Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей
и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Принципы, положенные в основу построения курса:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обуения;
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Кто ты такой» (2 класс).
• Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс).
• Человек и мир природы: что такое природа, может человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Мы – жители Земли» (2 класс).
• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Твоя Родина - Россия» (2 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое», темами: «Каким был человек в разные времена», «Как трудились люди в разные времена».
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсии и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на четыре года изучения. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменять соотношение часов.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
- называть:
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
- основные права граждан России и права ребёнка;
- основные древние города Руси и России (не менее 3-4);
- различать:
- прошлое – настоящее – будущее;
- год- век (столетие);
- предметы неживой и живой природы, изделия;
- представителей растительного и животного мира и места их обитания;
- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;
- решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- соотносить событие с датой его происхождения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- описывать объект окружающего мира, передавать своё отношение к нему;
- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля |
Контрольная работа | ||||
Введение. Что нас окружает? | 2 | 1 четверть | ||
Кто ты такой? | 10 | 1 четверть | ||
Кто живёт рядом с тобой? | 11 | 1 четверть 2 четверть | 1 | |
Россия – твоя Родина | 20 | 2 четверть 3 четверть | 1 | |
Мы – жители Земли | 25 | 3 четверть 4четверть | 2 | |
Практические работы | В течение года |
Содержание программы:
2 класс (68 ч)
Введение. Что нас окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (10 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится, человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (11ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, вольным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жест мимика. Как управлять своими эмоциями, как научить «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как и предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (20 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза-Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении
процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли (25 ч)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода
Человек и природа. Может ли человек жить без природ. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезны предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Формы и средства контроля
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.
Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
- Виноградова Н.Ф. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2010 г.
- Виноградова Н. Ф.: Комментарии к урокам: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Виноградова Н.Ф. Рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать» № 1 и № 2, 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010 г.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
Дополнительная литература
- Багрова Л.Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия: растения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс/Сост. И.Ф.Яценко. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
- Соловьёв В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение, 2008.
Оборудование
- Проектор, компьютер.
- Набор предметных картинок:
- профессии
- фрукты, ягоды, орехи
3. Гербарий
4. Грибы
5. CD-диски: Уроки Кирилла и Мефодия. Мир вокруг нас. Как устроен город. Анатомия для детей.
6. Ветки муляжей.
7. Лупа.
8. Глобус.
9. Набор химической посуды.
10. Дорожные знаки.
Поурочное календарно - тематическое планирование
по окружающему миру для 2 класса (68 часов)
2011-2012 учебный год
№ урока | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактическая | |||||
1 четверть | ||||||
Введение. Что нас окружает | ||||||
Что такое окружающий мир? | Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради | 1 | ||||
Бывают ли чудеса на свете? | Чудеса природы. Чудеса, созданные человеком | 1 | ||||
Кто ты такой? | ||||||
Человек - живой организм. | Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея» | 1 | ||||
Наши помощники - органы чувств. | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради | 1 | ||||
Что такое здоровье. Почему здоровье надо беречь. | Уточнение представлений об органах чувств, практическая работа | 1 | ||||
Здоровье и осторожность. Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. | Сравнение понятий «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня | 1 | Практическая работа №1 «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». | |||
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам. | Обсуждение правил организации труда и отдыха. игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «правильная поза». Выполнение заданий в тетради | 1 | Практическая Работа №2 «Составление режима дня для будней и выходных» | |||
Физическая культура. Закаливание. | Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея» | 1 | ||||
Твое здоровье и питание. | Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы? Работа с рисунком-схемой в учебнике | 1 | ||||
Культура поведения за столом. | Обсуждение вопросов: зачем нужны нашему организму витамины, полезен ли сахар? Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника | 1 | ||||
Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством.) | Обсуждение вопросов: кого называют осторожным человеком, когда и как нужно проявлять осторожность? | 1 | ||||
Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя. | Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?» | 1 | ||||
Кто живёт рядом с тобой | ||||||
Что такое семья. Семейное «древо», имена и отчества семьи, их семейные обязанности. | Обсуждение вопроса «Что такое семья». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки» | 1 | Практическая работа №3«Составление семейного «древа». | |||
Семейные традиции. Труд в семье. | Обязанности в семье. Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник» | 1 | ||||
Как семья отдыхает. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея» | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Кто ты такой? Кто живёт рядом с тобой». | 1 | |||||
2 четверть | ||||||
Правила поведения. | Обсуждение понятия «правила поведения». Составление рассказов про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека» | 1 | ||||
Правила культурного поведения в общественных местах: театре, музее. | Обсуждение вопроса «правила дружбы». Разыгрывание сценок | 1 | ||||
Правила поведения в транспорте. | Работа по учебнику. | 1 | ||||
Правила поведения на природе. | Экскурсия на природу. | 1 | ||||
Правила взаимоотношений и дружбы. Внешнее проявление чувств. | 1 | |||||
Твои друзья одноклассники. Ссоры: как их предупредить. | Обсуждение понятия «правила поведения». | 1 | ||||
Обобщающий урок по теме: «Кто живет рядом с тобой» | 1 | |||||
Россия — твоя Родина | ||||||
Что такое Родина. Города России. Достопримечательности городов России. | Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея» | 1 | ||||
Флаг и герб России. 12 июня - День России. | Беседа по тексту и иллюстрациям учебника | 1 | ||||
Родной край - частица Родины. Его достопримечательности Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. | Экскурсия по родному городу | 1 | (Возможна экскурсия в краеведческий музей). | |||
Знаменитые люди родного края, отличающие его от других мест родной страны. | Беседа на тему «Что такое история» | 1 | ||||
Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение 5-9 вв. Образование городов. | Беседа на тему «Славяне – предки русских людей» | 1 | ||||
Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. | Чтение и обсуждение текста и иллюстраций учебника. Беседа «Русская трапеза». Занятия славян | 1 | ||||
Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. | Работа с текстом учебника, составление плана | 1 | ||||
Мы - граждане России. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. | Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея». | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Правила поведения». | 1 | |||||
Коррекция знаний. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. | Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради | 1 | ||||
3 четверть | ||||||
Хлеб- главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. | 1 | |||||
Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. | Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей» | 1 | ||||
Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист) | 1 | |||||
Города России. Москва - столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. | Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Москвы». Рассказ учителя «Дом на Мойке» (с использованием иллюстраций) | 1 | ||||
Как возникла и строилась Москва. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. | 1 | |||||
Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности Древних городов. | Урок-путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России). Работа с рубрикой «Картинная галерея» | 1 | ||||
Россия - многонациональная страна. | Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея» | 1 | ||||
Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык). | Устное народное творчество разных народов России | 1 | ||||
Экскурсия в музей народной культуры. | Экскурсия | 1 | ||||
Мы - жители Земли | ||||||
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. | Обсуждение вопроса: | 1 | ||||
Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. | Обсуждение вопроса: что входит в Солнечную систему. Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради | 1 | ||||
Луна - спутник Земли. Глобус - модель Земли. | Обсуждение вопроса: чем Земля отличается от других планет. Выполнение заданий в тетради | 1 | ||||
Царства природы. Бактерии. Грибы. | Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Выполнение заданий в тетради | 1 | ||||
Животные - живые существа. | Работа с рисунком-схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради | 1 | ||||
Растения - живые существа. Разнообразие растений. | Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение». Выполнение рисунков по теме | 1 | Экскурсия в лес | |||
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника | 1 | Практическая работа №4 с растениями леса | |||
Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. | Рассматривание рисунка-коллажа в учебнике. Обсуждение вопроса «Как человек использует лес?». Решение задачи – лабиринта. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Беседа о грибах | 1 | Практическая работа №5 с гербарием (растения своей местности) | |||
Контрольная работа по теме: «Россия – твоя Родина». | 1 | |||||
Коррекция знаний. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса. Их жизнь в разные времена года. | Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради | 1 | ||||
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. | Беседа | 1 | ||||
Жизнь водоема. Вода, как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода | Практическая работа | 1 | Практическая работа №6 «Свойства воды». | |||
4 четверть | ||||||
Водоемы, особенности разных водоемов (реки, пруда, болота). | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Выполнение заданий в рабочей тетради | 1 | ||||
Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). | 1 | |||||
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемы. Охрана водоемов. | 1 | |||||
Жизнь луга. Растения луга. | Экскурсия на луг | 1 | ||||
Характеристика типичных представителей луга. Лекарственные растения луга. | 1 | Практическая работа №7с гербарием (растения своей местности). | ||||
Животные луга. Использование и охрана лугов человеком | Рассматривание и описание животных луга | 1 | ||||
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические. Животные поля. | Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа о культурах поля. Работа с рубриками «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое». выполнение заданий в рабочей тетради | 1 | Практическая работа №8. Выступления учащихся с докладами «Разнообразие культур». | |||
Контрольная работа по теме: «Мы – жители Земли». | 1 | |||||
Коррекция знаний. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. | Беседа о плодовых деревьях. рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с иллюстрациями и текстом учебника | 1 | Практическая работа №9. Экскурсия в сад, огород. | |||
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. | Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России | 1 | ||||
Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. | Беседа, чтение | 1 | ||||
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. | Составление памятки «Правила поведения в природе» | 1 | ||||
Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. | Знакомство с Красной книгой | 1 | ||||
Итоговый урок по теме «Мы - жители земли». | 1 |
Особенности контроля
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Классификация ошибок
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету
«Окружающий мир»
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой содержит пояснительную записку, в которой представлены цели, структура, результаты изучения у...
Рабочая программа по окружающему миру. Программа Н.Ф.Виноградовой, 1 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...