Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме: «На воде и в лесу».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

 Коновалова  Марина  Геннадьевна

Технологическая карта урока  окружающего  мира во 2  классе по теме: «На воде и в лесу ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx484.02 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Джогинская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока  окружающего  мира

Во 2  классе по теме:

«На воде и в лесу »

Учитель начальных классов МКОУ Джогинская СОШ

                                                                                                                                                                                       Коновалова  Марина  Геннадьевна        

Дата проведения 2021 г.

Урок окружающего  мира  во 2 классе по теме «На воде и в лесу»

Дата

2021 год

Учитель начальных классов

 Коновалова  М.Г.

Предмет

 Окружающий  мир

Тема урока

«На воде и в лесу»

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используется диалогический метод. Проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов.

Участники

Учащиеся 2 класса, 9 человек

Методы урока

Словесный, наглядный, практический

Педагогические цели

 Организация исследовательской деятельности учащихся для ознакомления

с многообразием опасностей для человека на воде и в лесу;   выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу; создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности , умения работать в парах и группах; содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу и на водоёмах.

Планируемые результаты (предметные)

 Научатся различать съедобные/несъедобные грибы, ядовитые ягоды и растения;

узнавать по внешнему виду жалящих насекомых; оказывать первую помощь при укусах жалящих насекомых;  основным правилам безопасного поведения на воде и в лесу.

Личностные результаты

Оценивать собственную учебную деятельность; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

Познавательные:  анализировать и выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, схем; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя, обобщать материал.

Коммуникативные: слушать друг друга при работе в паре и группах; высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;  делать выводы.

Основные понятия

Многообразие  опасностей  на  воде  и  в  лесу.

Образовательные ресурсы

Плешаков А.А. Окружающий  мир 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /   Плешаков А.А. – М. : Просвещение, 2021

Наглядность и оборудование

Доска, ноутбук,  учебная  презентация,  индивидуальный раздаточный материал, тест

Технологическая карта урока  

Этапы урока

Содержание учебного материала

 

 Формирование  УДД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивирование к  учебной

деятельности. Организационный

момент

Создает эмоциональный настрой на работу. Приветствие учащихся. Настрой на работу. (слайд 2)

-Проверяй скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка,книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать,

Только лишь оценку «пять».

 Проявление позитивного отношения к учебному процессу.

  Коммуникативные УУД: развитие

произвольного внимания; учатся

 слушать и понимать учителя.

Проверка выполнения  домашнего задания.

-Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с памяткой «Чтобы не было пожара». Давайте проверим, как вы запомнили эти правила. Я читаю предложения, если вы согласны - хлопаете, если нет, то сидите тихо. (слайд 3)

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

2. Самостоятельно зажигайте газовую печь.

3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник.

4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно.

Тест «Домашние опасности»

Проблема: выполнить тестовую работу самостоятельно

Умение на слух

воспринимать учебный материал.

Выполняют самопроверку. Вызванные ученики сдают тетради на проверку учителю. Один из учеников зачитывает ответы, остальные проверяют.

 Коммуникативные УУД: умение

 выражать свои

мысли

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Мотивирует учащихся к изучению новой темы.

Обращается к опыту учащихся, связанному с темой урока;  создаёт условия для открытия нового знания.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

– Чтобы узнать тему урока, давайте вспомним, какой раздел вы изучаете? (Здоровье и безопасность)

(Создание проблемной ситуации)

«Как избежать опасности в лесу и на воде?»

(Предлагаю отправиться всем классом в экспедицию.)

– А как вы понимаете значение слова «безопасность»? (Состояние, когда человеку ничего не угрожает).

– А что может угрожать здоровью человека? Посовещайтесь в группах и выскажите свое мнение.

– Как много опасностей подстерегает человека дома и на улице.

– Как думаете это все, что нужно знать о безопасности? (Нет)

– О чем продолжим разговор? Какая задача перед нами стоит? (Узнать что-то новое о … )

–  Посмотрите на слайд, вы согласны с таким утверждением? (слайд 4)

Лес и вода – враги человека.

 Работают в группах. Определяют границы

 своего знания.

 Высказывают свое

 мнение, аргументируют.

 Регулятивные УУД:Учатся ставить проблему: «Что

 нужно знать о

 безопасности?»

Выявление места и причины затруднения.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Направляет работу учащихся на определение темы и целей урока.

– Ваши мнения разошлись. А почему? (Недостаточно знаний)

– Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, проверим ваши предположения. А в конце урока выясним, кто из ребят оказался прав.

– Догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

(На воде и в лесу.) (слайд 5)

– Сформулируйте цель нашего урока.

Выяснить, есть ли для человека опасности на воде и в лесу)

-Что мы должны сегодня выяснить и понять?

 (Подстерегают ли опасности человека в лесу и на воде)

 Высказывают свое мнение. Формулируют тему и цели урока, делают вывод.

 Коммуникативные УУД:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

 Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу

 Построение проекта выхода из затруднения.

Направляет учащихся на составление плана урока.

Уточняет тематические рамки.

– А как мы будем это выяснять? Давайте построим план наших действий. Дополните высказывания. (слайд 6)

На доске опорные слова плана действий:

1. Вспомнить …

2. Узнать …

3. Обобщить …

– Где будем искать подтверждение/опровержение информации? (В учебнике)

 Выбирают способ

 построения нового

 знания (как)  и

 средства для

 построения нового

 знания (с помощью чего) Составляют план действий по

 построению нового

 знания.

 Коммуникативные УУД:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

Реализация построенного проекта.

Организовывает самостоятельную работу в группах. Координирует работу учащихся. Организует беседу.

Остановка «Лесная поляна»

– Итак,  Закройте глаза и прислушайтесь. -Что слышите?

 (слайд 7)  Звучит аудиозапись «Звуки леса».

– Что вы услышали? Куда мы отправились? А как нужно себя вести в лесу?

– Вот мы вышли на лесную полянку. А после дождя обычно появляются … (грибы)

Работа в группах.

– А какие это грибы, вам предстоит выяснить самим. У вас на столах лежат карточки. Распределите их на группы.

– Сколько и какие группы у вас получились? (Съедобные/несъедобные грибы)

– Что вы отнесли к съедобным грибам? Какие грибы несъедобные? Проверим себя. (слайд 8)

Организует фронтальную работу.

– А грибы несут какую-нибудь опасность для человека?

– Некоторые люди, когда встречают несъедобные грибы. Стараются их

уничтожить. Как вы думаете – это правильно?

– Сделайте вывод. Чтобы не набрать несъедобных грибов, что нужно знать. (Правила сбора грибов)

– Обсудите их в группах.

(слайд 9)

– Я спокойно положу гриб в корзину, если …

– Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …

– А на лесной полянке нас встречает, отгадайте кто?

Сижу меж травы

Красная сладкая.

Нагнись и сорви. (Ягода) (слайд 10)

– Какие лесные ягоды вы знаете?

– Посмотрите на слайд. (слайд 11)

– Как думаете, почему я эти ягоды распределила на две группы?

Организует работу по учебнику.

Организует работу по учебнику.

Побуждает учащихся высказывать свое мнение. Направляет учащихся на составление мер для оказания первой помощи при укусах насекомых.

Обращается к опыту учащихся. Организует работу по учебнику.

Побуждает учащихся высказывать свое мнение.

– Давайте найдем схожие и отличительные черты между съедобными и ядовитыми ягодами.

– Сделайте вывод: чем опасны растения леса для человека? Что делать, чтобы не было беды?

– Ребята, где мы можем проверить свои выводы? Откройте учебник на стр. 28.  

– На аромат лесных ягод собрался целый рой насекомых. На стр. 29 определите, какие насекомые прилетели на лесную полянку.

– Как можно одним словом назвать этих насекомых? (Жалящие) Чем они опасны?

– Давайте прочитаем об этих насекомых из учебника.

– Почему эти насекомые могут напасть? Что нужно делать, чтобы этого не случилось?

– А если вас все-таки укусила оса или пчела, что вы будете делать?

(Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода, обратиться к врачу)

К речке быстро мы спустились…у нас привал.

– Ну, вот мы и вышли с вами к реке. Как хорошо в жаркий летний день искупаться. Это дарит нам радость и здоровье. Как вы думаете, опасна ли вода? Чем?

– Какие вы знаете правила купания? (Ответы детей)

(слайд 12)

-Сейчас немного отдохнем и продолжим нашу экспедицию дальше.

 

 Работают в группах, сравнивают свой вывод с образцом. Формулируют правила поведения в лесу и при сборе грибов. Делают выводы.

Находят отличительные черты. Делают выводы, формулируют правила поведения.

Отгадывают загадку.

Сверяют свои выводы с авторскими (научными). Работают по

Организует работу по учебнику.

Организует работу по учебнику.

 

Формулируют правила

 оказания первой

 помощи.

Определяют границы своего знания. Высказывают свое мнение, аргументируют. Работают по учебнику.

 Коммуникативные УУД: учатся сотрудничать в процессе работы.

Личностные УУД: умеют осуществлять самопроверку. Осознают необходимость  ответственности за своё здоровье.

Регулятивные УУД: выполняют задания по намеченному плану.

Познавательные УУД:

Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Запомнили правила поведения во время купания.

 

 

Физкультминутка

Давайте поиграем в игру. «Угадай животное». Я вам раздам карточки с изображением животных, а вы без слов должны их показать.

Игра «Угадай животное»

 Несколько учеников получают картинки с изображением животного: лося, зайца, медведя, змеи. Они жестами и мимикой показывают своё животное, а остальные ученики по походке, повадкам угадывают его.

 

Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи.

Обеспечивает первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения. Организует и координирует  работу учащихся.

– Давайте проверим себя. Откройте учебник на стр. 27.

– Рассмотрите иллюстрации (стр. 27), правильно ли поступают дети?

 Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Закрепляют с проговариванием во внешней речи.

 Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону.

Создает условия для отработки нового знания, выявление учащимися пробелов и неверных представлений. Организует взаимопроверку.

– А сейчас поиграем. Свои ответы фиксируем на листочках (+, –)

Игра «Верите ли вы,  что…»(слайд 13)

  1. грибы и ягоды можно собирать только те, которые тебе знакомы?
  2. жалящих насекомых можно тревожить?
  3. место укуса пчелы нужно намазать зеленкой?
  4. в незнакомых местах можно нырять?
  5. купаться в грозу нельзя?
  6. на воде можно баловаться?

– Обменяйтесь листочками. Проверьте свои ответы. У кого нет ошибок? Поставьте +,; У кого 1 – 2 ошибки-!; А больше 2-минус.

 Выполняют предложенное задание на усвоение нового знания, оценивают свою работу,  выполняют взаимопроверку.

  Регулятивные УУД: применяют в практической деятельности полученные знания.

Включение в систему знаний и повторение.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Мотивирует на создание конечного продукта.

– Вспомните, какой была цель урока? (выяснить, есть ли для человека опасности на воде и в лесу)

– Какой можно сделать вывод?

– Давайте наши выводы оформим в виде таблицы. Вам нужно распределить по графам наши знания об опасностях в лесу. (Слайд 14)

Опасности

в лесу       на воде

Материалы для заполнения: несъедобные грибы, ядовитые растения, ядовитые ягоды, жалящие насекомые, неумение плавать, игры на воде, грязная вода, неизвестное дно.

– Какая проблема стояла перед вами? Чья гипотеза подтвердилась?

 Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Составляют и заполняют таблицу.

 Регулятивные УУД:

Корректируют полученные знания (спрашивают у учителя непонятные моменты».

Личностные УУД: осознают ответственность за своё здоровье, необходимость грамотного поведения в лесу, осознание бережного отношение к природе

Рефлексия учебной деятельности.

Направляет учащихся на выявление качества и уровня овладения знаниями.  Обеспечивает положительную реакцию учащихся на  полученный результат, настраивает на коррекцию своих знаний.

-Ребята, наша экспедиция подошла к концу. Ответьте мне на вопросы:

– Что в изученной теме самое главное?

– Где вы можете применить свои знания?

– Что показалось сегодня трудным?

– Были ли моменты радости от своих ответов?

– Были ли моменты недовольства?

– Сегодня мы очень много говорили о природе. Вы видите на доске дерево, его нужно нарядить. (слайд 15)

 У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что хорошо разобрались в сегодняшней теме, то прикрепите к дереву листочки зеленого цвета. А если у вас остались вопросы, то прикрепите листочки желтого цвета.

 Формулируют свои выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Анализируют  и оценивают  успешность достижения цели; выявляют  качество и уровень овладения знаниями, оценивают свою работу на уроке.

 Регулятивные УУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала

Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

Тетрадь стр. 17 № 1, 3, 5. (слайд 16)

Творческое задание:

– создать книжки-малышки «Съедобные и несъедобные грибы» или «Коварные двойники».

Спасибо за урок!

 Высказывают свои предположения

 Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу

http://s42.radikal.ru/i097/1103/c1/e7acf5f0c719.jpgПриложение1.

Тест

А1.Что нужно делать в случае возникновения пожара7

1) спрятаться

2) продолжать играть

3) убежать из квартиры

4) позвать взрослых

А2. По какому телефону вызывают пожарных?

1) 04

2) 02

3) 03

4) 01

А3.Что не является причиной возникновения пожара?

1) разведение костра без взрослых

2) игры со спичками и зажигалками

3) настольные игры

4) игры с бензином

А4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1) причину пожара

2) свой адрес

3) свой рост

4) свой возраст

А5. Что при возгорании нельзя заливать водой?

1) мебель

2) электроприборы

3) одежду

4) шторы

А6. Укажи правила противопожарной безопасности

1) не зажигать самостоятельно газовую плиту

2) не оставлять без присмотра включенный утюг

3) не играть со спичками

4) не плавать в незнакомом месте

Приложение 2

http://vermitechnologii.ru/wp-content/uploads/2016/07/Lisichki-i-lozhnyie-lisichki.jpg http://bigslide.ru/images/4/3267/960/img5.jpg http://class-petrova.ucoz.ru/Uroki_Doma/Okr_Mir/Jd_Rastenia/13.jpg

http://vermitechnologii.ru/wp-content/uploads/2016/07/Lisichki-i-lozhnyie-lisichki.jpg   http://class-petrova.ucoz.ru/Uroki_Doma/Okr_Mir/Jd_Rastenia/13.jpg   http://bigslide.ru/images/4/3267/960/img5.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «На воде и в лесу». Подготовила: учитель начальных классов Коновалова Марина Геннадьевна

Слайд 2

Проверяй скорей, дружок: Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка , книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку «пять».

Слайд 3

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками. 2. Самостоятельно зажигайте газовую печь. 3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник. 4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. 5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно Памятка «Чтобы не было пожара»

Слайд 4

Лес и вода – враги человека?

Слайд 5

На воде и в лесу.

Слайд 6

О порные слова плана действий: Вспомнить … Узнать … 3 . Обобщить …

Слайд 8

Грибы Съедобные Несъедобные

Слайд 9

Правила сбора грибов Я спокойно положу гриб в корзину, если … 2. Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …

Слайд 10

Сижу меж травы Красная сладкая. Нагнись и сорви.

Слайд 11

Ягоды с ъедобные С Ядовитые Вороний глаз Волчье лыко Ландыш майский

Слайд 12

Какие правила безопасности нужно соблюдать во время купания?

Слайд 13

Игра «Верите ли вы, что…» грибы и ягоды можно собирать только те, которые тебе знакомы? жалящих насекомых можно тревожить? место укуса пчелы нужно намазать зеленкой? в незнакомых местах можно нырять? купаться в грозу нельзя? на воде можно баловаться? Выполняют предложенное задание на усвоение нового знания, оценивают свою работу, выполняют взаимопроверку.

Слайд 14

Опасности в лесу на воде Материалы для заполнения: несъедобные грибы, ядовитые растения, ядовитые ягоды, жалящие насекомые, неумение плавать, игры на воде, грязная вода, неизвестное дно.

Слайд 15

Рефлексия Если вы считаете, что хорошо разобрались в сегодняшней теме, то прикрепите к дереву листочки зеленого цвета. А если у вас остались вопросы, то прикрепите листочки желтого цвета.

Слайд 16

Домашнее задание. Т етрадь стр. 17 № 1, 3, 5. Творческое задание:создать книжки-малышки на выбор:«Съедобные и несъедобные грибы» или «Коварные двойники».

Слайд 17

Спасибо за урок!

Слайд 18

Список используемой литературы Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват . учреждений. Ч.2 А.А.Плешаков .- 3изд.- М.: Просвещение 2021 Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Часть 2 Москва « Просвещение» 2021 Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир : 2класс/Сост . И.Ф.Яценко .-М.:ВАКО, 2020 Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба» 2класс. М.: Просвещение 2019 Т.Н.Максимова поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2класс М.:ВАКО 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: На воде и в лесу

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «А»Тема урока: «На воде и в лесу»Цели урока: выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в л...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"На воде и в лесу"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"На воде и в лесу" 2 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС Тема: «На воде и в лесу»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «На воде и в лесу»...

Конспект урока по теме:"На воде и в лесу"

Разработка урока по предмету окружающий мир для 2 класса УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру. Тема: "На воде и в лесу".

Урок: « Окружающий мир».    Раздел: «Здоровье и безопасность».        Тема:  «На воде и в лесу».Класс: 2 БЦел...