Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок разрабатывался к УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_zona_arkticheskih_pustyn.zip | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по окружающему миру. 4 класс
Тема: «Зона арктических пустынь». Урок-исследование.
Бурякова Елена Анатольевна
учитель начальных классов лицея № 344
Цели урока:
предметные ; сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром
метапредметные: учить ставить цель, планировать свою деятельность,оценивать свою деятельность
Формирование универсальных учебных действий;
регулятивные: коррекция своей деятельности;
личностные: инициативность, любознательность
коммуникативные : работа в группе
познавательные: работа с информацией
Оборудование: карта природных зон, карточки с тестами, учебник, атлас – определитель, дифференцированные задания для обратной связи, рабочие тетради, презентация .
ХОД УРОКА.
Ι. Организационный момент.
- Сегодня мы проводим урок - исследование. Ваша задача самостоятельно, по плану выполнить исследование и сообщить результаты. Работать будете в командах: географы, ботаники, зоологи, экологи.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
Проверим готовность к работе. Начинаем с проверки домашнего задания.
Письменный тест «Моря, озёра, реки России» выполняется в тетради «Проверь себя» автора А.Плешакова (5 мин.)
- Сдайте тесты.
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.
- Возьмите карточки, лежащие у вас на столах . Найдите среди разбросанных букв названия рек, озёра России и закрасьте их разноцветными карандашами.
Карточки с заданием даны в «Приложении 1».
Проверка Кадр № 3.
- Назовите – какие реки и озёра вы нашли.
- Из оставшихся букв составьте слово.
- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы ? ( Свободные формулировки учащихся, записать эти вопросы на доске ).
ΙV. Актуализация знаний.
На доске план изучения природной зоны:
- Географическое положение. Природные условия.
- Животный мир.
- Растительный мир.
- Занятие населения.
- Экологические проблемы.
- Свои наблюдения занесем в таблицы в тетрадях. Помогать нам в работе будет учебник и атлас - определитель.
Таблица.
Природная зона | Климат и характеристика природной зоны | Растения природной зоны | Животные и птицы природной зоны | Использование и влияние человека |
V. Работа над новым материалом.
Учитель:
«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
Эта зона занимает самый север нашей страны — остро ва Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побе режья.
В зоне арктических пустынь лежат Земля Франца Иосифа, северная часть Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).
1) Групповая работа.
- А теперь начните работу в группах. Задание для каждой группы находятся у командира. На выполнение задания отводится 10 минут.
- Группа – расскажите о географическом положении и о природных условиях Арктики (учебник + атлас - определитель).
- Группа – расскажите о растениях Арктики (учебник + атлас - определитель)
- Группа – расскажите о животных Арктики (учебник + атлас - определитель)
- Группа - расскажите о занятии населения и об экологических проблемах (учебник)
2) Проверка работы в группах.
1 группа.
Отчёт географов.
Презентация. Кадры № 4, № 5, № 6, № 7.
Работа в тетради (заполнение таблицы).
Физминутка
2 группа. Отчёт ботаников.
Презентация. Кадры № 8, № 9, № 10.
Работа в тетради (заполнение таблицы).
3 группа. Отчёт зоологов.
Презентация. Кадры № 11 – 25.
Работа в тетради ( заполнение таблицы ).
4 группа. Отчёт экологов.
Презентация. Кадры № 26, № 27.
Работа в тетради ( заполнение таблицы ).
- Оцените свою работу в группе. Как вы работали? Поставьте оценку на обратной стороне листа для обратной связи.
VΙ. Закрепление изученного. Обобщение.
Наше исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.
Дифференцированные задания.
- Перед вами наборы карточек разного цвета:
Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
Синие - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;
№ 1 | Ф.И. Какие растения встречаются в Арктике? ___________________________ _____________________________________________________________ |
№2 | Почему именно они могут расти в Арктике? ________________________ _____________________________________________________________ |
№ 3 | Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания? _________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ |
№1 | Ф.И. Какие животные встречаются в Арктике? Перечисли их. Рыбы:____________________________________________________________ Птицы : _________________________________________________________ Звери : ____________________________________________________________ |
№ 2 | Чтобы выжить в условиях Арктики животным необходимы: _________________________________________________________ ______________________________________________________________ |
№ 1 | Ф.И. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна
|
№2 | Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: Белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь |
- Оцените свою работу . Поставьте эту оценку на лист.
Сдайте листы на проверку.
VΙΙ. Итог урока.
- Окончательный результат вы узнаете на следующем уроке после проверки карточек с заданиями и тестами по теме «Моря, озёра, реки России».
- Подведём итог.
- Какие цели ставили? Достигли их?
- Что вас заинтересовало в нашем исследовании ?
VΙΙΙ. Рефлексия .
В дневнике, в графе «Самооценка» символом – смайликом оцените свою работу на уроке.
ΙΧ. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание.
1. Ответить на вопрос : «Хотел бы ли я хоть на день оказаться в этой природной зоне ? Почему ?»
2 . Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру. Теме "Зона Арктических пустынь" для 4 класса.
Этот материал будет интересен для учителей и воспитателей преподающих в начальных классах....
Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"
Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"...
Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.
На уроке у учащихся формируются представления о природной зоне пустынь....
индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс
индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс...
Технологическая карта к открытому уроку окружающего мира "Природные зоны России. Пустыня" 4 класс
Технологическая карта разработана для учащихся 4 класса с ЗПР...
Урок окружающего мира 4 класс. В пустыне Африки.
Урок прохождение новой темы. Сравнение природы и возможности проживания животных пустыни (верблюда) и северной части Евразии (оленей) в других противоположных частях Земли. Урок для учеников 4 к...
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...