Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Лихоманова Инна Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

2022/2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_okr.mir_2022_g.docx183.36 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

нач

Рабочая программа по учебному предмету

 «Окружающий мир» для 1 б класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                        Составитель:

                                                            Лихоманова Инна Владимировна

                                                учитель начальных классов

                                                                   высшая квалификационная категория

                                               

пгт. Излучинск, 2022

      Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной программы ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также с учетом целей и задач образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Согласно программе на изучение программного материала отводится 2 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 2 часа в неделю (66 часов в год).  В рабочую программу внесены изменения, в связи с тем, что в примерной программе предоставлено 60 часов.

Планируемые предметные результаты

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Знать:

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

В результате изучения окружающего мира ученик научится:

  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского), региона, страны;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
  • приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных традиций и праздников; профессий;
  • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
  • применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
  • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы;
  • основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее существенные признаки;
  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени), фиксировать результаты наблюдений и опытов;
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
  • соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;
  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
  • безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных ресурсов школы;
  • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; правила безопасного поведения в природе;
  • безопасно использовать бытовые электроприборы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  • уход за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Получит возможность научиться:

Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • сознательно выполнять правила экологического поведения;
  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
  • определить по внешнему виду названия различных растений;

Самостоятельно и уверенно учащиеся могут

  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;
  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.

Личностные результаты

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Формирование представлений о ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

Познавательные

Базовые логические действия:

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

Базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Содержание учебного предмета

Человек и общество (16 ч)

Школьные традиции и праздники, совместная деятельность с одноклассниками. Адрес школы. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха Россия. Москва — столица России. Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Человек и природа (39 ч)

Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Главные особенности животных — представителей одной группы: насекомые — шестиногие, звери — млекопитающие, рыбы — живут в воде, плавают и др. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).

Забота о домашних питомцах

Правила безопасной жизни (11 ч)

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами. Безопасность в сети Интернет: электронный дневник и электронные ресурсы школы. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Правила безопасного поведения пассажира. Безопасное поведение на велосипеде

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Тип урока

Примечание

Человек и общество

13 ч

1

Школьные традиции и праздники, совместная деятельность с одноклассниками. Адрес школы.

1 ч

урок изучения нового материала

2

Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

1 ч

урок изучения нового материала

3

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

1 ч

урок изучения нового материала

4

Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места

1 ч

урок изучения нового материала

5

Правила безопасной работы на учебном месте

1 ч

урок изучения нового материала

6

Режим труда и отдыха

1 ч

урок изучения нового материала

7

Россия. Москва — столица России.

1 ч

урок изучения нового материала

8

Народы России.

1 ч

урок изучения нового материала

9

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.

1 ч

комбинированный урок

10

Культурные объекты родного края

1 ч

комбинированный урок

11

Ценность и красота рукотворного мира.

1 ч

урок изучения нового материала

12

Правила поведения в социуме.

1 ч

урок изучения нового материала

13

Моя семья в прошлом и настоящем

1 ч

комбинированный урок

14

Имена и фамилии членов семьи, их профессии

1 ч

комбинированный урок

15

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье

1 ч

комбинированный урок

16

Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

1 ч

комбинированный урок

Человек и природа

39 ч

17

Природа и предметы, созданные человеком

1 ч

комбинированный урок

18

Природные материалы

1 ч

комбинированный урок

19

Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними

1 ч

комбинированный урок

20

Неживая и живая природа

1 ч

комбинированный урок

21

Неживая и живая природа

1 ч

комбинированный урок

22

Погода и термометр

1 ч

комбинированный урок

23

Сезонные изменения в природе

1 ч

комбинированный урок

24

Сезонные изменения в природе

1 ч

комбинированный урок

25

Сезонные изменения в природе

1 ч

комбинированный урок

26

Сезонные изменения в природе

1 ч

комбинированный урок

27

Взаимосвязи между человеком и природой

1 ч

комбинированный урок

28

Правила нравственного и безопасного поведения в природе

1 ч

комбинированный урок

29

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание)

1 ч

урок изучения нового материала

30

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание)

1 ч

комбинированный урок

31

 Лиственные растения

1 ч

комбинированный урок

32

 Хвойные растения

1 ч

комбинированный урок

33

Дикорастущие растения

1 ч

комбинированный урок

34

Культурные растения

1 ч

комбинированный урок

35

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень

1 ч

урок изучения нового материала

36

Практическая работа «Найди у растения корень»

1 ч

комбинированный урок

37

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): стебель

1 ч

урок изучения нового материала

38

Практическая работа «Найди у растения стебель»

1 ч

комбинированный урок

39

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): лист

1 ч

урок изучения нового материала

40

Практическая работа «Найди у растения лист»

1 ч

комбинированный урок

41

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения):  цветок

1 ч

урок изучения нового материала

42

Практическая работа «Найди у растения цветок»

1 ч

комбинированный урок

43

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): плод, семя.

1 ч

урок изучения нового материала

44

Практическая работа «Найди у растения плод, семя»

1 ч

комбинированный урок

45

Комнатные растения, правила содержания и ухода

1 ч

урок изучения нового материала

46

Комнатные растения, правила содержания и ухода

1 ч

урок изучения нового материала

47

Главные особенности животных — представителей одной группы: насекомые — шестиногие

1 ч

урок изучения нового материала

48

Главные особенности животных — представителей одной группы: звери — млекопитающие

1 ч

урок изучения нового материала

49

Главные особенности животных — представителей одной группы:  рыбы — живут в воде, плавают

1 ч

урок изучения нового материала

50

Главные особенности животных — представителей одной группы: птицы

1 ч

комбинированный урок

51

Дикие животные (различия в условиях жизни)

1 ч

комбинированный урок

52

Дикие животные (различия в условиях жизни)

1 ч

комбинированный урок

53

 Домашние животные (различия в условиях жизни)

1 ч

комбинированный урок

54

 Домашние животные (различия в условиях жизни)

1 ч

комбинированный урок

55

Забота о домашних питомцах

1 ч

комбинированный урок

Правила безопасной жизни

11 ч

56

Понимание необходимости соблюдения режима дня

1 ч

комбинированный урок

57

Понимание необходимости соблюдения  правил здорового питания

1 ч

комбинированный урок

58

Понимание необходимости соблюдения  правил  личной гигиены

1 ч

комбинированный урок

59

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами

1 ч

комбинированный урок

60

Безопасность в сети Интернет: электронный дневник и электронные ресурсы школы

1 ч

комбинированный урок

61

Дорога от дома до школы.

1 ч

комбинированный урок

62

Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки).

1 ч

комбинированный урок

63

Правила безопасного поведения пешехода (дорожная разметка, дорожные сигналы).

1 ч

комбинированный урок

64

Правила безопасного поведения пассажира (автомобиле и поезде)

1 ч

комбинированный урок

65

Правила безопасного поведения пассажира (корабле и самолёте)

1 ч

комбинированный урок

66

Безопасное поведение на велосипеде

1 ч

комбинированный урок

                            Итого

66 ч

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

1. Окружающий мир. Примерная рабочая программа начального общего образования. / М.:  Просвещение, 2021

Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...