Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

УМК "Школа России". Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа. По ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №596 с углубленным изучением французского языка Приморского района г.Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока окружающего мира

на тему:

«Живая и неживая природа»

УМК «Школа России»

2 класс

                                                                                                                                                    Учитель начальных классов

Калянова Ирина Владимировна

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                       

                                                                                                                       

Тип урока:

- открытие нового знания

Цель урока:

- дать представление о живой и неживой природе

Задачи урока

- узнать, какая бывает природа;

- научиться различать объекты живой и неживой природы;

- научиться находить связи между живой и неживой природой;

- сформировать уважительное отношение к природе нашей страны;

- воспитывать бережное отношение к природе

Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с терминами живая и неживая природа; научатся различать объекты живой и неживой природы; освоят доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере живой и неживой природы.

Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развитие монологической и диалогической форм речи.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование урока:

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова

ЦОР: презентация к уроку

Фишки разного цвета

Сигнальные карточки

Организация работы на уроке:

фронтальная, групповая, индивидуальная. 

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Продолжение работы на уроке. Первичное закрепление (самостоятельная работа)

7. Итог (рефлексия учебной деятельности)

8. Выставление отметок. Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Давайте улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение. Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

Читает стихотворение.

-Подумай и ответь:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

В небе тучка проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг…

-Совершенно верно, т.е. природа- это всё существующее во вселенной.

Воспринимают информацию, осмысливают, отвечают на вопрос

природа

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

Цель:        

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями?

(Муравьишка Вопросик)

И пришел он к нам с интересными загадками (по мере ответов на доске вывешиваются картинки)

  1. Я веселый старичок,

Сделал мухам гамачок.

У меня есть восемь рук,

А зовут меня…. (Паук)

  1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба).
  2. Распушил хвост и идёт, будто бы корабль плывёт. Закулдыкал – недоволен: Я иду – не видишь что ли! Петуха зло клювом тюк Здесь хозяин – я…(Индюк).
  3. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река).
  4. Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы - …. (Облака)

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).

Составьте слово из первых букв отгадок (ПРИРОДА). Давайте разделим все ответы загадок на две группы.

- Чтобы нам было легче, давайте попробуем сформулировать признаки живой и неживой природы. Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

 -Откройте учебник на стр.24 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе.

-Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.

 

Фронтальная работа

Слушают, отгадывают загадки. Составляют слово.

Классифицируют объекты. Пытаются сделать самостоятельный вывод и обосновать ответ.

Живые и неживые.

Чтение в учебнике, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

1. Узнаем, какая бывает природа.

2. Научимся различать объекты неживой и живой природы;

 3.Научимся находить связи между живой и неживой природой.

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. «Открытие» нового знания

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

Использование презентации:http://festival.1september.ru/articles/502282/Image329.gif

- Рассмотрите изображения и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.

-Назовите признаки живой природы.

- Скажите, а растения дышат?

Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

- Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?

- Ребята, назовите признаки неживой природы?

Ребята, какие объекты относятся к живой природе?

- Ребята, какие объекты относятся к неживой природе?

Называют объекты живой и неживой природы

Они двигаются, едят, дышат

Затрудняются ответить.

Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются

Не двигаются, не едят и не дышат.

Человек, растения, животные, грибы.

Солнце, воздух, звёзды, луна

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

«Ворона»

Вот под елочкой зеленой (встали)

Скачут весело вороны (прыжки)

Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

Целый день они кричали, (повороты туловищем)

Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо. влево)

Кар-кар-кар! (хлопки над головой)

Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями)

И все вместе засыпают (садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Кар-кар-кар! (тихонько хлопки над головой)

6. Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление (самостоятельная работа)

Цель:

-  организовать закрепление знаний о живой и неживой природе, составление таблицы;

Работа по учебнику.

Стр.24. С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой природе, а что – к живой.

-Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.

Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ

Предлагаю обратиться к собственному опыту и знаниям, полученным на уроке.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 с.7- по вариантам.

Проверка в парах. №3 с.7

 Работают в парах.

Делают вывод

Живая природа и неживая природы взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Подтверждают вывод схемой в учебнике на стр. 27.

Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, вода.

Проверка в парах

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              - оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

знаю

               Я               хотел узнать

                    Узнал и научился

- Оценим свои достижения на уроке, подняв сигнальные карточки

Делают выводы.

- Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.

-Да, мы узнали, что относится к живой природе, а что к неживой.

Оценивают себя

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД.

Рефлексия.

Познавательные УУД.

Смыслообразование.

Личностные УУД.

 

8.Выставление отметок.

Домашнее задание

Выставляет отметки в дневники учащихся.

Записываем в дневниках домашнее задание.

Записывают в дневник

Учебник: с.24-27 читать, отвечать на вопросы.

Рабочая тетрадь, страница 7, задания 2, 5.

Коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету « Мир природы и человека» по теме « Фрукты. Употребление в пищу».

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету « Мир природы и человека»по теме « Фрукты. Употребление в пищу»....

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету « Мир природы и человека» по теме « Фрукты. Употребление в пищу»

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету « Мир природы и человека» по теме « Фрукты. Употребление в пищу»...

Технологическая карта урока окружающего мира "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о неживой и живой природе и связи между ними....

Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...