Конспект урока"Окружающего мира" для 2 класса по программе "Школа2100" "Зона холодного пояса. Арктика"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Наталья Растрепина

Конспект урока поможет учителю быстро подготовиться и интересно провести урок по теме:"Зона холодного пояса. Арктика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Проектная деятельность в начальной школе»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Китайская мудрость гласит:

«Расскажи и я забуду,

 покажи и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

     Новое время диктует новые задачи и нам приходится постоянно искать новые методы и приемы, которые помогают реализовать одну из основных задач современной школы «Развитие интеллектуального творческого потенциала личности ребенка»

    Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочной деятельности метод проектов.  Считаю его одним из прогрессивных методов.

    Проект (от латинского projectus – брошенный вперёд) – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Проектная деятельность основывается на исследовательской работе.  

    Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира для 2 класса по учебнику А.А. Вахрушева «Зоны холодного пояса», который я разработала и провела, используя «Метод  проектной деятельности». К слову сказать, этот метод широко применяется в образовательной программе «Школа 2100». Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои мини-проекты с помощью учителя или родителей. Предлагается создать и свою загадку, опираясь на иллюстрацию учебника, придумать свою потешку и т.д. В результате рождаются коллективные мини-проекты «Книга загадок» или «Потешки» и т.д.

Почему я взяла для разработки именно эту тему? Дело в том, что в учебнике А.А.Вахрушева очень богатый и интересный дополнительный материал представлен практически к каждой изучаемой теме, а вот   теме «Арктических пустынь» отведено треть страницы. Я надеюсь, что и вам в работе над этой темой поможет моя разработка.

Отследить типы проектов, их классификацию и этапы Вам поможет вот эта публикация.

Практическая часть.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

 Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Тогда садитесь!

И на уроке все трудитесь!

  1. Проверка Д\З  проходила с помощью карточек, в которых нужно было дописать недостающие выражения в определении природных зон. Это определение ребята учили на предыдущем уроке, поэтому быстро справились с заданием, а затем обменялись работами и проверили их, потому что я к тому времени вывела на доску слайд с определением. ( Это требование ФГОСа, ребята тут же проверяют свой ответ.)

  1. Вводная часть урока.

На прошлом уроке мы заочно путешествовали по просторам нашей Родины сравнивали разные климатические условия и я называла детям природные зоны нашей страны. Поэтому предложила детям определить, о какой зоне стихотворение?

Здесь всюду снег, и   все  белым-бело,

И зимы долгие, и ветер, и пурга.

Морозной стужей по простору  вьется вьюга,

И солнце  по поверхности скользит  едва.

Тюлени нежатся на берегах,

Медведи белые здесь короли,

И в ночь полярную сиянья яркий свет,

Заметит  шапок ледяных  цветы.

Парят снежинки  бесконечной чередой

И время будто провалилось в пустоту,

И  сумеречный день прозрачным духом,

Холодную покажет красоту.

          4.Постановка проблемы.

Сегодня мы совершим путешествие в зону арктических пустынь.

А путешествовать сегодня нам поможет волшебный «Цветик-семицветик» (межпредметная связь), сказку о котором мы читали на уроке внеклассного чтения не за долго до этого урока. Помните ребята, куда попала Женя , когда мальчишки во дворе не приняли её в свою игру?

Что же произошло с девочкой в Арктике и почему?

Комфортно ли ей было там?

  1. Решим, что нужно взять в дорогу, как одеться.
  2.  Игра «Что взять в дорогу?»
  3. Предположим, кого мы там можем встретить.

Девочка Женя отправилась на Северный полюс совершенно не осознавая, зачем ей это нужно. А мы с вами что хотим узнать в ходе путешествия?

( На этом  этапе мы с ребятами составляем план урока,  определяем – что в результате ждем от урока, т.е. это мотивационный этап проекта)

  1. Географическое положение зоны
  2. Погодные условия этой зоны
  3. Растения и животный мир
  4. Особенности быта и занятия людей
  5. Экологические проблемы зоны

  Прежде чем начать наше путешествие, мы должны разобраться

 «Почему в арктической зоне так холодно?»

Начинаем наше путешествие.

Какие волшебные слова помогут нам перенестись в зону арктических пустынь? (отрываем лепесток и переносимся в зону арктических пустынь)

  1. Совместное открытие знаний  (планирующе-подготовительный этап проекта.

На прошлой неделе мною была сформирована научно-исследовательская группа. Цель группы была изучить географическое положение и климат, а так же растительный и животный мир Арктики. Выяснить, чем занимается человек в этой зоне. Сегодня мы выслушаем их отчеты.

Презентация «Арктика»

  Подводится итог работы экспедиции. Ребята с помощью волшебного лепестка переносятся домой. Кстати, в какую зону?

  1. Работа с учебником.

Стр. 14-15

Нужно разобрать организмы по их профессиям.

К каким выводам пришли? (Не указаны мусорщики, поэтому д\з будет с помощью интернета или других источников узнать, кто является мусорщиком в зоне Арктических пустынь. (Требования ФГОС)

  1. Самостоятельное применение знаний (Информационно-операционный этап.)

-Ребята, представьте себя фотокорреспондентом, который мчится по бескрайним просторам Арктики. Какие снимки вы могли бы там сделать? Выберите  среди фотографий растений, животных, пейзажей и фотографий деятельности людей только те, которые относятся к Арктике. А по окончанию урока мы с вами сделаем газету посвященную изученной сегодня теме. (Напомнить, как обращаться с клеем.  Межпредметные  связи)

  1. Итог урока. (Рефлексивно-оценочный этап)

-Что нового узнали?

-Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех в открытии знаний?

-Как работал ты?

Проведение рефлексии.

Ребята наш урок подходит к концу. Вы узнали очень много нового. А наш «Цветик-семицветик» остался без волшебных лепестков. Мне жаль  выбрасывать цветок и я предлагаю вам создать новый. Но лепестки у нашего цветочка могут быть только трех цветов. Красного, желтого или зеленого. В зависимости от того какие чувства вызвал у вас прошедший урок.

Если вам урок понравился, вы узнали много интересного и полезного.

 Если вам было комфортно на уроке вы приклеите красный лепесток

Если ваше  настроение на уроке менялось. Что-то вам было интересно, а на каком-то этапе вы скучали, то приклейте желтый лепесток.

Если же вам было скучно и неинтересно на уроке, то приклейте зеленый лепесток.

                     Тема: Природные зоны холодного пояса

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Целевые установки:

  1. Предметные: познакомить детей с природной зоной холодного пояса(Арктикой), её особенностями и обитателями.

  1. Метапредметные:
  1. Научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу;
  2. Показывать на карте и находить типичных представителей флоры и фауны.

  1. Личностные: проявлять интерес к изучению природных зон; воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

  1. Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня.

  1. Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяная пустыня.

  1. Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Основные ресурсы: учебник (А.А,Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова Окружающий мир. 2 класс. – М., 2008.), рабочие тетради, презентация «Природные зоны холодного пояса».

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

 Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Тогда садитесь!

И на уроке все трудитесь!

2.Проверка домашнего задания

Что такое природная зона?

Какие зоны Вы знаете?

Что такое экосистема?

3.  Вводная  часть урока.

Ребята, одинаковые ли условия обитания на земле?

-Сегодня мы более подробно остановимся на одной из зон  выясним, как там протекает жизнь экосистем

Как вы думаете, о какой зоне я расскажу стихотворенье?

Здесь всюду снег, и   все  белым-бело,

И зимы долгие, и ветер, и пурга.

Морозной стужей по простору  вьется вьюга,

И солнце  по поверхности скользит  едва.

Тюлени нежатся на берегах,

Медведи белые здесь короли,

И в ночь полярную сиянья яркий свет,

Заметит  шапок ледяных  цветы.

Парят снежинки  бесконечной чередой

И время будто провалилось в пустоту,

И  сумеречный день прозрачным духом,

Холодную покажет красоту.

Мы совершим путешествие в зону арктических пустынь.

А путешествовать сегодня нам поможет волшебный «Цветик-семицветик».

Помните ребята, куда попала Женя , когда мальчишки во дворе не приняли её в свою игру?

Что же произошло с девочкой в Арктике и почему?

Комфортно ли ей было там?

4.Актуализация знаний и постановка

1.Решим, что нужно взять в дорогу, как одеться. Почему? Игра «Что взять в дорогу?»

2.Предположим, кого мы там можем встретить.

3.Чему будет посвящен наш урок?

4.На какие вопросы на уроке мы постараемся найти ответы?

Составление плана урока.

  1. Географическое положение зоны
  2. Погодные условия этой зоны
  3. Растения и животный мир
  4. Особенности быта и занятия людей
  5. Экологические проблемы зоны

5.Совместное «открытие» знаний

  Прежде чем начать наше путешествие, мы должны разобраться «Почему в арктической зоне так холодно?»

Начинаем наше путешествие. Какие волшебные слова помогут нам перенестись в зону арктических пустынь? (Музыка)

-Теперь разберемся в том, что собой представляет зона ледяных пустынь 

На прошлой неделе мною была сформирована Научно-исследовательская группа. Цель группы была изучить географическое положение и климат, а так же растительный и животный мир Арктики. Выяснить, чем занимается человек в этой зоне. Сегодня мы выслушаем их отчеты.

Презентация «Арктика»

Да, климат действительно очень суровый. Поэтому давайте здесь не задерживаться и отправляться домой в нашу зону, кстати какую, кто помнит?

Произносим волшебные слова и переносимся домой.

Работа с учебником (с.14-15)

-Далее разберите живые организмы по их профессиям.

К каким выводам вы пришли?

Мы выяснили, что животный и растительный мир зоны арктических пустынь довольно большой.  А как растениям и животным удается выжить в таких суровых условиях?

Как же приспособились растения выживать в таких трудных условиях?

  1. растут в защищённых от ветра местах;
  2. низкорослые,  часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);
  3. используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Что помогает выжить   животным в Арктике?

  1. Толстый слой жира.
  2. Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
  3. Широкие лапы у зверей.
  4. Окраска меха.
  5. Сезонные передвижения.
  6. Близость моря и пищи.

 6.Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной Бабы

 Побелел морковный нос.

 В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

 Вьюга злится, снег кружится,

 Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

7.Совместное «открытие» знаний

-Почему нам нужно относиться бережно к природе Арктики?)

-Как называется книга, куда записывают названия растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?

8.Самостоятельное применение  

-Ребята, представьте себя фотокорреспондентом, который мчится по бескрайним просторам Арктики. Какие снимки вы могли бы там сделать? Выберите  среди фотографий растений, животных, пейзажей и фотографий деятельности людей только те, которые относятся к Арктике. А по окончанию урока мы с вами сделаем газету посвященную изученной сегодня теме.

У меня есть статейка для вашей газеты. Послушайте её, прочитайте и дайте мне ответ. Подходит ли Вам она?

  1. Итог. Д.З.

-Что нового узнали?

-Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех в открытии знаний?

-Как работал ты?

Проведение рефлексии.

Ребята наш урок подходит к концу. Вы узнали очень много нового. А наш «Цветик-семицветик» остался без волшебных лепестков. Мне жаль  выбрасывать цветок и я предлагаю вам создать новый. Но лепестки у нашего цветочка могут быть только трех цветов. Красного, желтого или зеленого. В зависимости от того какие чувства вызвал у вас прошедший урок.

Если вам урок понравился, вы узнали много интересного и полезного.

 Если вам было комфортно на уроке вы приклеите красный лепесток

Если ваше  настроение на уроке менялось. Что-то вам было интересно, а на каком-то этапе вы скучали, то приклейте желтый лепесток.

Если же вам было скучно и неинтересно на уроке, то приклейте зеленый лепесток.

Домашнее задание « Придумать и нарисовать знак запрещающий кукую-либо деятельность в Арктике»  

Нужно выяснить кто выполняет  роль мусорщиков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса

Предмет:   Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100».   Класс:  2 класс.   Тема:  Урок   «Природные зон...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока ОМ 4 класс ПНШ Ледяная зона

Конспект урока открытия новых знаний, Урок-исследования.Дается план изучения природных зон. Работая в группах, обучающиеся знакомятся с природной зоной АРКТИКОЙ....

конспект урока Окружающий мир 2 класс Тема: Природные зоны холодного пояса.

Тема: Природные зоны холодного пояса. Цели:– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природные зоны холодного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Природные зоны холодного поясаЦели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателямиПланируемые результаты:Предметные: ...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока:  комбинированный (изу...