Вариант рабочей программы курса "Мой край", учитывающего региональные, этно-культурные особенности и потребности обучающихся
рабочая программа (1 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_no5.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 5
«Вариант рабочей программы курса, учитывающего региональные, этнокультурные особенности и потребности обучающихся».
Выполнила:
Максимова Леся Анатольевна
(ФИО)
Учитель начальных классов
(должность)
МБОУ «СОКШ №4»
место работы)
Пояснительная записка
В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания. Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года. В образовательной программе МБОК « СОКШ № 4» сформулирована миссия кадетской школы: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России. Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения народных традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа дополнительного образования для младших школьников «МОЙ КРАЙ»
Дополнительная образовательная программа «МОЙ КРАЙ»
Дополнительная образовательная программа для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».
Программа создана на основе концепции «Начальная школа ХХI века» и отражает планируемые результаты обучения по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)».
Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Ханты-Мансийского автономного округа; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.
В системе дополнительного образования курс «Мой край» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными представлениями о природе и обществе Югры и формирование на этой основе естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, целостное восприятие окружающего мира;
- социокультурная цель — изучение окружающего мира — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей
Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики» курса «Мой край):
- Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о правилах взаимодействия во всех сферах окружающего мира);
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка.
Ролькурса «Мой край» в достижении планируемых результатов.
К личностным результатам относятся:
- сформированность ценностного взгляда на окружающий мир,
- понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувство гордости за национальные достижения;
- уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, своей семье, толерантность к людям, понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;
К метапредметным результатам относятся:
- Познавательные УУД - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
- Регулятивные УУД - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
- Коммуникативные УУД - способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4»
Содержание дополнительной образовательной программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
При изучении тем из разделов «Любовь к Отчизне окрыляет сердце», «Родная природа», «Коренные народы Югры, их занятия и традиции» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения учащихся, развития духовно-нравственного мира первоклассников, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А. Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове»), К. Паустовского «Солдатские сказки», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте.
Общая характеристика содержания курса «Мой край»
Курс краеведения «Мой край» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и является интегрированным, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческий интегрированный курс способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Краеведческий курс ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Цель курса «Мой край» - создание творческой образовательной среды для самореализации личности, которая в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей обеспечит духовно-нравственное развитие и условия для социализации младших школьников
Задачи:
- Создать организационно-педагогические условия для построения духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре.
- Предоставить учащимся возможность приобретения социального опыта, развития творческих способностей, познавательной активности в рамках внеурочной досуговой деятельности краеведческой направленности; создать условия для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
- Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и духовно-нравственного развития учащихся.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Ведущее место курса «Мой край» в системе общего образования обусловлено тем, что процессе его изучения на занятиях формируется целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. На занятиях отделения дополнительного образования ученики получают начальное представление о природе, культуре Югры, нравственном выборе и ответственности человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мой край»
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это готовность и способность к саморазвитию и самообучению;достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов в современном мире
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Планируемые результаты освоения курса «Мой край» в 1 классе
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, округа, достопримечательности ХМАО-Югры;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта Югры; приводить примеры различных профессий югорчан;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения в Югре;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы Югры;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира Югры;
- организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших товарищей;
- изготавливать новые экспонаты для экспозиции школьного музея «Игрушки народов ХМАО - Югры»
Содержание программы учебного предмета
Представления: Родина как место, где человек родился; природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; патриотические чувства
Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить ученика 1 класса на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.
Календарно- тематическое планирование (планирование представлено частично; полный вариант http://nsportal.ru/node/1310273)
дата | Тема | Содержание | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
5.09 | Что изучает краеведение? | Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Вернисаж «Мой любимый край» | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности. |
12.09 | Мой край Югра | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Усвоить понятия «Родина, Отчизна, Отечество». Малая Родина. ХМАО - Югра – субъект Российской Федерации. Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем с Югоркой». | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
19.09 | Дом, в котором ты живешь | Описывать здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Узнавать здания по вывеске. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близ-кие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Главные здания города Нефтеюганска. КТД ««Вот эта улица, вот этот дом» (Составление фото - коллажа «Улицы родного города», творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы) | Уважительно относится к своей стране, округу. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Воспроизводит домашний адрес. Воспроизводит название города, округа. Описывает здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Понимает и объясняет значение некоторых вывесок. Узнает здания Нефтеюганска по вывеске. |
26.09 | Народные умельцы | Творческая мастерская по изготовлению национальных кукол ханты. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные средства обучения:
- Наборы географических карт (с ориентировкой на содержание курса)
- Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума
Оборудование для проведения практических занятий:
- Компас, лупы(в том числе интерактивные) ,микроскоп;
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы),коллекции минералов;
- Естественно научная лаборатория для проведения опытов и исследований (в рамках курса «Окружающий мир»):
- Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» (с руководством для учителя) – 2 шт.
- Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды» (с руководством для учителя) – 2 шт.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Принтер
Игры и игрушки
- Лото «Растительный мир».
- Лото «Животный мир».
- Настольная игра «Правила дорожного движения».
- Карточки «Дорожные знаки»
- Набор кукол в национальных костюмах
Список источников
- Конституция РФ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1(ред. От 10.07.2012г.);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; (в редакции от 03.12.2011 N 378-ФЗ);
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.);
- Целевая программа "Дети Югры" на 2011-2015 годы(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года №247-п);
- Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры;
- Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года;
- Окружающий мир: программа: 1-4/ Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана – Граф, 2013г;
- «Мы – дети природы» (интегрированный курс краеведения). Книга для учителя начальных классов. ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск.
- Д.В.Смирнов «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
- Л.Н.Михеева «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска.
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).
Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение)....
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) 1 – 5 классы
Рабочая программа по предмету «Русский язык» адресована обучающимся начального общего образования по АООП для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...
Рабочая программа по математике 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...
Комментарии
Задание 5
Леся Анатольевна, благодарю за ваше 5задание, сейчас сижу над своим.Нахожусь под впечатлением от вашей программы, боюсь, вдруг не потяну такой уровень, но глаза боятся, а голова работает и руки пишут. Ещё раз благодарю, мне нужно было посмотреть структуру и вы мне очень помогли. Спасибо!