Урок окружающего мира в 4 классе "По природным зонам России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А.Плешакова на тему «По природным зонам России» связан с проблемой экологического воспитания. По типу - урок обобщения. Главной целью урока было обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Природа России», а также развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать; воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе. Урок построен на основе информационных технологий с использованием возможностей интерактивной доски SMARTBoard. На каждом этапе урока слайды интерактивной доски использовались как наглядно-демонстрационный материал и как поле для выполнения заданий, что способствовало активизации деятельности учащихся на протяжении всего занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_proekt-urok_okruzh_mira_v_4_klasse.doc | 60.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku_okruzh_mir_shamsiyarova_e.n.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе (1-4).
Автор программы: А.А.Плешаков.
Тема. По природным зонам России.
Шамсиярова Эльза Наильевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района РТ
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Природа России»;
развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.
Наглядность и оборудование:
ноутбуки, компьютеры, интерактивная доска CMART Board,
слайды на «Сортировщике страниц» интерактивной доски;
презентация, выполненная в программе Power Point: «Путешествие по природным зонам России»»;
тест «Природные зоны» в программе «Экзаменатор»; видеосюжеты с рассказами учащихся;
мультимедийные диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд 1)
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.
II. Путешествие по природным зонам.
1. Начинается вояж со станции «Географическая»
- Найди и исправь ошибки.
Открывается слайд на «Сортировщике страниц» интерактивной доски, на которой выполнена таблица. (Приложение 1, слайд 2)
Ученики по ходу задания вычеркивают неверный вариант.
Океаны | Тихий Северный Ледовитый Индийский Атлантический |
Равнины | Западно-Европейская Восточно-Европейская Среднесибирское плоскогорье Западно-Сибирская равнина |
Горы | Кавказские Уральские |
Длинная река | Волга Обь |
Глубокое озеро | Байкал Онежское |
- Наша страна омывается морями океанов:
Тихого,
Северного Ледовитого,
Индийского,
Атлантического.
(Неверный ответ: Индийского).
- На территории России расположены равнины:
Западно-Европейская,
Восточно-Европейская,
Среднесибирское плоскогорье,
Западно-Сибирская равнина.
(Неверный ответ: Западно-Европейская).
- Каменным поясом России называют: Кавказские, Уральские горы.
(Неверный ответ: Кавказские горы)
- Самая длинная река России: Обь, Волга.
(Неверный ответ: Волга)
- Самое глубокое озеро: Байкал, Онежское.
(Неверный ответ: Онежское).
- Перечислите, на какие природные зоны условно поделена территория России?
(Приложение 1, слайд 3)
- А какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.
Запуск видеосюжетов с рассказами учеников.
1 ученик
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
2 ученик
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
3 ученик.
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
4 ученик.
- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
5 ученик.
- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
6 ученик.
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
2. Подъезжаем к станции «Зоолого-Ботанической»
- Задача: расселить животных и распределить растения по природным зонам. (Приложение1, слайд 4, слайд 5)
Учащиеся распределяют картинки с изображениями животных и растений по природным зонам. Сначала самостоятельно на ноутбуках, затем коллективно на интерактивной доске путем «перетаскивания» изображений.
Подвижная физминутка.
- Дружно мы шагаем Травы разные растут
По родному краю. И цветов полно вокруг.
Солнце радует нас всех Мы природу сбережем
Поднимаем руки вверх. Ведь земля родной наш дом!
Греет нас оно лучами,
Тянемся к нему руками.
Слева – речка, справа – лес,
Впереди полно чудес.
3. Наш поезд подходит к станции «Игровая»
- Отгадайте на слух, звуки какой природной зоны вы сейчас слышите?
Включаются звуки из 6 мультимедийных панорам природы России (диск «Детская энциклопедия Кирилла Мефодия»)
4. Доезжаем до станции «Экологическая»
- По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.
- О чем я говорю? Что изучает наука экология?
- А как объяснить выражение «экологическое равновесие»? На что похоже слово равновесие? (Приложение 1, слайд 6) (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)
- Вспомним экологическую пирамиду дубравы. (Приложение 1, слайд 7)
- Что в основании пирамиды? (много, много желудей)
- Кто ими питается? (мыши)
- А кто во главе пирамиды? (Чтобы прокормить себя сове нужно много мышей. Одной мышке – нужно много, много желудей)
- Что произойдет, если уничтожить всех сов? (Приложение 1, слайд 8) (Мышей станет много, а корма мало)
- А если сов будет очень много? (Приложение 1, слайд 9) (Они съедят всех мышей, а желуди прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)
- Так для чего же нужно в природе равновесие? (Приложение 1, слайд 10 ) Чтобы не было экологических проблем, так как в природе все связано между собой)
- А какие экологические проблемы характерны для лесной зоны?
- Вот так человеку трудно сохранить равновесие в природе, и сам он виноват во многих экологических проблемах. (Приложение1, слайд 11)
Электронная физминутка для глаз.
5. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»
- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.
Учащиеся выполняют тест в тестовой оболочке «Экзаменатор» на ноутбуках и компьютерах. Во время выполнения теста учитель осуществляет контроль на учительском ноутбуке по беспроводной связи за всеми учащимися, работающими на ноутбуках.
1) В ледяной зоне растут …
- кедры, березы, черемухи
- лишайники, мхи, полярные маки
- бузина, орешник, айва
2) В тундре обитают …
- песцы, лемминги, волки
- тюлени, моржи, киты
- верблюды, лошади, коровы
3) В тайге растут:
- дубы, сосны, ели
- березы, липы, лиственницы
- пихты, ели, кедровая сосна
4) Основным занятием населения степей является …
- рыболовство
- земледелие
- оленеводство
5) В пустыне …
- чаще всего осадков не бывает
- выпадает много осадков в виде дождя и снега
- выпадает малое количество осадков
6) В черном море у побережья обитают
- киты, море, черепахи, тюлени
- крокодилы, анаконды, котики
- медузы, крабы, морские коньки
7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….
- с неблагоприятными погодными условиями
- с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса
- с участившимися лесными пожарами
Компьютер оценивает выполнение теста.
III. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?
(Приложение 1, слайд 12)
- 2010 год был годом тигра по восточному календарю. В силах человека сделать так, чтобы этот житель амурского края стал бы полноправным хозяином своей территории, а не остался навсегда только на страницах книг или компьютерных презентаций.
Домашнее задание: выполнить реферат о любой из природных зон по плану:
- Природные условия.
- Растительный и животный мир.
- Экологические проблемы природной полосы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арктика Черноморское побережье Пустыня Степи Тундра Лесная зона
Экологическое равновесие. Что это?
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России"
Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-путешествие....
конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России"
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России", обобщающий урок - путешествие....
Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"
Данная разработка поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ
Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.Планируемые результаты:Планируемые результаты- Личностные: положительное отношени...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...