Конспект урока "Пустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по УМК " Школа России" к учебнику А.А.Плешакова. В разработке предстставлен проект урока с методическим наполнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_pustynya.docx | 73.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Окружной конкурс методических разработок»
Пустыни (урок окружающего мира)
Номинация: «Методическая разработка урока»
Учитель : Чурсина Марина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
ОУ: МКОУ Топчихинская СОШ № 2
Населенный пункт : с.Топчиха
2021 год
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Пустыни
Планируемые образовательные результаты/критерии успеха | |
Личностные | осознают личную ответственность каждого человека за сохранение природы |
Метапредметные | умеют анализировать, структурировать учебный материал, строить речевое высказывание |
Предметные | знают географическое положение природной зоны пустынь; особенности живой и неживой природы пустынь, знают основные виды хозяйственной деятельности человека в пустыне; выделяют основные экологические проблемы зоны, возникшие в результате хозяйственной деятельностью человека |
Цели урока: создать условия | |
Личностные | для осознания личной ответственности каждого человека за сохранение природы |
Метапредметные | для развития умения анализировать, структурировать учебный материал, строить речевое высказывание |
Предметные | для определения географического положения природной зоны пустынь; для выделения особенностей живой и неживой природы пустынь; для выделения основных видов хозяйственной деятельности человека в пустыне; для определения основных экологических проблем зоны, возникших в результате хозяйственной деятельностью человека |
ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ
Структура урока / этапы деятельности | Содержание взаимодействия | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Оргмомент | -Пожелаем друг другу удачи, хорошей продуктивной работы на уроке, подарим друг другу свой заряд энергии. Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки. -Садитесь Просит проверить свои рабочие места. Создает эмоциональный настрой -Снова пришёл долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовёт нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. -Кто готов к работе? | Дети стоят в проходах между партами, образуя круг. Проверяют свою готовность к уроку. Сигнализируют о своей готовности. Пожимают руки друг другу по кругу | |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) | -Какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира? -С какими природными зонами уже мы познакомились? -Прежде чем отправиться дальше в путешествие по природным зонам, давайте убедимся, что мы хорошо знаем особенности природной зоны степей. -Вспомните план изучения природной зоны, что про природную зону мы должны знать? Сейчас вы проверите свои знания в ходе теста. Организует работу по проверке дополнительных заданий (по желанию учащихся: сообщения о заповеднике Ростовском) Сообщение: Слушаете и готовите один вопрос для одноклассников. Задайте вопросы. | Отвечают на вопросы Воспроизводят план изучения природной зоны – критерии оценивания по домашнему заданию. Выполняют тест –проверка после урока. | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Прием «Толстый и тонкий вопрос» |
Самоопределение к деятельности -формулировка темы урока | Организует выполнение заданий в парах по рядам с целью определения темы урока 1 ряд – разгадайте ребус, о чем идет речь? 2 ряд – прочитайте стихотворение, какая ассоциация у вас возникает? 3 ряд – прочитайте описание, определите, о чем идет речь? -О какой природной зоне будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. | Выполняют задания. Формулируют тему урока | Приложение 5 |
-мотивация | -Назовите профессии или категории людей, кому могут пригодиться знания о пустыне. -Как и где эти знания могут пригодиться нам, учащимся 4 класса? | Называют профессии. Высказывают свое мнение | |
-целеполагание | -Задайте вопросы к теме, что бы вы хотели узнать про эту природную зону? -Сформулируйте общую цель нашей работы на уроке? -Сегодня мы не только узнаем особенности природной зоны, у нас еще одна задача: учимся систематизировать материал и представлять его кратко в таблице. Результатом нашей работы будет «Паспорт природной зоны» | Задают вопросы. Формулируют цель работы: изучить особенности природной зоны «Пустыни» | Приложение 6 Прием «Создание паспорта» |
-планирование | Просит обратить внимание на все вопросы, зафиксированные к теме, вспомнить план изучения природной зоны и предложить план работы на урок по достижению цели. 1. Изучить особенности новой природной зоны по плану: 1).Географическое положение 2). Особенности неживой природы. 3).Особенности живой природы (растения и животные) 4). Использование природной зоны человеком. 5). Экологические проблемы 2.Проверить и оценить себя | Выстраивают план изучения природной зоны | |
Реализация плана | Обращает внимание на объемность изучаемых вопросов. Просит предложить оптимальную форму организации работы по реализации плана – групповая. Организует деление класса на группы (по цветным жетонам: 1,2,3,4). Коричневые – географы Зеленые – ботаники Желтые- зоологи Красные – экологи Каждая группа получает задание: на основе анализа предложенных материалов (статьи учебника, гербарии, фотографии, статьи из дополнительной литературы) составить ответ на изучаемый вопрос, зафиксировав его в виде таблицы или схемы. Если ребенок работает самостоятельно – индивидуально, то ему предоставляются все материалы для изучения темы. | Класс делится на 4 группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. В группах выполняется задание: на основе анализа предложенных материалов(статьи учебника, гербарии, фотографии, статьи из дополнительной литературы) составить ответ на изучаемый вопрос, зафиксировав его в виде таблицы или схемы. | Жетоны, карточки с надписями-названиями групп. Приложение 7 Карточки- задания. Дополнительная литература по теме (карточки, фотографии) |
Контроль и оценка достижений | Организует работу по формированию новых групп. Расходятся по номерам. 1 – географы 2 – ботаники 3- зоологи 4 – экологи Задание: ваше научное общество должно проверить достоверность информации. Изучаете паспорт природной зоны и проверяете, все ли в нем правильно или есть ошибки. Ошибки исправляете. В новой группе ребята систематизируют услышанную информацию и проверяют таблицу «Паспорт природной зоны «Пустыни». Готовят вопрос про особенности природной зоны для групп, в соответствии со своим обществом: географы, ботаники, зоологи, экологи. Предлагает составить один вопрос или задание для «Блиц-опроса» на знание фактического материала по теме в группе. | Делятся на группы и создают «паспорт природной зоны». Представляют свою работу Выполняют задания, предложенные одноклассниками | Приложение 8 Прием «Лови ошибку» |
Рефлексия | Просит вернуться к плану работы, оценить, все ли удалось выполнить. Просит вспомнить цель работы, оценить, удалось ли ее достичь -Что удалось сегодня на уроке? -Что еще не получилось? Удалось ли заполнить «Паспорт природной зоны»? Просит заполнить «Дневник успеха» | Делятся своим мнением о мере выполнения плана и достижения поставленной цели. Заполняют «Дневник успеха» | Прием «Дневник успеха» |
Домашнее задние | Домашнее задание на доске. Обязательное: с.118-125, вопросы или Якласс По желанию: -сообщение о заповеднике «Черные земли» «Кот в мешке». (Найти какие пустыни есть на планете Земля, записать их названия. Сообщение об одной из них) | Дифференцированное домашнее задание |
Приложение 5
Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли. Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи- призрак чего-либо (оптический обман). |
Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в повсюду На желтый пecок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет |
П | ТЫ |
Приложение 6
Паспорт природной зоны «Пустыни»
Географическое положение | |
Особенности неживой природы | |
Особенности времен года | |
Погода (температура, осадки, ветра) | |
Почва | |
Растительный мир | |
Представители | |
Как приспособились | |
Животный мир | |
Представители | |
Как приспособились | |
Экологические проблемы | |
Как используется человеком? | |
Экологические проблемы | |
Решение экологических проблем |
Приложение 7
Географы: Прочитать текст на с.118-119 рассмотреть карту на с.72-73, прочитать текст на карточке. Заполнить таблицу:
Географическое положение | |||||||
Рельеф. | |||||||
Особенности неживой природы | |||||||
Почва |
Валы из песка- Растрескавшийся глинистый участок- | ||||||
Особенности времен года | |||||||
осадки |
Научиться показывать на карте природную зону
Ботаники: Рассмотреть рисунок на с.120-121, прочитать текст на с.122, карточку заполнить таблицу.
Название растений | |
Как приспособились к условиям в степи |
Почему растительный мир беден? _______________________________________________________________________________________________________________________________________
Зоологи: Рассмотреть рисунок на с.120-121, прочитать текст на с.122-123, заполнить таблицу.
Названия животных | |
Как приспособились к жизни в пустыне |
Экологи: Прочитайте текст на с..123-124, заполните таблицу
Как человек использует пустыню в своей хозяйственной деятельности | Экологические проблемы |
Орошаемое земледелие- (что это) | |
Животноводство: (назовите животных) | |
-Как решить экологические проблемы?
Приложение 8
Паспорт природной зоны «Пустыни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...