Конспект. Окружающий мир. 2 класс. Живая и неживая природа.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" для 2 класса. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Живая и неживая природа". 2-й класс

Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Задачи:

  • Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
  • Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации предметов, созданных трудом человека (зонт, мяч, книга); карточки с картинками живой природы (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы (камни, звезды, вода, солнце, сосульки), карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!

II. Повторение изученного материала

– На прошлом уроке  мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают. На задание дается 3 минуты.

Игра «Поиграем в отношение»

За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )

– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему нас миру? (Доброжелательное, бережное)
– А как нужно относиться к природе?

III. Сообщение темы урока

– Мы часто с вами  произносим такую фразу: «Природа очень красива» Что же такое природа? Правильно, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое природа и что относиться к живой, а что к неживой природе.

IV. Работа по теме урока

– Посмотрите на доску. Что на ней показано?
– На какие две группы можно разделить все предметы? 
(Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа то, что создано природой)
– На доске мы получаем:

1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.

Все это создано природой. Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком.
Делаем 
вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.

– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)

На доске мы получаем:

Живая природа:                                                      Неживая природа:
дерево                                                                      камни
медведь                                                                   звезды
бабочка                                                                    вода
дети                                                                          солнце
цветок                                                                      сосулька

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

VI. Работа по учебнику

– Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода?
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? 
– А что видим справа? Какая это природа?
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? 
– В чем состоит эта связь? 
– Делаем 
вывод 2: неживая природа необходима для жизни живых существ.

VII. Беседа по теме урока

– Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? 
– Верно, все живое двигается, растёт, дышит, питается, умирает.

На доске появляется первый признак жизни – движение.

– Что еще отличает живое от неживого? 
– Верно. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.

На доске появляется второй признак  жизни – рост.

– А что нужно обязательно живому организму для  роста и развития?
– Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни – 
питание.
– А что будет, если лишить все живое питания?
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают. Следующий признак жизни – 
смерть.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле
?  (Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа. 
– Поэтому пятый признак жизни – 
размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? 
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы  нашей живой природы: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок
. (Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д.)

VIII. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют карточки-тесты.

Тест

1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,

А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.

2. К живой природе относится:

А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.

3. К неживой природе относится:

А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.

4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.

5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.

IX. Подведение итогов урока

– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.

X. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Урок окружающего мира во 2 классе "Живая и неживая природа". ФГОС.

Учащиеся учатся работать самостоятельно индивидуально и в парах....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 2 класс "Живая и неживая природа" с ЭОР

Формирование новых знаний о природе в целом,  о живой и неживой природе,  о признаках присущих объектам живой природы, отличающих их от объектов неживой природы.Формирование предметных и уни...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе Живая и неживая природа

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе Живая и неживая природа...

конспект урока Окружающий мир 1 класс, Живая и неживая природа.

Конспект урока по теме Живая и неживая природа, 1 класс  УМК Школа России...