Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_rossii_lesa_rossii.docx | 31.92 КБ |
list_samootsenki.docx | 14.62 КБ |
test.docx | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Природные зоны России Леса России
Цели:
образовательные: усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой зоны, взаимосвязи в природе;
развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;
воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.
Задачи:
- Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
- Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
- Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.
- Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
- Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Личностные:
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредеметные:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Тип урока изучение и первичное закрепление знаний
Ход урока
Слайд 11.Организационный момент:
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
Слайд 2Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Цель: организовать проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и индивидуальной работы
Слайд 3 Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России».
а) Фронтальная работа.
Слайд 4- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)
Слайд 5- Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
- Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?
- Почему же происходит смена природных зон?
- Покажите на глобусе пояса.
2)Прежде чем отправиться в новое путешествие, проверим знания, которыми вы обогатились на предыдущем уроке.
б) Тест (Взаимопроверка)
- Для чего мы будем выполнять данный тест?
3. Самоопределение к деятельности.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.
Чтение стихотворения. С.Погореловского
Слайд 6 Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Все открой – не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
Слайд 7- Определите, в какую природную зону отправимся?
Слайд 8 - Сформулируйте задачи нашего урока.
Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит дремучий? (Дремучий - темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
Слайд 9А сейчас перед вами проблемный вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые?
4. Первичное усвоение новых знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.
а) Работа с картой
- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, на карту?
Слайд 10 Зона лесов находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Она находится в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и теплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
Какой мы можем сделать вывод о природной зоне лесов? (Эта природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов).
- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
- Обозначьте на контурной карте природную зону лесов
Слайд 11 б) Практическое применение знаний. Работа в группах
Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
- Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам
Давайте вспомним правило работы в группе
Слайд 12 «Правила работы в группе»
Слушай, что говорят другие.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Не согласен – предлагай!
Слайд 13 План изучения природной зоны
1. Название, изображение на карте.
2. Особенности природы:
Неживая природа
Живая природа
Взаимосвязи в природе
3. Использование природной зоны человеком.
4. Экологические проблемы и охрана природы.
1 группа - Природная зона тайги
1.Что называют тайгой?
2.Природные условия тайги.
3.Растительный и животный мир
2 группа - Природная зона смешанных лесов
1.Какие леса называют смешанными?
2.Природные условия смешанных лесов
3. Растительный и животный смешанных лесов
3 группа - природная зона широколиственных лесов
1. Какие леса называют широколиственными?
2.Природные условия тайги.
3.Растительный и животный мир
- Какой мы можем сделать вывод о животном и растительном мире природной зоны лесов? (зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром.
Слайд 14 16
Слайд 17- Давайте сейчас вернемся к нашему проблемному вопросу, почему одни леса темные, а другие светлые?
Слайд 18 в) Коллективная работа.
Схема
Значение леса | Место отдыха Аптека Источник чистой воды и пищи Источник древесины Источник топлива Дом для растений, животных, грибов Защитник воздуха, водоемов, почв |
-Как вы понимаете выражение «место отдыха»?
-А почему лес-аптека?
Какие лекарственные растения вы знаете? (береза, рябина, зверобой, шиповник, чистотел и др.)
-Расшифруйте третью строчку.
-А как лес может обогреть человека?
-Посмотрите вокруг. Какие вещи из дерева вы видите?
-А что у вас на столах изготовлено из дерева?
-Для каких природных объектов лес-дом?
-Почему лес-защитник воздуха?
-Для чего лес является защитником?
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Какие экологические проблемы возникают по его вине в лесу?
-Как мы можем помочь в их решении?
«Не руби берёзы белой,
Не губи глуши лесной.
Не губи и зла не делай,
А особенной весной.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
- Об этих проблемах поговорим подробнее на следующем уроке.
Слайд 19 5. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Первичная проверка понимания.
Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.
Выполнение теста
Тест «Природная зона лесов».
1) Природная зона лесов состоит из:
а) двух частей;
б) трёх частей;
в) четырёх частей.
2) Самую большую территорию занимают:
а) широколиственные леса;
б) смешанные леса;
в) тайга.
3) В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) сосны, дубы, ели;
в) лиственницы, пихты, липы, ели.
4) Лесным исполином называют:
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.
Слайд 20 Сверяют по ключу
(1) б; 2) в; 3) а; 4) б;
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.
Слайд 21 - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.
1.Задание – с.95-102. подготовить пересказ по теме, рабочая тетрадь стр. 48-50
2.Задание - подготовить презентацию об одном растении или животном леса (используя ресурсы интернета).
3.Задание – подготовить сообщение об одном из растений или животных изображенных на рисунке на стр. 102.
Слайд 22 - 23 8.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
- Какие леса образуют лесную зону?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
Слайд 24 Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это, давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа, давайте же сердца ей отдадим!
Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!
- Выполните в листе самооценке последние отметки.
- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!
Слайд 25
Предварительный просмотр:
Лист самооценки | |||
Фамилия Имя | |||
Предмет | Окружающий мир | ||
Тема урока | |||
Зеленый | Желтый | Красный | |
1. Актуализация знаний. | |||
2. Определение темы и цели урока. | |||
3. Работа в группе. | |||
4. Все ли было понятно? | |||
5.Понравился ли урок. | |||
6.Как ты оцениваешь свою работу на уроке. |
Лист самооценки | |||
Фамилия Имя | |||
Предмет | Окружающий мир | ||
Тема урока | |||
Зеленый | Желтый | Красный | |
1. Актуализация знаний. | |||
2. Определение темы и цели урока. | |||
3. Работа в группе. | |||
4. Все ли было понятно? | |||
5.Понравился ли урок. | |||
6.Как ты оцениваешь свою работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Тест «Природная зона лесов». 1) Природная зона лесов состоит из: а) двух частей; б) трёх частей; в) четырёх частей. 2) Самую большую территорию занимают: а) широколиственные леса; б) смешанные леса; в) тайга. 3) В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) сосны, дубы, ели; в) лиственницы, пихты, липы, ели. 4) Лесным исполином называют: а) благородного оленя; б) лося; в) медведя. | Тест «Природная зона лесов». 1) Природная зона лесов состоит из: а) двух частей; б) трёх частей; в) четырёх частей. 2) Самую большую территорию занимают: а) широколиственные леса; б) смешанные леса; в) тайга. 3) В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) сосны, дубы, ели; в) лиственницы, пихты, липы, ели. 4) Лесным исполином называют: а) благородного оленя; б) лося; в) медведя. |
Тест «Природная зона лесов». 1) Природная зона лесов состоит из: а) двух частей; б) трёх частей; в) четырёх частей. 2) Самую большую территорию занимают: а) широколиственные леса; б) смешанные леса; в) тайга. 3) В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) сосны, дубы, ели; в) лиственницы, пихты, липы, ели. 4) Лесным исполином называют: а) благородного оленя; б) лося; в) медведя. | Тест «Природная зона лесов». 1) Природная зона лесов состоит из: а) двух частей; б) трёх частей; в) четырёх частей. 2) Самую большую территорию занимают: а) широколиственные леса; б) смешанные леса; в) тайга. 3) В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) сосны, дубы, ели; в) лиственницы, пихты, липы, ели. 4) Лесным исполином называют: а) благородного оленя; б) лося; в) медведя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области. Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...
Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....
3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России
Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России...
Урок по окружающему миру в 4 классе . Тема:" Леса России".
урок окружающего мира....
разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО
В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...
открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс
Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...
Конспект урока по Окружающему языку тема "Природные зоны России" 4 класс
Конспект урока по Окружающему языку в 4 классе по теме "Природные зоны России" с использованием карточек сайта Учи.ру...