конспект урока Окружающий мир 1 класс, Живая и неживая природа.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по теме Живая и неживая природа, 1 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_1_klass._zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 125.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 1 класс
Тема урока: «Живая и неживая природа».
Цели:
Формировать первичное представление о том, что такое природа.
Научить:
-различать объекты природы и предметы , созданные человеком,
- выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
Оборудование: учебник « Окружающий мир», дидактический раздаточный материал, фотографии живой и неживой природы, презентация, видио , ИКТ.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
2)выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Регулятивные:
1)Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
-выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
- Самоконтроль:
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
-предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- Самооценка:
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
-оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Коммуникативные:
1) Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2) постановка и обсуждение вопросов
3)умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
1) общеучебные универсальные действия ( поиск и анализ необходимой информации; использование знаково-символических средств);
2)логические (анализ, синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);
3)использование адекватных способов решения проблем.
Ход урока.
1. Организационный момент
Добрый день, ребята!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели.
Сегодня у нас очередной урок Окружающий мир, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает.
2. Актуализация знаний и мотивация
Давайте мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие.
А вот куда, попробуйте догадаться сами.
(презентация стихотворения)
Слайд 1
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Слайд 2
Небо светло-голубое,
Слайд 3
Солнце светит золотое,
Слайд 4
Ветер листьями играет,
Слайд 5
Тучка в небе проплывает.
Слайд 6
Поле, речка и трава,
Слайд 7
Горы, воздух и листва,
Слайд 8
Птицы, звери и леса,
Слайд 9
Гром, туманы и роса.
Слайд 10
Человек и время года –
Это все вокруг….(природа)
Слайд 11
- Ребята мы часто с вами произносим такую фразу: “Какая природа, какая красота!” или “Я был на природе”.
- А что такое природа?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
- Обратимся к источнику, в словаре Ожегова написано: Природа – всё существующее во Вселенной. Так ли это, давайте выясним.
3. Самоопределение к деятельности
- Рассмотрите на доске различные фотографии. На какие группы можно их разделить?
(У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.)
- Что сделал человек?
- Что создала природа?
- 1 группа – дом, машина, утюг,. (Сделал человек)
- 2 группа – солнце, цветок, горы, вода, бабочка, дети, дерево, гуси, жук (Сделано природой).
Учитель:- Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но оставим то, что создала природа. Подумайте, на какие ещё две группы можно разделить эти фотографии. (На доске крепим картинки по группам живое и неживое)
- Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
- Неживое: камни, звезды, вода, солнце.
Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? ( о природе, о живой и неживой )
Карточки появляются на доске ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
Да, ребята, природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую.
4. Открытие новых знаний.
- А какие из этих объектов мы отнесли к живой природе?
- ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ.
Учитель: Давайте определим признаки живой природы.
Учитель: Положите перед собой картинки из конверта. Расположите картинки в порядке развития . ( у 4 человек разные картинки).
1 .
Что общего в этих картинках?
Дети:
- Это птицы.
А кто такие птицы?
-Это животные, тело, которых покрыто перьями.
- Они летают.
- Они все рождаются из яйца.
Учитель: Правильно, вылупляются. А можно ли считать этих птиц объектами природы ?
Дети: Да. Все птицы – это природа.
Прикрепляем карточку РОЖДАЮТСЯ
Учитель: Как вы думаете, почему птенцы превращаются во взрослых птиц?
Дети: - Они просто вырастают.
Карточка РАСТУТ
-А что нужно им для роста?
Чтобы вырасти, им надо хорошо питаться. Их родители кормят букашками и мошками.
КАРТОЧКА ПИТАЮТСЯ
- А еще у взрослых птиц рождаются свои дети – птенцы.
- Нет. Сначала они оставляют яйца, а из них вылупляются птенцы.
Учитель: Верно. Сначала взрослая птица откладывает яйца, из них вылупляются птенцы, то есть производят потомство.
- Значит они размножаются?
-Да
КАРТОЧКА РАЗМНОЖАЮТСЯ
-Птицы летают,движутся,питаются, т.е. живут.
Но еще птицы и умирают КАРТОЧКА УМИРАЮТ.
Мы с вами выделили характерные признаки живой природы. Поэтому птиц называют объектами живой природы. А только птиц мы можем назвать объектами живой природы?
Дети: Нет, не только птицы считаются живой природой. Все животные, которые питаются, растут, производят потомство, движутся, умирают, могут считаться живой природой.
Учитель: А человек?
Дети: -И человек – тоже живая природа.
Учитель: Раз мы с вами являемся объектами живой природы, попробуем сделать небольшой опыт. Наберите побольше воздуха и попробуйте задержать дыхание. (Дети задерживают дыхание, но не очень долго) Кто догадался, о каком еще признаке живой природы мы не сказали?
Дети: -Всем нужен воздух.
- Живая природа не может не дышать.
Учитель: Правильно.
Еще один признак живой природы – дыхание. КАРТОЧКА ДЫШАТ
5. Первичное закрепление
-Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
-Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Живая природа не может существовать без неживой и наоборот. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.
-А как это делать? (заботиться о животных, сажать деревья, не засорять природу, воздух) .
6. Физминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа в группах.
Положите перед собой картинки из конверта №2 (у каждой группы разные картинки). Выберите лишнюю картинку.
Дети выполняют задание.
Учитель: что у вас получилось?
1 группа. – Лишнее – солнце. Оно не рождается, не дышит, не питается, не рождается потомство. Лишнее – гора.
Учитель: Вы молодцы. Замечательно справились с заданием. К живой природе относят животных и растения. ( таблица выстроить на доске)
8. Включение в систему знаний, повторение
1) Работа с учебником.
Учитель: На столе у вас лежат учебники, откройте их на стр.8-9 и ответьте на вопрос: Что на рисунке относится к живой природе? ( ответы детей)
-А что относится к неживой? Молодцы.
2)-А теперь давайте посмотрим ВИДЕО
– Что вы услышали?
– Услышали пение птиц. Это живая природа (назвали признаки живой природы)
– А еще что услышали?
– Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.
– А куда же дождь отнесем? К какой природе?
– Это явление неживой природы.
3)Игра «Живое - неживое
- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы встаете и прыгаете, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
4) –Перед вами лежат листы. Ребята давайте выполним задания на листах
Вам нужно закрасить кружочки либо в синий, либо в зеленый.
Синий – неживая природа , зеленый – живая.
9. Обобщение по теме урока.
-Ребята в начале урока мы ставили перед собой вопросы. Что такое природа? Какая бывает природа? Ответили ли мы на поставленные вопросы?
Да.
Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Чем отличается живая природа от неживой ? ( обратиться к схеме).
- Подумайте, а есть ли связь между живой природой и неживой? Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет), а человеку это нужно. Да.
Между живой и неживой природой есть тесная связь.
(Солнце, воздух и вода - необходимы живым существам).
- Как же нужно относиться к природе ? (бережно)
- Давайте всегда помнить об этом!
10. Рефлексия.
Дети, как мы работали на уроке?
Дружно, все вместе.
Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
С товарищами.
Урок наш подходит к концу,
Ребята вы наверно все любите составлять букеты из цветов. Мы сейчас попробуем составить букет. Но живые цветы рвать нельзя, поэтому у меня на столе лежат цветы вырезанные из бумаги.
Подумайте, какого цвета цветок вы возьмете . Если вы все поняли, очень старались, и вам все удалось – выберите цветок голубого цвета. Если вы были не очень внимательными, что- то вызвало у вас затруднение – выберите цветок желтого цвета, а если совсем ничего не поняли, вам было трудно– тогда цветок красного цвета.
- Какой замечательный букет получился !
- Наш урок окончен. Спасибо, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"
Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний. Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...
Урок окружающего мира во 2 классе "Живая и неживая природа". ФГОС.
Учащиеся учатся работать самостоятельно индивидуально и в парах....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Живая и неживая природа" УМК "Школа России"
Творческое название "Природа может всё и всё творит"...
Конспект. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа.
Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" для 2 класса. УМК "Школа России"...
2 класс. Окружающий мир Тема: "Живая и неживая природа, Явления природы."
Урок по предмету "Окружающий мир" 2 класс...
Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа.
УМК "Школа России". Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа. По ФГОС....
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе Живая и неживая природа
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе Живая и неживая природа...