Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Жизнь леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Жизнь леса»
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы! Садитесь.
2. Повторение пройденного материала.
- Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний», вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Что мы называем водоемами? (Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому.)
У вас на партах лежит карточка.
Задание: Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок): 1 слайд
Каждая группа называет по очереди ( например, 1 группа отвечает куда относится река, вторая – ручей и т.д.)
Проверка правильных ответов (слайд)
3. Сообщение темы и целей урока.
- Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать о чём пойдёт речь на уроке?
(включаем звуки леса) (Звуки прекращаются).
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
Учащиеся: В лесу … (2 слайд)
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Учащиеся: Щебет птиц.
- О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь?
Учащиеся: о лесе.
- Верно о лесе.
- Давайте вспомним какие леса встречаются на территории России? (3 слайд)
- Мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
- Сейчас мы с вами отправляемся в экспедицию. В ходе нашей научной деятельности будут работать 3 группы: ботаников, зоологов и экологов.
4. Актуализация опорных знаний.
- Ученые называют лес природным сообществом и мы должны понять, почему?
- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? (слайд 4)
- Подумайте, что это означает?
По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. (слайд 5)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
(Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)
5. Работа над новой темой
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи?
По - научному лесные «этажи» называют ярусами.
- Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.
Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания. - (Слайд 6)
- Это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
- Это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. (Деревья.)
- А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (на доске карточки их нужно расположить в правильном порядке)
- Итак, какой вывод мы можем сделать?
-Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы.
Работа в группах
- А сейчас поработаем в группах. ( у каждого на столах лежат растения, каждая группа должна определить к какому ярусу относятся эти растения и выйти повесить на доску)
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)
- В среднем ярусе? (Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)
- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, ландыш, папоротник, ромашка и т. д.) (3 команда)
Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.
Мы с вами входим в лес. (Посмотрели вправо, влево)
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Животный мир лесов
- Ребята, а кто живёт в лесу кроме растений? (Животные) (слайд 7)
- А какие группы животных живут в лесу?
Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.
-У вас на партах лежит статья «Животные нашей страны».
Животный мир России.
На севере, в лесных районах нашей страны, обитают: медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся: волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен.
В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены: рябчик, тетерев, глухарь. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.
На территории нашей страны обитает около 80 видов млекопитающих.
Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты. В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.
- Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:
- Какие животные встречаются в лесах нашего края?
- А какие обитают в почве?
Работа в группах: (Карточки с группами животных)
- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)
1.кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь
2.кора ели –> заяц –> волк
3.насекомые –> иволга –> беркут
- Могут ли животные без растений, а растения жить без животных?
(Нет. Они живут, как бы семьей, помогая друг другу.)
ДИСКУССИЯ
- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает. Вред или пользу приносят короеды лесу? (8 слайд)
- Ваша задача это обсудить в группах и привести аргументы, почему вы так считаете. Каждая группа слушает друг друга, а потом дополняет согласны ли вы с высказываниями ваших одноклассников.
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
Лес и человек
«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса!
- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
6. Подведение итогов урока
Вы очень хорошо работали!
-Что вы из нее узнали о лесе?
-Можно ли назвать лес природным сообществом?
- Почему называют лес – природным сообществом?
- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
- Как нужно обращаться и вести себя в природе?
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано. Слайд 9
7. Рефлексия
«Дерево успеха»
Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — на уроке было интересно, я справился со всеми заданиями, желтый — что-то было непонятно, встретились трудности, красный — ничего не понял. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему в лесу надо соблюдать тишину. Открытый урок по окружающему миру. 1 класс.
Учащиеся получат первые уроки о поведении в природе....
Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"
Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...
открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс
Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...
Конспект открытого урока по окружающему миру.4 класс,"Жизнь леса".
Предлагаемый урок разработан с применением Сингапурских обучающих структур.Будет полезен учителям начальных классов, активно внедряющих современные образовательные технологии.Данный урок демонстрирова...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"
Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме: «На воде и в лесу».
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме: «На воде и в лесу »....