План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_soobshchestva.docx | 63.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Природные сообщества»
Класс: 4
Форма работы: фронтальная, индивидуальна, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: Обучающие: закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма; показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами; проверить понимание изученного о природном сообществе .
Развивающие: научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения; развивать умение анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ; грамотно выражать свои мысли;
развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
способствовать развитию коммуникативности.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.
формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Оборудование: проектор, экран, наглядные пособия.
Технологическая карта урока
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся | Какие УУД формируются на каждом этапе |
1. Мотивация деятельности. | Развитие умения взаимодействовать с учителем в рамках учебного процесса. Подготовить обучающихся к уроку | Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку. «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» - Давайте посмотрим, какую частичку мудрости мы получим на сегодняшнем уроке. | Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные Регулятивные |
2. Актуализация опорных знаний | Подготовка обучающихся к восприятию материала урока. Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия. | Ребята давайте поиграем с вами в игру. Я буду называть вам нескольких животных, а вы догадайтесь, какое из них лишнее. - Заяц, волк, бегемот. А почему бегемот лишний? Акула, еж осьминог. Действительно, акула и осьминог - водные животные, а ежик нет. Он не может жить в воде. По-научному он к этому не приспособлен. Получается, живые организмы не могут жить где угодно, где им захочется. Они могут жить только в тех условиях, к которым они приспособлены.
- Подумайте, какая тема нашего урока? -Какие цели поставим перед собой? -Какие задачи поставим перед собой? | Выполняют указания учителя - Бегемот лишний. - Он не живет с зайцем и волком рядом. -Ёж лишний. Он не живет в воде. - Природные сообщества Дать представление о природном сообществе, показать взаимосвязь живой и неживой природе внутри сообщества
Знакомство с природными сообществами, изучение взаимосвязи между живой и неживой природы внутри сообщества | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
3. Проблемное объяснение нового знания. | Определить тему урока. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | Заметим, что приспосабливаться животным нужно к двум типам условий.
К условиям природным. Например, живем мы в воде, какие у нас должны быть приспособления к такой жизни?
Хорошо, а если животное живет в пустыне, какие у него должны быть приспособления? Так же животным необходимо приспосабливаться к соседям. Не со всяким соседом можно ужиться. Презентация Давайте подумаем, мы с вами уже говорили волке и зайце. Как вы думаете, волк для зайца хороший сосед? В это трудно поверить, но волк и заяц друг другу соседи не плохие, подходящие.
Представим, что зайцев стало очень много. Значит и еды своей заячьей они съедят много. Что любят зайцы? Что случится, если зайцев в лесу станет очень много? Правильно. Поэтому волки, съев нескольких зайцев, в определенном смысле даже помогают остальным. К тому же едят они в основном зайцев больных. Но и волков не должно быть слишком много, иначе, зайцев совсем не останется. А если зайцев будет слишком мало, голодать будут волки. В природе должно быть равновесие, а оно получается только у хороших соседей. Конечно, для того, зайца, которого съел волк, он плохой сосед. А вот для остальных зайцев, он сосед хороший. Слайд К сожалению, в природе для равновесия часто нужно чтобы кто-то кого-то ел. Но ведь еда не начинается не с зайца. Как растения создают пищу для себя и других живых организмов. Что им для этого необходимо? Кто-то ест растения, а кто-то ест того, кто ест растения и так дальше по цепочке. Не даром ученые называют это цепью питания. Конец презентации | - Плавники, жабры - Длинные корни, способность держать влагу, устойчивость к засухе. Ответы детей. - Зайцы любят есть кору деревьев и кустарников Скоро их еды в лесу очень мало и зайцы сами начнут голодать. Они еще и лесу сильно навредят тем, что обглодают много деревьев. Растениям нужен свет, вода, почва. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
4.Физкультминутка | Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала. | Мы вдохнули глубоко Дышим мы легко-легко Плавно руки вверх подняли И кистями помахали И локтями повращали Сделали по пять прыжков И к работе класс готов! | Выполняют физкультминутку | |
4. Проблемное объяснение нового знания. | Формирование навыков и отработка умений обучающихся; Усвоить учащимися нахождение периметра квадрата по выведенной формуле. | Давайте в воображении пройдемся по цепи как ученый кот в сказке Пушкина, только цепь эта будет не на дубе у лукоморья, а в природе. Первое звено в это цепи это растения, гусеница ест растения, она второе звено в цепи. Третье звено – синица. А кто ест синиц, ну бывают у нее и грибковые и бактериальные болезни, так что паразиты – это четвертое звено в цепи. А что же дальше? Со временем все участники пищевой цепи умирают и бактерии и грибы не болезнетворные, перерабатывают умершие тела в перегной. А перегной это же составная часть почвы. А из почвы вещества всасываются корнями. Получается, из перегноя они снова переходят к растениям. Заметьте, как в сказке Александра Сергеевича Пушкина, кот ученый ходил по цепи кругом, так и мы по пищевой цепи описали сейчас круг. От растений начали и к ним же вернулись. И вот теперь пришла пора сказать важное научное слово: «Сообщество». Сообщество – это много организмов, или группа организмов, которые влияют друг на друга, они взаимосвязаны между собой. Они друг для друга неплохие соседи, они приспособлены жить вместе и в определенных, одних и тех же природных условиях. Благодаря этим связям, в сообществе и возникает равновесие, когда организмов, не слишком много и не слишком мало. Посмотрите пожалуйста на данные организмы, можно ли сказать, что они относятся к одному природному сообществу и почему? ( Карточки двойные на одно стороне написано животное, на другой место его обитания). | Данные животные, не относятся к одному природному сообществу. Медведь живет в лесу, окунь в воде, мышь на лугу. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
5. Практическая работа | Закрепление и уточнение изученных знаний на практике | Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. сообщества «Озеро» Поместите на доску свои пищевые цепочки. | Личностные Регулятивные Коммуникативные | |
6. Итог урока. Рефлексия. | Подведение итога урока | - Какой мудрости научились? - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Над чем вам пришлось задуматься? - Над чем еще надо поработать? Выставление отметок. Домашнее задание учебник с. 53-56. В заключении хотела прочитать для вас стихотворение Бориса Заходера. Все-все на свете Все-все На свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников, Злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, и кто делает яд. Плохие дела У кошки без мышки У мышки без кошки Не лучшие делишки. Да! Если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны Урок окончен | Записывают домашнее задание в дневник | Личностные Регулятивные Коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.
Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...
План-конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельное деятельности учащихся по их разрешению, ив результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями...
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе с применением проектно-исследовательской технологии.
Цели: 1. Ознакомить с климатическими условиями степи.Познакомить с ее растительным и животным миром.Установить зависимость растительного и животного мира степи от ееприродных условий.Показать влияние ...