Программа курса краеведение «Край, в котором я живу» в рамках внеурочной деятельности
рабочая программа по окружающему миру на тему
Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР
МАОУ «Средняя школа №8»
___________________
«_____» _________гг.
Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
Составила:
учитель начальных классов
Сапогина Светлана Юрьевна
\
Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
Авторы – составители:
Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.
Тетрадь: Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса: Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и
населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 - 40 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить. Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Гости из будущего»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Тематическое планирование.
№ | Название блоков | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | 1 | _ | |
1. | Я и моя семья | 5 | 14 | |
2. | Природа родного края | 40 | 12 | 36 |
3. | Мой город | 4 | 2 | 2 |
4. | Край, в котором я живу | 4 | 2 | 4 |
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в городском краеведческом музее.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
Я и моя семья
- Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника. - Природа родного края
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского округа.
- Мой город:
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить. История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.
- Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа
ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса (33 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Введение. | 1 ч. | Цели и задачи курса. | ||
2 | Что такое семья? | 1 ч. | Понятие «семья». | Викторина | |
3 | Дружная Югорская семья | 1 ч. | Народы, населяющие территорию ХМАО | Кроссворд | |
4 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. | 1 ч. | Что такое имя? | Сообщение «Происхождение моего имени» | |
5 | Моя фамилия. | 1 ч. | Корни фамилии. | Конкурс рисунков «Моя семья» | |
6 | Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». | 1 ч. | Составление генеалогического древа семьи | ||
7 | Многообразие растительного мира Югры. | 1 ч. |
| ||
8 | Многообразие растительного мира Югры | 1 ч. | Создание газеты «Животный мир Югры | ||
9 | Сезонные изменения в природе | 1 ч. | Путешествие в Югорский зимний лес | Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы» | |
10 | Животный и растительный мир Югры | 1 ч. | Игровая программа | ||
11 | Красная книга Югры | 1 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Югры» | |
12 | Травы Югры | 1 ч. | Разнообразие трав. | Создание альбома лекарственных трав | Подготовка к участию в фестивале ученических проектов |
13 | Зеленая аптека Югры | 1 ч. | Лекарственные травы. | Проект «Зеленая аптека Югры» | |
14 | Посещение городского краеведческого музея | 1 ч. | Конкурс рисунков | ||
15 | Начало пути… | 1 ч. | История школы | Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа» | |
16 | Город Когалым | 1 ч. | Основные вехи развития города Когалыма. История появления | Творческий отчет «Что мы знаем о городе?» | |
17 | Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны | 1 ч. | Создание «Аллеи славы» | Проект «Ими гордится Югра» | |
18 | Край, в котором я живу. | 1 ч. | Нефть – черное золото Югры. | Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый» | |
19 | Герб, флаг ХМАО | 1 ч. | Знакомство с символами ХМАО- Югры | кроссворд | |
20 | «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер | 1 ч. | Литературный вечер | ||
21 | Сказки народов Севера – кладезь мудрости. | 3 ч. | Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры? | Чтение и обсуждение сказок. | |
22 | Загадки народов Севера | 1 ч. | Особенности загадок | Конкурс знатоков | |
23 | Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта | 2 ч. | Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. | Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры» | |
24 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 1 ч. |
|
| |
25 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | 1 ч. | |||
26 | Быт ханты и манси. | 1 ч. | Основные занятия ханты. Игры. | Кроссворд, ребусы | |
27 | Одежда народов Севера | 2 ч. | Как одеваются коренные народы. | Конкурс рисунков | |
28 | Югорский лес весной | 1 ч. | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | ||
29 | Что дает нам лес | 1 ч. | Игровая программа | ||
30 | Обобщающий урок. | 1 ч. | Игровая программа «Знаток Югры» | ||
Итого: 33 часа |
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:
замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места города;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Мой дом – Когалым | 1 ч. | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город– её часть. | Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник» | |
2 | «Край, в котором мы живем» | 1 ч. | Географическое расположение, климатические особенности | викторина | |
3 | Мир природы «хвойные и лиственные деревья» | 1 ч. | деревья | Кроссворд | |
4 | «Хозяева тайги» | 1 ч. | Символы, образы края | Сообщение «о символике края» | |
5 | Растительный мир округа, Когалыма | 1 ч. | Особенности растительного мира | Экскурсия по экологической тропе | |
6 | Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее | 1 ч. | Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты | Составление генеалогического древа семьи | |
7 | Место на карте | 1 ч. | Расположение и значение города | Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, города) | |
8 | Дата города. | 1 ч. | Важные даты в истории развития | Составление календаря знаменательных событий | |
9 | Иллюстрация гербов городов округа | 1 ч. | Гербы и символы | Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО | |
10 | «Символика города» | 1 ч. | Символы | Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего города» | |
11 | Социальный мир города | 1 ч. | Жители | Игра «Поиграем в экономику» | |
12 | Люди различных национальностей | 1 ч. | Жители | Выставка «национальный костюм» | |
13 | Лица города | 1 ч. | Люди, оказавшие большое значение для города | Встреча людьми – первооткрывателями | |
14 | «Все профессии важны, все профессии нужны». | 1 ч. | Профессии | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
15 | Природный мир «Нефть – богатство края» | 1 ч. | Значение открытия нефти для жизни | викторина | |
16 | Искусство в городе | 1 ч. | Развитие традиций искусства | Встреча с людьми искусства | |
17 | Что читают когалымчане?! | 1 ч. | Когалымская библиотека | Экскурсия в библиотеку | Начало проекта «Я и мой город» |
18 | «Конкурс знатоков родного края» | 1 ч. | История, важные даты и вехи города | Игра | |
19 |
| 1 ч. |
| кроссворд | |
20 | 1 ч. | Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом» | |||
21 |
| 1ч. |
|
| |
22 | 1 ч. | ||||
23 | Как это было… | 1 ч. | Сочинение «Мой прадедушка герой» | ||
24 | Мы – помним! | 1 ч. | История появления памятника погибшим | Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ» | |
25 | Начало пути… | 1 ч. | История образования | Создание газеты о школе | |
26 | Школьная жизнь | 1ч . | Традиции нашей школы | экскурсия | |
27 | Я – ученик моей школы. | 1 ч. | Достижения школы, значение её в жизни учащихся | Личное портфолио | |
28 | Природа Когалыма весной | 1 ч. | Погодные условия | Календарь погоды | экскурсия |
29 | «Лекарственные растения нашего города» |
| Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего города | Оформление пособия «Лекарственные растения нашего города» | |
30 | |||||
31 | Город в любое время года | 1 ч. | Природа города во все времена года | Создание буклета | |
32 | Мой город | 1 ч. | Конкурс рисунков «Мой город родной» | ||
33 | «Знай и люби вою малую Родину» | 1 ч. | Итоговое занятие по всем разделам | Конкурс знатоков | |
34 | Обобщение изученного | 1ч |
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории города, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символики Когалыма;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах города;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | ХМАО | 1 ч. | История создания края | ||
2 | Точка на карте | 1 ч. | Месторасположение на карте России | Работа с картой | |
3 | Вехи истории. | 1 ч. | Основные даты развития ХМАО | Газета «Дата – событие» | |
4 | Символика ХМАО | 1 ч. | Основные символы и гербы поселений ХМАО | Создание герба ХМАО | |
5 | Климат | 1 ч. | Климатические условия ХМАО | Создание календаря наблюдений за погодой | |
6 |
|
| Растительный мир ХМАО | Составление альманаха «Знаменитые растения ХМАО» | |
7 | |||||
8 | Звери, обитающие на территории нашего края |
| Животный мир края | кроссворд | |
9 | викторина | ||||
10 | Рыбное богатство |
| Охрана рыбных богатств | Создание газеты «Рыбное разнообразие ХМАО» | |
11 | |||||
12 | Охраняемые виды живого | 1 ч. | Растения, животные ХМАО занесенные в Красную книгу | Составление отчета | Изготовление красной книги |
13 | Заповедные места | 1 ч. | Малая Сосьва и Юганский заповедник | кроссворд | |
14 | Национальное разнообразие | 1 ч. | Многообразие национальностей, проживающих на территории ХМАО | викторина | |
15 | Коренные народы ХМАО | 1 ч. | Быт коренных народов на территории ХМАО | Сообщения учащихся | |
16 | Нефть – наше богатство | 1 ч. | Значение открытия нефти для развития ХМАО | викторина | |
17 | Все профессии ХМАО | 1 ч. | Профессии работников ХМАО | Сочинение «Кем работают мои родители?» | |
18 |
|
| Основные предприятия ХМАО |
| |
19 | |||||
20 | Что дает наш город округу? | 1 ч. | Значение Когалыма | Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту городу» | |
21 | Богатство талантов | 1ч. | Писатели, художники ХМАО | Конкурс | |
22 |
|
| Вклад различных людей в историю города | Встреча со знаменитыми людьми города | |
23 | |||||
24 | «Эхо войны» | 1 ч. | ХМАО в годы войны | Создание газеты «Аллея славы» | |
25 | Памятники ХМАО | 1 ч. | Основные памятники ХМАО, павшим воинам | Посещение мемориала города | |
26 | Начало пути… | 1 . | История появления образования на территории ХМАО | Буклет школы «Школы Когалыма» | |
27 |
|
| История появления святых мест на территории ХМАО | Создание макета. | |
28 | |||||
29 | ХМАО весной |
| Экскурсия по тропе природы | ||
30 | Памятные места ХМАО | 1 ч. | Памятники, административные места, хранящие историю Когалыма | Календарь памятных мест | |
31 | Мой дом в Когалыме | 1 ч. | Составление карты города на территории ХМАО | ||
32 | Обобщение | 1 ч. | Конкурс знатоков ХМАО | ||
33 | + 2 ч. Резерв. | 2ч. |
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории ХМАО;
· Различать символику ХМАО;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Примечание |
1 | Мой дом — Югра | 1 ч. | Расположение Югры, описание | Нахождение на карте России округа | |
2 | Мой адрес -Сибирь | 1 ч. | Значение округа для страны | Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем» | |
3 | Облик родной земли |
| Описание родного края в различных произведениях | Собрание самых красочных произведений о крае. | |
4 | Творческий отчет | ||||
5 | Река Обь – многогранная и незабываемая | 1 ч. | Река Обь. Протяженность основные притоки. | Конкурс рисунков | |
6 | Река кормилица. |
| Основное «население» Оби | Составление буклеты | |
7 | |||||
8 | Приглашаем в путешествие по реке | 1 ч. | Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды | Сочинение «Матушка – Обе» | |
9 | Мой дом на карте России | 1 ч. | История заселения Югры | Сообщения о первооткрывателях | |
10 | Приключение двуглавого орла | 1 ч. | История появления государственного герба | Конкурс рисунков | |
11 | Символ родной земли | 1 ч. | Гимн и флаг | ||
12 | Геральдика Югры | 1 ч. | Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления | Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?» | |
13 | « В некотором царстве в некотором государстве…». |
|
| Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам. | |
14 | |||||
15 | |||||
16 | Народная мудрость Югорского края |
| Быт и традиции. Основные занятия. | Творческая работа по созданию орудия быта | |
17 | |||||
18 | Пословицы и поговорки народов ханты | 1 ч. | Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами | Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. | |
19 | Загадки народов Югры | 1 ч. | Загадки коренных народов | Конкурс на самую лучшую загадку. | |
20 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) |
| Медвежий праздник |
| |
21 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | Вороний праздник | |||
22 | Игры народов ханты и манси. |
|
| Составление игр для других классов | |
23 | Конкурс на считалку для проведения игры | ||||
24 | Югорский лес весной | 1 ч. | Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | Создание газеты | |
25 | Многообразие растительного мира Югры. | 1 ч. |
| ||
26 | Многообразие животного мира Югры | 1 ч. | Создание газеты «Живой мир Югры | ||
27 | Животный и растительный мир Югры | 1 ч. | Игровая программа | ||
28 | Красная книга Югры | 1 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Югры» | |
29 | Мой дом. | 1 ч. | История малой Родины | сочинение | |
30 | Моя Семья | 1 ч. | Генеалогическое древо семьи | ||
31 | Обобщение | 1 ч. | Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов. | ||
32 | + 2 ч. Резерв |
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории города, округа;
· Различать символику Когалыма, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№ | Вид | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
1. | Входящий | Проверка начальных знаний о родном крае, городе. | Беседа |
2. | Текущий | Усвоение темы «Я и моя семья» | Устный рассказ, рисунок |
3. | Текущий | Усвоение темы «Природа родного края» | Иллюстрированный тест |
4. | текущий | Усвоение тем: «Мой город», «Край, в котором я живу» | Проект |
5. | Итоговый | Усвоение программы за год | Итоговый тест |
По усмотрению учителя, все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Край, в котором я живу"
Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Программа составлена для учащихся 1-4 классов...