Конспект открытого урока по окружающему миру.4 класс,"Жизнь леса".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тайгамбаева Татьяна Владимировна

Предлагаемый урок разработан с применением Сингапурских обучающих структур.Будет полезен учителям начальных классов, активно внедряющих современные образовательные технологии.Данный урок демонстрировался в рамках муниципального конкурса "Учитель года-2020", получил высокие оценки жюри и коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_taygambaevatv.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК на конкурс «Учитель года-2020»

Предмет: окружающий мир

Применяемая педагогическая технология: Сингапурские обучающие структуры

Тема: жизнь леса

Класс :4

Цель: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе

Планируемые результаты:

Познавательные

-умение извлекать информацию из учебника, атласа Омской области,

-устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой в лесу;

-осуществлять анализ объектов картосхем;

-использовать знаково-символические средства при создании  модели Фрейэр и  мини-плаката «Модель леса»

Коммуникативные 

-осуществлять совместную деятельность в  рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

-владеть диалогической формой речи;

-задавать вопросы;

 Регулятивные 

-формулировать учебные задачи,

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать качество и уровень усвоения материала;

          Личностные 

-проявлять бережное отношение к природе и ее богатствам.

Оборудование:  МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, учебники, атласы Омской области; презентация «Жизнь леса», карточки с заданиями№1, №2,№3, листы самооценки для индивидуальной работы, картинки, фотографии растений смешанного леса, клей, бумага формата А3.ножницы (на группы).

Этап  урока,  учебная  ситуация

Управляющая  деятельность  педагога

(педагогические  действия)

Учебная  деятельность учащихся, учебные действия

Результат

1.Организационный момент (1мин)

-Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

-Участники под №1 поднимите руку!

Участники под №2 поднимите руку!

Участники под №3 поднимите руку!

Участники под №4 поднимите руку! Хорошо. Поприветствуем рукопожатием партнёра по плечу, а теперь партнёра по лицу

-Разучим необходимый сигнал для привлечения  внимания  ВАЙ ФАЙ, если мы его услышим, нужно поднять  ладонь и посмотреть на учителя, при этом остановить все свои дела.

Учащиеся настраиваются на работу.

Учащиеся определяют свои роли согласно МЕНЕДЖ МЭТ

Тренируются в усвоении сигнала концентрации внимания ВАЙ ФАЙ.

Учащиеся готовы  к  уроку.

Распределены учащиеся согласно своим группам.

2 Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

(5-7 мин):

2-3мин

Слайд 1(эталон текста о почве)

2-4мин

Слайд 2(Ключ к пр/работе и критерии оценивания)

-Вспомним о особенностях почв, выполним

задание на карточке, здесь 4 предложения, каждый заполняет один пропуск и передает по часовой стрелке следующему участнику группы.

( использование структуры 1)СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ)

Карточка 1

Вставь пропущенные слова:

2)Проверка работы

Почвой называют верхний   плодородный слой земли. Самыми плодородными являются черноземные  почвы. За плодородие почвы отвечает  перегной   Почвы  нуждаются. в охране.

-На основе повторения проведем небольшую проверочную работу «Верно ли утверждение?» ,каждый выполняет сам! Если вы согласны с утверждением, ставите знак «+», если нет «-» .

___________________________________________

Карточка 2

«Верно ли утверждение?»(Да+/нет-)

1. Самый ценный вид почв в России-подзолистая.(-)

2. Плодородие почвы зависит от количества перегноя(+)

3. Чернозёмные почвы преобладают в тундре(-)

  1. 4. Для защиты почвы на полях необходимо:

 сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты(-)

5) Один сантиметр почвы в природе образуется за 250-300 лет(+)

__________________________________________

3)Взаимопроверка работы

-Осуществим с партнером по лицу взаимопроверку, правильные ответы и критерии оценивания на слайде.

(использование структуры2)РЕЛЛИ ТЕЙБЛ) и сдадим в «Коробку знаний»

Ключ:1)-2)+3)-4)-5)+

Учащиеся  выполняют  на  карточке  совместную работу, постепенно заполняя пропуски и передавая друг другу.

Осуществляют  сверку предложений из карточки со слайдом.

Учащиеся на листочках записывают +/-напротив цифр номеров заданий.

В парах осуществляют взаимоконтроль. Ставят отметки. Листочки сдают учителю в «КОРОБКУ ЗНАНИЙ»

Повторили пройденный материал.

Осуществили контроль выполнения, обобщили знания по теме почвы.

Выбрали верное  и неверное утверждение.

Проверили у  партнера по лицу работу и оценили.

3.Самоопределение  к деятельности. Целеполагание.

2мин

Слайд 3 «Жизнь леса»

Слайд 4(глаголы-помощники)

Слайд 5(задачи урока)

-Сядьте поудобней, расслабьтесь. Послушайте звуки и предположите где они могут звучать? А теперь попробуйте сформулировать тему урока? О чем будем говорить на  сегодняшнем уроке?

-Проверим ваши предположения-----

-Использую глаголы-подсказки, сформулируем  задачи на урок:

-ответить на вопрос «что представляет собой лес?»;

-узнать о обитателях лесов?

-понять , как  взаимосвязаны между собой обитатели леса?

-выяснить, что влияет на жизнь лесных обитателей?

 Слушают мелодию звуков леса и формулируют тему урока.

Рассматривают слайд 2 в презентации.

Используя данные слайда 3,формулируют с помощью глаголов-подсказок задачи урока.

Назвали тему урока –Лес. Жизнь леса.

Назвали тему урока.

Назвали задачи урока.

4.Решение  учебной задачи

2 мин

5-7мин

Слайд 6(задания  участникам  групп)

3мин

Слайд 7-12

Слайд 13(Эталон Модели)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1мин

6.Работа с атласом Омской области.

5мин

Работа с партнером по плечу.

Слайд 14(смена лесов)

Слайд 15,16(обитатели леса)

7.Работа с мини-проектом «Модель леса»

3мин

8.Рефлексия

1мин

9.Домашнее задание

1мин Слайд 17(д/з)

10. «Послесловие»

Слайд 18(плакат о лесе) 1мин

11.Резерв.

Слайд 19(М.М.Пришвин)

1)-Безусловно, о лесе вы уже много чего слышали, знаете, часто бываете и наверное без труда сможете согласиться или опровергнуть утверждения о нем.

Предлагаю заполнить

Карточку 3 :

 ( использование структуры 3)ЭЙ АР ГАЙД –

«До и после»)

До

Утверждения

После

1.Лес- это только деревья.

2.В лесу есть «этажи».

3.Лесная подстилка очень необходима лесу.

4.Живые организмы леса взаимосвязаны.

- К заполнению столбца «После» мы вернемся в конце урока, когда завершим изучать материал по теме.

2) Работа по учебнику:(с.164-169)

(использование структуры 4)МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР)

каждый участник группы  получит  свое задание, выполняет его самостоятельно, затем по завершении времени(5 мин) переносит его в свою часть Модели-схемы, группа при этом может помогать вам:

1 участник- найти  определения понятий: лес, природное сообщество, лесная подстилка, выписать их на листок, который лежит у вас на столе(с.164,с.168 учебника)

2 участник  -найти  компоненты неживой природы в лесу, выписать их на листок.( с.165 учебника)

3 участник  -найти представителей живой  природы(растения) и выписать их на листок(с.166-167учебника)

 4 участник - найти представителей живой  природы(животные) и выписать их на листок(с.166-167учебника)

3)Проверка выполнения

Сравнение ответов с презентацией

Слайд 7Лес-это сложное единство живой и неживой природы

Слайд 8:Природное сообщество леса-взаимосвязь живых организмов леса тесно связанных между собой.

Слайд 9:Лесная подстилка-это опавшие листья и др.отмершие растения, из нее образуется перегной.

Слайд 10 :Компоненты неживой природы леса-солнечный свет,воздух,вода, почва

Слайд 11:  Представители живой  природы(растения)  

Слайд 12:  Представители живой  природы(животные)

- Посмотрим и сравним, так ли выполнена ваша модель?

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

5)-Каковы особенности лесов нашего края?

Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав атласы Омской области.

Откройте атласы  на с.31 рассмотрите зоны лесов на территории Омской области с севера на юг:

хвойные леса(синий цвет), смешанные.леса(голубой цвет), лесостепь(ярко-зеленый),степная зона(желтый цвет).

-В какой лесной зоне находится наш поселок?(Лесостепь)

Помогите др.др.в группах найти эти зоны.(работаем с партнером по плечу)

-Какие животные и растения  обитают в нашей зоне? Назовите известные вам?

 (волк, суслик, хорь, косули), птицы-журавль серый,  краснокнижные-орел степной, казарка,шилоклювка.

-для закрепления материала о лесах Омской области выполним «Модель леса»

(Использование структуры  5)«РАФТ»(роль, аудитория,форма, тема)

-из выданных рисунков растений, животных, грибов,создать картину леса, наклеить на формат А3.

-презентовать классу

1)Заполнение столбца «После» из Карточки утверждений.

-Возвратимся к карточке 3, заполним столбец «После», сравним со своим первым результатом, обведем верный.

(Использование  структуры 6«Билетик на выход»)

-возьмите на столах «Билетик на выход», отметьте напротив каждой строчки таблицы краткий ответ, сдайте в «Коробку знаний»

Дифференцированно.

На  «5»-Памятка-книжка «Поведение в лесу» с картинками;

На «4»-Составить кроссворд по теме «Лес»

На «3»-: с.164-169+ с.169 «Проверь себя»

Урок сегодняшний наш хотелось бы завершить такими словами:.

Лес зеленый охраняй!

И зверей не обижай!

Не руби деревья ты!

Сохрани в лесу цветы!

Рассказ о М.Пришвине и его книгах о лесе

Учащиеся на карточках заполняют столбец «ДО»

Учащиеся ищут ответы на вопросы в учебнике, обсуждают, записывают ответ  первоначально на своем листке, затем вклеивают в модель-схему

Сравнивают  ответы группы с презентацией

Сравнивают свою модель со слайдом.

Учащиеся участвуют в разминке.

Анализируют данные картосхемы с.31 «Лесорастительное районирование»

Анализируют данные картосхемы «Животный  и раст.мир»с.32+с.33

Выполняют «Модель леса», презентуют, подняв над столом.

Заполняют последний столбец в карточке  Утверждений на основе полученных знаний,

Проводят самоанализ деятельности

Записывают домашнее задание.

Рассматривают плакат на слайде и слушают четверостишие.

Определяют область знания/незнания для себя.

Нашли ответы на поставленные вопросы, готовы озвучить.

Сравнили свои ответы с предложенными на экране, записали определение.

Сняли эмоциональное напряжение, отдохнули.

Рассмотрели в атласе смену зон лесов.

Назвали птиц, животных ,обитающих на территории Омской области.

Создали на формате А3

«Модель леса»

 

Заполнили карточку и

«Билетик на выход»

Выбрали нужное для себя домашнее задание.

Формируют свое экологическое сознание.

Билетик на выход                Лист самооценки

1.Фамилия и  имя

2.Сегодня я узнал

3.Оцениваю свою работу в группе на..

     (5)

      (4)

           (3)

4.Что больше понравилось на уроке?

5.У меня возник вопрос…

Тайгамбаева Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Здоровый образ жизни"(3 класс).

Цели урока:познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.Планируемые результаты:учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.Тип урока: изучение новых знаний....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Образ жизни наших предков" УМК "Гармония"

Конспект урока  "Образ жизни наших предков". Автор учебника: Поглазова О.Т. Учебник: «Окружающий мир. 3 класс»...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"

Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"...