Рабочая программа по развитию устной речи у детей с ГУО
рабочая программа по окружающему миру

Карзунина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по развитию устной речи у детей с ГУО 7 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_rechi.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 1

«23» августа 2021 г.

Руководитель МО

____________А.С. Лосева

Утверждено

Приказом директора КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная

 школа- интернат №5»

«____» ___________2021 г.

     Приказ №________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

________ О.Н. Безбородова

«26» августа 2021 г.

Рабочая программа

коррекционного курса

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  

7 класса

на 2021-2022 учебный год

Разработчик рабочей программы:

      Карзунина О.С.,

          учитель начальных классов

Барнаул, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным, 30 мая 1983г.;

Учебного плана образовательной организации.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: создать условия для развития и исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательную деятельность.

Задачи:

  1. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
  2. Формирование и отработка различных речевых умений.
  3. Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире.
  4. Обогащение словарного запаса учащихся;
  5. Развитие показательной деятельности учащихся;
  6. Развитие мышления.
  7. Воспитание ответственного отношения к природе и окружающему миру;
  8. Воспитание интереса и увлеченности к изучаемому предмету.

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

Изучение данного курса обусловлено крайней бедностью высказываний детей с глубокой умственной отсталостью. Занятия по данному коррекционному курсу имеют интегративный характер, тесно связаны с жизнью и подготовкой учащихся, с другими учебными предметами. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Общая характеристика организации коррекционного процесса:

Технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы (беседа, объяснение);

практический метод;

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

работа с учебником.

2.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения: 

урок;

фронтальная работа;

индивидуальная работа;

работа в парах и группах;

коллективная работа.

 Виды деятельности:

обогащение и уточнение словаря;

наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;

называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам;

сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей;

активное участие в беседе;

составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя);

описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;

связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;

дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного;

использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи;

освоение на практике полученных знаний.

Место коррекционного курса в учебном плане

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» входит в общеобразовательную область и является коррекционным курсом учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение коррекционного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 7 классе выделяется 2 часа в неделю - 66 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Уметь составлять небольших рассказов по сюжетной картине.

Уметь составлять рассказы на заданную тему.

Уметь рассказывать по вопросам учителя содержание просмотренного фильма.

Уметь составлять письмо коллективно.

Принимать участие в игре «Магазин», «Почта».

Содержание программы коррекционного курса

   Составление небольших рассказов по сюжетной картине.

   Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).

   Рассказывание по рассказам учителя содержания просмотренного фильма.

   Коллективное составление писем.

   Игры в магазин, поту

.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Конт-роль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

Экскурсии

1.

Повторение

5

2

0

0

0

3

2.

Воздух. Термометр

7

7

0

0

0

0

3.

Лес

4

3

0

0

0

1

4.

Деревья

5

4

0

0

0

1

5.

Кустарники

10

9

0

0

0

1

6.

Грибы

5

5

0

0

0

0

7.

Комнатные растения

5

4

1

0

0

0

8.

Обитатели леса

3

2

1

0

0

0

9.

Птицы

7

7

0

0

0

0

10.

Рыбы

3

2

1

0

0

0

11.

Насекомые

3

3

0

0

0

0

12.

Огород

9

8

0

0

0

1

      Итого:

66

56

3

7

Тематическое планирование

№ п/п

№ п/п темы

  Тема

Кол-во часов

  1. Повторение

5

1.

1.1.

Осень.  Признаки осени. Золотая осень. Экскурсия

1

2.

1.2.

Инструктаж по ТБ. Сентябрь - осенний месяц. Экскурсия

1

3.

1.3.

Осень. Ведение календаря погоды

1

4.

1.4.

Инструктаж по ТБ. Растения на клумбе. Экскурсия

1

5.

1.5.

Растения на клумбе

1

  1. Воздух. Термометр

7

6.

2.1.

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха

1

7.

2.2.

Ветер – движение воздуха

1

8.

2.3.

Направления ветра

1

9.

2.4.

Значение зеленых насаждений для поддержания чистого воздуха

1

10.

2.5.

Охрана воздуха

1

11.

2.6.

Знакомство с устройством термометра

1

12.

2.7.

Виды термометров: медицинский, комнатный, наружный

1

  1. Лес

4

13.

3.1.

Лес. Растения леса

1

14.

3.2.

Лес. Растения леса. Польза и охрана леса

1

15.

3.3.

Рассказ по картине «Лес»

1

16.

3.4.

Экскурсия в школьный сад

1

  1. Деревья

5

17.

4.1.

Деревья лиственные и хвойные  

1

18.

4.2.

Деревья лиственные и хвойные

1

19.

4.3.

Деревья лиственные

1

20.

4.4.

Деревья хвойные

1

21.

4.5.

Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за деревьями

1

  1. Кустарники

10

22.

5.1.

Кустарники (крыжовник, смородина, малина)

1

23.

5.2.

Крыжовник. Умение узнавать, показывать, различать

1

24.

5.3.

Крыжовник. Умение узнавать, показывать, различать

1

25.

5.4.

Смородина.  Умение узнавать, показывать, различать

1

26.

5.5.

Смородина. Умение узнавать, показывать, различать

1

27.

5.6.

Малина. Умение узнавать, показывать, различать

1

28.

5.7.

Малина. Умение узнавать, показывать, различать

1

29.

5.8.

Отличие деревьев от кустарников

1

30.

5.9.

Травы

1

31.

5.10.

Экскурсия в зимний сад

1

  1. Грибы

5

32.

6.1.

Грибы

1

33.

6.2.

Съедобные грибы

1

34.

6.3.

Несъедобные грибы

1

35.

6.4.

Грибы – помощники

1

36.

6.5.

Грибы в народной мудрости

1

  1. Комнатные растения

5

37.

7.1.

 Комнатные растения  

1

38.

7.2.

Разнообразие цветов

1

39.

7.3.

Герань душистая

1

40.

7.4.

Название, распознавание, различие изученных комнатных растений

1

41.

7.5.

Уход за комнатными растениями. Практическая работа

1

  1. Обитатели леса

3

42.

8.1.

Звери    

1

43.

8.2.

Звери    

1

44.

8.3.

Практическая работа по уходу за животными в уголке живой природы

1

  1. Птицы

7

45.

9.1.

Птицы. Разнообразие птиц.  Птицы-защитники растений

1

46.

9.2.

Птицы. Дикие, домашние птицы

1

47.

9.3.

Перелетные птицы

1

48.

9.4.

Зимующие птицы.   Птицы (снегирь, дятел). Внешний вид, сравнение, различие, польза

1

49.

9.5.

Птицы. Снегирь. Внешний вид, сравнение, различие, польза

1

50.

9.6.

Птицы. Дятел. Внешний вид, сравнение, различие, польза

1

51.

9.7.

Охрана птиц

1

  1. Рыбы

3

52.

10.1.

   Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы

1

53.

10.2.

   Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы

1

54.

10.3.

Уход за рыбами в аквариуме. Практическая работа

1

  1. Насекомые

3

55.

11.1.

Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут

1

56.

11.2.

Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут

1

57.

11.3.

Насекомые полезные. Насекомые - вредители

1

  1. Огород

9

58.

12.1.

Друзья и вредители огородных растений - дождевые черви

1

59.

12.2.

Друзья и вредители огородных растений - жабы

1

60.

12.3.

Друзья и вредители огородных растений - птицы

1

61.

12.4.

Друзья и вредители огородных растений - слизни

1

62.

12.5.

Друзья и вредители огородных растений - гусеницы

1

63.

12.6.

Сезонные изменения в природе (облачность, осадки, температура воздуха). Ведение календаря погоды

1

64.

12.7.

Труд людей весной. Посадка деревьев и кустарников в садах

1

65.

12.8.

Экскурсия в весенний парк

1

66.

12.9.

Повторение

1

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Оборудование, приборы: ​

оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);

презентации по изучаемым темам.

Дидактический материал:

предметные и сюжетные картинки «Времена года»; 

предметные и сюжетные картинки «Деревья»;

предметные и сюжетные картинки «Птицы»;

предметные и сюжетные картинки «Рыбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по развитию устной речи 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по развитию устной речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией ...

Рабочая программа по развитию устной речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных  (ко...

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...