Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_id1242781_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 155.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
МКУ "Управление образования Администрации города Бийска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 890259)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Охотникова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
г. Бийск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Человек и общество. | ||||||||
1.1. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Работа с политико-административной картой РФ: определение | Устный | политико-административная карта РФ |
1.2. | Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; | Устный | Презентация |
1.3. | Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. | 2 | 1 | 1 | Сентябрь - май | Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; | Устный | Обучающий видеофильм |
1.4. | Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. | 3 | 1 | 0 | Сентябрь - май | Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; | Устный | Обучающий фильм, презентация |
1.5. | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное | Устный | Обучающий фильм, презентация |
1.6. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 2 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное | Устный | презентация |
1.7. | История Отечества «Лента времени»и историческая карта. | 2 | 0 | 1 | Сентябрь - май | Практическая работа по теме | Практическая работа; | иллюстративный материал |
1.8. | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические | 10 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; | Устный | Обучающий фильм Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka |
1.9. | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные | 2 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; | Устный | просмотр видеофрагментов, иллюстраций Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka |
1.10. | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 2 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Учебный диалог по теме «Как )»; | Устный | иллюстративный материал |
1.11. | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. | 3 | 1 | 0 | Сентябрь - май | Просмотр видеофрагментов, | Устный | просмотр видеофрагментов, презентация |
1.12 | Посильное участие в охране | 2 | 0 | 0 | Сентябрь - май | Учебный диалог по теме «Как | Устный | презентация, иллюстрации |
1.13. | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в | 2 | 1 | 0 | Сентябрь - май | Обсуждение докладов учащихся о | Устный | презентация, доклад учащихся |
Итого по разделу | 33 | |||||||
Раздел 2. Человек и природа. | ||||||||
2.1. | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 0.5 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; | Устный | просмотр видеофрагментов |
2.2. | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. | 0.5 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; | Устный | презентация |
2.3. | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 0.5 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси —причина смены дня и ночи; | Устный | просмотр видеофрагментов |
2.4. | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 0.5 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Рассматривание и обсуждение схемы: обращение Земли вокруг Солнца и смена времен года.; | Устный | презентация |
2.5. | Формы земной поверхности: | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; | Устный | просмотр видеофрагментов, презентация |
2.6. | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Описание объектов родного края: | Устный | презентация |
2.7. | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. | 3 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Рассказ учителя; | Устный | просмотр видеофрагментов |
2.8. | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. | 2 | 1 | 0 | Сентябрь - декабрь | Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для | Устный | просмотр видеофрагментов, презентация http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
2.9. | Водоёмы и реки родного края: | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Учебный диалог; | Доклады учащихся устный | презентация |
2.10. | Наиболее значимые природные | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Рассказ учителя, работа с | Устный | презентация |
2.11. | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, | 2 | 1 | 1 | Сентябрь - декабрь | Рассказ учителя о Международной Красной книге; | Контрольная работа; | иллюстративный материал |
2.12 | Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в | Устный | иллюстративный материал |
2.13 | Природные зоны России: общее | 9 | 1 | 0 | Сентябрь - декабрь | Учебный диалог по теме «Почему | Устный | просмотр видеофрагментов, презентация |
2.14. | Связи в природной зоне. | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - декабрь | Учебный диалог по теме | Устный | учебник, рабочая тетрадь |
Итого по разделу | 24 | |||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | ||||||||
3.1. | Здоровый образ жизни: | 1 | 0 | 0 | Сентябрь - январь | Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; | Устный | просмотр видеофрагментов |
3.2. | Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом | 2 | 0 | 1 | Сентябрь - январь | Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно | Устный | просмотр видеофрагментов, презентация |
3.3. | Безопасность в Интернете (поиск | 2 | 0 | 1 | Сентябрь - январь | Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; | Устный | просмотр видеофрагментов, презентация |
Итого по разделу | 5 | |||||||
Резервное время | 6 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 5 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Что изучает астрономия? Человек и природа. Солнце— ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники Обращение Земли вокруг | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Планеты солнечной системы Человек и природа. Солнце— ближайшая к намзвезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники Обращение Земли вокруг | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный |
3. | Россия -многонациональная страна. (Основные религии народов России: Права и обязанности Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 1 | 13.09.2022 | Устный |
4. | Ты — гражданин России. Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция — Основной закон Российской Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Безопасность в повседневной жизни Правила безопасной жизни. Здоровый образ Безопасноть в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Устный |
6. | Президент РФ — глава Права и обязанности Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Контрольная работа № 1 | 1 | 1 | 0 | 27.09.2022 | Контрольная работа; |
8. | Что изучает география? Человек и природа. Формы земной поверхности: Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос; |
9. | Форма Земли. Карта Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный |
10. | Равнины России Человек и природа. Формы земной Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
11. | Горы России Человек и Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
12. | Моря, озера и реки России. Значение водоемов и их Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устный опрос; |
13. | Как солнце, вода и ветер Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Человек и природа. Формы земной поверхности: Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный |
14. | Контрольная работа № 2 | 1 | 1 | 0 | 19.10.2022 | Контрольная работа; |
15. | Природные зоны России Человек и природа. Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Устный |
16. | Природные зоны России. Зона арктических пустынь Человек и природа. Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный |
17. | Природные зоны России. Тундра Человек и природа. Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный |
18. | Природные зоны России. Тайга Человек и природа. Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устный |
19. | Природные зоны России. Зона смешанных и Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный |
20. | Лес и человек Человек и Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устный |
21. | Природные зоны России. Степь Человек и природа. Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Устный |
22. | Природные зоны России. Пустыня Человек и природа. Природные зоны России: Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный |
23. | Природные зоны России. Субтропики Человек и Связи в природной зоне | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Устный |
24. | Контрольная работа № 3 | 1 | 1 | 0 | 30.11.2022 | Контрольная работа; |
25. | Что изучает экология? Экологические проблемы и пути их решения Человек и природа. Охрана природных богатств: воды, воздуха, | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Устный опрос; |
26. | Защитим нашу планету Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный опрос; |
27. | Международная красная книга Человек и природа. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе | 1 | 0 | 1 | 13.12.2022 | Практическая работа; |
28. | Всемирное культурное Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный |
29. | Всемирное природное Наиболее значимые Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный |
30. | Контрольная работа № 4 | 1 | 1 | 0 | 21.12.2022 | Контрольная работа; |
31. | Безопасность. Полезные и Безопасноть в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный |
32. | Безопасность в Интеренете: работа с информацией Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 1 | 28.12.2022 | Практическая работа; |
33. | Безопасность велосепидиста Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Устный опрос; |
34. | Безопасность в городе Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Устный |
35. | История Отечества. Лента Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 1 | 17.01.2023 | Практическая работа; |
36. | Как образовалось Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный |
37. | Символы России и твоего края Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция — Основной закон Российской Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Устный |
38. | Государственные праздники России Человек и общество. Государственные праздники в жизни российского Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | сообщение; |
39. | Современная Россия. Дальний Восток. Урал Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция — Основной закон Российской Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Устный опрос; |
40. | Современная Россия. Северные города России Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция — Основной закон Российской Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устный |
41. | Современная Россия. Города центральной России. Города на Волге и на юге России. Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция — Основной закон Российской Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Устный опрос; |
42. | Обобщение. Твой край родной | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный |
43. | Контрольная работа № 5 | 1 | 1 | 0 | 14.02.2023 | Контрольная работа; |
44. | Первые русские князья Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; |
45. | Культура Руси Человек и Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный |
46. | Нашествие Батыя на Русь Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный |
47. | Князь Александр Невский Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Устный |
48. | Куликовская битва Человек и общество. История Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный |
49. | Иван III Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Устный |
50. | Иван IV. Расширение Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный |
51. | Как жили на Руси в XV-XVI вв. Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный |
52. | Смутное время. Минин и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный |
53. | Первый русский император -Петр I Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Устный |
54. | Великий русский учёный Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Устный |
55. | Екатерина II Человек и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный |
56. | Контрольная работа № 6 | 1 | 1 | 0 | 11.04.2023 | Контрольная работа; |
57. | Отечественная война 1812 г. Человек и общество. История Отечества. «Лента времени»и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный |
58. | Восстание декабристов. Человек и общество. История Отечества. «Лента времени»и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Устный |
59. | Отмена крепостного права Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный |
60. | Новые времена в жизни История Отечества. «Лента времени» и историческая Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный |
61. | Последний император России Человек и общество. История Отечества. «Лента времени»и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный |
62. | Гражданская война в России Человек и общество. История Отечества. «Лента времени»и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 02.05.2023 | Устный |
63. | Образование Советского История Отечества. «Лента времени» и историческая Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устный |
64. | Великая отечественная война Человек и общество. История Отечества. «Лента времени»и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устный |
65. | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом Человек и Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Устный |
66. | Восстановление народного хозяйства Человек и Наиболее важные и яркие события общественной и Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный |
67. | Итоговая контрольная работа за 4 класс | 1 | 1 | 0 | 23.05.2023 | Контрольная работа; |
68. | Научные достижения ХХ века Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая Картины быта, труда; Охрана памятников истории и культуры. Посильное | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устный |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 5 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях);
4 класс /Плешаков А.А.;
Новицкая М.Ю.;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;;
1Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.1, Ч.2 / Плешаков А.А. , Новицкая М.Ю – М.: Просвещение
Плешаков А.А. , Новицкая М.Ю Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. Ч.1, Ч.2 / А.
А. Плешаков. – М.: Просвещение
Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: учебн. пособие для общеобразоват.
организаций / Плешаков А.А. , Новицкая М.Ю – М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru
http://school.bakai.ru/?id=boona
http://www.russiamaps.newmail.ru
http://www.randewy.narod.ru/karta/karta.html
� Материки и океаны
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.randewy.narod.ru/gml/gml.html
� Равнины и горы
http://school.bakai.ru/?id=boona
http://ru.wikipedia.org/wiki/
� Вода в природе
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://school.bakai.ru/?id=boona
� Вода и ее свойства
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000538/belashl/otvetl.html
http://chemi.org.ru/html/index101.php
http://www.alhimik.ru/teleclass/glava 1 /gl-1-1 .shtml
http://www.ecoline.ru/wateroflife/books/monitor/1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
� Воздух
http://students.russianplanet.ru/geography/atmo.htm
� Охрана окружающей среды
http://school.bakai.ru/?id=boona http://www.cnit.susu.ac.ru/scripts/F_Sch_prir3c_view.asp?id= 13 http://www.cnit.susu.ac.ru/scripts/F_Sch_prir3c_view.asp?id= 14
http://www.cnit.susu.ac.ru/scripts/F__Sch_prir3c_view.asp?id= 15
� Карта России, природные зоны
http://upload.wikimedia.Org/wikipedia/ru/b/bO/Russian_federation.png http://ru.wikipedia.org/wiki/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4 классов. Времена года. Природные сообщества (4 таблицы)
Познаем окружающий мир. Лесные животные. Дидактический материал
Познаем окружающий мир. Домашние животные.
Карта «Природные зоны»
Итоговый тест – тренажер. 1класс
Тренажёр по окружающему миру для 1 класса. Животные
Интерактивный тренажёр по окружающему миру "Времена года с Незнайкой" Романенкова Н.Н. Тренажёр "Живая и неживая природа" (окружающий мир, 1 класс) Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Иллюстративный материал «Красная книга» «Лента времени , альбомный лист, цветные карандаши, простой карандаш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...