Урок по окружающему миру по теме: "Откуда берутся снег и лёд?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Азизова Альфия Рустямовна

Данный урок проводился для учеников 1 класса занимающихся по учебнику А.А. Плешакова" Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства обучающихся со свойствами снега и льда.Проводилась практическая работа,  ставились опыты по исследованию снега и льда.Работали над формированием умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrzh_mir.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс

                            Тема :«Откуда берутся снег и лёд?»

Цели урока:

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Конверт с загадками (конверт украшен снежинками),

Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;

Карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.

Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом;

Листы цветной бумаги;

Молоток.

Ход урока:

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

                Без досок, без топоров

                Через речку мост готов.

                Мост – как синее стекло:

                Скользко, весело, светло.  (лёд)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (снег)

Новая тема.

Вступительная беседа:

      -Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.

Меня не растили,

 Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Руки-сучки.

Холодный, большой-

Кто я такой?              (Снеговик)

Появляется рисунок  Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.

«…….»

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.      (снег)

                                            Рыбам зиму жить тепло:

                                            Крыша – толстое стекло.     (лёд)

Появляются карточки:     СНЕГ  и  ЛЁД.

Откуда же берутся  СНЕГ и ЛЁД?

Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

Практическая работа.     (учебник с.46)

На доске карточки -  слова-помощники:

ТАЮТ      ВОДА    БЕСЦВЕТНЫЙ    ПРОЗРАЧНЫЙ    ХРУПКИЙ

Работа проводится по заданиям учебника .

Учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.

*Рассмотрите снег и лёд . Попробуйте из снега сделать горку, А ямку?

А теперь тоже самое со льдом.

Что вы заметили?

Значит, снег рыхлый.

Проверим лёд на хрупкость.

Лёд  хрупкий.

*А теперь проверим  второе свойство.

Какого цвета снег?  А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги.

Что заметили?

Снег белый, а лёд прозрачный.

*А теперь положите  снег в один стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой.  Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

Верно, Зимой на улице холодно. Даже муравьишке  пришлось тепло одеться.

У каждого из вас лежат на парте по два  листочка.  Нужно отметить свойства снега и льда.

 ЛЁД                                                 СНЕГ

Хрупкий                                   1. Хрупкий

Тает                                           2. Тает

Белый                                       3. Белый

Рыхлый                                    4. Рыхлый              

Прозрачный                             5. Прозрачный

Без запаха                                 6. Без запаха

Бесцветный                              7. Бесцветный

Непрозрачный                         8. Непрозрачный

Делаем выводы:

(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появляются  соответствующие признаки).:

 

       СНЕГ                                                             ЛЁД

БЕЛЫЙ                                                          БЕСЦВЕТНЫЙ

НЕПРОЗРАЧНЫЙ                                        ПРОЗРАЧНЫЙ

РЫХЛЫЙ                                                      ХРУПКИЙ

ТАЕТ                                                              ТАЕТ

БЕЗ ЗАПАХА                                                 БЕЗ ЗАПАХА

 Снеговик благодарит вас за работу и дарит  снежинки тем, кто  правильно выполнил работу.

3. Работа в тетради

с. 20 №2

-Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.        (снежинка)

Какие красивые снежинки подарил нам Снеговик! Рассмотрите их.

Сколько лучей имеет каждая снежинка?        (шесть)

Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте.

с.20 №3

Что построили ребята на рисунке? А вы строили  крепости из снега?

Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её!

А что можно ещё слепить из снега? Нарисуйте!

Учащиеся показывают свои рисунки.

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у Снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

Закрепление

Беседа о том  откуда берутся снег и лёд.

-Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?

-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд  при таянии превращаются в воду).

-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует?  (лёд)

-Где вы видели лёд? (На реке, в луже)

-Можно ли дома увидеть  лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).

-Рассмотрите рисунок на с.47, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. (демонстрируется форма для льда)

-А когда из воды образуется  снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба)

Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их накапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

Работа по учебнику (с.47)

-Прочитайте загадки. Отгадайте.

-Прочитайте вывод, с которым нас хочет  познакомить Мудрая Черепаха. (с. 47)

-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?  (Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая).

-Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку-снежинку.  

-А кого ещё изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

-Когда к нам прилетают снегири? (Зимой)

-А что ещё нам показывает Мудрая Черепаха?

-Отгадайте загадку:

                                     Я живу под самой крышей,

  Даже страшно глянуть вниз.

                                     Я могла бы жить и выше,

                     Если б крыши там нашлись.   (Сосулька)

-Где вы видели сосульки?

-Когда они появляются?

-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)

-А какое явление природы  можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы мсможете ответить на вопрос.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин  Нина,

У неё теперь ангина.  (град)

Конкурс «Отгадай-ка»

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними  скроется

Чёрная земля.    

                          Много-много звёздочек-

                         Тонких, как стекло.

                         Звездочки холодные,

                          А земле тепло.    (Снежинки)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.     (Снег)

                         На всех садятся

                             Никого не боятся.     (Снежинки)

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду.      (Снежный ком)

(Победители получают приз от Снеговика – его портрет.)

Итог урока:

-Назовите основные свойства  снега и льда.

-Что такое СНЕГ и ЛЁД?

-Задание: в Рабочей тетради  задание №3 с.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС...

Открытый урок по Окружающему миру на тему " Откуда в наш дом приходит электричество

Цель урока : познакомить со схемой выработки электричества и способом  его доставки потребителям; рассказать о значении электроприборов в жизни современного человека; учить соблюдать правила безо...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс

Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс. Ребята в ходе урока узнают откуда появляется вода  в наших домах - испол...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Откуда берутся облака" (УМК "Эльконин-Давыдов", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о процессе образования облаков и их видах;Планируемые результатыПредметные:узнать откуда берутся облака;узнать виды облаков;научиться различат...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС УМК "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру 1класс тема "Откуда берутся шоколад ,изюм и мёд?"

Конспект урока по предмету окружающий мир в 1классе. Тема "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"...