Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»
Показана индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах, об устаревших словах в литературном языке, узнают об использовании синонимов в текстах и их роли в устной и письменной речи; научатся распознавать синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Применено оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме:
«Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке».
Учитель МБОУ СОШ №6 Гулакова Н.Ф.
Задачи:
Знать понятие «синоним», уметь подбирать синонимы к предложенным словам, находить синонимы в тексте.
Цели:
Обучающие: вспомнить понятие «синонимы», сформировать умение подбирать синонимы к словам, использовать синонимы в устной и письменной речи.
Развивающие: развивать умения находить синонимы в тексте, в пословицах, в поговорках.
Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития, способствовать более прочному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение изученного материала.
Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума.
Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах, об устаревших словах в литературном языке, узнают об использовании синонимов в текстах и их роли в устной и письменной речи; научатся распознавать синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей. Запись в тетради числа, классной работы.
- Введение в тему.
- Вы помните, какие слова называются синонимами?- спросила Евдокия Васильевна.
-А вы, ребята, помните? (Слайд №1)
(Синонимы - это слова одной части речи, которые имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному.)
- Приведите примеры.
(Дети приводят свои примеры синонимов)
-Так какова же тема нашего урока?
(Дети называют тему урока). (Слайд №2)
- Найдите тему урока в учебнике.
III. Целеполагание.
- Зная тему урока, как вы думаете, какие цели поставить перед собою?
(Вспомнить, что называют синонимами. Уметь находить синонимы в тексте, в предложении. Уметь подбирать синонимы к словам.)
IV. Формирование умений и навыков.
1.Упражнение 12 стр.18 (учебник)
-Откройте учебник на стр.18, найдите упражнение12,познакомьтесь с заданием.
(Сравни слова в парах. Можно ли их назвать синонимами?)
(Тьма – мрак, ветер – ураган, гнев – бешенство)
- Определите, чем различаются их значения. Какое из слов в каждой паре называет более сильное проявление чего-либо: темноты, ненастья, чувства?
(Ученик выходит к доске, записывает пару слов, объясняет их значение, отвечает на вопросы упражнения). (Слайд №3, 4, 5)
- Итак: мы доказали, что синонимы – это … (дети говорят правило).
2. Упражнение 13 стр.19 (учебник)
- В каждой паре слов найдите то слово, которое сейчас употребляется редко, считается устаревшим. Подчеркните его.
Врач – лекарь, глаза – очи, кудесник – волшебник, хлебороб – крестьянин, комната – светелка, приказ – повеление, благодарствую – спасибо, ошибка – оплошность, угощать – потчевать, санки – салазки.
- Проверка выполнения задания. (Поменяйтесь тетрадями, проверьте задание, используя запись на доске).
Лекарь
Очи
Кудесник
Крестьянин
Светелка
Повеление
Благодарствую
Оплошность
Потчевать
Салазки
- Значения каких слов вам были непонятны? (Приложение №1).
- Можно ли считать слова в парах синонимами? Почему?
(ответы детей)
3. Физминутка для глаз с использованием офтальмотренажера.
V. Проверка усвоения материала.
1. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение 14 стр.19 (учебник).
- Сравни значения слов образующих пары синонимов. Запиши эти пары в два столбика:
В-1. Синонимы, обозначающие абсолютно одно и то же.
В-2. Синонимы, в значениях которых есть небольшая разница.
- Попробуй объяснить, чем именно различаются значения таких синонимов.
Алфавит – азбука, мерзнуть – коченеть, грустить – горевать, врач – доктор, дорогой – драгоценный, любить – обожать, везде – всюду.
(к доске вызываются два ученика для выполнения задания).
В-1. Азбука - алфавит, врач – доктор, везде – всюду.
В-2. Мерзнуть – коченеть, грустить – горевать, дорогой – драгоценный, любить – обожать.
(второе слово в каждой паре этой группы называет более сильное проявление названного).
- Можно ли считать слова в парах синонимами? Почему?
- Проиллюстрируйте вывод на стр.20 учебника примерами из упражнений 12-14. (Слайд №6).
Синонимы могут различаться:
- По значению (например, одно из слов может называть более сильное, а другое – менее сильное проявление чего-либо);
- По времени бытования (одно из слов может быть современным, а другое – устаревшим, вышедшим из употребления).
2. Работа в паре. Упражнение 9 стр. 12-13 тетрадь для самостоятельной работы №2.
- В каждой группе пословиц найди слова синонимы. Запиши их парами, поставив в начальную форму. В каждой паре подчеркни синим карандашом то слово, которое считается устаревшим.
1) Много баить не подобает.
Говорить умею, да не смею.
2) Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
Много бранился, а добра не добился.
3) Отвяжись плохая жизнь, привяжись хорошая.
Худое дело везде поспело.
4) Кто что знает, тем и хлеб добывает.
Дедушка и не ведает, где внучок обедает.
5) Худ Матвей – не умеет потчевать гостей.
Умел в гости звать, умей и угощать.
Проверка выполненного задания. (Слайд №7-11).
VI. Обобщение изученного материала.
- Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?
(синонимы делают нашу речь более выразительной, яркой, разнообразной, красивой, помогают избежать повтора одного и того же слова.)
- Работа в группе (по рядам).
(дети делятся на три группы. Каждая группа получает конверты со словами.)
- Подберите к данным словам синонимы. (Слайд №12-14).
- По каким критериям подбирали слова?
(слова одной части речи; звучат и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение).
VII. Итог урока.
- Какие цели урока мы ставили сегодня?
(знать, что называют синонимами, уметь подбирать синонимы к словам, находить синонимы в тексте).
- Мы выполнили эти цели?
- Что нового узнали сегодня? (Слайд №15,16).
(что есть устаревшие слова, которые не употребляются в современной речи).
VIII. Рефлексия.
1. (на столах у учащихся лежат карточки со словами: чистоплотный, опрятный, аккуратно). (Слайд №17).
- Какое из данных слов не является синонимом к слову аккуратный? Вычеркните его. Объясните свой выбор. (Слайд №18).
2. Наш урок подходит к концу. На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
(Дети в дневниках цветом обозначают свои достижения: хочу знать больше – зелёным, хорошо, но могу лучше – синим, пока испытываю трудности – желтым).
IX. Домашнее задание.
- Написать пять пар синонимов. Составить с одной парой предложение. По желанию выполнить первую часть задания к упражнению 9 стр. 12-13 в тетради для самостоятельной работе №2. (Слайд №19).
Приложение №1
(значение слов в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова)
Лекарь – то же что и врач, тот, кто лечит.
Волшебник – колдун, чародей. Человек, очаровывающий других.
Кудесник – тоже, что и волшебник.
Крестьянин – сельский житель, занимающийся возделыванием сельхозкультур и возведением сельскохозяйственных животных, как основной работой.
Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.
Светелка – небольшая комната, обычно в верхней части жилья.
Комната – отдельное помещение для жилья в квартире, в гостинице, в общежитии, а также отдельное служебное помещение.
Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.
Повеление – то же что и приказ.
Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
Санки – небольшие ручные сани (детские).
Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным задача сложная, требующая о...
Роль метода проектов на уроках иностранного языка в начальных классах средней школы
Эта работа посвящена использованию методики проектов в обучении английскому языку учащихся начальных классов....
Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка на начальном этапе средней школы
Презентация материала по теме...
Методическая разработка "Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка на начальном этапе средней школы"
Данный материал содержит обобщение опыта работы по вышеуказанной теме....
Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе
Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках английского языка в начальной и средней школе....
Организация работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной и средней школе с учётом принципа преемственности и перспективности
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в са...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...