Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснозерская средняя общеобразовательная школа №2
имени Ф.И. Анисичкина
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Природные зоны России.
Ледяная зона».
Автор:
Исионова Л.Л.
Технологическая карта
Тема урока | Природные зоны России. Ледяная зона. |
Цели урока | 1. Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны. 2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительной литературой. 3. Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения. |
Планируемые результаты | Получить представление о географическом положении, климате, растительном и животном мире ледяной зоны. Понять причины различия климата на земле. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Воспитание экологической культуры. Расширение кругозора. |
План урока | I. Вводная часть 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний: 1) наблюдения; 2) работа по карте; 3) экспресс-опрос. 3. Активизация познавательной деятельности. II. Изучение нового материала
III. Итоги урока. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстрированный Эвристическая беседа Репродуктивный Практический |
Формы организации учебной деятельности | Урок – путешествие. |
Приемы деятельности учителя | Опрос по изученному материалу. Работа с картой. Постановка проблемных вопросов. Рассказ. Организация сообщений. Помощь выступающим. Работа с теллурием. Диалог, обмен мнениями по поводу путешествия. Подведение итогов. |
Познавательные задания | I. Вводная часть -Что нужно знать, прежде чем отправиться в путешествие? - Сообщить метеосводку. - Отгадать загадку. - Нужна ли путешественнику карта? Упражнение «Волшебное окошко» II. Изучение нового материала - Найти на карте точку отправления, показать наш путь, показать ледяную зону. - Наблюдение за сезонными изменениями по теллурию. - Проблемные вопросы:
- Опережающие задания к уроку, подготовка сообщений. III. Итог урока. - Что понравилось во время путешествия? - О чем захотелось узнать подробнее? - Разгадывание кроссворда. - Составить творческий рассказ – отчет о путешествии в ледяную зону. |
Организация деятельности учащихся |
|
Развитие умений учащихся |
|
Основные понятия и термины | Природные зоны. Ледяная зона. Географические названия. Теллурий. Полярная ночь, полярный день. Параллель, северная широта. Полярное сияние. Арктика. |
Источники информации |
|
Оборудование и материалы | Физическая карта России Карта природных зон России Теллурий Презентация «Крайний Север»Гидрометцентр Табличка Гербарий Учебник А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Атласы «Мир вокруг нас» |
Домашнее задание | Составить творческий рассказ о своем путешествии на Север. Опережающие задания по зоне «Тундра» |
Оценивание | Отметки |
Ход урока.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Упражнение «Подарить друг другу улыбку».
2. Актуализация опорных знаний.
1) Наблюдения
-Вы любите путешествовать?
Я предлагаю совершить сегодня интересное путешествие. Вспомните, о чем мы узнали на прошлом уроке?
(О природных зонах)
- Какие природные зоны вы знаете?
(ответы детей)
- И вот сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы изучить подробнее одну из зон.
Но для начала выясним, что нужно узнать, прежде чем отправляться в путь?
(погода)
Гидрометцентр
- Совершенно верно, нужна метеосводка. Кто сегодня дежурный по Гидрометцентру?(Желающему ставится на парту табличка
он рассказывает о погоде, используя свой дневник наблюдений, по плану:
- День недели, число, месяц, время года.
- Состояние небосвода.
- Температура.
- Осадки.
- Ветер, сила ветра.
- Погодные явления.
- Сезонные изменения в растительном и животном мире).
2) Работа по карте.
- Что еще нужно путешественнику, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
(Карта)
- Зачем путешественнику карта?
(ответы детей)
- Проверим ваше знание карты.
(На доске физическая карта России. Опрос 2-3 человек.
Показать: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину,
оз. Байкал, Каспийское море, Уральские горы, р. Обь, р. Енисей, остров Врангеля, остров Новая Земля, Новосибирские острова, моря Атлантического океана, Тихого океана, Северного Ледовитого океана и др.)
3) Проверка знаний учащихся.
- Нужны ли путешественнику знания природы?
Давайте узнаем, достаточно ли у вас знаний для нашего путешествия.
-Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
(ответы детей)
- Экспресс - опрос. На листочках записываем ответы да или нет.
- Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком.
- Уральские горы разделяют Европу и Азию.
- Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена – реки России.
- На политической карте нанесены горы и равнины.
- Луна – звезда, ведь она светится.
- Земля делает оборот вокруг Солнца за сутки, а вокруг оси - за год.
- Природные зоны сменяются с запада на восток.
- Самое глубокое озеро – Каспийское.
- В озере Байкал пресная вода.
- Карта – модель Земли.
- Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя
(На доске «ключ» : нет, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, да, нет)
(Дети проверяют свою работу, оценивают и сдают листки учителю)
- Молодцы, показали хорошие знания.
3. Активизация познавательной деятельности.
Упражнение «Волшебное окошко»
- Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.
- У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.
(квадрат голубого цвета)
- Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели?
(ответы нескольких детей)
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
- Мы основательно подготовились к путешествию. Дорога предстоит долгая, поэтому отправимся на самолете.
Цель нашего путешествия – ледяная зона, нам нужно увидеть особенности этой зоны.
Точка отправления г.Новосибирск, найдите его на карте.
(показ)
2. Физминутка.
Итак, в путь.
Руки в стороны - в полет отправляем самолет.
Правая рука вперед,
Левая рука вперед,
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолет.
3. Географическое положение ледяной зоны.
- Посмотрите в иллюминатор, под крылом самолета лесные просторы, тайга.
(Учитель показывает путь по карте «Природные зоны России», дети следят по своим картам)
-Леса сменяются снежным покровом. Под нами голая ледяная пустыня. Мы у цели, перед нами ледяная зона.
(слайд презентации «На Крайнем Севере»)
- Облетаем ледяную зону. Она занимает самый север нашей страны, включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).
Южная граница ледяной зоны проходит приблизительно по 66 параллели северной широты.
(Все это учитель показывает по карте на доске, дети находят на своих картах).
- Кругом нас лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.
(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:
- Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса )
- Кто знает, как еще называют ледяную зону?
(Арктика)
-Арктика – это страна звонких льдов и пушистых снегов.
4. Климатические условия.
- Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?
(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).
-Посмотрите на прибор – теллурий.
Лампочка – это Солнце, а глобус – наша Земля. Можно увидеть, как освещается и обогревается планета в разные времена года.
Посмотрите, как зимой освещается Солнцем ледяная зона?
(ответы детей).
- Поэтому здесь так холодно. Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30, - 40 С. Самая низкая температура - 69 С. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния.
(слайд «Полярное сияние»).
- Послушайте, как описал северное сияние полярник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели.»
- Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?
(Показ на теллурии. Ответы детей.)
- Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5, + 9 С. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт. На полюсе полярный день длится 186 суток.
5. Растительный мир.
- Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.
- Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?
(Ответы детей)
- Слово нашим биологам.
(Дети, получившие опережающие задания на прошлом уроке, выступают перед классом с сообщениями о лишайниках и мхах, показывают гербарий.)
- А еще мы можем столкнуться с таким загадочным явлением: «Высадились на остров полярники и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.»
- Так с какими организмами мы еще можем встретиться здесь?
(Ответы детей)
6. Животный мир
- Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир? Посмотрите в иллюминаторы, кто это бредет среди льдин?
(слайд «Белый медведь»)
- Хозяин Арктики – белый медведь. Биологи, слушаем вас.
(Ученик рассказывает о белом медведе, показывает фотографии.)
- Ребята, как вы думаете, почему белые медведи – хищники?
(Нет растительной пищи).
- А это кто загорает на солнышке?
(слайд «Морж»)
(Ученик рассказывает о моржах, показывает фотографии).
- А сейчас мы пролетаем над островом. Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар! (слайд)
(Ученик рассказывает о птичьих базарах)
В просторах океана живут настоящие исполины – полярные киты.
(Рассказ ученика)
7. Влияние деятельности человека на ледяную зону.
- Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.
- На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.
- Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Об этом нам расскажут экологи.
(Ученики- экологи выступают с сообщением).
III Итоги урока
1. Обобщение
- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в родную Сибирь. Красоту Севера мы унесем в своем сердце.
- Что понравилось во время путешествия?
- О чем захотелось узнать подробнее?
- Давайте проверим, были ли вы внимательными во время путешествия. На партах у вас лежит кроссворд, разгадайте его.
(Дети работают).
- Одно из чудес света, которое можно увидеть в Арктике.
- Белый хозяин ледяной зоны.
- Остров, на котором создан заповедник.
- На это животное охотится белый медведь.
- Великан с большими клыками, питается раковинами.
- Какое слово получилось по вертикали?
(Север).
2. Домашнее задание.
- Составить творческий рассказ-отчет о своем путешествии на Север, используя материалы урока и учебника. Найти ледяную зону на карте, уметь ее показывать.
3. Оценивание.
Все активные участники путешествия получают положительные отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)
Урок - обобщение по разделу "Природные зоны России"...
Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...
Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.
Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....
Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"
Учебный предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииАвторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.Тема урока: Природные зоны России....
Конспект урока окружающего мира по теме: «Животный мир зоны лесов»
Цель: Изучение природного сообщества «Лес» как комплекса обитающих совместно организмов. Задачи: Образовательная: Формирование умений раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания...
Урок окружающего мира, 4 класс. Тема "Природные зоны России"
Урок обощения по теме "Природные зоны России". Материал составлен на основе учебника "Окружающий мир" (Плешаков) для 4 класса, сопровождается презентацией. Включены задания на межпредметные связи и за...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)
Цель урока: познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:- сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Буду очень рада, если вам
Буду очень рада, если вам пригодится в работе.