Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Дьяченко Инна Михайловна

Рабочая программа УМК "Перспектива"  по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основании ФГОС начального образования и содержит:

- пояснительную записку

- место учебного предмета в учебном плане 

планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные)

- учебно-тематический план

- поурочно-тематическое планирование

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

для 4 класса

по системе УМК «Перспектива»

Разработана:

Дьяченко Инной Михайловной

учителем начальных классов

учебный год

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Рабочая программа разработана в соответствии с:

1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

4. Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р"О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2019-2020 учебном году";

5. Распоряжением комитета по образованию от 20.03.2019 N 796-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;

6. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от10.04.2019 № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;

7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

8. Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03.2002);

9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

10. Инструктивно-методическим письмом «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов» от 04.05.2016 №03-20- 1587/16-0-0;

11. Письмом МО РФ №1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

          Данная рабочая программа создана на основе примерной программы по окружающему миру, авторы А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой (УМК «Перспектива»), рекомендованной Министерством образования РФ.

Место учебного предмета в учебном плане 

На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа 4 класса рассчитана на 68 ч (34 учебные недели). 

Используемый учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для использования при реализации образовательных программ выбраны:

1. Учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

2.Учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «О перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Учебно-методический комплект

1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 4 класс». Учебник.  В 2-х частях / /М.: «Просвещение», 2018 г

Дополнительная литература

1.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. М.: «Просвещение» 2018 г

2.Плешаков А.А. Зелёные страницы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2018 г

Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные)

          Личностные результаты:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Мы – граждане единого отечества»;
  • проявление чувства гордости за свою Родину;
  • представление о Конвенции о правах ребенка;
  • доброжелательное отношение друг к другу, значит быть гражданином;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира;
  • представление о правилах пересечения границ государств;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  • готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
  • представление о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД.
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты. Обучающийся научится:

  • характеризовать государственную символику России;
  • устанавливать соответствие между смыслом статей о правах ребенка и нормами отношения к детям в культуре народов России;
  • устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции;
  • перечислять сопредельные с Россией страны;
  • находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику;
  • различать формы земной поверхности;
  • определять свойства полезных ископаемых и их применение;
  • определять части реки, показывать н карте главные реки России;
  • характеризовать крупнейшие озера России и своего края; сравнивать озера по глубине;
  • характеризовать моря России; различать моря и озера: соотносить моря с океанами; показывать моря на карте;
  • характеризовать и определять природные зоны на карте; объяснять причины смены природных зон севера на юг;
  • показывать зону арктических пустынь на карте; формулировать правила экологической этики;
  • показывать зону тундры на карте; сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;
  • находить и показывать зону лесов на карте;
  • находить и показывать зону степей на карте;
  • находить и показывать зону пустынь на карте;
  • находить и показывать субтропики на карте России;
  • соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающихся там народов; анализировать происхождение местных названий – гидронимов;
  • объяснять экологические проблемы и предлагать пути их решения;
  • приводить примеры редких и исчезающих растений и животных;
  • различать заповедники и национальные парки России и своего региона;
  • ориентироваться по ленте времени; определять по дате события век;
  • описывать внешний вид археологических находок;
  • описывать и показывать на исторической карте места обитания древних племен;
  • сравнивать карту Древней Руси с картой современной России;
  • составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого;
  • характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира;
  • характеризовать роль князей Александра Невского и Даниила Московского; составлять схему их родственных связей;
  • характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного;
  • характеризовать человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников;
  • рассказывать о значимых событиях Смутного времени;
  • характеризовать преобразования в эпоху Петра I;
  • характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху;
  • характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну;
  • характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в.;
  • характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в.;
  • рассказывать о произведениях великих русских художников и писателей;
  • приводить примеры переименования городов и улиц в связи с изменениями в жизни страны;
  • характеризовать особенности развития страны, объяснять символическое значение скульптуры «Рабочий и колхозница»;
  • характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны;
  • характеризовать советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945-х годах
  • обсуждать значение семейных воспоминаний, характеризовать документы, реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945- х  гг.
  • приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне;
  • характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 –е гг. XXв.;
  • характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 – 90-х гг. XX в.;
  • характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства;
  • устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок;
  • раскрывать связь между искусством народных промыслов и лучшими человеческими качествами;
  • аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников;
  • работать с дополнительными источниками информации; работать в группе: планировать работу;
  • контролировать и оценивать свою работу, корректировать знания.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов

1

«Мы-граждане единого Отечества»

12 часов

2

«По родным просторам»

20 часов

3

«Путешествие по реке времени»

27 часов

4

«Мы строим будущее России»

7 часов

5

Резерв. Комплексное повторение.

2 часа

Итого:

68 часов

        

IV.ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Планируемые сроки проведения

Тема урока

Формы диагностики и контроля

Планируемые результаты

План

Факт

1   РАЗДЕЛ – «МЫ - ГРАЖДАНЕ ЕДИНОГО ОТЕЧЕСТВА» 12ч

1.

Общество – это мы! 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Предметные результаты:

научатся называть сообщества, определять их цели и общие интересы, работать в группах

Характеризовать государственную символику, систематизировать уже имеющие представление о российском народе.

научатся различать права и обязанности гражданина России, приводить конкретные примеры свобод.

Научатся устанавливать соответствие между смыслом статей о правах ребенка и нормами отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями.

Научатся устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; знать имя, отчество, фамилию действующего Президента.

Научатся характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе.

Научатся определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; называть сопредельные с Россией страны.

Научатся подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, работать в группах: выслушивать мнение каждого, воспитывать чувство гордости за национальную культуру.

Научатся выступать с презентацией рассказа о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края, оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве: рассказывать о творчестве деятелей культуры своего края.

Личностные умения:

— проявлять интерес к познанию мира;

— проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны.

Метапредметные:

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре;

— объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

— определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;  

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

2.

Российский народ

Фронтальный,

 индивидуальный опрос

3.

Конституция России

Фронтальный, индивидуальный опрос. Взаимоконтроль. Тест «Проверь себя». 

4.

Права ребенка

Фронтальный, индивидуальный опрос (работа по карточке)

5

Государственное устройство России 

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Тест «Проверь себя»

6.

Российский союз равных

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

7.

Государственная граница России

Фронтальный, индивидуальный опрос.

8

Путешествие за границу России

Фронтальный, индивидуальный опрос.

9

Сокровища России и их хранители

Индивидуальный опрос. Тест «Проверь себя». Взаимоконтроль.

10

Творческий союз

Фронтальный, индивидуальный опрос (работа по карточкам)

11

Обобщение по разделу.

За страничками учебника «Мы –граждане единого Отечества».

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

12

Проверочная работа №1 по теме «Мы граждане единого Отечества»

Индивидуальный опрос. Самостоятельная работа.

                                                    2 РАЗДЕЛ – «ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ» 20 ч

13

Анализ проверочной работы. Карта – наш экскурсовод.

Практическая работа по карте, фронтальный опрос

Предметные результаты:

Научатся пользоваться физической картой; находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику; обозначать на контурной карте изученные природные объекты.

Научатся определять свойства полезных ископаемых и их применение; описывать полезное ископаемое по плану; пользоваться картой полезных ископаемых; развивать познавательную активность.

Узнают термины, обозначающие части реки, определять части реки, показывать на карте главные реки России; вырабатывать умения рассуждать, анализировать.

Научатся находить на карте изучаемые озера России; характеризовать крупнейшие озера России и своего края; сравнивать озера по глубине, наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Научатся называть моря России; различать моря и озера; соотносить моря с океанами; показывать моря на карте, сравнивать моря; их географическое положение, климат, размеры; умение работать с картой, дополнительной литературой.

Научатся определять природные зоны на карте, характеризовать их; анализировать схему нагревания поверхности Земли Солнцем; объяснять причины смены природных зон с севера на юг, причины смены зон в областях высотной поясности; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Научатся находить и показывать зону арктических пустынь на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; формулировать правила экологической этики

Научатся находить и показывать зону тундры на карте характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; формулировать правила экологической этики

 Учащиеся научатся правильно переходить дорогу с двусторонним и односторонним движением

Научатся находить и показывать зону лесов на карте характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; различать тайгу, широколиственные и смешанные леса; умение работать с картой, атласом – определителем.

Научатся находить и показывать зону степей на карте характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; правилам экологической этики в степи.

Научатся находить и показывать зону пустынь на карте характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; понимать необходимость охраны уникальной природы пустынь; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать с зоной пустынь; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Научатся соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов; анализировать происхождение местных названий; использовать дополнительные источники информации; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации.

Научатся соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов; анализировать происхождение местных названий; использовать дополнительные источники информации;

Личностные умения:

— проявлять интерес к познанию мира;

— проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.

Метапредметные результаты:

Познавательные умения:

— актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

— раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

— определять особенности государственного устройства РФ

— определять три ветви власти, роль каждой из них в России

— определять главу государства, его обязанности перед народом

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять учебное задание, используя план.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

14

По равнинам и горам 

Фронтальный, индивидуальный опрос. самостоятельная работа, взаимопроверка.

15

В поисках подземных кладовых.

Практическая работа «Изучение полезных ископаемых», индивидуальный опрос, работа в группах, взаимопроверка

16

Наши реки

Тест «Проверь себя» Фронтальный, индивидуальный опрос.

17

Озёра – краса Земли

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с дополнительной литературой

18

По морским просторам

Графический диктант, индивидуальный опрос, работа по карточкам.

19

С севера на юг

Тест «Проверь себя» индивидуальный опрос, работа в парах

20

В ледяной пустыне

Терминологический диктант, индивидуальный опрос, групповая работа

21

В холодной тундре

Тест «Проверь себя» индивидуальный опрос, работа по карте, в группах

22.

Среди лесов. 

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа в группах

23.

 В широкой степи

Тест «Проверь себя» Фронтальный, индивидуальный опрос, работа о карте

24.

В жаркой пустыне

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа в группах

25.

У теплого моря

Тест «Проверь себя». Фронтальный, индивидуальный опрос, графический диктант, самопроверка.

26.

Мы – дети родной земли. Проверочная работа №2 по теме «По родным просторам»

Индивидуальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа

27.

Анализ проверочной работы. В содружестве с природой. 

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа в группах «Ролевая игра»

28

Как сберечь природу России 

Фронтальный, индивидуальный опрос.

29

По страницам Красной книги.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

30

По заповедникам и национальным паркам.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа в группах

 

31

Контрольная работа №1 за первое полугодие.

Самостоятельная индивидуальная работа

32

Анализ контрольной работы.

За страницами учебника. Игра «Что? Где? Когда»

Индивидуальный опрос, опрос-игра

3 РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ» 27 ч

33

В путь по реке времени

Практическая работа «Лента времени», фронтальный опрос

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

Метапредметные результаты:

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;

— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;

— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и оценку учебного задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные результаты:

Давать толкование слова «история»; ориентироваться по ленте времени; определять по дате события век, в котором оно произошло; рассказывать о событии из прошлого своего края.

Описывать внешний вид археологических находок; рассказывать сюжеты из древней истории человечества; соотносить археологические находки с историческим временем, показывать на исторической карте места обитания древних племен; сравнивать женские украшения по изображения учебникам и археологическим находкам в краеведческом музее; называть их характерные черты; объяснять связь названий племен с местами их расселения.

Описывать жизнь древнерусских городов, показывать их местоположение на карте; сравнивать карту Древней Руси с картой современной России; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в становлении Руси.

Составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, рассказывать об их роли в культуре Древней Руси; обозначать век крещения Руси на схеме «Река времени»; выявлять архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде.

Научатся составлять схему родственных связей древнерусских князей; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

Научатся характеризовать роль князей Александра Невского и Даниила Московского; составлять схему их родственных связей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; составлять рассказ о Куликовской битве.

Составлять схему родственных связей правителей Московской Руси; называть имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

Научатся представлять рассказы об основании  городов; рассуждать о роли общего летописания, книгопечатания и освоения новых земель в укреплении Русского государства; характеризовать человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников.

Научатся рассказывать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; характеризовать обстановку в стране и лучшие человеческие качества; показывать на карте места событий Смутного времени; называть памятники воздвигнутые в память об этих событиях; презентовать рассказы о сибирских городах.

Научатся характеризовать преобразования в эпоху Пета I; рассуждать о необходимости формирования отечественных армии и флота; называть памятники Петру I в разных городах; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I у западных границ Отечества.

Научатся характеризовать преобразование в жизни страны в после петровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России.

Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения о памятниках и памятных местах Москвы и России, в дополнительных источниках информации.

Научатся характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIXв.; отмечать даты строительства первых железных дорог в России на схеме «Река времени»; называть некоторые достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Научатся характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России вXIX в.; называть первые консерватории; приводить примеры признания достижений российского искусства в мире.

Рассказывать о произведениях великих русских художников и писателей; рассказывать о важнейших музеях изобразительного искусства в России; доказательства важной роли отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания проблем в российской жизни того времени.

Сигналы светофора и их значение; типы светофоров; опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Научатся характеризовать переустройство и частной жизни людей; приводить примеры переименования городов и улиц в связи с изменением в жизни страны; сравнивать понятия «отечественная война» и «гражданская война».

Характеризовать особенности развития страны, объяснять символическое значение скульптуры «Рабочий и колхозницы», составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период.

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом; составлять рассказ о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны.

34

Путешествуем с археологами

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа по карточкам

35

В путь по страницам летописи

Фронтальный, индивидуальный опрос

36

Истоки Древней Руси

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа в группах. Графический диктант

37

Мудрый выбор

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа по карточкам, взаимопроверка

38

Владимиро-Суздальская Русь.

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

39

Москва – преемница Владимира 

Фронтальный, индивидуальный опрос, терминологический диктант, взаимопроверка.

40

Начало Московского царства 

Фронтальный, индивидуальный опрос.

 Тест «Проверь себя»

41

Подвижники Руси и землепроходцы

Фронтальный, индивидуальный опрос

42.

На пути к единству

Фронтальный, индивидуальный опрос

43.

Начало Российской империи

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа в группах. Тест «Проверь себя»

44.

«Жизнь – Отечеству, честь – никому»

Фронтальный, индивидуальный опрос. Тест «Проверь себя»

45.

Отечественная война 1812 года

Фронтальный, индивидуальный опрос, терминологический диктант

46.

Великий путь

 

Фронтальный, индивидуальный опрос

47.

Золотой век театра и музыки

Фронтальный, индивидуальный опрос, терминологический диктант

48.

Расцвет изобразительного искусства и литературы

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа по карточкам

49.

 В поисках справедливости. 

Фронтальный, индивидуальный опрос

50.

Век бед и побед. 

Фронтальный, индивидуальный опрос

51.

 «Вставай, страна огромная!»

Фронтальный, индивидуальный опрос.

52.

Проверочная работа №3.

Самостоятельная работа учащихся

53.

Экскурсия в музей боевой славы.

Экскурсия в краеведческий музей

54.

Трудовой фронт России

Фронтальный, индивидуальный опрос

55.

«Нет в России семьи такой».

Фронтальный, индивидуальный опрос

56.

После великой войны

Фронтальный, индивидуальный опрос

57.

Достижения 1950 – 1970-х годов

Фронтальный, индивидуальный опрос

58.

Анализ контрольной работы. Обобщение по разделу «Путешествие по реке времени»

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Тест «Проверь себя»

59.

Наши проекты «Моя семья в истории России».

Индивидуальный опрос

4 РАЗДЕЛ – «МЫ   СТРОИМ   БУДУЩЕЕ РОССИИ» 7 Ч

60.

Современная Россия 

Фронтальный, индивидуальный опрос

Личностные умения:

— проявлять желание определять названия природного объекта по его значению.

Метапредметные результаты:

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата.

Предметные результаты:

научатся характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и первом 10-летии XXIв.

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни.

Научатся объяснять значение понятие социальная ответственность; моделировать ситуации, требующие занятия социально ответственной позиции. Рассказывать о культурных явлениях и народных промыслах с помощью фотографий, образцов изделий. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников; высказывать суждение о взаимосвязи между собственным благом и процветанием России.

Правила движения пешеходов по загородной дороге.

61.

Здоровье России 

Фронтальный, индивидуальный опрос

62.

Умная сила России 

Фронтальный, индивидуальный опрос

63.

Светлая душа России 

Фронтальный, индивидуальный опрос

64.

Работа над ошибками. Начни с себя!

 

Фронтальный, индивидуальный опрос (работа по карточкам)

65.

Обобщение по разделу «Мы строим будущее России». 

Фронтальный, индивидуальный опрос. Тест «Проверь себя»

66.

Контрольная работа №2 по теме «Мы строим будущее России»

Самостоятельная индивидуальная работа

67.

Резерв. Комплексное повторение по теме «По родным просторам»

Фронтальный, индивидуальный опрос

68.

Резерв. Комплексное повторение по теме «Путешествие по реке времени»

Фронтальный, индивидуальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...