Конспект урока "Пустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чурсина Марина Васильевна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по УМК " Школа России" к учебнику А.А.Плешакова. В разработке предстставлен проект урока с методическим наполнением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2

«Окружной конкурс методических разработок»

Пустыни  (урок окружающего мира)

Номинация: «Методическая разработка урока»

Учитель : Чурсина Марина Васильевна

Должность: учитель начальных классов

ОУ: МКОУ Топчихинская СОШ № 2

Населенный пункт : с.Топчиха

2021 год

Класс:   4

Предмет:  окружающий мир

Тема урока: Пустыни

Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

осознают личную ответственность каждого человека за сохранение природы

Метапредметные

умеют анализировать, структурировать учебный материал, строить речевое высказывание

Предметные

знают географическое положение природной зоны пустынь; особенности живой и неживой природы пустынь, знают  основные виды хозяйственной деятельности человека в  пустыне; выделяют основные экологические проблемы зоны, возникшие в результате хозяйственной деятельностью человека

Цели урока: создать условия

Личностные

для осознания личной ответственности каждого человека за сохранение природы

Метапредметные

для развития умения анализировать, структурировать учебный материал, строить речевое высказывание

Предметные

 для определения географического положения природной зоны пустынь;

 для выделения особенностей живой и неживой природы пустынь;

для выделения основных видов хозяйственной деятельности человека в  пустыне;

для определения основных экологических проблем зоны, возникших в результате хозяйственной деятельностью человека


ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ

Структура урока / этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

-Пожелаем друг другу удачи, хорошей продуктивной работы на уроке, подарим друг другу свой заряд энергии. Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки.

-Садитесь

Просит проверить свои рабочие места.

Создает эмоциональный настрой

-Снова пришёл долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

-Кто готов к работе?

Дети стоят в проходах между партами, образуя круг.

Проверяют свою готовность к уроку.

Сигнализируют о своей готовности.

Пожимают руки друг другу по кругу

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

-Какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

-С какими природными зонами уже мы познакомились?

-Прежде чем отправиться дальше в путешествие по природным зонам, давайте убедимся, что мы хорошо знаем особенности природной зоны степей.

-Вспомните план изучения природной зоны, что про природную зону мы должны знать?

Сейчас вы проверите свои знания в ходе теста.

Организует работу по проверке дополнительных заданий (по желанию учащихся: сообщения о заповеднике Ростовском)

Сообщение:

Слушаете и готовите один вопрос для одноклассников.

Задайте вопросы.

Отвечают на вопросы

Воспроизводят план изучения природной зоны – критерии оценивания по домашнему заданию.

Выполняют тест –проверка  после урока.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Прием «Толстый и тонкий вопрос»

Самоопределение к деятельности

-формулировка темы урока

Организует выполнение заданий в парах по рядам с целью определения темы урока

1 ряд – разгадайте ребус, о чем идет речь?

2 ряд – прочитайте стихотворение, какая ассоциация у вас возникает?

3 ряд – прочитайте описание, определите, о чем идет речь?

-О какой природной зоне будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Выполняют задания.

Формулируют тему урока

Приложение 5

-мотивация

-Назовите профессии или категории людей, кому могут пригодиться знания о пустыне.

-Как и где эти знания могут пригодиться нам, учащимся 4 класса?

Называют профессии.

Высказывают свое мнение

-целеполагание

-Задайте вопросы к теме, что бы вы хотели узнать про эту природную зону?

-Сформулируйте общую цель нашей работы на уроке?

-Сегодня мы не только узнаем особенности природной зоны, у нас еще одна задача: учимся систематизировать материал и представлять его кратко в таблице.

Результатом нашей работы будет «Паспорт природной зоны»

Задают вопросы.

Формулируют цель работы:

изучить особенности природной зоны «Пустыни»

Приложение 6

Прием «Создание паспорта»

-планирование

Просит обратить внимание на все вопросы, зафиксированные к теме, вспомнить план изучения природной зоны и предложить план работы на урок по достижению цели.

1. Изучить особенности новой природной зоны по плану:

1).Географическое положение

2). Особенности неживой природы.

3).Особенности живой природы (растения и животные)

4). Использование природной зоны человеком.

5). Экологические проблемы

2.Проверить и оценить себя

Выстраивают план изучения природной зоны

Реализация плана

Обращает внимание на объемность изучаемых вопросов. Просит предложить оптимальную форму организации работы по реализации плана – групповая.

Организует деление  класса  на группы (по цветным жетонам: 1,2,3,4).

Коричневые – географы

Зеленые – ботаники

Желтые- зоологи

Красные – экологи

Каждая группа получает задание:

на основе анализа предложенных материалов (статьи учебника, гербарии, фотографии, статьи из дополнительной литературы) составить ответ на изучаемый вопрос, зафиксировав его в виде таблицы или схемы.

Если ребенок работает самостоятельно – индивидуально, то ему предоставляются  все материалы для изучения темы.

Класс делится на 4 группы: географы, ботаники, зоологи, экологи.

В группах выполняется  задание:

на основе анализа предложенных материалов(статьи учебника, гербарии, фотографии, статьи из дополнительной литературы) составить ответ на изучаемый вопрос, зафиксировав его в виде таблицы или схемы.

Жетоны, карточки с надписями-названиями групп.

Приложение 7

Карточки- задания.

Дополнительная литература по теме (карточки, фотографии)

Контроль и оценка достижений

Организует работу по формированию новых групп.

 Расходятся по номерам.

1 – географы

2 – ботаники

3- зоологи

4 – экологи

Задание: ваше научное общество должно проверить достоверность информации. Изучаете паспорт природной зоны и проверяете, все ли в нем правильно или есть ошибки. Ошибки исправляете.

В новой группе ребята систематизируют услышанную информацию и проверяют таблицу «Паспорт природной зоны «Пустыни».

Готовят вопрос про особенности природной зоны для групп, в соответствии со своим обществом: географы, ботаники, зоологи, экологи.

Предлагает составить один вопрос или задание для «Блиц-опроса» на знание фактического материала по теме в группе.

Делятся на группы и создают «паспорт природной зоны».

Представляют свою работу

Выполняют задания, предложенные одноклассниками

 Приложение 8 Прием «Лови ошибку»

Рефлексия

Просит вернуться к плану работы, оценить, все ли удалось выполнить.

Просит вспомнить цель работы, оценить, удалось ли ее достичь

-Что удалось сегодня на уроке?

-Что еще не получилось?

Удалось ли заполнить «Паспорт природной зоны»?

Просит  заполнить «Дневник успеха»

Делятся своим мнением о мере выполнения плана и достижения поставленной цели.

Заполняют «Дневник успеха»

Прием «Дневник успеха»

Домашнее задние

Домашнее задание на доске.

Обязательное: с.118-125, вопросы или Якласс

По желанию:

-сообщение о заповеднике «Черные земли»

«Кот в мешке».

(Найти какие пустыни есть на планете Земля, записать их названия. Сообщение об одной из них)

Дифференцированное домашнее задание

Приложение 5

Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи- призрак чего-либо (оптический обман).

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в повсюду

На желтый пecок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет

П

https://tattoo-stickers.ru/62787-thickbox_default/usy.jpg

ТЫ

https://img2.freepng.ru/20180614/tu/kisspng-white-tailed-deer-reindeer-clip-art-5b22bd8ccb2b16.4064849215290034048322.jpg

Приложение 6

Паспорт природной зоны «Пустыни»

Географическое положение

Особенности неживой природы

Особенности времен года

Погода (температура, осадки, ветра)

Почва

Растительный мир

Представители

Как приспособились

Животный мир

Представители

Как приспособились

Экологические проблемы

Как используется человеком?

Экологические проблемы

Решение экологических проблем

Приложение 7

Географы:  Прочитать текст на  с.118-119 рассмотреть карту на с.72-73, прочитать текст на карточке. Заполнить таблицу:

Географическое положение

Рельеф.

Особенности неживой природы

Почва

Виды пустынь

Валы из песка-

Растрескавшийся глинистый участок-

Особенности времен года

осадки

Научиться показывать на карте природную зону

Ботаники: Рассмотреть рисунок  на с.120-121, прочитать текст на с.122, карточку заполнить таблицу.

Название растений

Как приспособились к условиям в степи

Почему  растительный мир беден? _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Зоологи: Рассмотреть рисунок  на с.120-121, прочитать текст на с.122-123, заполнить таблицу.

Названия животных

Как приспособились к жизни в пустыне

Экологи:  Прочитайте текст на с..123-124, заполните таблицу

Как человек использует пустыню в своей хозяйственной деятельности

Экологические проблемы

Орошаемое земледелие-

(что это)

Животноводство:

(назовите животных)

-Как решить экологические проблемы?

Приложение 8

Паспорт природной зоны «Пустыни»

Географическое положение

Южнее зоны степей. На юге страны, по берегам  Каспийского моря

Рельеф

Равнинный

Особенности неживой природы

Почва

Виды пустынь

песчаные

глинистые

песок

глина

          большое количество солей

Валы из песка- барханы

Растрескавшийся глинистый участок- такыр

Особенности времен года

Лето очень жаркое и сухое. Зима – малоснежная, холодная

Осадки

Главная особенность пустынь — недостаток влаги. В течение долгого времени на землю не выпадает ни капли дождя.

Растительный мир

Представитель

(названия)

верблюжья колючка, джузгун, колосняк

Как приспособились

-Колючки. Благодаря им, можно закрепиться на песке и сохранить запасы влаги.

-Мощные длинные корни. Которые позволяют черпать воду из подземных источников.

-Мясистые листья и стебли. Они способны надолго задерживать влагу.

Животный мир

Представители

(названия)

Верблюд, сайгак, ушастый ёж, медведь, тушканчик, песчанка, корсак, ящерица-круглоголовка, песчаный удавчик, скоробей, жук-чернотелка, ящурка быстрая.

Как приспособились

-Маскирующая окраска- желтого цвета

-Днем многие прячутся в норах, а ночью ищут пищу

-Держатся в тени растений

Могут подолгу обходиться без воды или вообще не пьют

Экологические проблемы

Как используется человеком?

Орошаемое  земледелие.     Животноводство (овцы и верблюды)

Экологические проблемы

Засоление почвы, из-за орошения – гибнут растения.

Перевыпас- много подвижных песков

Браконьерство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...