УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arktika.docx | 30.29 КБ |
arktika.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Урок по курсу «Окружающий мир»
по теме:
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.
Подготовила:
Квасова Вера Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 4» с. Московского
Изобильненского района
Ставропольского края
2012 год
Тема урока: ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.
Задачи урока:
- способствовать формированию целеполагания как постановки учебной задачи;
- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны», «Арктика», «Экологическая проблема»; учить находить и показывать на карте зону Арктических пустынь;
- способствовать формированию смыслового чтения;
- развивать умение структурировать информацию;
- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;
- развивать готовность к самостоятельной учебной деятельности;
- формировать у учащихся представление об особенностях природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значении природы зоны Арктики для человека;
- воспитывать бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;
- показать отрицательное влияние человека на экологию Арктики;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- развивать рефлексивные процессы.
Оборудование
для учителя: компьютер, проектор, презентация "Арктика"; компакт-диск (CD-ROM) содержит запись песни ..; «Физическая карта России»;
для детей: картинки с изображением белого медведя; карточки для работы в парах, таблицы для работы в группе.
Тип урока: комбинированный, работа с научным текстом.
Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
ХОД УРОКА:
- Стадия вызова
- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.
- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по бескрайним просторам России.
Работа по карте («Физическая карта России»)
Игра «Я знаю географические объекты»
Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.
- Где находится Дальневосточный морской заповедник?
Индивидуальный опрос
- Расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.
Работа в парах (по карточкам)
Карточка 1.
Игра «Найди лишний географический объект». Объясните почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Карточка 2.
Какие моря к какому океану относятся? (Соедините стрелками.)
Моря: Океаны:
Японское море
Балтийское море
море Лаптевых Северный Ледовитый
Чукотское море
Берингово морс Тихий
Карское море
Баренцево море
Восточно - Сибирское море Атлантический
Черное море
Охотское море
Ответы:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно - Сибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
Карточка 3.
Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
Самая длинная река России - это ... (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, - это ... (Волга). Самое большое по площади озеро России - это ... (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро ... (Байкал). Подо льдом спят моря …. (Северного Ледовитого) океана.
Звучит песня
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз.
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья.
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи -
Вертится Земля.
- Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут.
- Рассмотрите карту путешествия (прикреплена на доске):
1. «Льдина географов»
2. «Льдина ботаников»
3. «Льдина зоологов»
- Наш путь проходит через льдины. Как вы думаете, что мы на них узнаем?
П/о
На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» - какие встречаются растения; на «льдине зоологов» - каков мир животный.
- Стадия осмысления
Работа по карте учебника и «Физической карте» на доске.
Итак, в путь! Мы находимся на льдине «Географов». На карте природных зон в учебнике найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.
П/о (показывают на «Физической карте»).
Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Слайд 1-3.
- Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины - разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом - полгода день, зимой - полгода ночь. Температура понижается до - 60°...
Слайд 4.
- Вставьте пропущенные слова:
Арктика - это огромное пространство ... (Северного Ледовитого океана), с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ...(косые) лучи. Оно ... (светит), но не греет. Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (-60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от; географического ... (положения) арктической зоны. Учащиеся зачитывают текст вслух.
Слайд 5.
- К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь?
П/о детей.
- Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Работа по иллюстрации учебника.
- Ребята, садимся на льдину «ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80-81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.
П/о
Водоросли, лишайники, полярный мак.
Слайд 6 - 9.
Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.
Слайд 10.
- Вставьте пропущенные слова:
На островах прямо на голых ... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ... (водорослей).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Слайд 11
Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера
Работа по иллюстрации учебника.
А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80-81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.
Слайд 12- 24
П/о
Больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.
Слайд 25.
- Вставьте пропущенные слова:
Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ... (гагарки), здесь они выводят ... (потомство).
Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Слайд 26.
- Что помогает выжить животным Арктики?
Слайд 27.
Физкультминутка
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- Что же это?
П/о Северное сияние
Чтение с пометами.
- Северное сияние всегда манило человека в Арктику, но человек не является коренным жителем Арктики.
Прочитайте в учебнике статью о том, как люди осваивают Арктику на странице 83-84. Читайте внимательно, с пометами!
- Чем занимаются люди в зоне Арктических пустынь? (Слайд 28-29).
П/о детей
- Как их деятельность влияет на окружающую природу? (Слайд 30 - 31).
П/о детей
- Какие экологические проблемы возникают в Арктике? (Слайд 32).
П/о детей
- Как мы можем решить их? (Слайд 33- 35).
П/о детей
- Проблему сохранения животных и растений решают учёные арктического заповедника «Остров Врангеля»
Слайд 36- 37.
- Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.
- Стадия рефлексии
Слайд 38
Объясните предложение: «Арктика - царство льда и снега».
Работа в группах.
- Заполните таблицу (Дети заполняют правую часть)
Арктика - царство льда и снега | |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан северные моря острова |
Освещенность | полярный день и полярная ночь северное сияние |
Растительный и животный мир | лишайники, мхи, полярный мак, водоросли рачки, рыбы, чайки, гагарки ,тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь |
Работа по карте.
- Фигурками-картинками белого медведя отметьте на карте зону Арктики.
- Домашнее задание:
- Сегодня вы работали ударно. Спасибо за урок.
Мои юные гении, откройте дневники, и давайте вместе оценим ваши старания на уроке, поставим отметку.
Запишите домашнее задание: прочитайте текст на стр.78-86, ответьте на вопросы «Проверь себя!», выполните задание 2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ ЗИМОЙ АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ ЛЕТОМ
Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, м ноголетнего - 3 - 4 м. Большая часть северного ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего - 3 - 4 м.
Арктика - это огромное пространство ... , с ... и ... . Солнце направляет на это пространство ... лучи . Оно ... , но не греет. Зимой в Арктике ... . Дуют ... , бушует ... . Температура опускается до ... градусов. Летом в Арктике ..., но ... тоже нет. Это зависит от географического ... арктической зоны.
К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа . . К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа. .
Растительный мир арктических пустынь представлен мхами и лишайниками
лишайники Лишайники.
мхи Мхи.
полярный мак камнеломка Полярный мак. Камнеломка.
На островах прямо на голых ... встречаются ... они очень ... . Также приспособились к жизни на камнях ... и ... . В толще воды, не покрытой ... большое количество ... .
Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера : растут в защищённых от ветра местах; низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли); используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.
Животный мир Арктики морж
Все тюлени – полуводные животные, без суши обойтись не могут и от большой воды далеко не отходят Под кожей -толстый слой жира (сохраняет тепло, облегчает плавание). Питается крабами, рыбой. Все тюлени – полуводные животные, без суши обой- тись не могут и от большой воды далеко не отходят. Под кожей -толстый слой жира (сохра- няет тепло, облегчает плавание). Питается крабами, рыбой.
Самым крупным хищником на Земле является белый медведь , который достигает 2,5 м в длину и 450 кг веса. Он прекрасно плавает и, в отличие от своего бурого родственника, ведет активный образ жизни круглый год. Белые медведи. Самый крупный наземный хищник.
белуха Белуха.
Окраска однотонная: тёмная у молодых, белая или жёлтая у взрослых. Длина тела до 6 м, вес до 2 т. Питается рыбой и ракообразными. Окраска однотонная: тёмная у молодых, белая или жёлтая у взрослых. Длина тела до 6 м, вес до 2 т. Питается рыбой и ракообразными.
касатка Длина тела до 10 м, масса тела до 8 т. Развивает скорость до 55км/ч.Питается рыбой, моллюсками. Касатка длина тела до 10 м, масса тела до 8 т. Развивает скорость до 55км/ч.Питается рыбой, моллюсками.
гренландский кит Длина тела достигает 21 м, масса 100 т и более. <> нарвал Гренландский кит длина тела достигает 21 м, масса 100 т и более. <>. Нарвал.
В просторах океана живут киты. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных - белые медведи, песцы, лемминги. На прибрежных скалах летом собираются несчетные множества птиц - их крикливые скопления заслужили меткое название: птичьи базары. Всех этих птиц кормит море. А в море живут различные рачки и рыбы . В просторах океана живут киты. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных - белые медведи, песцы, лемминги. На прибрежных скалах летом собираются несчетные множества птиц - их крикливые скопления заслужили меткое название: птичьи базары. Всех этих птиц кормит море. А в море живут различные рачки и рыбы.
гагарка Гагарка. Всех этих птиц кормит море.
кайра морская чайка сизая чайка Кайра. Морская чайка. Сизая чайка.
Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша. Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша.
камбала Камбала.
морской окунь сайка пикша Морской окунь. Сайка. Пикша.
Животных арктической зоны кормит ... Морскими водорослями питаются ... , а ими - ... . Основная пища птиц и животных - это ... . На скалистых берегах собираются ... , ... и ... , здесь они выводят ... . Все звери - прекрасные - ... . От холода их защищает ... . Это ... и ... . На тюленей охотятся ... . У них длинная густая шерсть ... цвета и ... лапы, чтобы удобнее было ...
Что помогает выжить животным в Арктике? Толстый слой жира. Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц. Широкие лапы у зверей. Окраска меха. Сезонные передвижения. Близость моря и пищи.
Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.
В Арктике хорошо развит рыболовный промысел . Обилие морских зверей способствует охоте. Продолжается исследо - вание Арктики . В арктике хорошо развит рыболовный промысел.Обилие морских зверей способствует охоте. Продолжается исследо- вание арктики.
Помогают передвигаться людям на севере друзья - собаки. Помогают передвигаться людям на севере друзья - собаки.
С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось. С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных крайнего севера резко ухудшилось.
Занесены в красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).
Занесены в Красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения Арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда, вездеходы, вертолёты, посёлки). Занесены в красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).
Не загрязняй моря Арктики и океан! Не загрязняй моря арктики и океан!
Лов рыбы ограничен! Лов рыбы ограничен!
Ограничена охота на животных ! Ограничена охота на животных!
Крупным животным трудно жить рядом с челове - ком. Чтобы уменьшить контакты человека и жи - вотных , создаются заповедники и заказники. Заповедник «Остров Врангеля» белые гуси моржи Крупным животным трудно жить рядом с челове- ком. Чтобы уменьшить контакты человека и жи- вотных, создаются заповедники и заказники. Заповедник «остров врангеля». Белые гуси. Моржи.
овцебык белые медведи Овцебык. Белые медведи.
«Арктика - царство льда и снега». А в начале 80-х гг. На острове врангеля и на полуострове таймыр появились новые обитатели. Это длинношерстные и мохнатые мускусные быки, которых называют овцебыками, потому что они одновременно похожи и на быка, и на овцу. Когда-то они жили по всей арктике, но в большинстве ее районов вымерли и сохранились только на островах гренландия и шпицберген. Доставленные за тысячи километров на самолете, они прижились в новых местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.
Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....
Программа «Школа России». Урок окружающего мира. 3 класс.
Разработка урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. 3 класс....
Презентация к уроку окружающего мира 4класс ПНШ по теме: "Зона пустынь"
Тема урока: Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.Цель: формирование представлений о деятельности человека в пустыне и его влиянии на природу пустыни.Задачи:1.Актуализировать особенности неживой и жи...
Кейс-урок. Окружающий мир. УМК "Планета знаний". Тема: Зона Арктических пустынь. 4 класс
Кейс-урок по окружающему миру...
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс
Цель: создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интере...