Рабочая программа по развитию устной речи 3 класс VIII вид.
рабочая программа (3 класс) по теме

Гурина Татьяна Владимировна

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. (Москва «Просвещение» 2008 года).

Программа рассчитана на 70часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Тёткинская специальная      (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат 3 и 4 вида»

Принята

 методическим объединением

начальных классов

Протокол № 1   от «28» августа 2013 г.

        Утверждаю:

 Директор школы - интерната

____________Ю.В. Антонов

Приказ № 22    от « 29» 08. 2013 г.

Рабочая программа

 по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности.»

 на 2013 – 2014 учебный год

для 3 «б» класса

 

Составитель:

Гурина Т. В.    

учитель начальных классов,

II кв. категория

п. Тёткино

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. (Москва «Просвещение» 2008 года).

Программа рассчитана на 70часов.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (
стебель — ствол, трава — куст — дерево)показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок)ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

3 класс

(2 ч в неделю)

      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
      Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
      участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
      связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
      ухаживать за одеждой и обувью;
      поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
      соблюдать правила личной гигиены;
      соблюдать правила уличного движения.
      Учащиеся должны 
знать:
      названия и свойства изученных предметов;
      выученные правила дорожного движения.

Тематическое планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 3 классе (36 ч)

Содержание

Кол – во

часов

ТСО

наглядность

Словарь

Коррекционная

работа

1 четверть – 18ч.

1

Осенняя экскурсия.

2

небо, листья листопад, птицы.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды.

2

Труд людей осенью.

2

Сюжетные и предметные картинки, загадки о профессиях.

сентябрь, сад, огород, овощи,фрукты, уборка, урожай, убирать, выкапывать, консервировать.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей.

3

Овощи: картофель, капуста.

2

муляжи, опорные картинки, овощи (натуральные образцы).

картофель, вершки, корешки, огород, кочан, кочерыжка.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей.

4

Овощи: свёкла, горох.

2

картинки, муляжи, натуральные образцы овощей.

ботва, корень, плод, листья, горошина, стручок, стебель.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

5

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

2

натуральные образцы, картинки, пазлы.

ароматный, сладкий, красный, жёлтый, круглый, овальный, гладкий.

Коррекция внимания, развитие речи при описании бахчевых культур.

6

Ягоды: малина, земляника.

2

картинки, муляжи, крестовина.

сад, лес, полянка, куст, урожай, варенье, компот.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании ягод.

7

Растения на клумбах: астры, ноготки.

2

гербарий, открытки, карточки, картинки.

растение, клумба, корень, стебель, листья, бутон, лепесток.

Коррекция  зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

8

Золотая осень.

2

картина «Золотая осень», картинки, рисунки.

листопад, дождь, отлёт, день, ночь, тепло, холод, температура, спячка, звери, птицы.

Коррекция внимания, развитие речи при описании погоды и сезонных изменениях в природе.

9

Лиственные деревья.

2

гербарий, картинки, карточки.

лес,  роща, дерево, дубрава, дуб, корни, ствол, кора, ветви, листья, почки.

Коррекция внимания при описании и различении разных видов лиственных деревьев.

2 четверть – 14ч.

1

Сезонные изменения в природе.

2

календарь природы.

таблица «Дикие животные», картинки

зима, линька, зимовать, сбрасывать, запасать

Коррекция внимания и восприятия при работе с календарем природы, развитие речи при описании погоды

2

Транспорт. Наземный транспорт.

2

таблица «Виды транспорта», сюжетные картинки по теме

автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, фура

Коррекция мышления на основе упражнения по правилам дорожного движения

3

Посуда. Виды посуды.

2

посуда, картинки с изображениями разных видов посуды, раскраски

нож, вилка, чашка, ложка, тарелка, блюдце, кастрюля

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

4

Декабрь – первый месяц зимы (

экскурсия)

2

снег, лёд, холод, вьюга, гололед, метель, снегопад

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

5

Одежда. Сезонная одежда.

2

таблица с разными видами одежды, сюжетные картинки.

пальто, шуба, шапка, шарф, платье, куртка, носки

Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды, коррекция зрительной памяти

6

Обувь и уход за ней. Виды обуви.

2

картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки

ботинки, сапоги, сандалии, кожаные, тряпочные, резиновые

Коррекция внимания на основе упражнений на описание, сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи.

7

Зимние забавы детей.

2

картинки с разными видами отдыха зимой

коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, радость

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей




3 четверть – 20 ч

1

Сезонные изменения в природе.

1

сюжетные картинки

зима, улица, холод, лёд, снег, гололёд, песок

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

2

Зимующие птицы: снегирь, синица.

2

 картинки, открытки, таблица «Зимующие птицы»

зима, голод, холод, корм, подкормка, кормушка

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении

3

Перелетные птицы: грач и скворец.

2

картинки, открытки, таблица «Перелетные птицы»

грач, клюв, оперенье, санитар, птенец, скворчонок, яйца

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа – описания.

4

Домашние птицы: курица, утка

2

картинки, открытки, таблица «Домашние птицы»

петух, курица, цыпленок, курятник, насест, шпора, селезень, утка, утенок, перепонка, «птичий двор»

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении.

5

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

1

январь, зима, метель, снег, месяц, гололед

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

6

Февральские приметы

2

сюжетные картинки зимней природы

уборка снега, холод, игры, гололед, заносы, вьюга, пурга, снегопад

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

7

Зима – время года. Труд людей города и села зимой.

2

картинки зимних пейзажей, сюжетные картинки

машины, ремонт, снегозадержание, уборка

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

8

Домашние животные: коза, овца

2

картинки, карточки, таблица «Домашние животные»

коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок, голова, морда, уши, лапы, рога, шерсть, хвост

Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. Коррекция мышления.

9

Дикие животные: ёж, медведь

2

картинки, таблица «Дикие животные», раскраски

ёж, ежиха, ежонок, иголки, нора, медведь, медведица, медвежонок, лес, берлога

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

10

Растения и животные весной. (экскурсия)

2

весна, оттепель, птицы, растения, животные, свежесть

Коррекция внимания и зрительной памяти, развитие речи

11

Март – весенний месяц.

2

сюжетные картинки, картины русских авторов о весне

погода, дни, весна, солнце, небо, проталины

Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками, развитие речи при описании по картине

4 четверть – 18 ч

1

Комнатные растения: герань, традесканция.

2

картинки, открытки, комнатные растения

вода, воздух, солнце, земля, отросток, горшок, лейка, герань, традесканция

Коррекция внимания на основе практических упражнений в уходе за растениями

2

Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга

2

красная книга, гербарий, открытки, картинки

цветы, подснежник, мать-и-мачеха

Коррекция внимания при описании и различении раннецветущих растений

3

Насекомые: муравей.

2

коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы

голова, усы, лапки, кокон, куколка, польза, корм, муравейник

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

4

Насекомые: муха.

2

коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы

вред, крылья, корм, вредное, надоедливое, летающее

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

5

Разнообразие животного мира. Охрана животных.

2

выставка рисунков, энциклопедия, таблица «Животные»

звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь

Коррекция мышления, развитие связной речи

6

Экология воздуха и охрана окружающей среды

2

картинки с изображением природы

кислород, воздух, загрязнение, охрана, экология, болезни, гибель, сохранение, «легкие планеты»

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

7

Охрана здоровья. Мой организм и органы чувств и зрения

2

сюжетные картинки, таблица с изображением органов чувств и зрения

здоровье, части тела, зрение, слух, обоняние, слепота, глаза, белок, зрачок, роговица

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

8

Органы слуха и обоняния.

2

сюжетные картинки, таблица с изображением органов слуха и обоняния

ухо, слух, громкость, глухота, нос, запах, насморк, обоняние

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении

9

Орган осязания. Зубы.

2

сюжетные картинки, таблица с изображением зубов

язык, вкус, осязание, орган

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Список литературы

Литература для учащихся

Основная:

  1. Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 1 класс, Москва «Аркти» 2003 г.
  2. Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 2 класс, Москва «Аркти » 2005 г.
  3. Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных)  школ 8 вида 3 класс, Москва «Аркти» 2004 г.
  4. Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс, Москва «Аркти» 2004 г.

Пособия для учителя:

  1. С. А. Веретенникова «Ознакомление школьников с природой».
  2. С. Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития».
  3. В. Г. Бабенко «Птицы Красной книги ».
  4. А. Брагин « Энциклопедия живой природы»  Издательство Москва «АСТ».
  5. И. Горелова «Энциклопедия растительного мира» Издательство Москва «АСТ».
  6. А. А. Багрова  Энциклопедия «Я познаю мир»- растения, Издательство «АСТ».
  7. П. Р. Ляхова  Энциклопедия «Я познаю мир» - животные, Издательство «АСТ».
  8. Е. В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» Москва «ТЦ Сфера».
  9. Е. Д. Худенко  «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии 1 -2 классы».
  10. В. К. Баталова «Сборник тестовых заданий для 1 – 2 классов»  Москва «Интеллект - Центр» 2001 г.
  11. М. А. Панфилова «Лесная школа» Москва «Творческий Центр Сфера» 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 3 класс VIII вид.

Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учрежденииVIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми уча­щимися....

Рабочая программа по математике 4 класс(VIII вида)

Рабочая программа предназначена для коррекционной школы VIII вида в 4 классе 2 полугодие...

Рабочая программа по математике (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по чтению 2 класс VIII вида

В данном материале представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса специальой коррекционной шкопы VIII вида...