УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить обучающихся с природой Арктики.
Задачи урока:
Образовательная:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
- познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением данной зоны для человека, её использование;
Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся;
- умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;
- формировать умение самостоятельно пользоваться учебником и дополнительным материалом для изучения нового материала;
- формировать умение работать в группе.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova._urok_okruzhayushchego_mira._4_klass.docx | 206.51 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Тамбова
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
«Арктическая зона пустынь»
«Школа России»
А.А. Плешаков Окружающий мир
(возраст 11-12 лет)
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
Гаврилова Наталия Анатольевна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2014г.
Автор: Гаврилова Наталия Анатольевна
Полное название образовательного учреждения:
МАОУ СОШ №1 города Тамбова
Предмет:окружающий мир(программа «Школа России»)
Тема: «Арктическая зона пустынь»
Класс: 4
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М: Издательство «Экзамен», 2011 год.
Время реализации занятия: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование с использованием кейс – метода
Вид кейса – обучающий
Тип кейса - эвристический
Оборудование: фломастеры, бумага, проектор, интерактивная доска, ПК,карта «Природные зоны России», гербарий, карточки с изображением зверей и птиц.
Цель урока: познакомить обучающихся с природой Арктики.
Задачи урока:
Образовательная:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
- познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением данной зоны для человека, её использование;
Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся;
- умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;
- формировать умение самостоятельно пользоваться учебником и дополнительным материалом для изучения нового материала;
- формировать умение работать в группе.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе,
Ход занятия:
- Организационный момент
- Самоопределение к деятельности.
У. - Давайте рассмотрим карту природных зон России. В какой зоне мы живем с вами? Покажите зону лесов.
У. - Кто из вас был на юге нашей страны? Где вы были? Покажите на карте.
У. - На северном полюсе земного шара лежит пустынная, покрытая снегом и льдом Арктика.А кто из вас был в этих краях?
Просмотр фрагмента мультфильма «Умка».
У. – Какое интересное явление наблюдали Умка и его мама?
У. – Где можно наблюдать такое явление?
У. – Как думаете, почему мы начали урок с фрагмента этого мультфильма?
У. – Определите тему урока.
- Работа по теме урока. Определение проблемы.
У. – Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
Сегодня наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Членамиэкспедиции являются географы, ботаники, зоологи и краеведы.
Но перед экспедицией давайте рассмотрим на карте край, куда мы отправляемся.
У. – Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.
Д. – Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)Острова показываются на классной карте.
У. – Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
Д. – Белое море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море.
У. – Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана?
Д. – Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.
Проблемное задание:
У. – Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников. Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега.Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?
Сегодня на этот вопрос нашей научной экспедиции предстоит ответить.
(Класс делится на 4 подгруппы: «Ботаники», «Зоологи», «Географы» «Краеведы». Учитель сам определяет членов каждой команды. Каждая подгруппа получает путевой лист.)
«Ботаники»
Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне?
- Какие группы растений встречаются в Арктике? Почему в Арктике живут только эти растения?
- Как они приспособились к суровым условиям жизни?
- Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера?
Раздаточный материал для ботаников:Карточки с изображением растений: мхи, лишайники, полярный мак, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).
«Зоологи»
Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне?
- Какие группы животных обитают в Арктике?
- Как они приспособились к суровым условиям жизни?
- Экологические связи обитателей Арктики
- Проблемы охраны животных Крайнего Севера
Раздаточный материал для зоологов:
Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, пингвин.
«Географы»
Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
- Где находится Арктика?
- Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики?
- Каковы природные условия в этой зоне?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
«Краеведы»
Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?
- Чем всегда была привлекательна Арктика для людей?
- Чем занимаются люди в Арктике в наши дни?
- Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера?
У. – При отчете о проделанной работе в экспедиции не забываем о критериях оценивания.
Используются следующие критерии оценки работы групп:
- В выступлении есть понятное объяснение тому, как растения и животные приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях и животных. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
- В выступлении есть понятное объяснение тому, как растения и животные приспособлены к условиям жизни в Арктике. Выступление заканчивается выводом. – 4 балла.
- В выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет на природу зоны арктических пустынь.В выступлении перечислены все варианты того, как нужно охранять природу в этой зоне. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
- В выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет на природу зоны арктических пустынь.В выступлении перечислены все варианты того, как нужно охранять природу в этой зоне. – 4 балла.
- В выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат. Рассказаны о явлениях природы, которые можно наблюдать в Арктике. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
- В выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат. Рассказаны о явлениях природы, которые можно наблюдать в Арктике. – 4 балла.
- Самостоятельная работа с кейсом.
Для работы каждой группе предлагается кейс.
Ребята работают с кейсом. Они пользуются книгами, отыскивая в них информацию и обсуждая ее. В классе три компьютера – имеют возможность воспользоваться интернет – ресурсами. Ребята имеют возможность воспользоваться электронными книгами. Учитель консультирует учащихся, помогает в трудных вопросах.
- Выступления учащихся (защита проектов)
Сейчас нам предстоит обсудить результаты наших открытий. Прежде чем приступить к этой работе хочу еще раз обратить внимание на критерии оценивания ваших работ.
После выступления подгруппы каждая команда имеет право задать вопрос выступающим.
- Подведение итогов.
У. – Какой основной вопрос перед нашей экспедицией был поставлен?
У. – Сделаем общий вывод.
- Проверка полученных знаний (ЦОР)
Работа с заданиями ЦОРа.
- Рефлексия.
Интересно ли было вам работать в команде?
Все ли у вас получилось?
Какие трудности вы встретили при работе?
Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью смайликов.
Интересен ли был урок для вас?
- Домашнее задание
Приготовить дополнительный материал об обитателях Арктики.
Изобразить Арктику в рисунке.
Содержание кейса:
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы о климатических условиях, растениях, животных, о деятельности людей в Арктике. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.
- Гербарий.
- Карточки с изображением зверей и птиц.
- Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс.
- Энциклопедия «Я познаю мир. Растения, животные».
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для начальной школы. – М: Просвещение, 2011.
- http://clow.ru/a-priroda/2010.htm ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИРОДЫ Животные Арктики и Субарктики
- http://clow.ru/a-russia/094.html ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИРОДЫ Растения Арктики
- http://megaznanie.ru/index.php/animalworld/arcticanimals/5511-2010-11-28-09-08-29.htmlМегапортал знаний.
- http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/hohlova/plants.html Живая Арктика
- http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Rubric/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80 Животный и растительный мир
Сам кейс предоставляется учащимся непосредственно на занятии.
Литература:
- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М: Издательство «Экзамен», 2011 год.
В ЦОРе использованы интернет – ресурсы:
- http://animalworld.com.ua/images/2009/upload/Fratercula_1.jpg- типики
- http://mariflower.ru/img5/moh1.jpg - мох
- http://oboxote.ru/wp-content/uploads/2011/03/057.jpg - белый медведь
- http://world-atlas.ru/wp-content/399.jpg - Арктика
- http://900igr.net/datai/priroda/Arktika.files/0018-040-Lishajniki.jpg - лишайники
- http://www.lokast.ru/images/tyulen-kraboed_1.jpg - тюлень
- http://animals-wild.ru/uploads/1293640027_marine-walrus-anim0022.jpg - морж
- http://www.floranimal.ru/pages/animal/k/1620.jpg - кайра
- http://lifeunderwater.ru/wp-content/uploads/2012/01/111.jpg - водоросли
- http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQO88oRONKVwk6G8nOtuLqb7eX6sbu_KaGixu3ck1sujDNIZn7p - сайка
- http://www.rus-arc.ru/img/upload/1.jpg – полярный мак
- http://o6oi.ru/main.php/60746-4/Lights_4.jpg -северное сияние
- http://rusk.ru/images/2007/8057.jpg - Арктика
- http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0206860885.jpg карта
- http://www.umka-centr.ru/umka_smam_lev.jpg Умка с мамой
- Остальные картинки отсканированы из учебника «Окружающий мир, 4 класс» /А.А. Плешаков и из тетради Окружающий мир, 4 класс, «Тесты»/ А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова// Издательство «Просвещение», 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2 класс Город на Неве Школа России А.А. Плешаков
Представлена презентация из фотографий Санкт-Петербурга по конспекту из методички для 2 класса...
Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"
Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Наше питание", 4 класс (УМК "Школа России, А. А. Плешаков)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Наше питание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о правильном питании, о питатель...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)
Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.Задачи урока Дидактические:Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;Учить отг...
Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Освоение Сибири" 4 класс УМК Школа России А. А. Плешаков
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: ознакомление учащихся с историей освоения СибириЗадачи урокаДидактические:· формировать у учащихся представление о территории Сибири, ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...