Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление), авторской программы по курсу «Окружающий мир» Е. В.Саплина 4 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Рабочая программа по курсу окружающий мир разработана  на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая приказом Минобрнауки от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями)
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утверждённая приказом от 30.08.2019 г. № 309.
  •  концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
  • авторской программы по курсу «Окружающий мир» Е. В.САПЛИНА, А. И.САПЛИН, В. И.СИВОГЛАЗОВ М.: Дрофа 2017г.

1.2 Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия

Для учащихся

  1. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4класс. Учебник. М.: Дрофа 2015г.

Для учителя

  1. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. М.: Дрофа 2015г.
  2. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1—4 классы. Сборник рабочих программ.- М.: Дрофа 2017г.
  3. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир.  4класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа 2019г.

В содержание учебного предмета включено изучение регионального курса "Краеведение".

1.3 Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п. Таёжный на 2021-22 учебный год на изучение предмета окружающий мир в 4 классе отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметные

Учащиеся научатся:

•        рассказывать о строении организма человека;

•        рассказывать о правилах личной гигиены, о значении физической культуры для развития организма, о вреде алкоголя, табака и наркотиков;

•        различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

•        показывать на карте границы Российской Федерации;

•        различать права и обязанности гражданина, в частности ребенка;

•        описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте;

•        описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация);

•        называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1612 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы; 1613 г. — начало правления новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, введение новой системы летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — свержение самодержавия, отречение императора Николая II от престола; октябрь 1917 г. — революция, установление советской власти; 1922 г. — образование СССР; 1941 —1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. А. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

•        описывать государственное устройство Российской Федерации;

•        называть основные положения Конституции;

•        сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

•        характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

•        описывать культурные достопримечательности своего края;

•        соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком, дату исторического события с лентой времени;

•        находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

•        рассказывать о ключевых событиях истории государства;

•        рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        рассказывать о строении организма человека;

•        оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении, перегреве;

•        использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего организма;

•        рассказывать о наиболее важных событиях в истории России;

•        описывать обычаи народов России;

•        определять последовательность исторических событий;

•        показывать на карте территорию Российского государства, крупные города;

•        пользоваться настенной исторической картой;

•        находить необходимую информацию в дополнительной литературе и в электронных источниках и контролируемом Интернете;

•        создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов;

•        готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

•        более глубокое понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

•        ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

У учащихся могут быть сформированы:

•        ответственное отношение к изучению данного предмета;

•        способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•        понимать цель познавательной деятельности;

•        планировать свои действия при выполнении заданий учебника.

Учащиеся могут научиться:

•        самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

•        самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные

Учащиеся научатся:

•        сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

•        получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

•        получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

•        моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей.

Учащиеся могут научиться:

•        пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•        выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

•        совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы;

•        работать в группе, участвовать в диалоге при обсуждении и выполнении разнообразных заданий.

Учащиеся могут научиться:

•        распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 класс (68 ч) Тема года: «Человек на планете Земля»

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности

Содержание воспитания

Человек как живой организм (22 ч)

Человек — часть живой природы. Сходства и различия человека и животных. Человек — живой организм. Строение тела человека. Основные системы органов человека, их функционирование.

Кожа, ее строение, значение и гигиена. Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве. Предупреждение наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Закаливание организма. Правила измерения температуры тела человека.

Опорно-двигательная система. Строение и значение скелета. Мышцы. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и мышц.

Пищеварительная система. Продукты питания, их состав. Витамины. Работа органов пищеварения. Гигиена и режим питания.

Органы дыхания. Значение дыхания. Гигиена органов дыхания.

Кровеносная система, ее значение. Сердце и сосуды. Пульс. Тренировка сердца.

Нервная система, ее значение. Значение головного мозга.

Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира. Режим труда и отдыха.

Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья человека

Характеризовать основные функции систем органов тела человека.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (порезы, ушибы, ожоги, обморожение, перегрев).

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Участвовать в обсуждении правил сохранения и укрепления здоровья.

Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополни

тельной литературы об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

Интеллектуальное воспитание:

развитие познавательной активности; повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.

Здоровьесберегающие воспитание: воспитание у детей ценностей здорового образа жизни и безопасного поведения, формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья,

профилактика вредных привычек;

формирование опыта безопасного поведения в социуме,

ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей

физическое воспитание:

формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей

Основные этапы истории России (40 ч)

Лента времени. Историческое время. Счет лет в истории.

Древняя Русь. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

Древнерусские города. Быт и занятия людей, развитие культуры.

Монгольское нашествие. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Московское государство в XV— XVI вв. Быт и занятия людей, развитие культуры. Книгопечатание. Зодчество.

Российское государство в XVII в. Правление Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизни людей.

Россия в XVIII в. «Золотой век» русского дворянства. Победы русского оружия. Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф. Ушаков. Открытия и изобретения. Создание первого университета. М. Ломоносов. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник и др.).

Россия в XIX в. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизанская война.

Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. Древнерусский иконописец (А. Рублев), архитекторы (М. Казаков, В. Баженов, А. Фьораванти, Б. Растрелли), художники (А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков), поэты (А. Пушкин, М. Лермонтов), композиторы (М. Глинка, П. Чайковский).

«Путешествия» в царский дворец, усадьбу помещика, крестьянский дом, монастырь, мастерскую ремесленника.

Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия.

Развитие страны в 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. Восстановление страны после войны.

Освоение космоса. Культурные достижения России в XX в. Россия в начале XXI в.

Пересказывать текст учебника об историческом событии, выдающемся деятеле, памятнике культуры и обсуждать полученные сведения.

Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о прошлом нашего государства. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

Выполнять практические работы: показывать на карте места исторических событий, работать с лентой времени, определять последовательность исторических событий.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества.

Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения.

Находить в тексте учебника слова, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки.

Высказывать мотивированное мнение об историческом деятеле. Оцениватъ его вклад в историю государства.

Рассказывать о храмах как памятниках Отечества

Гражданско-патриотическое воспитание:

Формирование представления об историческом прошлом России,

Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Человек в современном мире (6 ч)

Россия — многонациональное государство. Народы нашей страны. Традиции, культура, религии

Пересказывать своими словами текст учебника.

Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о народах нашей страны, их традициях, обычаях, религии. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

Показывать на карте территорию России. Называть по карте субъекты Федерации.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника.

Описывать некоторые традиции народов нашей страны, исторические и культурные памятники, которые находятся на территории родного края, республики, области.

Оценивать вклад народов нашей страны в историю и культуру

Гражданско-патриотическое воспитание:

Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;

Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

социально-коммуникативное воспитание: Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.

правовое воспитание:

формированию правовой культуры личности.

знакомить детей с основами российского конституционного строя,

 

4.Система оценки достижения планируемых предметных результатов. Критерии оценивания.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Оценка «5»:

-учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.

Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. 

Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего  используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов.

Тест

Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.

Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий.

Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий.

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

5.КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  В 4 КЛАССЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 часа в неделю всего 68 часов)

Тема

Тема уроков

Дата

по плану

По факту

Примечание

1

Человек как живой организм (22 ч)

Человек — часть живой природы.

3.09

Уч.с.5

2

Человек живой организм.

6.09

Уч.с.7

3

«Одежда» нашего организма.

10.09

Уч.с.11

4

Как сохранить кожу чистой и здоровой.

13.09

Уч.с.13

5

Закаливание организма человека.

17.09

Уч.с.17

6

Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве. Тест

20.09

Уч.с.21

7

Зачем человеку скелет.

24.09

Уч.с.23

8

Что помогает нам двигаться. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и мышц.

27.09

Уч.25

9

Для чего человеку пища.

1.10

Уч.с.30

10

О зубах желудке и кишечнике.

4.10

Уч.с.32

11

Как правильно питаться. Самостоятельная работа.

8.10

Уч.с.35

12

Как и зачем мы дышим.

11.10

Уч.с.38

13

Берегите органы дыхания. Проверочная работа.

15.10

Уч.с.40

14

Зачем человеку кровь.

18.10

Уч.с.43

15

Кровеносная система, ее значение. Сердце и сосуды.

22.10

Уч.с.45

16

Кто руководит работой нашего организма. Головной мозг должен отдыхать. Тест.

25.10

Уч.с.47

17

Как мы познаём окружающий мир. Зрение.

29.10

Уч.с.53

 2 четверть

18

Органы чувств. Слух. Обоняние.

8.11

Уч.с.55

19

Органы чувств. Вкус. Осязание.

12.11

Уч.с.57

20

Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира.

15.11

21

Ты в ответе за своё здоровье.

19.11

Уч.с.59

22

Контрольная работа по теме «Человек как живой организм»

22.11

23

Основные этапы истории России (40 ч)

Историческое время. Лента времени.

26.11

Уч.с.64

24

Откуда есть и пошла русская земля. Восточные славяне.

29.11

Уч.с.67

25

Финно-угорские народы.

3.12

Уч.с.71

26

Древняя Русь. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

6.12

Уч.с

27

Первые русские князья.

10.12

Уч.с.75

28

Правление первых русских князей. Тест.

13.12

Уч.с

29

Древнерусское государство при Владимире.

17.12

Уч.с.80

30

Древнерусское государство при Ярославе Мудром.

20.12

Уч.с.82

31

Путешествие по древнерусским городам. Старая Ладога.

24.12

Уч.с.86

32

Древнерусские города. Новгород. Ярославль.

27.12

Уч.с.88

3 четверть

33

Опасность востока.

10.01

Уч.с.91

34

Александр Невский. Ледовое побоище.

14.01

Уч.с.94

35

В древней Москве.

17.01

Уч.с.97

36

Дмитрий Донской и Куликовская битва

21.01

Уч.с.99

37

Московское государство в 15 веке. Правление Ивана III

24.01

Уч.с.105

38

Московское государство в 15  веке. Развитие культуры.

28.01

Уч.с.108

39

Россия в 16 веке. Иван Грозный.

31.01

Уч.с.114

40

Население России в 15 – 16 веке.

4.02

Уч.с.120

41

Смутное время.

7.02

Уч.с.4

42

Россия после Смуты. Проверочная работа.

11.02

Уч.с.6

43

Необычный царь. Правление Петра I.

14.02

Уч.с.11

44

Российское государство в XVII в. Правление Екатерины II.

18.02

Уч.с.19

45

Россия во второй половине 18 века. Великие военачальники.

21.02

Уч.с.21

46

Образование и наука в 18 веке.

25.02

Уч.с.27

47

Отечественная война 1812года. Бородинское сражение.

28.02

Уч.с.31

48

Памятники в честь победы в войне 1812 года.

4.03

Уч.с.36

49

Отмена крепостного права. Тест.

11.03

Уч.с.39

50

Изменения в облике городов.

14.03

Уч.с.41

51

Наука и техника в 19 веке.

18.03

Уч.с.49

52

Культура 19 века. Русская живопись.

21.03

Уч.с.54

4 четверть

53

Культура 19 века. Русская литература и музыка.

25.03

Уч.с.60

54

Россиия в начале 20 века.

4.04

Уч.с.65

55

Россия в годы советской власти.

8.04

Уч.с.71

56

Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. Битва по Москвой.

11.04

Уч.с.79

57

Великая Отечественная война. Сталинградское сражение .Курская битва.

15.04

Уч.с.85

58

Города –герои. Тыл в годы войны.

18.04

59

Всероссийская проверочная работа.

22.04

60

СССР после войны.

25.04

Уч.с.97

61

Научные достижения 22 века.

29.04

Уч.с.102

62

Контрольная работа по теме «Основные этапы истории России»

6.05

63

Человек в современном мире (6 ч)

 Окружающий мир. Современная Россия.

13.05

Уч.с.107

64

Народы нашей страны.

16.05

Уч.с.

65

 Субъекты Российской Федерации. ХМАО.

20.05

66

Быт  и жилища народов севера. Традиции народов севера.

23.05

67

Внеурочная деятельность. Урок путешествия. Исторические и культурные памятники ХМАО.

27.05

68

Закрепление изученного за год.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...