Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова .
Рекомендован Департаментом общего и профессионального образования Брянской области. Программа дополнительного образования «Природа родного края» краеведческой направленности.
В 3 классе на изучение курса отводится 8,5 ч (0,25 ч. по 11,2 мин. в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия
История родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразоват. школ. Авт.-сост. Пряникова Н.Е. ,Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
файл рп по курсу брянская обл 3 кл | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Брянская область, город Карачев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени С.М.Кирова»
Согласовано | Утверждаю | ||
зам. директора по УВР | директор школы | ||
Рабочая программа
по кружку
«Брянский край. История родного края»
3 - г класс
Составитель программы
Новикова Е.А.
1 квалификационная категория
стаж работы 16 лет
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова . Рекомендован Департаментом общего и профессионального образования Брянской области. Программа дополнительного образования «Природа родного края» краеведческой направленности.
В 3 классе на изучение курса отводится 8,5 ч (0,25 ч. по 11,2 мин. в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- История родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразоват. школ. Авт.-сост. Пряникова Н.Е. ,Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Третьеклассник научится:
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;
- работать с картой;
- находить на карте свой край и город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Третьеклассник получит возможность:
- формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;
- работать в семейных архивах.
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наука история (3 ч.)
История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.
Науки, которые нам помогают (15 ч.)
Исторические источники.
Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и других материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).
Археология - «наука лопаты». Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы). Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.
Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.
Геральдика - наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб - отличительный знак государства, города или рода (семьи), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.
Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.
Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.
Топонимика - наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена - свидетели прошлого.
Откуда мы родом (3 ч.)
Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь (3 ч.)
Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Не посрамим русской земли (6 ч)
Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
Дом, в котором ты живешь (3 ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам. Итоговое занятие (1ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | Тема | Кол-во занятий | Дата | Коррек тировка |
О чем рассказывает наука история | 1 | |||
История времени. Календарь Руси. | 1 | |||
Календарь Древней Руси | 1 | |||
Археология – наука древности. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди | 1 | |||
Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 1 | |||
Чашин курган − колыбель города Брянска. Исторические памятники. | 1 | |||
Как жили древние люди. | 1 | |||
Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. | 1 | |||
Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. | 1 | |||
Геральдика. | 1 | |||
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. | 1 | |||
Как написан гимн Брянской области. | 1 | |||
Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. | 1 | |||
Обобщение по разделу «Археология, письменность, символы Брянщины» | 1 | |||
Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. | 1 | |||
Имена на карте. Как люди выбирали названия. | 1 | |||
Имена на карте. Как люди выбирали названия | 1 | |||
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. | 1 | |||
Славяне на территории Брянского края. Вщиж. | 1 | |||
Соседи древних славян. | 1 | |||
Откуда пошла Русь. Первые русские князья | 1 | |||
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. | 1 | |||
Древний город. Древние города Брянского края. | 1 | |||
Не посрамим русской земли. | 1 | |||
Севская крепость. | 1 | |||
Куликовская битва | 1 | |||
Брянский край при Петре I . Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение | 1 | |||
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |||
Юные герои Брянского края | 1 | |||
Брянская область сегодня. | 1 | |||
Экскурсия в районный краеведческий музей. | 1 | |||
Экскурсия по историческим и памятным местам с. Каменский Хутор | 1 | |||
Защита творческих проектов «Мой край родной» . | 1 | |||
Повторение и обобщение изученного. | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)
Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1. Сухаревс...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края »
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Родной край» в 1 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Родной край»в 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Рассказы по истории Самарского края"
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (Луховицы) 1-2 классы
Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (г. о. Луховицы), 1-2 класс...