Урок окружающего мира "В зоне лесов" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка содержит технологическую карту и конспект урока окружающего мира по теме "В зоне лесов",4 класс. В уроке используется образовательная технология исследования на основе практической работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_zone_lesov_klass.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 466
Курортного района Санкт-Петербурга
Филоненко Наталья Григорьевна
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 4
Тема урока: В зоне лесов.
Цель урока: дать ученикам знания о местонахождении зоны лесов; обогатить знания о лесах и взаимосвязях, существующих в
этой природной зоне.
Задачи: познакомить учащихся с растительным и животным миром лесов; развивать наблюдательность,
внимание, логическое мышление, память; формировать аналитические способности учащихся и универсальные
учебные действия (работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух); воспитывать бережное отношение к
природе, чувство ответственности за неё.
Планируемые результаты:
- Предметные: извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний, использовать словарь учебника осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы; умение работать в паре, в группе.
- Личностные: работать над развитием чувства патриотизма; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Тип урока: комбинированный.
Образовательная технология: исследование на основе практической работы.
Оборудование: глобус, карта РФ, таблицы и иллюстрации с изображением леса; рисунки с изображением растений и животных, гербарий лесных растений; запись «Голоса леса».
Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | ||||
1. Орг. Момент. Мотивац. Словесный 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка учебной задачи Практический метод. 4.Актуализация опорных знаний. Устная фронтальная работа. 5. Решение частных задач Практический: выполнение упражнения Практический метод. Устная фронтальная работа. 5. Рефлексия | Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать. Работа с дневниками наблюдения. Ответьте ,пожалуйста, на вопросы: Каких животных леса вы знаете? Какие растения леса вам известны? Есть ли в нашем крае леса? Каких лесов в нашей области больше: смешанных, лиственных, хвойных? Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке? Какие поставим цели? Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? А как эти растения располагаются в лесу? Вы действительно правы, у всех растений разная высота. Все растения в лесу «живут» на своих этажах – ярусах. Давайте посмотрим на схему и определим, сколько ярусов в лесу. Верхний ярус – это высокие и низкорослые деревья. Например, дуб, липа, берёза, клен, осина, сосна ель; рябина, черёмуха, ива. Средний ярус – это кустарники и травы. Например, малина, калина, жимолость, орешник, шиповник; кустарнички черники, брусники и травы. В самом нижнем ярусе располагаются растения, которым не надо много света, – мхи и лишайники, так же лесная подстилка. Физкультминутка. Растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах, приносят пользу друг другу. Поэтому ученые называют лес природным сообществом. Рассматриваем рисунки животных, даём характеристику. Составляем цепи питания (не менее двух). Ребята, какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Посмотрите, пожалуйста, на доску и закончите предложения. Домашнее задание:1)прочитать в учебнике статью о зоне лесов;2) составить две цепи питания;3) нарисовать, чего нельзя делать, бывая в лесу, чтобы сохранить красоту и многообразие его растительного и животного мира. | Приветствовать, Слушать материал. Отвечать на вопросы, вспоминать пройденный материал Отвечать на вопросы Рассуждать Сравнивать Приводить собственные примеры Делать вывод Анализировать Работать в группах Формулировать тему и цель урока | Л:положительное отношение к урокам окружающего мира. П: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: самоконтроль. Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу. П: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания Р: контроль и самоконтроль учебных действий. Р: отслеживать цель учебной деятельности. |
Конспект урока
- Организационный момент.
-- Делу время, делу время,
А потехе – час,
Вот такое золотое
Правило у нас!
Мы работы не боимся,
Дело есть у всех!
Все к работе мы готовы –
Ждёт нас всех успех!
- Проверка домашнего задания.
А) Опрос.
-- Найдите на карте природных зон тундру. Что можно рассказать об этой природной зоне по карте?
-- Рассмотрим в гербарии растения тундры. По каким признакам вы узнали бы их в природе?
-- Сравните природу тундры и Арктики. Чем объяснить сходство и различие?
-- Объясните на примере, как связаны между собой обитатели тундры.
-- Расскажите об охране природы тундры.
Б) Практическая работа.
-- Составьте две цепи питания, которые сложились в тундре.
3. Постановка учебной задачи.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
И.Никитин
-- Как вы, наверное, уже догадались, друзья, говорить мы сегодня будем о зоне лесов. И не просто говорить, но и узнавать много нового, интересного, полезного о растениях и животных, обитающих в этой зоне, о взаимосвязях между ними. А также узнаем, где расположена зона лесов на карте.
4. Актуализация опорных знаний.
-- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением леса. Скажите, где вы могли наблюдать похожую природу?
-- Может, кто-нибудь скажет, что означает слово «лес»? (основной тип растительности, господствующий ярус которого образован деревьями с сомкнутыми кронами)
-- Какие деревья и другие растения растут в лесу? Какие животные его населяют?
5. Решение частных задач.
1) Где растут леса в России.
-- Давайте, ребята, найдём зону лесов на карте природных зон. (Учитель объясняет и показывает)
-- Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Большая часть России расположена в лесной полосе, простирающейся от восточных рубежей до западных её границ. Ширина зоны лесов с севера на юг в Европейской части 200 км, в Западной Сибири более 1000 км, а на Дальнем Востоке 3000 км.(цифры – в таблице на доске)
-- Леса занимают больше половины территории России и составляют её главное природное богатство.
-- Как вы думаете, в чем заключается богатство лесов?
2) Климатические условия.
-- Рассмотрим, как изменяются условия жизни для растений и животных при перемещении от зоны тундры южнее, в зону лесов.
(По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу «Природные зоны»)
-- Чем южнее, тем выше поднимается солнце над горизонтом и тем больше оно прогревает землю. Зима здесь всё ещё сурова, но менее продолжительна. Лето теплее и более долгое. Слой вечной мерзлоты успевает оттаивать на большую глубину. В более южных районах вечной мерзлоты и вовсе нет, там зимой замерзает только поверхностный слой земли. Весной снег полностью тает и даёт много влаги в почву. Тёплым летом вода, испарившаяся с земной поверхности и водоёмов, выпадает на почву обильными осадками.
Глубокое оттаивание почвы весной, достаточное количество тепла и влаги летом – вот главные отличия погодных условий зоны лесов.
3) Какие леса растут в России.
-- Попробуем совершить мысленный полёт над лесом зоной на самолёте. С высоты хорошо видно, как тундра сначала сменяется лесотундрой с болотами, островками кустарников.
По мере движения к югу (демонстрация на карте природных зон) всё гуще становятся хвойные леса, занимают всё больше места, прерываясь только озёрами, да реками. Эти леса называются тайгой. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России.
-- По мере движения к югу тайга сменяется смешанными лесами, в которых растут и хвойные и лиственные деревья.
Проехав ещё дальше на юг, мы увидим, что начинают встречаться леса и рощи в основном из лиственных деревьев. Это – широколиственные леса.
4)Растения леса.
-- В тундре растут только карликовые деревья. Почему?
-- Правильно! Ну, а в тайге растут высокие стройные хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр (демонстрация гербария).
-- Что же изменилось? Что даёт возможность расти высоким деревьям в зоне лесов?
-- Верно! Ну а ещё вы должны знать, что в ельниках почти нет кустарников, а упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений. Чаще всего у подножия хвойных лесов, в тайге селится мох, в котором осенью можно найти грибы. А также здесь много моховых болот с клюквой. Среди травянистых растений встречаются кислица, лишайники, папоротники; черника и брусника – кустарниковые (жимолость, шиповник, смородина, багульник).
В смешанных лесах растут берёза, осина, ольха, дуб, липа.
5)Ярусы леса.
Широколиственный лес отличается от тайги и смешанного леса тем, что они – многоярусные.
Верхний ярус – самые высокие деревья (клён, ясень, бук, вяз). Здесь, на самых верхних этажах, размещены гнёзда хищных птиц, ястребов, орлов.
Чуть пониже – черёмуха, дикая яблоня, дикая груша. В стволах деревьев делают дупла дятлы, белки, синички, совы.
Ещё ниже – кустарники – калина, орешник, бересклет. Это подлесок. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.
Ниже подлеска – низкие кустарники (малина, шиповник, ежевика), а также травы (ветреница, медуница, сныть, копытень, лютик, ромашка, колокольчик, василёк, ландыш, фиалка, иван-чай. Подорожник, земляника. Голубика, клюква), грибы. На поверхности земли растёт мох. А лесное население очень разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои дома муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери и насекомые.
На доске по мере рассказа создаётся «многоэтажный» рисунок.
-- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.
-- Осень расцвечивает лес в яркие разноцветные краски. Земля покрывается толстым слоем из опавших листьев.
-- Как вы думаете, что происходит дальше?
-- А что даёт перегной лесу?
-- Верхний слой почвы называется подстилкой. В ней обитают многие животные (мыши, кроты, барсуки, различные насекомые), это их дом.
-- А ещё подстилка удерживает воду в лесной почве. Что происходит, благодаря такому союзу? (сохраняются корни растений)
6) Физкульминутка.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем –
И медведя мы встречаем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко.
Зайчик скачет в чистом поле,
Хорошо ему на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра,
Заниматься нам пора.
7) Работа с гербарием и иллюстрациями.
-- Как называется растение?
-- Какой группе принадлежит? (дерево, кустарник, трава)
-- Расскажите, как выглядит внешне, по каким признакам отличить от других растений?
-- Какое значение имеет в природе?
Рассматривается по два-три экземпляра из каждой группы.
8) Животные зоны лесов.
Несколько видов животных:
-- растительноядные (лось, косуля, лань, заяц, белка, бурундук, бобр, кедровка, дятел, клёст, глухарь, дикий гусь, дрозд, рябчик, дикая утка, иволга, тетерев);
-- хищники (рысь, волк, амурский тигр, лиса, куница, соболь, сова);
-- всеядные (медведь, ёж).
-- насекомые (муравей, жук, пчела, шмель, оса, кузнечик, бабочка, стрекоза).
Рассматриваем рисунки животных, даём характеристику.
Составляем цепи питания (не менее двух).
Игра «Голоса леса»
Слушаем запись голосов леса, животных, определяем по голосу зверя, птицу.
Игра «Кто лишний?»
На доске рисунки: - 4 птиц и 1 насекомого; - 5 деревьев и 1 кустарника; - 4 трав и 1 дерева.
Дети объясняют, почему это животное или растение лишнее.
6. Итог урока.
-- Какая существует зависимость между растениями леса?
-- Какие растения всегда зелёные и почему?
-- Как на протяжении года лес меняет свой внешний вид?
-- Зачем оберегать леса?
-- Что привлекает животных в лес?
-- Какое ещё значение имеет лес? (Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Лес украшает нашу землю, в лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва, он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.)
7. Рефлексия.
-- Мы сегодня побывали в лесах России. Объясните, что общего между растениями и животными? Как они связаны?
-- Как погодные условия зоны влияют на жизнь растений и животных?
-- Почему лес называют нашим зелёным другом?
-- Какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить?
Подготовленный ученик может прочитать стихотворение С. Погореловского «Лес»:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
8. Домашнее задание.
-- Прочитать в учебнике статью о зоне лесов;
-- составить две цепи питания;
-- нарисовать, чего нельзя делать, бывая в лесу, чтобы сохранить красоту и многообразие его растительного и животного мира.
Дополнительный материал к уроку
Загадки
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (лиственное дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (хвойное дерево)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето,
Коровам без неё беда:
Она - их главная еда. (трава)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (мох)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (гриб)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (лес)
Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? Зверя? (вороний глаз, волчье лыко)
Листья какого растения прикладывают при ссадинах, ушибах,
ожогах? (подорожник)
Плоды каких кустарников богаты витамином С? (шиповник, смородина)
Какая птица умело подражает голосам других птиц? (скворец)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Схема «Леса России»
К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе "По природным зонам России"
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А.Плешакова на тему «По природным зонам России» связан с проблемой экологического воспитания. По типу - урок обобщения. Главной целью ...
Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"
Урок разрабатывался к УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....
Конспект урока"Окружающего мира" для 2 класса по программе "Школа2100" "Зона холодного пояса. Арктика"
Конспект урока поможет учителю быстро подготовиться и интересно провести урок по теме:"Зона холодного пояса. Арктика"...
Презентация к уроку "Окружающего мира" для 2 класса "Зона холодного пояса". Образовательная система "Школа2100"
Презентация полготовлена к уроку "Зоны холодного пояса"...
УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный консп...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)
Цель урока: познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:- сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических...