Вариант рабочей программы курса "Мой край", учитывающего региональные, этно-культурные особенности и потребности обучающихся
рабочая программа (1 класс) на тему

Дополнительная образовательная  программа  для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_no5.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 5

«Вариант рабочей программы курса, учитывающего региональные,  этнокультурные особенности и потребности обучающихся».

Выполнила:

Максимова Леся Анатольевна

(ФИО)

Учитель начальных классов

(должность)

МБОУ «СОКШ №4»

место работы)

Пояснительная записка

В концепции развития воспитания в системе общего  образования ХМАО – Югры в направлении  5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года  обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания. Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года. В образовательной программе МБОК « СОКШ № 4»  сформулирована миссия кадетской школы:  наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России. Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения народных традиций, обычаев, обрядов.  Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей,  мной была разработана рабочая программа дополнительного образования для младших школьников  «МОЙ КРАЙ»

Дополнительная образовательная  программа  «МОЙ КРАЙ»

Дополнительная образовательная  программа  для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».

Программа создана на основе концепции «Начальная школа ХХI века» и отражает планируемые результаты обучения по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)».

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Ханты-Мансийского автономного округа; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.

В системе дополнительного образования курс «Мой край» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными представлениями о природе и обществе Югры и формирование на этой основе естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятий, целостное восприятие окружающего  мира;
  • социокультурная цель — изучение окружающего мира — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей

Задачи начального  общего  образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики» курса «Мой край):

  • Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о правилах взаимодействия во всех сферах окружающего мира);
  • Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого  ребенка.

Ролькурса «Мой край» в достижении планируемых результатов.

К личностным результатам относятся:

  • сформированность  ценностного взгляда на окружающий мир,
  • понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувство гордости за национальные достижения;
  • уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, своей семье, толерантность к людям, понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;

К метапредметным результатам относятся:

  • Познавательные УУД -  способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
  • Регулятивные УУД -  владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
  • Коммуникативные  УУД  -  способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4»

Содержание дополнительной образовательной  программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

При изучении тем из разделов «Любовь к Отчизне окрыляет сердце», «Родная природа», «Коренные народы Югры, их занятия и традиции» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения  учащихся, развития духовно-нравственного мира первоклассников, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А. Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове»), К. Паустовского «Солдатские сказки», а также публицистические статьи о Родине, об  Армии и флоте.

Общая характеристика содержания курса  «Мой край»

Курс краеведения «Мой край» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и является интегрированным, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческий интегрированный курс способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Краеведческий курс ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Цель курса «Мой край» - создание творческой образовательной среды для самореализации личности, которая в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей  обеспечит духовно-нравственное развитие и условия для социализации младших школьников

Задачи:

  • Создать организационно-педагогические условия для построения духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре.
  • Предоставить учащимся возможность приобретения социального опыта, развития творческих способностей, познавательной активности   в рамках внеурочной досуговой деятельности краеведческой направленности; создать условия для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
  • Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и духовно-нравственного развития учащихся.

Ценностные ориентиры содержания занятий

Ведущее место курса «Мой край» в системе общего образования обусловлено тем, что процессе его изучения на занятиях формируется целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. На занятиях отделения дополнительного образования ученики получают начальное представление о природе, культуре Югры, нравственном  выборе  и  ответственности человека  в  отношении  к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мой край»

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это готовность и способность к саморазвитию и самообучению;достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов в современном мире
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты освоения курса «Мой край»  в 1 классе

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, округа, достопримечательности ХМАО-Югры;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта Югры; приводить примеры различных профессий югорчан;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения в Югре;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы Югры;
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира Югры;
  • организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших товарищей;
  • изготавливать новые экспонаты для экспозиции школьного  музея «Игрушки народов ХМАО - Югры»

Содержание программы учебного  предмета

Представления: Родина как место, где человек родился; природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; патриотические чувства

Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить ученика 1 класса на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.

Календарно- тематическое планирование (планирование представлено частично; полный  вариант http://nsportal.ru/node/1310273)

дата

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

5.09

Что изучает краеведение?

Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира.

Вернисаж «Мой любимый край»

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности.

12.09

Мой край Югра

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Усвоить понятия «Родина, Отчизна, Отечество». Малая Родина. ХМАО - Югра – субъект Российской Федерации.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем с Югоркой».  

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

19.09

Дом, в котором ты живешь

Описывать здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Узнавать здания по вывеске. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близ-кие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Главные здания города Нефтеюганска.

КТД ««Вот эта улица, вот этот дом»

(Составление фото - коллажа  «Улицы родного города», творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы)

Уважительно относится к своей стране, округу. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Воспроизводит домашний адрес. Воспроизводит название города, округа. Описывает здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Понимает и объясняет значение некоторых вывесок. Узнает здания Нефтеюганска по вывеске.

26.09

Народные умельцы

Творческая мастерская по изготовлению национальных кукол ханты.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные средства обучения:

  • Наборы географических карт (с ориентировкой на содержание курса)
  • Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума

Оборудование для проведения практических занятий:

  • Компас, лупы(в том числе интерактивные) ,микроскоп;
  • Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы),коллекции минералов;
  • Естественно научная лаборатория для проведения опытов и исследований (в рамках курса «Окружающий мир»):
  • Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» (с руководством для учителя) – 2 шт.
  • Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды» (с руководством для учителя) – 2 шт.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Принтер

Игры и игрушки

  • Лото «Растительный мир».
  • Лото «Животный мир».
  • Настольная игра «Правила дорожного движения».
  • Карточки «Дорожные знаки»
  • Набор кукол в национальных костюмах

Список источников

  1. Конституция РФ;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1(ред. От 10.07.2012г.);
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; (в редакции от 03.12.2011 N 378-ФЗ);
  4. Конвенция ООН о правах ребенка;
  5. Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.);
  6. Целевая программа "Дети Югры" на 2011-2015 годы(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года №247-п);
  7. Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры;
  8. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года;
  9. Окружающий мир: программа: 1-4/ Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана – Граф, 2013г;
  10. «Мы – дети природы» (интегрированный курс краеведения). Книга для учителя начальных классов. ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск.
  11. Д.В.Смирнов «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
  12. Л.Н.Михеева «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
  13. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска.

__________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

   «_____»_____________________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).

Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс  2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение)....

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) 1 – 5 классы

Рабочая программа по предмету «Русский язык» адресована обучающимся начального общего образования  по АООП для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

Рабочая программа по математике 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...


 

Комментарии

Роева Ирина Николаевна

Леся Анатольевна, благодарю за ваше 5задание, сейчас сижу над своим.Нахожусь под впечатлением от вашей программы, боюсь, вдруг не потяну такой уровень, но глаза боятся, а голова работает и руки пишут. Ещё раз благодарю, мне нужно было посмотреть структуру и вы мне очень помогли. Спасибо!