Программа курса «Уникальный край Семиречье»
рабочая программа по окружающему миру (3, 4 класс)

Вершинина Ольга Викторовна

Программа курса «Уникальный край Семиречье» составлена для работы с детьми начальной школы.  Младший школьный возраст является плодотворной почвой для закладки многих умений,  так как именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.  Именно в этом возрасте легче всего включить его в активный процесс познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vershinina.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Уникальный край Семиречье    

   

  Вершинина Ольга Викторовна-

-Алматинская область, город Саркан,

КГУ «Школа-гимназия №1 Сарканского районного отдела образования» учитель начальных классов

Семиречье-Джетысу природный и неповторимый край Южного Казахстана.

                                                        «Везде, куда не бросишь взор

Природа хороша!

Глядят, глядят глаза озер

В ресницах камыша»

И.Джансугуров

«Картины Джетесу»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа курса «Уникальный край Семиречье» составлена для работы с детьми начальной школы.  Младший школьный возраст является плодотворной почвой для закладки многих умений,  так как именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.  Именно в этом возрасте легче всего включить его в активный процесс познания мира.

Предложенная программа способствует усвоению детьми знаний о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека и окружающей среды. Она позволяет привить ученикам экологические навыки и уважительное отношение к окружающему, миру природы родного края.

Основные понятия представлены в соответствии с программой предмета «Познание мира» с учётом  государственного образовательного стандарта РК.

Изучение природы родного края способствует воспитанию

  гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле.

Множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснить их. Ребята узнают много из книг, телевиденияиз разговоров взрослых. Они задают вопросы, пытаясь понять суть многообразных явлений в окружающем мире. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения. Дети любят что-нибудь придумывать, фантазировать, сочинять детские мифы. Поэтому данная программа построена  таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Цель занятий – расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека. Знакомство с целостной картиной мира, природой родного края и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

Курс  решает следующие задачи:

1) систематизировать знания учащихся в области охраны природы, конкретизировать и иллюстрировать их доступными примерами;

2) вводить природоведческие понятия соответствующие возрасту;

3) обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка, помочь стать верным другом природы;

4) учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые  команды;

5) обучать выступать с докладами, рефератами, учить разгадывать кроссворды.

         6) умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

           7)приобретению  навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах.

Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание  мира». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на занятиях  составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальной школы.

Ожидаемые результаты:

-знать  географическое положение, историю возникновения Семиречья;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- развивать умение понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;

- развивать способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;

- формировать  способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;

- создать  условий для формирования и развития у школьников:

творческих способностей и интереса к выполнению заданий.

Актуальность: Правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Используемые технологии:                                                                                                     Критическое мышление, ТРИЗ,  кластер, проектная деятельность.

Методы:

рассказ, беседа, сообщения, демонстрации рисунков, видеороликов, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, изготовление рисунков, кластеров, практические работы.

Программа обучения рассчитана для обучающихся начальной школы 3- 4 классов. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

                 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 Бесконечные чудеса на семи реках. 9ч

Введение. Экскурсия к реке Саркан.

Река Саркан –водная артерия Семиречья. Зарисовки.

Территория, расположение на карте Казахстана. История возникновения Семиречья.

 Расположение, происхождение названий. Легенда «Каратал и Или»

Озеро Каинды, Великолепные Кольсайские озера.

Горы. Тарбогатай. Семиреченский (Джунгарский) Алатау. Заилийский Алатау  Тарбоготай ограничивает с северо-востока ту обширную низменность, среди которой расположены озера: Балхаш, , Алаколь. Семиреченский (Джунгарский) Алатау ограничивает с юга и юго-востока ту же обширную низменность, на севере и северо-востоке которой высится Тарбоготай, и представляет северо-западное ответвление Тянь-Шаня.

Заилийский Алатау состоит из двух длинных, высоких, почти параллельных, цепей, известных под именем северного и южного гребня.

Семиречье на климатической карте. Капчагайское водохранилище.

Фауна Семиречья 8ч.  Проектная работа. Составление из природного материала фигур животных.

 Перелетные и зимующие птицы.  Охрана птиц. Птицы, занесённые в Красную книгу.

 Акция «Скворечник», проект «Кормушка для птиц» из бросового материала.                                             Природные заповедные места района. Джунгар Алатауский национальный парк. Экскурсия.

Флора Семиречья 8ч 

Исследовательская работа. Индивидуальные заданиям по сбору информации.  

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего города.  Растения вокруг нас. Сделай город краше. Дикорастущие яблони Сиверса. Во флоре ГНПП «Алтын-Эмель» представлено 29 видов цветковых растений занесенных в Красную книгу Казахстана (1981). Эти виды имеют разную экологическую приуроченность, численность популяций и роль в структуре растительности, обитают разных частях территории парка.

Изучаем способы охраны природы.

Просмотр видеороликов. Представление о природных особенностях края. Создание кластера.

 Экологическая тропа. «Зелёный город». Акция «Спилил дерево-посади 10»

Подводим итоги нашей работы 3ч.  Проверить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течении года. Обобщение и систематизация изученного материала.  Конкурс «Люби и знай свой край»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Чудеса на семи реках

9

1.

 Бесконечные чудеса на семи реках. Введение

1

2.

Экскурсия «Человек часть природы».

1

3.

Что такое Семиречье?

1

4.

Сколько рек в Семиречье?

1

5

Река Саркан-водная артерия Семиречья

1

6.

Водные массивы: озера Балхаш и Алаколь.

1

7

Таинственные озера Семиречья. Озеро Каинды, Великолепные Кольсайские озера.

1

8

Горы. Тарбогатай. Семиреченский (Джунгарский) Алатау. Заилийский Алатау

1

9

Погода и климат края.

1

Фауна Семиречья

8

10

Фауна гор Джетысу

1

11

Животные степей

1

12

Птицы Семиречья

1

13

Знаешь ли ты животных? Викторина.

1

14

Красная книга Казахстана

1

15

Редкие и вымирающие животные

1

16

Редкие птицы занесенные в красную книгу

1

17

Ирбис (снежный барс)

1

Флора Семиречья

8

18

Флора гор

1

    19

Флора пустынь 

1

20

Растительный мир тугаев.

1

21

Редкие и исчезающие виды растений, эндемики 

1

22

Лекарственные растения нашего края

1

23

Культурные растения 

1

24

Дикорастущие яблони Сиверса

1

25

Путешествие «В гости к первоцветам».

1

Изучаем способы охраны природы.

6

26

Охрана растений и  животных. Заповедные места

2

27

Государственный национальный парк «Алтын-Эмель»

1

28

Джунгар Алатауский национальный парк. Экскурсия

2

29

Операция «Птицам нашу заботу».

1

Подводим итоги нашей работы 

3

30

Легенды и предания казахского народа

1

31

Творческие работы на тему: «Край родной на век любимый»

1

32

Конкурс «Люби и знай свой край»

Подведение итогов

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.www/nao.kz. Инструктивно -методическое письмо. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году. Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы»

2.Сапожников. «Очерки Семиречья» (1904 г.) изд. 1984 г. .

3."Словарь по физической географии" 2006год..

4.Огарь  Н.П. Растительность долин рек//Ботаническая география    Казахстана     и Средней Азии.  

5.Красная книга Казахстана.

6. «Очерки Джунгарии» Ч.Ч.Валиханов в издании ЗРГО 1861г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Вариант рабочей программы курса "Мой край", учитывающего региональные, этно-культурные особенности и потребности обучающихся

Дополнительная образовательная  программа  для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Программа курса краеведение «Край, в котором я живу» в рамках внеурочной деятельности

Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, р...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...