Проект урока по окружающему миру "Рельеф" 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Кириченко Ольга Владимировна

Представлен проект урока: "Рельеф Земли". Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли. Формировать умения учащихся при работе с контурными картами и картами атласа. Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету. Планируемые результаты: Предметные: Распознавать на картах разные формы рельефа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_urok_okr.mir_.docx670.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока окружающего мира  по теме  «Рельеф России».

Автор разработки: Кириченко Ольга Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Класс: 4

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: групповая, фронтальная, проектная деятельность

Межпредметные связи: технология

Место урока в образовательном процессе: урок по учебному плану

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о равнинах и горах России; познакомить с  равнинами и горами на территории России; сформировать умение работать с картой

Развивающая цель: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, делать выводы,

- умение применять полученные знания при изготовлении модели рельефа

Воспитывающая цель:  воспитывать культуру общения, умение слаженно работать в группах, выслушивать и уважать мнение других;

-воспитание любви  к родной природе.  

Создать условия для формирования УУД:

Предметные:

- умение работать с картой

- применять полученные знания при выполнении проекта

- работать с учебником

- различать понятия «рельеф» и «равнина», выделять отличительные особенности изучаемых географических объектов.

Метапредметные:

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию; использовать уже имеющуюся информацию  для решения поставленных задач; находить новую информацию и представлять ее классу.

Регулятивные:

- умение организовать собственное рабочее пространство

- анализировать ответы сверстников

- самостоятельно определяют цель своей деятельности

- планируют ее достижение

- самостоятельно двигаются  по заданному плану

- оценивают и корректируют полученный результат

Личностные:

- выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог

- эмоционально осознают себя как россиянин, гражданин большой страны

Коммуникативные: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, магниты, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки), физическая карта России, материал для изготовления макета (пластилин, картон, стеки).

Ожидаемые результаты: достижение поставленных целей

Ход урока:

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой.  

-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Вперед, ребята, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

II. Проверка домашнего задания.

Сначала повторим, что узнали на прошлых уроках.

Перед вами вами листочки с вопросами. В течение 10  минут вы должны на них ответить.

  1. Напишите  определение почвы.

Почва – это______________________________________________________

________________________________________________________________

  1. К какой природе можно отнести почву?

а) к живой;

б) к неживой;

в) неживая и живая природа в почве соединяются.

3. Подчеркните, что входит в состав почвы?

Бумага, воздух, вода, песок, глина, атмосфера, перегной, соли.

4. Укажите основное свойство почвы. _______________________________

5. Что влияет на плодородие почвы?

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины.

6. Благодаря чему перегной превращается в соли?

а) благодаря животным, обитающим в почве;

б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

в) благодаря бактериям, живущим в почве.

     7. Верны ли утверждения? Выбери ответы «да» или «нет».

а) Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.         Да.         Нет.

б) Почва образуется очень быстро.                                            Да.         Нет.

в) Растения укрепляют почву своими корнями и защищают её от разрушения.                                                                                   Да.         Нет.

 

8. Какие живые существа обитают в почве?

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мухи;

в) дождевые черви, кроты, медведки;

9. Какое действие человека вредит почве?

а) посадка растений;

б) разведение костров;

в) удобрение почвы;

10. Как защитить почву на полях?

а) Прекратить применять ядохимикаты, которые накапливаются в почве, загрязняют ее.

б) Не вносить в почву удобрения, которые приводят к накоплению в ней избытка солей.

в) Сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание.

III. Актуализация знаний.

   -Прочитайте четверостишие. О чём оно?

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3a94c68c17bb4c1b9f7e1522a60dbec2-l&n=13

- Почему же нет родней страны для нас?  (Россия – это наша родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

 

 -Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой  стране.

Первое задание.   Разгадайте ребус.

РЕЛЬЕФ

Что такое рельеф? (Поверхность Земли.)

Что мы будем изучать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.        (Рельеф Земли)

-В чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

- Цель нашего урока: изучить рельеф Земли.

- Где мы можем сразу увидеть рельеф нашей страны. (На глобусе или карте)

- Что такое глобус? (Модель Земли в уменьшенном виде)

- Что такое карта? (Изображение земной поверхности на плоскости)

На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Обратите внимание, одинаковый ли  синий и зеленый, коричневый цвет или имеются оттенки этих цветов?

- Почему вы не путаете сушу и воду?

IV. Работа по учебнику.

  • Откройте учебник на странице 40. Прочитайте  текст.

        - Что повторили или узнали нового из этого небольшого текста?

- Посмотрите  на карту, одинаков ли рельеф Земли России? Нет. Есть Равнины, горы,   овраги.

        - Можно ли сказать, что Россия страна равнин?

        - Как догадались? (Много оттенков желтого и зеленого цвета).

         Давайте подведем небольшой итог.

         

        Что же такое равнина? Обширные ровные  участки суши, на которых перепады относительных  высот не превышают 200м. Они бывают плоские и холмистые.

- Исследуйте карту. Покажите на карте равнинные территории друг другу.

V.

Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся знакомится с равнинами

Восточно – Европейская равнина ( Русская Равнина)

Это одна из самых крупных равнин мира. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба, и даже есть полупустыни.

http://present5.com/presentforday2/20170113/tema_17._russkaya_ravnina._prezentaciya._images/tema_17._russkaya_ravnina._prezentaciya._5.jpghttp://www.proza.ru/pics/2013/11/02/1727.jpg

Так выглядит равнина летом, ближе к осени.

Переверните страницу учебника, прочитайте самостоятельно страницу с. 42 – 43

 Что еще узнали об этой равнине?

Какие моря ее омывают? Белое, Черное, Балтийское, Каспийское.

Откройте тетрадь на печатной основе, с. 18 Обозначьте на контурной карте Восточно – Европейскую равнину.

Найдите на контурной карте Столицу нашего государства, обозначьте великую Русскую реку.

 

Западно – Сибирская равнина

Равнина расположена сразу за Уралом. Это   огромная   низменность, и   её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Много болот и   озёр. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли.

https://ecoportal.info/wp-content/uploads/2016/09/zapadno-sibirskay-ravnina.jpghttp://900igr.net/up/datai/265054/0008-005-.png

Откройте 45 страницу учебника и найдите Западно – Сибирскую равнину.

Какие реки протекают по ней?

Какие города здесь находятся?

Откройте тетрадь на печатной основе, с. 18 Обозначьте на контурной карте Западно – Сибирскую  равнину.

 - Какую поверхность имеет Западно – Сибирская равнина?

- формируем вывод: равнина плоская

Средне – Сибирское плоскогорье

А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье – это плоская гора)

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. (Слайд)

- Какую поверхность имеет эта равнина?

-вывод: возвышенное пространство, напоминающее горную местность.

- Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.                    

http://teaps.s3.amazonaws.com/images/harakteristika_srednesibirskogo_ploskogorya_srednesibirskoe_ploskogore_relef-_protyazhennost-_polozh-4.jpg

- Продолжаем работу. Дальнейшее наше знакомство будет с горами России.

Можно ли определить высоту гор по карте? Как?

Самые   высокие горы России – Кавказские, до 5000 м   и   даже больше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно   покрыты льдом и снегом.

Эльбрус имеет 2 вершины. ( 5642м., 5621м.)

Саяны .  Высота гор -   до 4000 м. Наивысшая точка 3956 метров.

Уральские горы  1895 метров

IV. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)

Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?

Д. З Приготовить сообщение о горах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"

Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...

Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».

В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....

Проект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Деревья леса".

Проект урока, направленного на формирование читательской грамотности младших школьников.Учебный предмет «Окружающий мир», 2 класс.Тема урока: «Деревья леса».Цель: сформировать у учащихся умение ...