Программа курса краеведение «Край, в котором я живу» в рамках внеурочной деятельности
рабочая программа по окружающему миру на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР

МАОУ «Средняя школа №8»

___________________

«_____» _________гг.

Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности

Составила:

учитель начальных классов

Сапогина Светлана Юрьевна

\

Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности

Авторы – составители:

 Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.

Тетрадь: Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.


Пояснительная записка


Актуальность.


             В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.

Цель программы курса: Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и

населения, показ его сложной структуры;

· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;

· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

· формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;

· укреплять семейные отношения.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;

· принцип тематизма;

· принцип последовательности;

· принцип культуросообразности;

· принцип деятельностного подхода.

Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы заключается:

· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;

· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;

· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;

· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.

· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.

Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.

Формы и режим занятий

Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 - 40 минут:

Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

Методы и приемы:

· диалоги; элементы дискуссий;

· игры-практикумы;

· проблемные ситуации;

· сюжетно-ролевые игры;

· конкурсы, викторины;

· беседы;

· коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия; поездка, поход;

· практическое занятие, викторина, консультация;

· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:

Введение:

· Я и Моя семья;

· Природа родного края;

· Мой поселок;

· Край, в котором я живу.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.

Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.

Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.

На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.

Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить. Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.

Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.

“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

Характеристика возраста.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

Критерии результативности:

· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);

· Участие в социально-значимых проектах;

· Участие в программе «Гости из будущего»;

· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

Тематическое планирование.

Название блоков

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

_

1.

Я и моя семья

5

14

2.

Природа родного края

40

12

36

3.

Мой город

4

2

2

4.

Край, в котором я живу

4

2

4

              Предполагаемые результаты обучения.

   Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в городском краеведческом  музее.


Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

Я и моя семья

  1. Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
    Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
  2. Природа родного края

Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского округа.

  1. Мой город:

Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить. История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.

  1. Край, в котором я живу.

Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа

ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия

Тематическое планирование для 1 класса (33 часа)

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

Введение.
Край, где я живу

1 ч.

Цели и задачи курса.

2

Что такое семья?

1 ч.

Понятие «семья».

Викторина

3

Дружная Югорская семья

1 ч.

Народы, населяющие территорию ХМАО

Кроссворд

4

«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Проект.

1 ч.

Что такое имя?
Разнообразие и значение наших имен.

Сообщение «Происхождение моего имени»

5

Моя фамилия.

1 ч.

Корни фамилии.

Конкурс рисунков «Моя семья»

6

Заключительное занятие по теме «Я и моя семья».

1 ч.

Составление генеалогического древа семьи

7

Многообразие растительного мира Югры.

1 ч.



Животный и растительный мир Югры.

8

Многообразие растительного мира Югры

1 ч.

Создание газеты «Животный мир Югры

9

Сезонные изменения в природе

1 ч.

Путешествие в Югорский зимний лес

Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы»

10

Животный и растительный мир Югры

1 ч.

Игровая программа

11

Красная книга Югры
Проект.

1 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга Югры»

12

Травы Югры

1 ч.

Разнообразие трав.

Создание альбома лекарственных трав

Подготовка к участию в фестивале ученических проектов

13

Зеленая аптека Югры

1 ч.

Лекарственные травы.

Проект «Зеленая аптека Югры»

14

Посещение городского краеведческого музея

1 ч.

Конкурс рисунков

15

Начало пути…

1 ч.

История школы

Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»

16

Город Когалым

1 ч.

Основные вехи развития города Когалыма. История появления

Творческий отчет «Что мы знаем о городе?»

17

Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны

1 ч.

Создание «Аллеи славы»

Проект «Ими гордится Югра»

18

Край, в котором я живу.
Проект

1 ч.

Нефть – черное золото Югры.

Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

19

Герб, флаг ХМАО

1 ч.

Знакомство с символами ХМАО- Югры

кроссворд

20

«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

1 ч.

Литературный вечер

21

Сказки народов Севера – кладезь мудрости.

3 ч.

Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры?

Чтение и обсуждение сказок.

22

Загадки народов Севера

1 ч.

Особенности загадок

Конкурс знатоков

23

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Проект.

2 ч.

Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»

24

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

1 ч.



Медвежий праздник. Вороний праздник


Сюжетно-ролевая игра

25

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

1 ч.

26

Быт ханты и манси.

1 ч.

Основные занятия ханты. Игры.

Кроссворд, ребусы

27

Одежда народов Севера

2 ч.

Как одеваются коренные народы.

Конкурс рисунков

28

Югорский лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

29

Что дает нам лес

1 ч.

Игровая программа

30

Обобщающий урок.

1 ч.

Игровая программа «Знаток Югры»

Итого: 33 часа


К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:

замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места города;

 героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.



Тематическое планирование для 2 класса (34 часа)

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

Мой дом – Когалым

1 ч.

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город– её часть.

Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник»

2

«Край, в котором мы живем»

1 ч.

Географическое расположение, климатические особенности

викторина

3

Мир природы «хвойные и лиственные деревья»

1 ч.

деревья

Кроссворд

4

«Хозяева тайги»
Проект.

1 ч.

Символы, образы края

Сообщение «о символике края»

5

Растительный мир округа, Когалыма

1 ч.

Особенности растительного мира

Экскурсия по экологической тропе

6

Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее

1 ч.

Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты

Составление генеалогического древа семьи

7

Место на карте

1 ч.

Расположение и значение города

Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, города)

8

Дата города.
проект

1 ч.

Важные даты в истории развития

Составление календаря знаменательных событий

9

Иллюстрация гербов городов округа

1 ч.

Гербы и символы

Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО

10

«Символика города»

1 ч.

Символы

Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего города»

11

Социальный мир города

1 ч.

Жители

Игра «Поиграем в экономику»

12

Люди различных национальностей

1 ч.

Жители

Выставка «национальный костюм»

13

Лица города

1 ч.

Люди, оказавшие большое значение для города

Встреча людьми – первооткрывателями

14

«Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект.

1 ч.

Профессии

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»

15

Природный мир «Нефть – богатство края»

1 ч.

Значение открытия нефти для жизни

викторина

16

Искусство в городе

1 ч.

Развитие традиций искусства

Встреча с людьми искусства

17

Что читают когалымчане?!

1 ч.

Когалымская

библиотека

Экскурсия в библиотеку

Начало проекта «Я и мой город»

18

«Конкурс знатоков родного края»

1 ч.

История, важные даты и вехи города

Игра

19



Имя в истории.
Проект

1 ч.



История появления названий улиц

кроссворд

20

1 ч.

Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»

21



«Я и мой город»

1ч.



Защита ученических проектов



Проект «Каким я вижу город»

22

1 ч.

23

Как это было…

1 ч.

Сочинение «Мой прадедушка герой»

24

Мы – помним!

1 ч.

История появления памятника погибшим

Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»

25

Начало пути…

1 ч.

История образования

Создание газеты о школе

26

Школьная жизнь

1ч .

Традиции нашей школы

экскурсия

27

Я – ученик моей школы.
Проект

1 ч.

Достижения школы, значение её в жизни учащихся

Личное портфолио

28

Природа Когалыма весной

1 ч.

Погодные условия

Календарь погоды

экскурсия

29

«Лекарственные растения нашего города»



2ч.

Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего города

Оформление пособия «Лекарственные растения нашего города»

30

31

Город в любое время года

1 ч.

Природа города во все времена года

Создание буклета

32

Мой город

1 ч.

Конкурс рисунков «Мой город родной»

33

«Знай и люби вою малую Родину»

1 ч.

Итоговое занятие по всем разделам

Конкурс знатоков

34

Обобщение изученного


Итого: 34ч.


По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории города, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символики Когалыма;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах города;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.


Тематическое планирование для 3 класса (34 часа)

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

ХМАО

1 ч.

История создания края

2

Точка на карте

1 ч.

Месторасположение на карте России

Работа с картой

3

Вехи истории.
проект

1 ч.

Основные даты развития ХМАО

Газета «Дата – событие»

4

Символика ХМАО

1 ч.

Основные символы и гербы поселений ХМАО

Создание герба ХМАО

5

Климат

1 ч.

Климатические условия ХМАО

Создание календаря наблюдений за погодой

6



Экскурсия в природу



2 ч.

Растительный мир ХМАО

Составление альманаха «Знаменитые растения ХМАО»

7

8

Звери, обитающие на территории нашего края



2 ч.

Животный мир края

кроссворд

9

викторина

10

Рыбное богатство



2 ч.

Охрана рыбных богатств

Создание газеты «Рыбное разнообразие ХМАО»

11

12

Охраняемые виды живого

1 ч.

Растения, животные ХМАО занесенные в Красную книгу

Составление отчета

Изготовление красной книги

13

Заповедные места

1 ч.

Малая Сосьва и Юганский заповедник

кроссворд

14

Национальное разнообразие

1 ч.

Многообразие национальностей, проживающих на территории ХМАО

викторина

15

Коренные народы ХМАО
проект

1 ч.

Быт коренных народов на территории ХМАО

Сообщения учащихся

16

Нефть – наше богатство

1 ч.

Значение открытия нефти для развития ХМАО

викторина

17

Все профессии ХМАО

1 ч.

Профессии работников ХМАО

Сочинение «Кем работают мои родители?»

18



Предприятия ХМАО



2 ч.

Основные предприятия ХМАО



Конкурс рисунков

19

20

Что дает наш город округу?

1 ч.

Значение Когалыма

Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту городу»

21

Богатство талантов

1ч.

Писатели, художники ХМАО

Конкурс

22



Они создали историю…



2 ч.

Вклад различных людей в историю города

Встреча со знаменитыми людьми города

23

24

«Эхо войны»

1 ч.

ХМАО в годы войны

Создание газеты «Аллея славы»

25

Памятники ХМАО

1 ч.

Основные памятники ХМАО, павшим воинам

Посещение мемориала города

26

Начало пути…

1 .

История появления образования на территории ХМАО

Буклет школы «Школы Когалыма»

27



Святые места…
Проект



2 ч.

История появления святых мест на территории ХМАО

Создание макета.

28

29

ХМАО весной



1 ч.

Экскурсия по тропе природы

30

Памятные места ХМАО

1 ч.

Памятники, административные места, хранящие историю Когалыма

Календарь памятных мест

31

Мой дом в Когалыме

1 ч.

Составление карты города на территории ХМАО

32

Обобщение

1 ч.

Конкурс знатоков ХМАО

33

+ 2 ч. Резерв.
Итого: 34 часа

2ч.



По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории ХМАО;
· Различать символику ХМАО;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.



Тематическое планирование для 4 класса (34 часа)

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Примечание

1

Мой дом — Югра

1 ч.

Расположение Югры, описание

Нахождение на карте России округа

2

Мой адрес -Сибирь

1 ч.

Значение округа для страны

Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем»

3

Облик родной земли



2 ч.

Описание родного края в различных произведениях

Собрание самых красочных произведений о крае.

4

Творческий отчет

5

Река Обь – многогранная и незабываемая

1 ч.

Река Обь. Протяженность основные притоки.

Конкурс рисунков

6

Река кормилица.
Проект



2 ч.

Основное «население» Оби

Составление буклеты

7

8

Приглашаем в путешествие по реке

1 ч.

Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды

Сочинение «Матушка – Обе»

9

Мой дом на карте России

1 ч.

История заселения Югры

Сообщения о первооткрывателях

10

Приключение двуглавого орла

1 ч.

История появления государственного герба

Конкурс рисунков

11

Символ родной земли

1 ч.

Гимн и флаг

12

Геральдика Югры

1 ч.

Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления

Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»

13

« В некотором царстве в некотором государстве…».
Проект


3 ч.



Странные герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы

Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам.
Составление книжки собственных сказок.

14

15

16

Народная мудрость Югорского края



2 ч.

Быт и традиции. Основные занятия.

Творческая работа по созданию орудия быта

17

18

Пословицы и поговорки народов ханты

1 ч.

Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами

Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.

19

Загадки народов Югры

1 ч.

Загадки коренных народов

Конкурс на самую лучшую загадку.

20

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)


2 ч.

Медвежий праздник


Сюжетно – ролевые игры.

21

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

Вороний праздник

22

Игры народов ханты и манси.
Проект



2 ч.



Разнообразие хантыйских игр

Составление игр для других классов

23

Конкурс на считалку для проведения игры

24

Югорский лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

Создание газеты

25

Многообразие растительного мира Югры.

1 ч.



Животный и растительный мир Югры.

26

Многообразие животного мира Югры

1 ч.

Создание газеты «Живой мир Югры

27

Животный и растительный мир Югры

1 ч.

Игровая программа

28

Красная книга Югры
Проект.

1 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга Югры»

29

Мой дом.

1 ч.

История малой Родины

сочинение

30

Моя Семья

1 ч.

Генеалогическое древо семьи

31

Обобщение

1 ч.

Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.

32

+ 2 ч. Резерв
Итого: 34 ч.


По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории города, округа;
· Различать символику Когалыма, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.


Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

Вид

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1.

Входящий

Проверка начальных знаний о родном крае, городе.

Беседа

2.

Текущий

Усвоение темы «Я и моя семья»

Устный рассказ, рисунок

3.

Текущий

Усвоение темы «Природа родного края»

Иллюстрированный тест
«Природа родного края»

4.

текущий

Усвоение тем: «Мой город», «Край, в котором я живу»

Проект

5.

Итоговый

Усвоение программы за год

Итоговый тест

По усмотрению учителя, все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).


Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Программа составлена для учащихся 1-4 классов...