыли учебник. Вспомните, где мы находили данные для вычислений?
Д. - Измеряли длину и ширину класса, искали в атласе Кемеровской области, находили данные в статье, для первой задачи придумали сами.
7. Домашнее задание
Уч.- Я хочу добавить, что данные можно найти, просто наблюдая за тем, что происходит вокруг. Поэтому дома решите задачу № 228 на с.79 и составьте похожую по своим наблюдениям. А на следующем уроке самые интересные мы попробуем решить.
Рефлексия.
Уч. - Посмотрите на слайд. Вспомните все этапы нашего урока и закончите предложения:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных
Среда, 18 января 2012 «Кузнецкий рабочий»
Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2010 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов.
Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них – работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления.
Проходя по намеченному маршруту, наблюдатели отметят в учётной карточке или на схеме маршрута все появившиеся следы, с указанием вида и количества представителей животного мира, их оставивших. Кстати, специалист может по следам определить не только вид и количество зверя, но и то, как именно животное существовало в этот момент – охотилось или, наоборот, пыталось спастись от опасных хищников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1994 год | 2010 год | |
Лоси | 2 700 | |
_________________________________________________ |
1994 год | 2010 год | |
Зайцы | 40 000 | |
_________________________________________________ |
1994 год | 2010 год | |
Рыси | 250 | |
_________________________________________________ |
1994 год | 2010 год | |
Соболи | 6 8000 | |
_________________________________________________ |
ЛИТЕРАТУРА
- ЧекинА.Л., Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. – М., Академкнига/Учебник, 2009 - 160с.
- Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие – М., Академкнига/Учебник, 2009 – 240 с.
- Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. – Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. – 30 с.
- Кузнецкий рабочий. 2012. 18 янв.
- Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих [Электронный ресурс]: http://www.biodat.ru, (дата обращения: 18.04.2012).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных.
К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например, подсчетом ящиков, которые привезли на склад - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты).
Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.).
Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни.
Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня.
Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке. Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий.
Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[
Подписи к слайдам:
Месторождения на территории Новокузнецкого района
бурый и каменный уголь
более 30
железо
5
глина
4
подземные пресные воды
14
подземная минеральная вода
1
68 видов млекопитающих
более 300 видов птиц
6 видов рептилий
5 видов амфибий
42 ВИДА РЫБ
Закончите предложениятеперь я могу… сегодня я узнал…было интересно… было трудно…я научился… я смог…я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Интернет- ресурсы:
http://s53.radikal.ru/i142/0911/6c/8963eb244f5f.jpg- титульная страницаhttp://thecenter2000.com/ursa/confused.jpg- сова http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/simb/znak10.jpg- вопросительный знак и книга http://yandex.ru/yandsearch - картинки животных. птиц, рыб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства. Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный материал может быть использован на уроках изобразительного искусства 2 класс УМК "Перспективная начальная школа" и во внеурочной деятельности....
Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по математике на тему: "Длина пути в единицу времени, или скорость" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цели:- ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;- познакомить с новым понятием ...
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 классс. УМК " Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по математике "Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд;совершенствование вычислительных навыков;формирование умений с...
Конспект открытого урока по математике "Решение задач. Как получить недостающие данные"
Решение задач. Как получить недостающие данные...
Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Задачи с недостающими данными»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения распозна...