Рабочая программа "Окружающий мир" (для учащихся с ОВЗ, 2 вариант)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Сапогина Светлана Юрьевна

Рабочая программа "Окружающий мир" (для учащихся с ОВЗ, 2 вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_ktp_okruzh.mir_.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

2 часа в неделю, 68 часов в год

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 2 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

  1. Адаптированной основной образовательной программы, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  2. Учебным планом класса (2 год обучения);
  3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

           Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  2. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  3. Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  4. Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  5. Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  6. Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  7. Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  8. Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  9. Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

          Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

           В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях, суточных изменениях, учатся устанавливать общие закономерности природных явлений. Они знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание учащихся обращается на связь живой и неживой природы. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей с интеллектуальными нарушениями должно происходить по принципу «от частного к общему».

Формы организации познавательной деятельности учащейся: индивидуальные.  Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащейся. Особенно  важно неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащейся.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является;  на его изучение в 1подготовительном классе отводится, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.

Оценка результативности учебной деятельности. 

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Предметные результаты связаны с овладением обучающейся содержанием образовательной области и характеризуют достижения
в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В 1 дополнительном и 1 классе, 2 классе работа учеников поощряется качественной оценкой, в этот период оценивается появление значимых предпосылок учебной деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Предполагается, результаты, продемонстрированные учеником, соотносить с оценками следующим образом:

                                        

Оценочное суждение

Баллы

Содержание

Усвоил

11-8

Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.

7-5

Знает, усваивает и применяет с помощью.

4-2

Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.

Не усвоил

1

Не знает, не усваивает, помощь не принимает.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.

Материал предмета «Окружающий природный мир» представлен следующими содержательными линиями:

№ п/п

Содержательная линия

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач

1

Растительный мир.

Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о зерновых культурах, хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.

Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.

Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

2

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

3

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

4

Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

           предметные

  •  узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Сформированность  базовых учебных действий  (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего  для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 ):

Группа БУД

Учебные действия и умения.

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:

-  направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-  умение выполнять инструкции педагога:

-  использование по назначению учебных материалов:

-  умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые знания и умения учащихся:

          Учащиеся должны уметь:

  • Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
  • Проявлять интерес к объектам живой природы.
  • Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.
  • Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
  • Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

 Учащиеся должны знать:

  • Объекты неживой природы (огонь, почва, земля, воздух, лес, формы земной поверхности).
  • Времена года, характерные признаки времен года, погодные изменения, их влияние на жизнь человека.
  • Животный и растительный мир, их значение в жизни человека.
  • Элементарные представления о течении времени.
  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.        

Календарно-тематическое планирование

 ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

2 часа в неделю

2 класс

Тема

Кол-

во

часов

Дата

по плану

Корректировка программы

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Временные представления

7 ч.

1

Человек и природа.

Живое,  неживое.

1

Беседа, рассмотрение картин. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку). Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы.

Развитие зрительного и слухового восприятия. Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями. Развитие памяти при назывании предметов одежды или обуви, развитие мышления при выборе нужной(лишней) картинки или предмета.

Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий.

Текущий контроль.

2

«Осень, в гости просим!»

1

3

Одежда и обувь человека осенью (понятие «теплые вещи», зонт)

1

4

Явления природы: дождь, листопад. (Составление и рассматривание гербария)

1

5

Занятия и труд людей осенью.

(понятие «заготовки на зиму», как человек готовится к зиме)

1

7

Обобщение по теме.

1

Растительный мир

11 ч.

8

«Что нам осень принесла?» (признаки осени)

 Экскурсия.

1

Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.

Изучение и узнавание овощей и фруктов (помидор, огурец, морковь, перец, картофель, капуста, яблоки, груши, виноград, абрикос, вишня, клубника).

Расширение представлений о растениях (деревья, цветы, трава, куст); учиться находить и показывать части растений (лист, ветка). Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.

Текущий контроль.

9 -10

Дары осени. Овощи.

2

11- 12

Дары осени. Фрукты.

2

13

Что такое ягоды?

1

14 - 15

Грибы.

2

16-17

Какие бывают растения?   Части дерева (лист)

2

18

Обобщающий урок "В гости к осени».

1

Животный мир.

4 ч.

19

А кто такие птички? (домашние и дикие).

1

Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Узнавать и выделять объект среди 2-3х совместно с учителем.  Умение устанавливать аналогии. Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.

Текущий контроль.

20

Перелетные и неперелетные птицы.

1

21

В мире животных.

1

22

Сравнение зверей и птиц.

1

Временные представления

5 ч.

23

Лес. Правила поведения в лесу.

1

Представление о лесе; о правилах поведения в лесу. Замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. Представления о зимней одежде, ее назначении. Наблюдать за изменениями  в природе и устанавливать взаимосвязь; Умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей.  

Текущий контроль.

24

"Здравствуй, зимушка-зима!"(признаки зимы, понятие «погода», «непогода»)

1

25

Одежда и обувь человека зимой.

1

26

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

27

Зимние забавы (понятие игры в группе)

1

Растительный мир.

4 ч.

28

Растения  зимой?  Елка. (хвойные, лиственные, иголки, лист)

1

Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению.

Текущий контроль.

29-30

Обобщающий урок: «Зима. Новый год»

2

31

Новый год. Поздравления, дед Мороз, Снегурочка (сказочные герои)

1

Животный мир.

5 ч.

32

Животные и птицы зимой

1

Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними.

Текущий контроль.

33

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

1

35 36

Дикие животные. Заяц. Волк. Медведь, белка, енот, лиса. (обитатели наших лесов)

2

37

Обобщение изученного. Дикие животные.

1

Объекты природы.

3 ч.

38

Природа и рукотворный мир.

1

Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы). Классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. Усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. 

Текущий контроль.

39

Из чего что сделано? (Дерево, ткань, резина).

1

40

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1

Растительный мир.

2ч.

41 - 42

Комнатные растения. Уход.

2

Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними ухаживать.

Текущий контроль.

Животный мир.

9ч.

43 -45

Кто живет в воде?

3

Представление о водном мире, рыбах, строении и жизни рыб. Знание об уходе за аквариумными рыбками. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

Текущий контроль.

46-48

Речные и морские рыбы.

3

49 -51

Аквариумные рыбки.

3

Временные представления.

4  ч.

52-53

Явления природы: солнце, ветер, дождь, снег, ….

2

Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно. Замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. Наблюдать за природой. Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем.

Текущий контроль.

54

Оживает все кругом! (весна, признаки весны)

1

55

Одежда и обувь людей весной.

1

Растительный мир.

4 ч.

58 - 59

Растения весной. Части растений

(лист, ветки).

2

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки). Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей, представлять, что и как растет в саду и в огороде.

Текущий контроль.

60

В саду и в огороде.

1

61

Труд людей весной.

1

Животный мир

4 ч.

62

Жизнь птиц весной.

1

Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной. Представления о животных, их образе жизни и повадках весной. Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Текущий контроль.

63

Животные весной.

1

64

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые).

1

65

Обобщающий урок. Время года – весна!

1

Временные представления.

6 ч.

66

Части суток. День-ночь

1

Элементарные представления о частях суток. Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана. Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. Понимать учебную задачу, работать с картинным планом

Замечать летние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. Обобщить и закрепить знания и представления учащихся о смене времен года; умение устанавливать взаимосвязи.

Текущий контроль.

67

Закрепление по теме: «Живая природа» (птицы, звери, рыбы, насекомые)

1

68

Закрепление по теме "Растения"

Обобщение пройденного материала.

1

ИТОГО: 68часов

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Методическая литература для учителя:

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
  2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
  3. Шипицина Л.М. «Необучаемый»  ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.  С-Петербург, «Речь», 2005 год.
  4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
  5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учителя:

1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.        

Литература для учащихся:

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324

2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./  

3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература.  http://school-collection.edu.ru/catalog/

4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439

5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load

6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html

Оборудование:

- Магнитная доска, набор букв на магнитах.

-  Образцы письменных букв.

- Касса букв и слогов.

- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

- Таблицы к основным разделам грамматического материала.

- Классная доска.

- Интерактивная доска.

- Компьютер.

- Проектор.Телевизор.

- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение» для учащегося с ОВЗ (вариант 7.1)

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ процесс обучения организуется с учетом специфики усвоения знаний....

ФГОС ОВЗ. Рабочая программа по учебному предмету «Компьютерные технологии» для учащихся 3 класса (вариант 1.2)

Программа составлена на основе примерной Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2) в соответствии с  Федеральным государственным ...

Рабочая программа по чтения для учащихся 4 класса ( Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области " Чтение" для 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми...

Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Математика" для обучающихся 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ИЗО  3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Адаптированная  рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...