Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2020-2021уч г
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Бондаренко Виктория Васильевна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса  на 2020-2021уч г

Скачать:


Предварительный просмотр:



        1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана согласно Закону РФ «Об образовании» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова, утвержденной МО РФ (М.: Просвещение, 2014).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: 

Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. -  М.: Просвещение, 2014.

Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019

Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.–  М.: Просвещение, 2020

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение окружающего мира во 2 классе в учебном плане школы отводится 68 часов (34 недели, 2 учебных часа в неделю) .

Количество часов и виды работ для проведения контроля во 2 классе. Формы и средства контроля

Виды контроля

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

год

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Проверочная работа

1

1

1

1

4

Практическая работа

2

1

2

1

6

Тест

1

1

1

1

4

Экскурсия

1

-

1

-

2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

Обучающиеся должны :

·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

· использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );

· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

               

           

3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

4. Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение темы.

Название темы

Количество часов

1

«Где мы живём?»

4 ч.

2

«Природа»

20 ч.

3

«Жизнь города и села»

10 ч.

4

«Здоровье и безопасность»

9 ч.

5

«Общение»

7 ч.

6

«Путешествия»

18 ч.

всего

68 часов

        

5. Приложение № 1 к программе «Окружающий мир»

 Календарно-тематическое планирование.

№ урока п/п

Тема занятия

кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Где мы живем? (4 ч)

1

1

Родная страна.

2

2

Город и село.

  Подготовка проекта «"Родной город"»

3

3

Природа и рукотворный мир.

 

4

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» Тест

Природа (20 ч)

5

1

Неживая и живая природа. Р.К. Народный календарь. Название месяцев, связанных со сменой времён года и занятиями коренных народов Югры.

6

2

Явления природы.

 Практическая работа "Как измерить температуру"

7

3

Что такое погода. Р.К. Народные приметы ХМАО

8

4

В гости к осени Экскурсия. Р.К. Сезонные изменения в природе. Народный календарь. Экскурсия в лес, в паре.

9

5

В гости к осени (урок).  Р.К. Название месяцев. Ягоды и грибы нашего края. Практическая работа: сбор плодов и семян растений.

10

6

Звёздное небо.

11

7

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа "Состав гранита" Р.К. Полезные ископаемые Югры.

12

8

Воздух, его значение в природе.

13

9

Вода, её распространение в природе.

14

10

Какие бывают растения. Р.К. Лес. Растительный и животный мир леса. Практическая работа: распознавание растений по листьям.

15

11

Какие бывают животные. Р.К. Болото. Растительный и животный мир болота.

16

12

Невидимые нити. Р.К. Луг. Растительный и животный мир луга.

 Контрольная работа за 1 четверть

17

13

Дикорастущие и культурные растения.

Работа над ошибками

18

14

Дикие и домашние животные. Р.К. Домашние животные народов ханты и манси.

19

15

Комнатные растения.

Практическая работа "Как ухаживать за комнатными растениями"

20

16

Животные живого уголка.

21

17

Про кошек и собак.

22

18

Красная книга. Р.К. Красная книга родного края.

 

23

19

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Р.К. Бережное отношение и рациональное использование природных богатств Югры.

 

24

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест

Жизнь города и села (10 ч)

25

1

Что такое экономика.

 

26

2

Из чего что сделано. Р.К. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. Экскурсия в краеведческий музей.

 

27

3

Как построить дом. Р.К. Жилище народов Севера. Основные виды жилищ. Чум- жилище кочевых народов Югры.

28

4

Какой бывает транспорт.

 

29

5

Культура и образование.

30

6

Контрольная работа за 2 четверть

Все профессии важны.

 Проект «Профессии».

31

7

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». 

32

8

В гости к зиме Экскурсия.

33

9

В гости к зиме. Р.К. Сезонные изменения в природе. Народный календарь. Экскурсия в лес, в парк

34

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Тест

Здоровье и безопасность (9 ч)

35

1

Строение тела человека.

 

36

2

Если хочешь быть здоров.

 

37

3

Берегись автомобиля!

38

4

Школа пешехода

Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД

39

5

Домашние опасности.

40

6

Пожар!  

41

7

На воде и в лесу.

42

8

Опасные незнакомцы.

43

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест

Общение (7 ч)

44

1

Наша дружная семья. Р.К. Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети-помощники родителей.

45

2

Проект «Родословная».

        

46

3

В школе.

47

4

Правила вежливости.

48

5

Ты и твои друзья.

49

6

Мы – зрители и пассажиры.

50

7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».  Тест

Проверка знаний и умений.

Путешествия (18 ч)

51

1

Посмотри вокруг.

52

2

Ориентирование на местности.

53

3

Ориентирование на местности.

Контрольная работа за 3 четверть

54

4

Формы земной поверхности.

55

5

 Водные богатства.

56

6

В гости к весне. Экскурсия

57

7

В гости к весне (урок). Р.К. Сезонные изменения в природе. Народный календарь. Экскурсия в лес, в парк.

58

8

Россия на карте.  Проект «Города России».

59

9

Путешествие по Москве.

60

10

Московский Кремль и Красная площадь

61

11

 Город на Неве.

62

12

 Путешествие по планете. Карта мира. Р.К. Сказки и легенды Югры.

63

13

Путешествие по материкам и частям света

64

14

Путешествие по материкам и частям света

65

15

Страны мира. Проект «Страны мира»

66

16

Впереди лето

67

17

Проверим себя и оценим свои достижения.

Контрольная работа за год

68

18

 Работа над ошибками.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Итого 68 часов

6. Приложение № 2

 Лист корректировки рабочей программы.

Класс

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...