Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей « Морской технический»
г.Новороссийск
План - конспект урока - исследования
по окружающему миру с использованием ИКТ
«Как человек использует свойства воды»
4 класс
Возраст детей: 9 -10 лет.
Автор – составитель Топилина Елена Николаевна
учитель начальных классов МАОУ лицея
«Морской технический»
г. Новороссийск 2014 г.
Тема урока: «Как человек использует свойства воды»
урок по окружающему миру в 4 классе учебник А.А. Вахрушева, О.В.Бурский.
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества и особые свойства воды (вода без цвета, запаха и вкуса);
познакомить учащихся с применением этих свойств в природе и в жизни;
научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.
УУД:
Личностные:
- применять правила делового сотрудничества;
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.
создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.
Метапредметные: (регулятивные, коммуникативные, познавательные)
-умение принимать и сохранять цель урока;
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения
- умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятие «плавучесть », для решения учебной задачи используют лабораторное оборудование, данные опытов.
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
- умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.)
Предметные:
- собрать информацию о природе плавучести ;
- применять знания в жизненных ситуациях;
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи, уметь определять свое отношение к миру;
- провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.
Объект исследования: взаимодействие воды и предметов, помещённых в неё.
Оборудование: комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение», полученное в рамках модернизации образования, таблицы для заполнения результатов опытов, сигнальные карточки.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная работа
Раздаточный материал:
- различные предметы из лаборатории «Плавание-погружение» для проведения экспериментов;
-рабочие бланки, инструкции, карточки с заданиями для групповой работы;
-пластилин.
Организация классного пространства: работа в группах, фронтальная работа.
Методы исследования:
• Беседа;
• Изучение литературы;
• Работа с компьютером;
• Наблюдения;
• Проведение опытов, экспериментов.
Краткое описание:
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении всего урока учащиеся сами делают выводы, а результаты фиксируют в таблицу. Урок сопровождается презентацией по теме с тестами, заданиями и познавательным материалом. Заканчивается урок рефлексией.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I | Организационный момент. | Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха: Готовы! Тогда начинаем наш урок.
| Эмоционально настраиваются на урок. |
|
II | Актуализация знаний. | А теперь я вас приглашаю в научную лабораторию. На время урока вы станете маленькими учёными. Чем занимаются учёные?
| Задают вопросы Ищут ответы на эти вопросы Наблюдают, проводят опыты (исследуют) Проверяют свои догадки
|
|
1 | Выбор ролей в группах. | В нашей лаборатории работают четыре научные группы. Выберите в своих группах: старшего научного сотрудника (проводит опыты) помощника (читает задание) Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи) А я буду руководителем ваших лабораторий.
| (ученик получает бейдж) |
|
2 | Правила работы в лаборатории
|
- Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
- Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
- Опыты проводятся поочерёдно каждым сотрудником группы.
- Когда опыт проводит один из учеников (старший научный сотрудник), остальные наблюдают или по просьбе - эксперты помогают.
- Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как старший научный сотрудник разрешает его начать.
- Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
|
|
|
III | Определение темы урока учащимися.
|
Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать: Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без….
| (Воды)
|
|
1. | Повторение ранее изученного (беседа) | Для чего нужна вода живым организмам?
- Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И «стеклянной » быть могу. | Вода - основной источник жизнедеятельности: человек использует воду в быту, употребляет в пищу, вода – часть человека; растения без воды погибнут, животные пьют воду, рыбы живут в воде и т.д.
дождь, снег, туман, мороз, облака, тучи, испарение Ответы детей: -Твердом, жидком, газообразном.
|
|
2. | Сообщение цели урока.
| На протяжении урока-исследования будут повторяться два понятия «человек» и «вода». Человек использует свойства воды в своей жизни? чтобы плавали корабли, варились кисели и т.д. Сформулируйте точнее тему урока. Прочитайте тему урока, записанную на доске. Вода – жидкость и с этим связаны её основные свойства. Выясним эти свойства, выполняя практическую работу.
| -Конечно. - «Как человек использует свойства воды» (дети сверяются с темой на доске, используя сигнальные карточки)
|
|
IV | Самостоятельная работа учащихся в группах | Возьмите лист № 1 “Необычайные свойства обычной воды” и заполните таблицу 1) Опыт 1. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода? . 2) Опыт 2. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?
3) - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем? 4) Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода? 5) Опыт 3. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод? - Где мы можем увидеть эти свойства в природе? ( Реки разной ширины, водопад). 6) - Есть ещё одно свойство воды, с которым вы встречаетесь каждый день. ( растворимость) Кто сделает вывод? - Где мы применяем это свойство?
| Вывод: вода прозрачна.
Вода не имеет цвета
Вывод: Вода не имеет вкуса. Вывод: вода без запаха.
Вывод: вода текучая, принимает различную форму.
Вывод: Вода - хороший растворитель!
(При приготовлении пищи, при стирке и в медицине ).
|
|
V | Систематизация знаний.
|
|
|
|
а) | Создание проблемной ситуации.
| 1 противоречие. Вода солёная, мутная, красная, ароматная. Вы согласны со мной?
2 противоречие. Может ли вода течь вверх? Тогда как же она поднимается на 5 этаж? Опять противоречие. 3 противоречие. Ответьте, железо тонет? 4 противоречие. Корабль не тонет в воде. 5 противоречие. Загрязнённую воду можно сделать чистой?
Вот видите, сколько противоречивых моментов нашей жизни связано с водой. Это происходит, благодаря удивительным свойствам воды. Так давайте же, исследуем эти свойства. В конце урока проверим утверждения.
| (Да- Нет)
(Да- Нет)
(Да- Нет) На доске фиксируется таблица результатов (кто согласен, кто-нет) при помощи сигнальных карточек. Работает счётная комиссия.
|
|
VI | Практическая работа. Работа в группах.
| 1 группа. Опыт № 1 Проблема: Почему крупинки сахара исчезают в воде? Цель: доказать, что вода хороший растворитель. Инструкция по проведению опыта. 1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью? Они (напиши)__________________________________. 2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство. Результаты фиксируются в таблицу. 2 группа. Опыт № 2 Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой? Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать) Инструкция по проведению опыта. 1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________. 2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел? Вода (напиши) ______________________________________________________________. 3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел? Вода (что делает)___________________________________. 3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство воды. Результаты фиксируются в таблицу 3 группа. Опыт № 3 Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды. Почему это происходит? Цель: доказать, что вода не сжимается. Инструкция по проведению опыта № 3. 1. Набери в шприц воды. 2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь? Поршень (допиши) не _________________________________________. 3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство? (в технике: гидравлический пресс, домкрат) Результаты фиксируются в таблицу 4 группа. Опыт № 4 Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается? Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Инструкция по проведению опыта: 1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ) Жидкость в столбике термометра (напиши)_________________________________. 2. Вывод: (допиши) вода при нагревании _________________________________. 3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь? Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________________.. 4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ . Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается? 5. Подумай, где человек использует это свойство? Результаты фиксируются в таблицу |
|
|
VII | Опытно-экспериментальная работа. Работа в группах.
| Почему одни предметы тонут, другие нет. Какая сила действует в воде? Сейчас проверим. Нам понадобятся материалы………. (см. таблицу) Мы выяснили, что……. Предмет: Материал Тонет Не тонет Металл + Камень + Стекло + Пенопласт + Дерево + Пластилин +
| Дети проводят эксперименты в группах. Вывод: выталкивающая сила.
|
|
VIII | Физминутка | Признаки воды (вода –какая?) – руки вверх, действия воды (вода что делает?) – приседания. |
|
|
IX | Помощь к учёным.
| Мы исследовали уже много свойств. Теперь вы можете ответить на вопрос, почему корабль большой железный и не тонет?
|
Сообщение Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.
|
|
|
| Как человек использует выталкивающую силу воды? (Подводная часть заполнена воздухом) из чего состоят окружающие нас предметы и вещества? Согласно изученной литературы, те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу, обладают большой плотностью и идут ко дну, если их плотность больше, чем у воды. Если меньше – обладают хорошей плавучестью Загрузим модель металлического судна грузом. Вначале судно легко держится на поверхности. Добавим груз – судно уходит ко дну. Проводится опыт «Плавающий кораблик»
| (Для постройки плотов, сплав деревьев по реке и судоходство). (Из крошечных, невидимых частичек-малекул).
ВЫВОД: Значит, при погрузке плотность корабля повысилась – легкого воздуха осталось меньше. |
|
|
|
| Справка учёных: Нельзя перегружать суда. Линия, до которой можно грузить, нарисована на корпусе и называется она ватерлинией. Во время погрузки она не только защищает от перегруза, но и позволяет вовремя заметить крен (наклон вправо или влево) или дифферент (наклон судна в сторону носа или кормы).
|
|
X | Работа с учебником (Стр. 82, статья № 1, стр. 83 статья 2) Беседа по тексту.
| Доказать, что вода обладает выталкивающей силой. 1. Что происходит с грузом? Что произошло с грузом, когда поместили его в банку с водой? Какой можно сделать вывод
| (он растягивает резинку под действием силы ли веса) (Груз вытеснил из стакана равный ему объём воды. Резинка растягивается слабее) ? (На гирю действует выталкивающая сила). |
|
|
| Доказать закон сообщающихся сосудов. Что произошло с водой в сообщающихся сосудах? Если направить на воду ещё одну силу, например атмосферное давление или подсоединить одну трубку к водонапорной башне, то вода будет подниматься одинаково во всех открытых сосудах. По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах. - Может ли вода течь вверх? | (Во всех сосудах её стало поровну)
Текучесть (закон сообщающихся сосудов. |
|
XI | Закрепление | А теперь давайте закрепим, как человек использует эти свойства. Растворитель Фильтрация При нагревании расширяется При охлаждении сжимается Несжимаемость Текучесть Выталкивающая сила Проверка: Свойства | Применение | Выталкивающая сила | Плавание. Водный транспорт. | Текучесть(закон сообщающихся сосудов) | Водопровод, фонтан, чайник, мельница, | Растворитель | Стирка, варить суп, сахарить чай | Несжимаемость | вода в шприце. |
| Учащиеся заполняют таблицу
Вывод: Люди изучали свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.
|
|
XII | Тест | - Эту жидкость каждый знает
В реках и морях бывает В кране, что есть Дома в ванной, не узнали Это странно … слово 1. - Какая сила помогает кораблям не тонуть?
слово 2. - В ручейке она журчит
В даль по камушкам бежит. слово 3. - Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.
слово 4. - У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?
слово 5. - Что ещё не имеет вода?
слово 6 и слово 7.
|
(вода)
(выталкивающая сила )
(текучесть)
(растворитель)
(вкуса)
(цвета)
(запаха) |
|
XIII | Синквейн о воде.
| Не умываться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода. - Понятие
- Три качества (вода какая?)
- Три действия
- Фраза о предмете
- Вывод (сущность предмета)
|
Пример: Вода. Текучая, летучая, свободная. Течёт, бежит, струится. Да здравствует, вода! Ручей.
|
|
XIV |
Рефлексия.
| Оцените свою работу на уроке – если вам было легко на уроке и всё понятно, поместите звёздочку зелёного цвета на весёлый смайлик. – если трудно, но понятно – поместите звёздочку жёлтого цвета на грустный смайлик. – если ничего не понятно и очень трудно, то звёздочку красного цвета на очень грустный смайлик Ребята, свободно перемещаясь по классу, размещают свои «патроны» на мишени, которую учитель помещает на доске в конце урока.
|
Дети оценивают свою работу при помощи звёздочек и смайликов. |
|
XV | Домашнее задание | Учебник - стр. 82 – 86; рабочая тетрадь - страница 33. Урок окончен. Всем большое спасибо.
|
|
|