конспект урока Окружающий мир 1 класс, Живая и неживая природа.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Русанова Галина Николаевна

Конспект урока по теме Живая и неживая природа, 1 класс  УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Урок  окружающего мира 1 класс  

Тема урока: «Живая и неживая природа».

Цели:

Формировать первичное представление о том, что такое природа.

 Научить:

 -различать объекты природы и предметы , созданные человеком,

- выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.

Оборудование: учебник « Окружающий мир»,  дидактический раздаточный материал, фотографии живой и неживой природы, презентация, видио , ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

 2)выражать положительное отношение к процессу познания:  проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

 1)Самоорганизация:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

 -выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  1. Самоконтроль:

 -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  -находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;    корректировать свои действия  при необходимости (с небольшой помощью учителя);

  -предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  1. Самооценка:

  -объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой  учителя;

 -оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Коммуникативные:

1) Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2) постановка и обсуждение вопросов

3)умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

1) общеучебные универсальные действия ( поиск и анализ необходимой информации; использование знаково-символических средств);

2)логические (анализ, синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);

3)использование адекватных способов решения проблем.

                                                                                                                                                                                                                     

Ход урока.

1. Организационный момент

Добрый день, ребята!

 Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Тихо все за парты сели,

На меня все посмотрели.

Сегодня у нас очередной урок Окружающий мир, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает.

 2. Актуализация  знаний и мотивация

Давайте мы с вами сегодня отправимся в  увлекательное путешествие.

 А вот куда, попробуйте догадаться сами.

(презентация стихотворения)

Слайд 1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Слайд 2

Небо светло-голубое,

Слайд 3

Солнце светит золотое,

Слайд 4

Ветер листьями играет,

Слайд 5

Тучка в небе проплывает.

Слайд 6

Поле, речка и трава,

Слайд 7

Горы, воздух и листва,

Слайд 8

Птицы, звери и леса,

Слайд 9

Гром, туманы и роса.

Слайд 10

Человек и время года –

Это все вокруг….(природа)

Слайд 11

- Ребята мы часто с вами произносим такую фразу: “Какая природа, какая красота!” или “Я был на природе”.
- А что такое природа?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

 - Обратимся к источнику, в словаре Ожегова написано: Природа – всё существующее во Вселенной. Так ли это, давайте выясним.

3. Самоопределение к деятельности
- Рассмотрите на доске различные фотографии. На какие группы можно их разделить?

(У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.)

- Что сделал человек?
- Что создала природа?

- 1 группа – дом, машина, утюг,. (Сделал человек)
- 2 группа –  солнце, цветок, горы, вода, бабочка,  дети, дерево, гуси, жук
(Сделано природой).

Учитель:- Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но оставим то, что создала природа. Подумайте, на какие ещё две группы  можно разделить эти фотографии. (На доске крепим картинки по группам живое и неживое)
- Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
- Неживое: камни, звезды, вода, солнце.

Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?  (  о природе, о живой и неживой )

Карточки появляются на доске   ПРИРОДА

                                  ЖИВАЯ                               НЕЖИВАЯ

 Да, ребята, природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. 

4. Открытие новых знаний.

- А какие из этих  объектов  мы отнесли к живой природе?  

- ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ.

Учитель: Давайте  определим  признаки живой природы.

Учитель: Положите перед собой картинки из конверта. Расположите картинки в  порядке развития .  ( у 4 человек разные картинки).

1 .

http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/97af7229349cd0915f0bfc7dd7c297ae.jpgМосква На складе "Шереметьево - Карго" было приостановлено движение груза - цыплята суточные - БезФормата.Ru - НовостиСмешные комиксы / веб-комиксы онлайн и по-русски, переводы комиксов петух не смотри ты проиграл. / Смешные картинки, приколы, ви

Что общего в этих картинках?

Дети:

 - Это птицы.

А кто такие птицы?

-Это животные,  тело, которых покрыто перьями.

- Они  летают.

- Они все рождаются из яйца.

Учитель:  Правильно, вылупляются. А можно ли считать этих птиц объектами природы ?

Дети: Да. Все птицы – это природа.

Прикрепляем  карточку  РОЖДАЮТСЯ

Учитель: Как вы думаете, почему птенцы превращаются во взрослых птиц?

Дети: - Они просто вырастают.

Карточка  РАСТУТ

 -А что нужно им для роста?

 Чтобы вырасти, им надо хорошо питаться. Их родители кормят букашками и мошками.

КАРТОЧКА  ПИТАЮТСЯ

- А еще у взрослых птиц рождаются свои дети – птенцы.

- Нет. Сначала они оставляют яйца, а из них вылупляются птенцы.

Учитель: Верно. Сначала взрослая птица откладывает яйца, из них вылупляются птенцы, то есть  производят потомство.

- Значит они размножаются?

-Да

 КАРТОЧКА РАЗМНОЖАЮТСЯ

-Птицы летают,движутся,питаются, т.е. живут.

Но еще птицы и  умирают  КАРТОЧКА УМИРАЮТ.

Мы с вами выделили характерные  признаки живой природы. Поэтому  птиц называют объектами живой природы. А только птиц мы можем назвать объектами живой природы?

Дети: Нет, не только птицы считаются живой природой. Все животные, которые питаются, растут, производят потомство, движутся, умирают, могут считаться  живой природой.

Учитель: А человек?

Дети: -И человек – тоже живая природа. 

Учитель: Раз мы с вами являемся объектами живой природы, попробуем сделать небольшой опыт. Наберите побольше воздуха и попробуйте задержать дыхание. (Дети задерживают дыхание, но не очень долго) Кто догадался, о каком еще признаке живой природы мы не сказали?

Дети: -Всем нужен воздух.

- Живая природа не может не дышать.

Учитель: Правильно.

Еще один признак живой природы – дыхание. КАРТОЧКА ДЫШАТ

5. Первичное закрепление

-Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

-Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Живая природа не может существовать без неживой и наоборот. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.

-А как это делать? (заботиться о животных, сажать деревья, не засорять природу, воздух) .

6. Физминутка. 

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в группах.

Положите перед собой картинки из конверта №2 (у каждой группы разные картинки). Выберите лишнюю картинку.

Дети выполняют задание.

Учитель: что у вас получилось?

1 группа. – Лишнее – солнце. Оно не рождается, не дышит, не питается, не рождается потомство. Лишнее – гора.

Учитель: Вы молодцы. Замечательно справились с заданием. К живой природе относят животных и растения. ( таблица выстроить на доске)

8. Включение в систему знаний, повторение

1) Работа с учебником.

Учитель: На столе у вас лежат учебники, откройте их на стр.8-9 и ответьте на вопрос:  Что на рисунке относится к живой природе? ( ответы детей) 

-А что относится к неживой? Молодцы.

2)-А теперь  давайте посмотрим  ВИДЕО

– Что вы услышали?

– Услышали пение птиц. Это живая природа (назвали признаки живой природы)

– А еще что услышали?

– Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.

– А куда же дождь отнесем? К какой природе?

– Это явление неживой природы.

3)Игра «Живое - неживое

- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы встаете и прыгаете, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.

1. Стоит Антошка на одной ножке,

            Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

        2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

        3. Рассыпался горох

            На семьдесят дорог.

            Никто не подбирает:

            Ни царь, ни царица,

            Ни красная девица. (Град)

        4. Много рук, а нога одна. (Дерево)

        5. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

4) –Перед вами лежат листы. Ребята давайте выполним задания на  листах

Вам нужно закрасить кружочки либо в синий,  либо в зеленый.

Синий – неживая природа ,  зеленый – живая.

 9.  Обобщение по теме урока.

-Ребята в начале урока мы ставили перед собой вопросы. Что такое природа? Какая бывает природа?  Ответили  ли мы на поставленные вопросы?

Да.

Какая бывает природа? (живая и неживая)

-Чем отличается живая природа от неживой ? ( обратиться к схеме).

- Подумайте, а есть ли связь между живой природой и неживой? Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет),  а человеку это нужно.  Да.

Между живой и неживой природой есть тесная связь.

(Солнце, воздух и вода -  необходимы  живым существам).

- Как же нужно относиться к природе ?   (бережно)

- Давайте всегда помнить об этом!

10.  Рефлексия.

Дети, как мы работали на уроке?  

Дружно, все вместе.

Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?

С товарищами.

Урок наш подходит к концу,

Ребята  вы наверно все любите составлять букеты из цветов. Мы сейчас попробуем составить букет. Но живые цветы рвать нельзя, поэтому у меня на столе лежат  цветы вырезанные из бумаги.

Подумайте, какого цвета цветок вы возьмете . Если вы все поняли,  очень старались, и вам все удалось – выберите цветок  голубого цвета. Если вы были не очень внимательными, что- то вызвало у вас затруднение – выберите цветок  желтого цвета, а если совсем ничего не поняли, вам было трудно– тогда цветок красного цвета.

- Какой замечательный букет получился !

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Урок окружающего мира во 2 классе "Живая и неживая природа". ФГОС.

Учащиеся учатся работать самостоятельно индивидуально и в парах....

Конспект. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" для 2 класса. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа.

УМК "Школа России". Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа. По ФГОС....

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе Живая и неживая природа

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе Живая и неживая природа...