План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы»
Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.
Задачи:
Обучающие: учить выделять признаки окружающих предметов и обнаруживать их взаимосвязи.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся; умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающим предметам.
Оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, мерный стакан, колба, миска с водой, брусок, пустая бутылочка, воздушные шарики; опыт «круговорот воды в природе».
Раздаточное:
· по 6 наборов: стакан с водой, колбочка, шприц, воздушный шарик, шашка, карандаш;
· карточки с изображением объектов живой и неживой природы;
· таблицы.
Ученики работают в группах. 6 групп по 4 человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 68.5 КБ |
tverdye_tela_zhidkosti_i_gazy._1_klass.ppt | 2.92 МБ |
tablitsy_detyam.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы»
Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.
Задачи:
Обучающие: учить выделять признаки окружающих предметов и обнаруживать их взаимосвязи.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся; умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающим предметам.
Оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, мерный стакан, колба, миска с водой, брусок, пустая бутылочка, воздушные шарики; опыт «круговорот воды в природе».
Раздаточное:
- по 6 наборов: стакан с водой, колбочка, шприц, воздушный шарик, шашка, карандаш;
- карточки с изображением объектов живой и неживой природы;
- таблицы.
Ученики работают в группах. 6 групп по 4 человека.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
Слайд 1 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Итак, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
2. Повторение изученного материала.
- Ребята, с чем мы познакомились на прошлом уроке? (с природными богатствами). На какие группы их можно разделить? (живые природные богатства, неживые и силы природы).
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Слайд 2 - На экране и у вас на столах изображения различных объектов живой и неживой природы. Разделите их на 3 различные группы. Какие предметы вошли в первую группу? Вторую? Третью?
Слайд 3
- Какой общий признак у предметов 1-й группы, как их назвать? (твердые тела) Второй (жидкости) и третьей (газы).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (О твердых телах, жидкостях и газах). Слайд 4 Тема на доске.
- Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с неживыми физическими телами, которые отличаются своими состояниями, бывают твердыми, жидкими и газообразными.
- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (да, нет)
- Наши мнения разошлись. Кто же прав? Поставим задачи на урок:
- изучить твердые тела, жидкости и газы;
- определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов;
- чем схожи и чем отличаются друг от друга.
4.Исследовательская работа.
- Чтобы решить поставленные задачи мы проведём несколько опытов. Для этого мы мысленно перенесёмся в исследовательскую лабораторию. Слайд 5
А что такое лаборатория? (Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования.)
И мы будем лаборантами. (Лаборант- сотрудник лаборатории).
Слайд 6 Но чтобы начать проводить различные опыты, нужно знать правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1) Внимательно слушать старшего лаборанта;
2) Не шуметь, не мешать друг другу;
3) Выполнять все задания.
Результаты опытов будем заносить в таблицу.
Слайд 7 Итак, нам нужно определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов.
Опыт 1 Проверим Имеют ли они форму?
Обратите внимание на различные предметы на ваших столах.
- Возьмите ручку, карандаш, винтик. Переложите его, переверните, попробуйте изменить его форму. Придайте ему форму круга или овала. Получатся? (нет) Меняется ли форма твердых предметов, когда мы помещаем их в разные сосуды? (нет) Какой вывод можем сделать?
Вы правы: у твёрдых предметов есть замечательное свойство – они имеют постоянную форму. Их можно переворачивать, перекладывать на другое место – их форма не меняется.
- Возьмите стакан с водой. Что можете сказать о форме? Перелейте жидкость в колбу. Что заметили? Перелейте обратно в стакан и сделайте вывод.
Правильно: жидкости не имеют определённой формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.
3) Возьмите воздушный шарик, надуйте. Чем вы его заполняете? (газом) Сравните шарики ваши с моими. Что заметили? Какой вывод можем сделать.
Верно: газы не имеют определенной формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.
Обратите внимание, если шарик не завязать, что произойдет? (он сдуется). Все это из-за того, что газы не любят находиться в одном месте, они имеют свойство заполнять все пространство. Воздух не находится около пола или потолка, он заполняет собой всю комнату, да и всю нашу планету.
- Как мы догадаемся, что кто-то забыл закрыть кран газовой плиты? Почему это опасно? Что нужно сделать?
Итак … вывод со слайда 7
Заполним таблицу:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
| да | - нет | - нет |
Слайд 8 Опыт 2
А можно ли сжать эти тела и вещества? Проверим на опыте.
- Попробуйте сжать твёрдое тело руками. Сделайте вывод.
- А сжимать жидкость и газ мы будем при помощи шприца.
Проделай опыт с водой, сделайте вывод.
Проделай опыт с воздухом, сделайте вывод.
Слайд 9 Заполним таблицу:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
| да | - нет | - нет |
| - нет | - нет | да |
Слайд 10 Физминутка
Слайд 11 Опыт 3
Продолжим наши исследования. Следующий опыт Что легче? Мы будем выяснять на примере деревянного бруска, воды и воздуха.
Выполняю опыт сама.
В миску с водой опускаю деревянный брусок. Тонет? (нет) Какой вывод сделаем Слайд 12 (он легче воды). Как это свойство древесины люди научились использовать? Слайд 13 (лодки, плоты, корабли – для передвижения по воде).
Возьмем пустую бутылочку. В ней, по нашему предположению, ничего нет. Опущу её в воду. Что мы наблюдаем? (пузырьки)
Мы видим пузырьки воздуха. Он был в бутылочке, а вода вытолкнула его из бутылки. Мы можем сделать вывод, что воздух легче воды? Слайд 14 (да, воздух легче воды).
Как же люди используют это свойство воздуха?
Слайд 15 Воздух в надувном круге удерживает нас на поверхности воды, надувная лодка, спасательный жилет наполнены воздухом.
Слайд 16 Заполним таблицу:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
| + имеют | - нет | - нет |
| - нет | - нет | + можно |
| деревянный брусок | Вода | воздух |
5. Проблемный вопрос.
- Какое знакомое вам вещество мы встречаем в природе во всех трёх состояниях? Про это даже есть загадка. Слайд 17
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ребята, действительно, только вода, если ее нагреть превратится в пар, а если ее охладить – станет твердым телом, льдом.
6. Совместное «открытие» новых знаний.
Изменения, происходящие с водой имеют свое название. Мы сейчас посмотрим ролик. Вы мне постараетесь назвать этот природный процесс. Слайд 18 (просмотр ролика «Круговорот воды в природе»). Как называется путешествие воды? – круговорот воды в природе. Слайд 19
Сейчас нам учитель физики продемонстрирует наглядно, как это путешествие воды происходит. (Постановка опыта).
7. Закрепление.
Слайд 19. Расскажите о путешествии воды, опираясь на схему на доске. (один рассказывает, оальные помогают, дополняют)
8. Итог урока.
Итак, подведем итог урока, таблица – ваша помощница. Слайд 20
Что нового узнали на уроке?
С какими основными состояниями веществ мы познакомились?
Ответили ли мы на главный вопрос урока?
В чём же различие твёрдых тел, жидкостей и газов?
9. Рефлексия. Слайд 21
- На обратной стороне таблица ваши имена, оцените свою работу на уроке.
Конспект открытого урока-исследования
по окружающему миру
в 1 в классе
«Твердые тела, жидкости и газы»
(Образовательная система «Школа 2100»)
Урок разработала и провела:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 16
Щербакова Юлия Николаевна
Ишимбай, 2013г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
1. Имеют форму? | |||
2. Можно сжать? | |||
3. Что легче? | деревянный брусок | вода | воздух |
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
1. Имеют форму? | |||
2. Можно сжать? | |||
3. Что легче? | деревянный брусок | вода | воздух |
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
1. Имеют форму? | |||
2. Можно сжать? | |||
3. Что легче? | деревянный брусок | вода | воздух |
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
1. Имеют форму? | |||
2. Можно сжать? | |||
3. Что легче? | деревянный брусок | вода | воздух |
Даша Катя
Юля Максим
Вика Артем
Луиза Ангелина
Игнат Адель
Сеймур Кристина
Вадим
Валерия Илья
Максим Лия
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
1. Имеют форму? | |||
2. Можно сжать? | |||
3. Что легче? | деревянный брусок | вода | воздух |
Опыт | Твердые тела | Жидкости | Газы |
1. Имеют форму? | |||
2. Можно сжать? | |||
3. Что легче? | деревянный брусок | вода | воздух |
Виолетта Данил
Влад Настя
Вероника Вика
Игорь Никита
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.
Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие: формировать представления детей о разнообразии жи...
План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"
урок составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...
План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром
План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в подготовительном классе....
План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".
Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...
План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»
Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия")....
План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).
Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель· Познакомить учащихся с различ...
План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....