Рабочая программа по Окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по Окружающему миру модуля "Культура жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_modulya_po_okr._miru.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модуля «Культура жизни»
в рамках предмета «Окружающий мир»
Л. В. Ефимова, учитель начальных классов
МБОУ Займо-Обрывской СОШ
Азовского района
Уровень общего образования: начальное общее образование, 4 класс.
Количество часов: 17 часов.
Программа разработана на основе авторской программы Анастасовой Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 3-4 классов / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа модуля «Культура жизни» в рамках предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 1 часа в 2 недели (17 часов в год).
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года с изменениями 2018 года пункты 2, 3 статьи 28.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897».
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Займо-Обрывской СОШ Азовского района.
- Авторская программа Анастасовой Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 3-4 классов / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2019 г.
Цели программы:
- сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
- формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
-приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
-выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
-обучить детей методам обеспечения личной безопасности.
Задачи:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
-формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
-выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Актуальность модуля обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности. В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит извне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защититься самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия модуля являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Инновационный характер программы заключается в комплексном подходе к построению учебно-воспитательного процесса. Модуль «Культура жизни» введен через предмет «Окружающий мир» для сохранения, укрепления и поддержания здоровья обучающихся.
В начале обучения большое внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков в разных темах программы с параллельным развитием познавательных интересов, памяти, внимания, воображения. В дальнейшем на базе сформированных знаний, умений, навыков, приемов деятельности формируются коммуникативные, познавательные, учебные компетентности.
2. Содержание программного материала
I. Основы здорового образа жизни.
1.1. Основные понятия «здоровье» и здоровый образ жизни.
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Личная гигиена.
Опасности, подстерегающие при несоблюдении личной гигиены. Чистота в жилище.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Что надо знать о пище и режиме питания. Вредные привычки. Опасность малоподвижного образа жизни, нерационального питания.
Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека .
Вред алкоголя. Мифы о «пользе» алкоголя
1.3. Пути сохранения психического и физического здоровья.
Закаливание воли, преодоление стрессов. Охрана органов чувств, осанки.
1.4. Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Инфекционные болезни и способы профилактики, правила закаливания и занятия спортом.
II. Безопасное поведение в быту.
2.1.Меры безопасности по дороге в школу, на уроке. Профилактика опасных ситуаций.
Перекрёстки. Маршруты «Дом-школа». ПДД. Предупредительные сигналы водителей. Световые и предупредительные сигналы автомобиля. Школа – её назначение и особенности. Опасности, подстерегающие детей в школе. Правила поведения.
2.2. Предупреждение бытового травматизма. Опасные шалости и игрушки.
Опасности электробытовых приборов.
Средства для стирки и мытья посуды, выведения пятен и дезинфекции, препараты для борьбы с насекомыми и грызунами; ацетон, бензин, перекись водорода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, сода, уксус.
ІІI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при травмах. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
3.2. Первая медицинская помощь при травмах. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
Правила оказания помощи.
3.3. Первая медицинская помощь при кровотечении. Практические занятия
Первая медпомощь при наружном кровотечении и кровотечении из носа. Оказание первой медицинской помощи. Правила обработки ран.
3.4. Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
3.5. Первая медицинская помощь при укусах.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
IV. Защита человека в чрезвычайной ситуации.
4.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
Основные мероприятия ГО по защите населения. Представление о чрезвычайных ситуациях. Наводнение, ураганы. Сигнал стихийного бедствия: «Внимание всем!»
4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Стихийное бедствие – землетрясение. Поведение в чрезвычайных ситуациях. Cпособы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Правила поведения в случае, если сигнал об опасности стихийного бедствия или катастрофе застал дома, в школе.
V. Безопасное поведение на природе.
5.1. Ориентирование на местности. Понятие ориентира.
Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
5.2 Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра
Меры безопасности при разведении костра. Правила обращения с огнём в лесу.
Меры предосторожности во время грозы.
5.3. Правила поведения с животным и растительным миром в лесу.
Взаимодействие человека с природой. Дикорастущие растения, грибы, опасные животные и насекомые.
правила поведения в общении с природой и животным миром; уметь оказывать первую помощь при отравлениях ядовитыми растениями, укусах змей.
5.4. Основные правила поведения на водоёмах.
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
3. Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Выпускник научится:
- узнавать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни;
описывать:
- водоемы зимой, меры предосторожности при движении по льду водоемов; правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада; ядовитые растения, грибы, ягоды.
- правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье.
- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях.
- что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
- переходить дорогу, перекрёсток;
- различать сигналы светофора и регулировщика; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценивать скорость движения сельского и городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
- правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в поле, лесополосе, доме.
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно перейти водоем по льду;
- правильно вести себя на воде;
- ориентироваться на местности;
- правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
- действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- правилам движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- различать виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- правилам движения пешеходов по загородной дороге;
- правилам поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- мерам безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, правилам обеспечения сохранности личных вещей;
- особенности поведения с незнакомыми людьми.
4. Тематическое планирование
п/п | Тема | Характеристика деятельности |
1 | Основы здорового образа жизни | Извлекать из текста факторы, влияющие на здоровье человека, приводить примеры из собственного опыта. |
2 | Безопасное поведение в быту | Выполнять задания по предложенным картинным ситуациям (чем опасна высота, стройка, карьер, балкон), высказывать свое мнение; выполнять задания тестового характера. Приводить примеры из личных случаев или наблюдений. |
3 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Извлекать из текста учебника и других источников информацию о травмах и их видах. Рассказать о первой помощи при любой травме (взаимопомощь и самопомощь). Закреплять полученные знания посредством практических упражнений. |
4 | Защита человека в чрезвычайной ситуации | Знать способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Знать, что делать, если сигнал об опасности стихийного бедствия или катастрофе застал дома, в школе. Уметь пользоваться простейшими средствами защиты органов дыхания: маска, противогаз. |
5 | Безопасное поведение на природе | Знать местные и лесные ориентиры; уметь ими пользоваться, если заблудился. Меры предосторожности во время грозы; правила поведения при пожаре. |
5. Календарное планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Виды деятельности |
1 | 1 | Основные понятия «здоровье» и здоровый образ жизни. | Извлекать из текста факторы, влияющие на здоровье человека, приводить примеры из собственного опыта. Извлекать из источников информацию о здоровом ( разнооб-разном) питании, пропорции жиров, белков и углеводов для организма, продукты, их содержащие. Составление суточного меню. | |
2 | 1 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | Извлекать из текста учебника и других источников информацию о составе табачного дыма, признаки курящего человека. | |
3 | 1 | Меры безопасности по дороге в школу, на уроке. Профилактика опасных ситуаций | Находить правила безопасного поведения на дорогах, рассматривать рисунки и обсуждать изображенную на них ситуацию. Извлекать из СМИ (газет) и Интернета информацию о дорожно-транспортных происшествиях, их причинах и последствиях. | |
4 | 1 | Предупреждение бытового травматизма. Опасные шалости и игрушки | Выполнять задания : по предложенным картинным ситуациям (какие игрушки и чем опасны), высказывать свое мнение; выполнять задания тестового характера. Приводить примеры из личных случаев или наблюдений. | |
5 | 1 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. | Извлекать из различных источников информацию о травмах и их видах. Составление рассказа о первой помощи при любой травме (взаимопомощь и самопомощь). | |
6 | 1 | Первая медицинская помощь при травмах. Практические занятия. | Рассказать о средствах, входящих в состав аптечки (йод, зеленка, перекись водорода, марганцовка, сода пищевая, борная кислота, нашатырный спирт, бинт, вата, лейкопластырь, жгут). В случае отсутствия какого-либо сред-ства, использование подручных средств (одеколон, чистый носовой платок, ремень) | |
7 | 1 | Первая медицинская помощь при кровотечении. Практические занятия | Извлекать информацию о правилах оказания помощи при обработке ран. Закрепление полученных знаний посредством практических упражнений. | |
8 | 1 | Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи | Выполнять задания по предложенным картинным ситуациям (чем опасны детские шалости), высказывать свое мнение; выполнять задания тестового характера. Приводить примеры из личных случаев или наблюдений. | |
9 | 1 | Первая медицинская помощь при укусах | Выполнять задания по предложенным картинным ситуациям (чем опасны детские шалости), высказывать свое мнение; выполнять задания тестового характера. Приводить примеры из личных случаев или наблюдений. | |
10 | 1 | Чрезвычайные ситуации мирного времени. | Уметь находить информацию в различных источниках о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения. | |
11 | 1 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. | Практическое занятие «Изготовление марлевой повязки» | |
12 | 1 | Ориентирование на местности. Понятие ориентира. | Извлекать из текста учебника и других источников информацию о том, что такое ориентирование. Практическое занятие «Ориентирование на местности» | |
13 | 1 | Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра | Извлекать из различных источников информацию о правилах разведения костра. Практическое занятие «Учимся складывать костер». | |
14 | 1 | Правила поведения с животным и растительным миром в лесу. | Извлекать из различных источников информацию о правилах поведения в лесу. | |
15 | 1 | Основные правила поведения на водоёмах. | Извлекать информацию о правилах поведения на пляже, катания на лодках и купания. Свои знания проверить ответами на вопросы. | |
16-17 | 2 | Итоговый проект «Жить – это здорово» | Создание проекта |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- Текущее оценивание;
- Тематическое оценивание;
- Итоговое оценивание (защита проекта).
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения модуля «Культура жизни». Такое оценивание даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение тестового задания.
Итоговое оценивание проводится в виде создания и защиты проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...