Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Бурякова Елена Анатольевна

Урок разрабатывался к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir_4_klass_zona_arkticheskih_pustyn.zip23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру. 4 класс

Тема: «Зона арктических пустынь». Урок-исследование.

 

           Бурякова Елена Анатольевна

        учитель начальных классов лицея № 344

Цели урока:

предметные ; сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром

метапредметные: учить ставить цель, планировать свою деятельность,оценивать свою деятельность

Формирование универсальных учебных действий;

регулятивные: коррекция своей деятельности;

личностные: инициативность, любознательность

коммуникативные : работа в группе

познавательные: работа с информацией

 

Оборудование: карта природных зон, карточки с тестами, учебник, атлас – определитель, дифференцированные задания для обратной связи, рабочие тетради, презентация .

ХОД  УРОКА.

Ι. Организационный  момент.

  1. Сегодня  мы проводим урок - исследование. Ваша задача самостоятельно, по плану выполнить исследование и сообщить результаты. Работать будете в командах: географы, ботаники, зоологи, экологи.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Проверим готовность к работе. Начинаем с проверки домашнего задания.

 Письменный тест «Моря, озёра, реки России» выполняется в тетради «Проверь себя» автора А.Плешакова (5 мин.)

- Сдайте тесты.

ΙΙΙ. Постановка учебной  задачи.

- Возьмите карточки, лежащие у вас на столах . Найдите среди разбросанных букв названия рек, озёра России и закрасьте их разноцветными карандашами.

Карточки с заданием даны в «Приложении 1».

Проверка Кадр № 3.

- Назовите – какие реки и озёра вы нашли.

- Из оставшихся букв составьте слово.

- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)

 - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы ? ( Свободные формулировки учащихся, записать эти вопросы на доске ).

ΙV. Актуализация знаний.

На доске  план изучения природной зоны:

  1. Географическое положение. Природные  условия.
  2. Животный мир.
  3. Растительный мир.
  4. Занятие населения.
  5. Экологические проблемы.

 - Свои наблюдения занесем  в таблицы в тетрадях. Помогать нам в  работе будет учебник и атлас - определитель.

Таблица.

Природная

зона

Климат и

характеристика    природной зоны

Растения

природной

зоны

Животные и птицы

природной

зоны

Использование

и  влияние

человека

V. Работа над новым материалом.

Учитель:

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Эта зона занимает самый север нашей страны — остро ва Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побе режья.

В зоне арктических пустынь лежат Земля Франца Иосифа, северная часть Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).

 

1)  Групповая работа.

- А теперь начните работу в группах. Задание для каждой группы находятся у командира. На выполнение задания отводится 10 минут. 

  1. Группа – расскажите о географическом положении и о природных условиях Арктики  (учебник + атлас - определитель).
  2. Группа – расскажите о растениях Арктики (учебник + атлас - определитель)
  3. Группа – расскажите о животных Арктики (учебник + атлас - определитель)
  4. Группа -  расскажите о  занятии населения и об экологических проблемах (учебник)

2)  Проверка работы в группах.

1 группа.

Отчёт географов.

Презентация. Кадры  № 4, № 5, № 6, № 7.

Работа в тетради (заполнение таблицы).

Физминутка

2 группа.  Отчёт ботаников.

Презентация. Кадры № 8, № 9, № 10.

Работа в тетради (заполнение таблицы).

 

3 группа. Отчёт зоологов.

Презентация. Кадры № 11 – 25.

Работа в тетради ( заполнение таблицы ).

4 группа. Отчёт экологов.

      Презентация. Кадры № 26, № 27.

Работа в тетради ( заполнение таблицы ).

 - Оцените свою работу в группе. Как вы работали? Поставьте оценку  на обратной стороне листа для обратной связи.

VΙ. Закрепление изученного.  Обобщение.

Наше исследование закончено, пришло время  обобщить полученные вами сведения.  

Дифференцированные   задания.

  1. Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

№ 1

                                    Ф.И.

Какие растения встречаются в Арктике? ___________________________

_____________________________________________________________

№2

Почему именно они могут расти в Арктике? ________________________

_____________________________________________________________

№ 3

Как животные Арктики  приспособились к суровым условиям обитания? _________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

№1

                                     Ф.И.

Какие животные встречаются в Арктике? Перечисли их.

Рыбы:____________________________________________________________

Птицы : _________________________________________________________

Звери :

____________________________________________________________

№ 2

Чтобы выжить в условиях Арктики животным необходимы: _________________________________________________________

______________________________________________________________

№ 1

                          Ф.И. 

Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике:


мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна  


 


№2

Из перечисленных  животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике:

Белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь

 - Оцените свою работу . Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку.

VΙΙ. Итог  урока.

- Окончательный результат вы узнаете на следующем уроке после проверки карточек с заданиями и тестами по теме «Моря, озёра, реки России».

- Подведём итог.

 - Какие цели ставили? Достигли их?

  1. Что вас заинтересовало в нашем исследовании ?

VΙΙΙ. Рефлексия .

В дневнике, в графе «Самооценка» символом – смайликом оцените свою работу на уроке.

ΙΧ. Домашнее  задание.  

 - Запишите домашнее задание.

1. Ответить на вопрос : «Хотел бы ли я хоть на день оказаться в этой природной зоне ? Почему ?»

2 . Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру. Теме "Зона Арктических пустынь" для 4 класса.

Этот материал будет интересен для учителей и воспитателей преподающих в начальных классах....

Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"

Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"...

Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.

На уроке у учащихся формируются  представления о природной зоне пустынь....

индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс

индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс...

Урок окружающего мира 4 класс. В пустыне Африки.

Урок прохождение новой темы.  Сравнение природы и возможности проживания животных пустыни (верблюда) и северной части Евразии (оленей) в других противоположных частях Земли. Урок для учеников 4 к...

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...