Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
методическая разработка по теме
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_regionalnogo_komponenta.doc | 480 КБ |
Предварительный просмотр:
2010
Актуальность работы. В настоящее время для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической и практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей.
Знание своей народной региональной культуры во всех ее проявлениях, видение ее как части общекультурных ценностей способствует тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений - такова задача сегодняшнего учителя.
Содержание регионального компонента в структуру учебного плана включалось на основе принципов:
- научности,
- систематичности и последовательности,
- доступности, согласно которой предполагается соблюдение последовательности в расположении материала от простого к сложному.
Основная ведущая педагогическая идея:
Создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.
Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю России в целом. И люди, живущие где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события при её складывании. И при этом подчас плохо – историю своего поселения (города, посёлка, района). В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш город, район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну.
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому
и настоящему, ко всему человечеству.
Д.Лихачев
На современном этапе развития общество переживает огромные изменения во всех областях, в том числе и в системе образования. Естественно, что происходящие в обществе процессы не могли не затронуть и школу. Вместо унифицированных программ, учебников и методик появилась возможность вариативности, свободного выбора школой, учителем и родителями того учебника или программы, той образовательной системы, которая их в большей степени устраивает. Поэтому я шестой год с удовольствием работаю по программе «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф.
Для меня работа учителя начальных классов – это постоянное движение вперед. Главный стимул – радостные глаза учеников. Я вместе с детьми проживаю и переживаю всё, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. Моя деятельность, предполагающая развитие ребенка, строится на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися и их родителями. Если в начальной школе ребенок сохранит способность удивляться и интересоваться миром вещей и предметов, можно говорить о том, что дальнейшее его учение принесёт свои плоды, которые позволят школьнику достичь успеха на среднем и старшем этапах школьного обучения.
В современной педагогической литературе много внимания уделяется обновлению содержания образования, созданию новых программ, введению предметных областей, отвечающих духу времени. Следствием этого является появление базовых учебных планов, где предоставлено место федеральному и региональному компонентам, что в свою очередь ставит перед регионами задачу создания национально-региональных программ, учитывающих духовно-нравственные, национально-культурные и другие специфические особенности областей, краев, республик РФ. Россия - огромная страна, разнородная по природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям и культуре. И естественно, что это должно найти своё отражение в содержании образования.
Вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время, и региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания. Актуальность и важность «национального вопроса» невозможна без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать инокультуры других этносов.
В настоящее время на территории Республики Коми проживают люди разных на циональностей: русские – 607,0 тыс. чел., коми – 256,5 тыс. чел., украинцы – 62,1 тыс.чел., татары – 15,7 тыс.чел., белорусы – 15,2 тыс.чел. Коренные малочисленные народы Севера: - ненцы (708 чел.), ханты (88 чел.) и другие. Cледует отметить, что основную часть населения в регионе составляют представители русского и коми народов. Не уменьшая значения вопроса развития национальных культур народов Республики Коми, нужно отметить недостаточный уровень знакомства многих школьников с коми культурой. Отсюда следует, что проблема изучения и сохранения неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, эстетической уникальности коми культуры становится важной.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого ученика. Младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Поэтому цель моей работы в этом направлении: способствовать формированию такой позиции школьника по отношению к родному краю, чтобы он чувствовал себя не потребителем или пассивным наблюдателем, а созидателем и хранителем природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую Родину».
На фоне внимания, которое уделяется развитию национального образования, существует недостаток учебных программ, пособий, методических разработок и рекомендаций по использованию регионального компонента. Хочется сказать большое спасибо учителям начальных классов города Сыктывкара, творческий клуб «Поиск», за разработанные прекрасные рабочие тетради и методические пособия по Краеведению, хрестоматии по литературному чтению. Благодаря такому методическому подспорью моя работа… Существующие практические и методические работы по использованию РК, многим учителям просто не известны. В практике педагоги испытывают большие затруднения с выбором содержания РК, которое можно использовать на уроках. Также существует проблема того, как сочетать РК и широко используемые методики по обучению.
Наблюдения над процессом реализации регионального компонента убеждают, что знания, получаемые школьниками на отдельных уроках, являются разрозненными, не формируют у школьников целостной картины о культурной и литературной жизни региона и, следовательно, не достигают конечной цели. С моей точки зрения, для успешной работы в этом направлении необходима целостная система подачи материала. Информация должна преподноситься не от случая к случаю, а в комплексе и с учетом межпредметных связей.
Информацию о родном крае использую на любых уроках: русского языка, математики, литературного чтения, трудового обучения, окружающего мира, изобразительного искусства. Если природоведение дает детям естественнонаучную, объективную картину мира, то эстетические предметы раскрывают видение мира, отношение к нему в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.
Самое главное для меня - чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ребенок на занятиях может показать не только, как он понимает материал (теоретическая часть), но и передать свои чувства и эмоции через выполнение практических заданий.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. А одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Свою работу по изучению родного края я начинаю непосредственно с первого класса. Неизбежно у ребят копится обилие фактов, сведений, событий, названий. А личный опыт каждого человека, как утверждают психологи, является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий. Происходит создание своего рода знаковой системы в сознании ученика, применение метода “узелка на память”, который приближает к нему далекие для него явления. А когда “узелки” уже завязаны в мозгу ученика, нужно только вовремя обратиться к ним.
Можем ли мы вернуть нашим детям хотя бы частицу того понимания, чувствования земли, ответственного отношения к ней, к родному отечеству, какое было несколько поколений назад? Да, можем.
Уроки русского языка
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).
Я считаю, что реализация РК возможна на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, примет народа коми, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о Коми крае.
Прочитай пословицы. Выпиши из них словарные слова. Обозначь ударение в записанных словах.
- Медведя все знают, медведь никого не знает.
- Заяц по своей тропе ходит.
- Осенью и сорока, и ворона сыты.
Составь загадку. Подумай, какие слова из правого столбика надо вставить в каждую строчку.
Берестяной ________________________________, людям
Вместо шляпы - ____________________________. мальчишка
____________________________ очень помогает: пищу
Всяку __________________________ сохраняет. Крышка
1) Напиши правильно загадку. Что это? (Туес берестяной)
2) В загадке найди слова с шипящими согласными и подчеркни их.
Прочитай.
Стриж.
В поле стриж летает низко,
Значит, туча где-то близко.
И совсем её не ждёшь,
А придёт – и хлынет дождь.
(По П. Образцову)
1) Напиши народную примету по стихотворению.
2) Распредели слова с парными согласными в два столбика. Дополни своими примерами.
При изучении прилагательных подчеркиваю, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Среди просторов северной земли,
Где триста дней в году зима и холод,
Над снежной тундрой яркие огни,
Как звезды, разбросал шахтерский город!
Он так прекрасен в зареве огней
И в переливах северных сияний,
В осенней дымке солнечных аллей,
В орнаменте его красивых зданий!
В. Ударцев
При изучении глаголов показываю, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:
Я в «чум куропачий» как-то попал
И в нем, куропачьем, совсем не пропал.
Сам не спеша, окопался в снегу,
Чтоб переждать низовую пургу,
Пурга бесновалась, рыдала, мела
И по макушку меня замела.
В.Демидов
Вот такие строки взяла при изучении местоимений.
Мой снегирь, красногрудый ты мой!
Ты у вьюги пощады не просишь.
Как ты выжил холодной зимой?
Ведь ты шубы, как люди не носишь?...
Мой крылатый, мой вечный сосед!
Мы с тобой не расстанемся,
Ибо
Не покинешь ты севера, нет…
И за это – большое спасибо!
А. Ванеев
Именно работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, обладает особой силой воздействия на душу. Очень хорошо рассматривать так же и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифмы, метафоры.
Отрывками из произведений сопровождаю и традиционную орфографическую работу. В этом случае ученики, записав предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из отрывков по-разному живописует явление действительности.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Забавный зв.рёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом её можно увидеть (на) з.мле, под деревом, где она зарывает ш.шки в укромные м.ста, делая запасы на зиму. Почуяв опас.ность, с быстротой молнии прыгает на дер.во. Но белка любопытна: не сразу спрячет.ся, а сначала понаблюдает за тем, кто её напугал. Потом взбеж.т к макушке и скроется в густых ветках.
Слух у белки ч.ткий, глаза острые, хвост мя.кий, пуш.стый, грудь и ж.вот – светлые, спинка рыжеватая. Це.кий зв.рёк, быстрый. На одном месте – (не) с.дит, прыгает с дерева на дерево, будто (пере) л.тает. Красиво прыгает!... (По И.Коданёву)
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая мною специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Составь из данных слов предложения и запиши их. Озаглавь текст. Являются, основой, пимы, зимней, коми, обувью, для Из шкурок, шьют, их, оленей, ног Прочный, этот, наиболее, мех, и, плотный Для, пимы, шили, мужчин, меха, из, чёрного Женские, из, пимы, меха, были, полосами, белого, тёмными, с В, обуви, не, северные, страшны, этой, морозы |
|
Обучение русскому языку всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок. В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.
Уроки литературного чтения
...Понять литературу, не зная мест,
где она родилась, не менее трудно,
чем понять чужую мысль, не зная
языка, на котором она выражена.
Д.С. Лихачев
Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры.
«Литературное наследие КОМИ»
Задачи:
- Знакомство с фольклором и литературой родного края; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов;
- Воспитание любви к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Коми;
- Формирование навыков аналитико-эстетического чтения произведений о крае, в котором живем;
- Развитие литературно-творческих способностей учащихся, устной и письменной речи учащихся.
Формы организации занятий: уроки-беседы; заочные экскурсии, литературные встречи, гостиные, литературные утренники, викторины, уроки творчества.
Содержание уроков позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена коми поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия коми края. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Коми литература заняла достойное место среди других национальных литератур нашей страны. Целая плеяда поэтов и писателей, говорит со своим коми народом на своем родном языке, говорит о самом сокровенном, о самом нужном: С.А.Попов, Г.А.Юшков, А.Е. Ванеев, И. В. Коданёв, Е.В.Габова, С.С. Раевский, Н.Н.Куратова и другие. Подбирая литературные произведения определенной мораль ной направленности, мы можем влиять, начиная с самого раннего детства, на восприятие ребенком мира, формируя желаемое отношение к окружающему, закладывая основы нужных черт харак тера.
Народное творчество – постоянный источник национального богатства. Оно раскрывает жизнь народа, вводит ребенка в широкий мир деятельности человека. С удивительным талантом ведет народ детей от простых потешек к сказкам со сложными поэтическими образами, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, которые требуют от детей напряжения всех его душевных сил. В фольклоре коми представлены самые разные жанры: сказки и легенды, эпические сказания, частушки, песни, загадки, пословицы и поговорки.
Особую роль в воспитании, особенно на севере, принадлежит сказке. Сказка находит путь к чуткой детской душе, вызывает богатую гамму нравственных переживаний и желание делать добро для себя, близких и всех окружающих. Сказка глубоко проникает в психику ребенка, тонко учитывает особенности детского восприятия. В сказках заключается великая мудрость и сила. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.
Коми народные сказки, как и другие жанры фольклора, прошли длительный путь развития, сказки подразделяются на сказки о животных, волшебно – фантастические и бытовые.
Главные герои сказок о животных – обитатели лесной таёжной полосы: медведь, лиса, волк, заяц, белка; из домашних животных: козёл, бык, баран, конь; из птиц: орёл, петух, сорока, воробей. Звери и птицы в сказках живут в таких же домах, что и люди, говорят человеческим языком, часто помогают людям в затруднительных случаях и даже спасают их от беды. Исключительно большое место в сказках коми занимает медведь. В сказке он с человеческими мыслями, чувствами, привычками, ведет человеческий образ жизни.
В волшебных сказках действующими лицами выступают колдуны, знахари, лешие и водяные. Основной мотив фантастических сказок – это превращение колдунов и знахарей в животных, птиц или в неодушевлённые предметы.
А разнообразные виды работ, которые я провожу со сказками, приводят к лучшему пониманию и осознанию особенностей данного жанра в коми фольклоре.
Составь названия сказок из данных слов:
Кот, мышь, баран, лошадь, пузырь, лиса, лапоть, заяц, коза, волк.
(«Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Кот, коза и баран», «Мышь, лапоть и пузырь»).
Из ряда данных слов выбери и подчеркни те, которые в коми сказках обладают волшебной силой.
Лукошко, гребень, веретенце, короб, клубок, зеркальце, ковер – самолет.
Заполни анкету на одного из героев (Ёма, Гундыр, Вэрса)
1.Имя. 2. Где живёт. 3.Внешний вид. 4. Характер.
5. Что любит. 6.Что не любит. 7. С кем дружит.
8. Как называется этот герой в русской сказке.
Вспомни сказку «Как Иван нужду закопал». Из данного списка выбери слова – характеристики для каждого брата.
Великодушный, завистливый, хитрый, покладистый, незлобивый, жестокий.
Старший брат-_____________________________
Младший брат-______________________________
Независимо от того, первый это или четвёртый класс, дети с интересом слушают и читают коми сказки, проявляют желание участвовать в играх и драматизациях по знакомым сказкам, а так же в изготовлении элементов костюма, рисовании, лепке персонажей сказок.
Каждый учебный год уроки литературного чтения начинаются с раздела «Устное народное творчество». Одним из любимых жанров у детей являются загадки.
Загадки – один из древнейших видов фольклора. Загадок у коми написано много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа коми специфична. Она связана с условиями жизни, труда коми крестьян, с природой, сферой, в которой живут коми люди.
Художественность, поэтичность загадок заключается в том, что почти все они – иносказания, метафоры.
Приемы создания метафоричности разнообразны:
- подчеркивание несоответствия между большими и малыми числами («Тридцать братьев на одной подушке лежат»).
- между малым предметом и большим его назначением («Мал-мал мальчик да весь мир украшает»).
- свойств, не подходящих внешней красоте предметов («Красивый-красивый молодец, но все время лицом к стене лежит»).
- действий, результаты которых противоречат естественным явлениям природы («Сено съем – зубы притупятся, песок съем – станут острыми»).
- внешнего сходства природных явлений с предметами («Через реку повисло удилище»).
- упоминание человеческого имени («В каждой избе Матрена и каждый день поет»).
Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми крестьяне ежедневно встречались в своей жизни. Общественные явления или исторические события в них не отражены.
Отгадай коми загадку, подбери похожую русскую загадку, запиши.
КОМИ РУССКАЯ
а) С двумя животами, с четырьмя ушами, с одним ртом. ______________
б )Через реку жердь перекинута. ______________
в )Зимой и летом в одной одежде. ______________
По композиции коми загадки очень близки к пословицам и поговоркам. Образные речения, или краткие народные суждения, употребляются в разговорной речи коми с незапамятных времен.
Каждое новое поколение умело не только понимать и ценить народную мудрость, заключенную в пословицах и поговорках, но и пополняло образные изречения краткими народными суждениями своего времени.
Тематика пословиц и поговорок расширялась. По образным изречениям народным можно «читать» книгу жизни прошлого коми крестьянина. В них отражены повороты человеческой судьбы, здоровье, чувства, людские взаимоотношения, нравственные качества человека, любовь к родине, понятие о счастье. Коми пословицы и поговорки отражают разнообразные стороны жизни и быта. Многие посвящены земледелию и скотоводству, охоте и рыболовству. Во многих пословицах отражено отрицательное отношение народных масс к богатым, их высокомерие и жестокость. Героем пословиц часто упоминаются таежные звери, особенно медведь.
Выполнять задания с пословицами и поговорками можно самые разные.
Вспомни похожую русскую пословицу, запиши.
- Весна веселая, но бедная. Осень скучная, но богатая. ( Весна красна цветами, а осень – плодами)
- На чужую лошадь не садись, в грязь не свалишься. (Не в свои сани не садись)
- Собаке и выдре вместе не ужиться. (Гусь свинье не товарищ)
- Быстрее пойдешь – позже придешь, тише пойдешь – раньше будешь. (Тише едешь – дальше будешь)
- Работящему человеку бобры-соболя сами в дом бегут. (На ловца и зверь бежит)
- Если теснее, то теплее. (В тесноте да не в обиде)
Подбери на каждую тему по 1 – 2 пословицы. О Родине, о доме. _____________ О труде. _____________ О людях, об отношении к старшим._____________ |
Составь пословицы, найди вторую её часть. Определи их тему.
Лес – наш … Весной проспишь,… После грозы и дождя… В лесу, в воде… Среди смелых вырастешь и … Грибы с ножками … | осенью загорюешь. всякого богатства много. да сами не приходят. кормилец и поилец. солнце выглядывает. сам смелым будешь. |
Собери пословицы.
а) правды, лучше, ничего, нет __________________________________
б) слово, дороже, доброе, пряника ________________________________
в) больше, идет, рук, тем, работа, чем быстрее _______________________
Народ коми называет свою родину «Парма» (тайга). Коми фольклор – творчество обитателей леса. Лес часто упоминается в коми песнях, в лесу развертываются события большинства коми преданий и сказок. В отличие от песен, причитаний и сказок число легенд и сказаний коми невелико. Большинство из них группируются вокруг таких эпических персонажей, как Йиркап, Яг-Морт, Корт-Айка, Юрка, Пера-богатырь, Кирьян-Варьян.
Составь описание Перы – богатыря.
- Кто он? _____________________
- Внешний вид: рост, плечи, руки, глаза, взгляд, сила.
- Опиши характер: ________, _________, ________, _________, __________.
- Каким охотником он был? ________________________________________
Легенды, так же, как и предания, ориентированы на реальное прошлое, но в них конкретному времени не придаётся большого значения, в основе лежит само допущение существования сверхъестественного. Конфликт в легенде, как правило, происходит между обыкновенным человеком и существом, наделенным фантастическими свойствами.
Узнай имена героев коми легенд и преданий.
* Охотник на крылатых лыжах - ____________________________
* Охотник – богатырь -____________________________________
* Хранитель огня - ________________________________________
* Лесной человек - ________________________________________
* Железный старец - ______________________________________
К не сказочной прозе принято относить жанры, в которых вымысел не играет существенной роли, как в сказке, и которые передаются как рассказ о реальном событии. У коми к не сказочной прозе, кроме легенд относят ещё предания и бывальщины. Чем древнее сюжеты, тем больше в них фантастического. Герои преданий наделялись сверхъестественными способностями и свойствами - не гореть в огне, не тонуть в воде, способностью ходить под водой, заклинать природные стихии, обладать непомерной силой или чудесными предметами.
Узнай по описанию.
* «Он хранитель огня. Живёт в избушке в глухом лесу. Обладает огненным дыханием. А его гибель находится в раскаленной головне его печи.» _________
* «Он властелин над северным ветром, пургой, непогодой; покровитель животного и растительного мира. Это могущественное божество – покровитель чудского племени. Изображали его с четырьмя ликами.» ___________________
* «Это злой тун (колдун), первый кузнец. Тело его железное неуязвимо. Он и разбойник. Протянутой через реку железной цепью он останавливал плывущие по Вычегде лодки и грабил их. Победил его Стефан Пермский, А на этом месте позднее возникло село Корткерос».
Мои ребята с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые произведения обретают для них новое звучание и значение: они созданы на земле Коми, коми писателями и поэтами.
Уроки окружающего мира
Известно, что перед окружающим миром стоят очень серьёзные задачи: сближение с природой, формирование экологического сознания, гуманистических начал, осознания себя частицей мира.
На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения я представляю детям «малую Родину» во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов.
- Мы живём на планете Земля, третьей по счету в Солнечной системе. Но это адрес астрономический. Нас же сейчас интересует географический адрес. Не тот, что мы пишем на конвертах (Россия), а более подробный. Вы живете в северной республике Коми, славящейся своими бескрайними лесными просторами, красотой озёр и заповедных уголков. На наших уроках вы лучше познакомитесь с краем, в котором живете, узнаете его историю, мастерство народа; будете учиться ценить и любить свою республику, беречь её красоту.
С этих слов я начинаю урок в первом классе по теме: «Край, где мы живём».
Начав работать по учебникам «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой («Начальная школа XXI века»), прежде всего я изучила программу и сами учебники, выяснила, где лучше всего материалы регионального компонента включаются в урок с учетом разделов учебной программы. В процессе работы, я остановилась на основных темах.
класс | тема по учебнику | тема РК | содержание РК |
1 | Родной край – частица Родины. | Край, где мы живём. | Дать понятия Родина, «малая Родина». |
1 | Все профессии важны. | Шахтерский труд. | Познакомить с особенностями шахтерской профессии. |
1 | Поиграем: «Улицы нашего города» | Улицы нашего города. | Познакомить с главными улицами родного города. |
1 | Гости с севера. | Пернатые друзья. | Познакомить с перелетными, кочующими, зимующими птицами. |
1 | Наша страна – Россия. | Каждый народ – особенный. | Учащиеся начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит к какому-нибудь народу, а каждый народ – особенный и различается языком, культурой, традициями. |
2 | Обитатели водоемов. | Рыбное богатство нашей республики. | Познакомить с видами рыб, рассказать о наиболее ценных породах рыб (сёмга, нельма, стерлядь). |
2 | Города России. | Города Республики Коми. | Знакомство с городами, населенными пунктами Коми Республики. Особенность каждого города. Главный город – Сыктывкар. |
2 | Россия – многонациональная страна. | Народы Республики Коми. | Познакомить с национальным составом населения Инты и Республики. Семейные традиции, отражающие национальные особенности (язык, праздники, вера, национальная кухня, костюмы). |
2 | Будем беречь нашу Землю! | Красная книга Республики Коми. | Познакомить с редкими и исчезающими видами растений и животных. |
2 | Человек и лес. | Лес – щедрый дар природы. | Раскрыть понятие «Лес – щедрый дар природы». Познакомить с гигантом на Вычегде (ЛПК). |
2 | Какие бывают водоёмы. | Водоёмы коми края. | Дать общее представление о реках (Печора, Вычегда, Мезень, Летка), озёрах (Ямозеро, Синдор, Тельпос) Республики Коми, об их использовании и охране от загрязнений. |
3 | Географическая карта. | Карта нашей республики. | Дать представления о географическом положении и поверхности Республики Коми на физической карте России, на карте Республики Коми. |
3 | Разнообразие растений на Земле. | Растения родного края. | Познакомить и обобщить знания детей о растениях родного края (деревьях, кустарниках, травах). |
3 | Разнообразие животных на Земле. | Животные родного края. | Познакомить и обобщить знания детей о животных родного края. |
3 | Природные зоны России. | Растительный и животный мир тундры. | Знакомство с растительным и животным миром тундры. |
3 | Охрана растений и животных. | По заповедным тропам Республики Коми. | Раскрыть понятия «заповедник», «заказник», «национальный парк». Познакомить с Печоро-Илычским заповедником, национальным природным парком «Югыд ва» (Светлая вода). |
3 | Во что верили славяне. | Коми край в древности. Верования предков коми. | Показать, что представлял собой коми край в древности. Известные народные верования (Васа, Войпель, Суседка). |
3 | Что такое земледелие. | Сельское хозяйство. | Обсуждение проблемы: «Зависит ли труд от природных условий?». Познакомить с основными видами сельского хозяйства (овоще-водство, животноводство, оленеводство, зерновое хозяй-ство). |
3 4 | Россия, Российская Федерация. Гражданин и государство. | Символы Республики Коми. Мы живем в Российском государстве. | Обобщение знаний о символике Республики Коми (герб, флаг, гимн). Знакомство с государственными органами Республики. |
4 | Открытие земель за Каменным поясом. | Открытие земель за Каменным поясом. | Познакомить с освоением земель за Уральскими горами. |
4 | Что такое культура. | Культурные объекты нашего города, Республики. | Познакомить с культурными объектами (Драматический театр, Музыкальный театр, музеи, ЦНК). |
4 | «Богатства» России. | Полезные ископаемые родного края. | Знакомство с полезными ископаемыми, которые добываются в Республике Коми. Освоение природных богатств. |
4 | Человек – защитник своего отечества. | Всё для фронта, всё – для победы! | Вклад Республики в победу в Великой Отечественной Войне. |
Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента, на мой взгляд, являются экскурсии в парк, на водоём, по улицам города, к архитектурным памятникам. Говоря о Республике, нельзя забывать о родном городе. Изучая с учителем, совместно с родителями населенный пункт родного края, беседуя со старожилами, дети лучше узнают историю основания улиц, памятные места той местности, где проживают. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, городе, расширяется их кругозор. Активную помощь в работе оказывают: краеведческий музей, Центр национальных культур, городская, школьная библиотека и музей. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
В рамках участия в городском конкурсе «Учитель года 2007» мною был разработан урок – экспедиция во втором классе по теме: Животный мир. Путешествие в прошлое. (Динозавры). Целью урока было познакомить детей с животным миром (интинского района) прошлого.
Математика
В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения РК. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Практическая значимость данной работы в возможном привлечении интересных, познавательных фактов для учащихся. Ребята лучше усвоят темы, и моя работа принесет свои «успешные плоды».
Краеведческий материал – благодатная почва для составления текстовых задач. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:
- В виде информационной беседы (занимающей 1 – 2 минуты на уроке).
- Задачи для устного счета.
- Текстовые задачи.
- Интегрированные уроки с окружающим миром.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
При изучении темы «Графики. Диаграммы. Таблицы» в 4-м классе (программа «Начальная школа XXI века» использую следующие задачи:
1. Используя столбчатую диаграмму численности основных видов охотничьих животных Республики, занесите данные в таблицу
год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Белка | Численность основных видов охотничьих животных | |||||||
46 000 | 55 000 | 60 000 | 39 000 | 22 000 | 23 000 | 35 000 | 31 000 | |
Куница | 2 400 | 2 500 | 2 200 | 2 900 | 2 000 | 3 200 | 2 900 | 3 100 |
Олень северный | 230 | 250 | 400 | 580 | 80 | 220 | 160 | 150 |
2. Используя таблицу, составьте столбчатую диаграмму экологических преступлений (преступления, посягающие на здоровую окружающую среду и ее отдельные элементы).
Число зарегистрированных преступлений, ЕД | |||||
2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Всего | 133 | 173 | 179 | 192 | 247 |
незаконная добыча водных животных и растений | 6 | 51 | 22 | 27 | 79 |
незаконная охота | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 |
незаконная порубка деревьев и кустарников | 120 | 118 | 147 | 131 | 135 |
уничтожение или повреждение лесов | 3 | 1 | 8 | 32 | 32 |
3. Используя данные, составьте график лесных пожаров зарегистрированных в республике.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Лесные пожары - всего | 897 | 514 | 343 | 306 | 503 | 533 | 261 |
вина граждан | 352 | 336 | 152 | 133 | 196 | 283 | 138 |
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
1. С 1978 года 113 болот объявлены заказниками и памятниками природы, из них 17 выделены в качестве эталонов различных природных ландшафтов, остальные — клюквенные. Сколько клюквенных болот в нашем крае?
2. В тайге насчитывается 54 вида зверей и 196 видов птиц. Какова общая численность представителей тайги?
3. Какое количество представителей животного мира Национального парка «Югыд ва» занесено в Красную книгу Республики Коми. Если на территории насчитывается 43 вида млекопитающих, из них 3 вида занесены в Красную книгу Республики Коми – европейская норка, соболь и северная пищуха. В парке обитает 190 видов птиц, 19 из них занесены в Красную книгу Республики Коми. На территории парка гнездятся 17 видов водоплавающей дичи, встречаются 16 видов хищных птиц – беркут, орлан-белохвост, большой подорлик, черный коршун. Леса богаты глухарем, тетеревом, рябчиком и белой куропаткой. Самая многочисленная группа птиц – воробьиные – насчитывает более 80 видов. В водоемах обитает 23 вида рыб – семга, хариус сибирский, пелядь, сиг, чир, золотой карась и другие, из которых 5 видов занесены в Красную книгу Республики Коми. Из 5 видов амфибий и рептилий, обитающих на территории парка, 1 вид – сибирский углозуб – занесен в Красную книгу Республики Коми.
4. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 2000 птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?
Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.
В настоящее время существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего города, республики и России. Поэтому я на своих уроках использую задания, связанные с историей родного города и страны в целом.
Примером могут служить данные задания:
1. Старейший из театров Республики — Государственный академический театр драмы имени Виктора Савина. Он ведет свою историю с октября 1930 года. Сколько творческих сезонов открыл драматический театр?
2. В нашем городе многим улицам присвоены имена героев: Михаила Ипполитовича Халеева, Николая Павловича Лунина, Ивана Алексеевича Куратова и других. Учащимся предлагается узнать имя одного героя. Для этого необходимо решить примеры, а ответы соответствуют одной букве из фамилии в таблице: (Морозов)
В | О | М | О | Р | З | О |
14 | 19 | 940 | 915 | 980 | 123 | 794 |
- 188 ∙ 5 4) 152 : 8 7) 126 : 9
- 397 ∙ 2 5) 861 : 7
- 140 ∙ 7 6) 305 ∙ 3
3. Город Инта образован в 1954 году. Сколько лет будет городу в 2012 году?
В каком году ему будет 120 лет?
Практическая работа по теме «Масштаб. Карта» 4 класс.
* Определите по карте республики расстояние на местности между городами Инта и Печора, учитывая масштаб карты.
* Расстояние между Интой и Сыктывкаром (по карте) равно 675 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1:5000000 (в 1см 50 км). Уместится ли этот отрезок на странице тетради?
К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
1. На 1 января 2005 года численность населения составила 996 тысяч человек, в том числе городское население — 752 тысячи человек. Сколько человек проживает в сельской местности?
2. В отдельные годы толщина льда в реке Печора достигает 100 см. Вырази толщину льда в дециметрах.
3. Длина реки Печоры 1809 км, а Вычегды 1130 км. На сколько километров Печора длиннее Вычегды?
Пробудить чувство гордости за свою «малую Родину» можно через сюжеты задач. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу, краю. Актуальность и полезность работы не вызывает сомнений.
Уроки технологии
Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции). За период обучения в 1 - 4 классах учащиеся приобретают определенный круг знаний и умений по предмету.
Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка. Дети с помощью взрослых познают смысл искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края.
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
С учетом национально – региональных особенностей Республики Коми на уроках трудового обучения формирую интерес к трудовой деятельности, актуальной для регионов Севера (традиционные ремёсла, строительство жилья и украшение интерьера северного дома, выращивание сельскохозяйственных культур, художественное оформление деталей в национальных традициях, работа с природными материалами, распространенными на севере.) Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.
Используя на уроках различные материалы (бумагу, картон, природные и искусственные материалы, ткани, мех), путем сгибания, резания, склеивания, лепки, вышивания, учу своих ребят получать разнообразные продукты трудовой деятельности с учетом национальных традиций народа. Это и различные панно: «Оленята», «Северный олень», «Серебряное копытце», «Пернатые друзья», «Северные просторы»; декоративное оформление предметов быта, посуды, одежды; изготовление коми жилища (чум) и многое другое. Сделанные с любовью и выдумкой оригинальные поделки, хранящее тепло человеческих рук, не только украсят «дом», но и вдохнут в него душу.
Организационные формы, применяемые на уроках, тоже различны: индивидуальное выполнение заданий; работа в парах, группах; коллективное выполнение одной работы, когда у каждого ученика своя роль, свой вид деятельности.
| |||||||
|
|
Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.
Изобразительное искусство
Потребность в красоте дается человеку с рождения и является одним из оснований духовной жизни человека. Но при этом все люди видят, чувствуют, понимают по-разному, особенно, если это касается прекрасного. Все, что создало человечество исторически закреплено в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, архитектуре), в традиционных народных промыслах.
Выделение регионального компонента в предмете «Изобразительное искусство» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере деятельности известных людей, проживающих в Коми крае, и местных достопримечательностей, как природных, так и рукотворных.
Материал регионального компонента на уроках позволяет пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Региональный компонент значительно повышает качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он способствует развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере творчества художников края, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помогает глубже понять красоту и богатство родной природы.
В программе предусматривается посещение музея и Центра национальных культур, расположенных в местности проживания.
Задачи:
- стать носителем знаний о родном крае;
- способствовать формированию уважения к историческому и культурному наследию края;
- показать связь природы с её образом в поэзии, живописи, народном творчестве;
- дать представление о памятниках архитектуры и культуры;
- показать основные виды коми орнамента, его символы и принципы построения;
- дать представление о народных промыслах.
«Мой национальный костюм»; «Искусство на улицах города», рисунок здания, поразившего ребенка своей архитектурой во время экскурсии; натюрморт на тему: «Щедрые дары осени земли Коми»; пейзаж на тему: «Зимний день в лесу», Коми орнамент в росписи современной посуды, в сувенирных изделиях, одежде; «Прекрасное рядом: мой город», «Пернатые друзья», «Герои коми сказок», «Золотая осень», «Музей – хранитель искусства».
Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством помогает построить занятия так, чтобы ребенок смог душой прикоснуться к родной культуре, почувствовать свою сопричастность к тому, что делается в его родном «доме».
Каждая нация - это часть человечества. Человек, в первые годы жизни всем сердцем, всей душой должен полюбить свой народ, свою эстетическую и национальную культуру. И именно младший школьный возраст является тем благоприятным периодом, когда ребёнок с открытым сердцем воспринимает мир своего народа, учится понимать окружающее как единое целое, ощущает неразрывную связь времён, а себя – частицей тех, кто жил, живёт и будет жить на родной земле.
Своевременно прививать детям правильное отношение к миру, учить их любить свою Родину, восхищаться ее прошлым и стараться сделать ее красивее и сильнее – в этом задача учителя. И я надеюсь, что зернышки, заложенные мною в маленькие человеческие души, дадут прекрасные всходы.
Список литературы, использованной при написании работы:
1. | Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Рабочие тетради по краеведению. Творческий клуб учителей начальных классов «Поиск» - Сыктывкар, 2007 |
2. | Жеребцов И., Столповский П. Рассказы для детей об истории Коми края. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 2005 |
3. | Детям о культуре народа коми. - Сыктывкар, 1994 |
4. | История Сыктывкара. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1980 |
5. | Попова М. Сказки народов коми и народная педагогика. Дыхание Пармы. Книга об искусстве и литературе народа коми, - Сыктывкар, 1991 |
6. | Рочев Ю.Г. Коми легенды и предсказания. - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1984 |
7. | Энциклопедический словарь – «Коми литература». Составители Демин В.Н., Головина В.Н., - Сыктывкар, 1995 |
8. | Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. — Сыктывкар, 2000 |
9. | Историко-культурный атлас Республики Коми. — М: Дрофа, 1997 |
10. | Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997, 1998, 1999. — Т. I, II, III. |
11. | Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения 1- 4 классы, М., «Вентана –Граф», 2002 |
Чет- верть | Предмет | Тема по программе + РК | Содержание |
I | ИЗО Окружающий мир Технология (труд) | «Золотые краски осени» Сентябрь – первый месяц осени. Работа с природным материалом. | Рисование с натуры опавших листьев (берёзы, ивы). Экскурсия в парк. Наблюдение. Сбор опавших листьев. Изготовление поделки «Осенний букет». |
Окружающий мир Технология (труд) | Грибная пора Плоскостная лепка. Грибные богатства коми края | Подбор загадок о грибах. Изготовление поделки «Грибы». | |
Окружающий мир Литературное чтение | Как из зерна получилась булка. Рассказы о детях. Е.В.Габова «Тёплый хлеб». | Экскурсия на интинский хлебозавод | |
II | Окружающий мир ИЗО | Родной город. «Праздничный флажок» | Экскурсия. Рисование с натуры флажков. |
Окружающий мир ИЗО | В декабре, в декабре Все деревья в серебре «Мы рисуем зимние деревья» | «Заочное» путешествие в зимний лес. Рисование по памяти и представлению зимних деревьев. | |
Окружающий мир Физкультура Технология (труд) | Что мы знаем о птицах Игровые упражнения по совершенствованию двигательных навыков. Оригами. | Составление книжки «Птицы моего города» Разучивание Коми игры «Воробей». Изготовление поделки «Совиное семейство: сова – папа, сова – мама, ребенок – совенок». | |
Окружающий мир Музыка ИЗО Технология (труд) | Праздники. С новым годом! Народные песни. «Красота лесной природы». Работа с бумагой. | Сочинить историю про новогоднюю ёлочку. Разучивание песни «Ёлка, ёлка» (обр. Чисталёва) Рисование с натуры ветки ели. Аппликация «Ёлочка». | |
III | ИЗО Литературное чтение Музыка | «Красавица зима». Знакомство с произведениями изобразительного искусства ( Стихи о родной природе. П.А. Образцов «Север мой». Мы на севере живем. | Рисование на тему. Слушание, беседа, сравнение стихотворений С. Есенина «Поет зима –аукает» и П.А. Образцов «Север мой». Разучивание песни «Я живу на севере» (сл. и муз. Л.Вавиловой) |
Окружающий мир Технология (труд) | 8 марта – праздник всех женщин. Работа с бумагой и картоном. Аппликация | Поздравительная открытка для мам. | |
Окружающий мир Литературное чтение | Народная сказка. Народная сказка ««Мышь, лапоть и пузырь». | Инсценирование сказки Слушание, беседа, моделирование обложки. | |
IV | ИЗО Окружающий мир | «Весенний день». Знакомство с произведениями изобразительного искусства ( « Инта весенняя». | Рисование на тему. Экскурсия. |
Окружающий мир Технология (труд) | Животное – живое существо. Конструирование из бумаги. «Мягкие игрушки из бумаги. | Изготовление игрушки «Зайчик». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»
Урок математики с использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...
Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)
Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа" Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»По...
использование регионального компонента на уроках математики в начальных и малокомплектных классах
Задачи содержат большой познавательный материал, учат бережному отношению к природе, способствуют развитию анализировать ситуации, находить пути решения....
Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...
Задания для проведения олимпиады в Ленинском районе г. Красноярска для детей с ОВЗ 2-х классов с использованием регионального компонента апрель 2022 год
Описание важности включения регионального компонента в проводимые занятия, задания для олимпиады по логопедии для учащихся с ОВЗ 2-х классов....
Школьная олимпиада по Окружающему миру для 3 класса с использованием регионального компонента.
Перед вами олимпиадные задания по окружающему миру для учащихся 3 классов с использованием регионального компонента. Всего представлено 16 заданий разнообразного характера....