Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление), авторской программы по курсу «Окружающий мир» Е. В.Саплина 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Рабочая программа по курсу окружающий мир разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая приказом Минобрнауки от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ п.Таёжный, утверждённая приказом от 30.08.2019 г. № 309.
- концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
- авторской программы по курсу «Окружающий мир» Е. В.САПЛИНА, А. И.САПЛИН, В. И.СИВОГЛАЗОВ М.: Дрофа 2017г.
1.2 Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия
Для учащихся
- Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3класс. Учебник. М.: Дрофа 2015г.
Для учителя
- Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. М.: Дрофа 2015г.
- Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 1—4 классы. Сборник рабочих программ.- М.: Дрофа 2017г.
- Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа 2019г.
В содержание учебного предмета включено изучение регионального курса "Краеведение".
1.3 Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУСОШ п.Таёжный на 2020-21 учебный год на изучение предмета окружающий мир в 3 классе отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год.
3. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметные
Учащиеся научатся:
• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
• характеризовать части растений и их значение;
• характеризовать строение тела животного, его отличительные особенности;
• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
• различать основные группы растений: хвойные, цветковые, голосеменные, споровые;
• различать основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
• приводить примеры взаимосвязей компонентов неживой и живой природы;
• рассказывать о материках и их особенностях;
• рассказывать о природных зонах нашей страны и их особенностях;
• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
• рассказывать о символах страны;
• рассказывать о государственных праздниках страны;
• рассказывать о культурных достопримечательностях своего города (села);
• рассказывать о правах ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
• показывать на карте природные зоны России;
• рассказывать об устройстве нашего государства;
• показывать на карте материки;
• показывать столицу нашего государства, родной город или село;
• рассказывать об основных символах и праздниках стран
• рассказывать о достопримечательностях родного города, села;
• приводить примеры многообразия растительного и животного мира;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• применять меры безопасности в городе и на природе;
• пользоваться различными справочными изданиями.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• понимание необходимости дальнейшего изучения данного курса;
• понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
• понимание значения взаимопомощи в семье, школе.
У учащихся могут быть сформированы:
• ответственное отношение к изучению данного предмета;
• способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать свои действия при проведении наблюдений и опытов;
• осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
• оценивать правильность выполнения заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов;
• оценивать свое поведение и своих товарищей.
Учащиеся могут научиться:
• развивать и тренировать наблюдательность;
• ставить цель проведения наблюдений и опытов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
• читать условные обозначения;
• доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов.
Учащиеся могут научиться:
• пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий;
• осуществлять описание объектов природы;
• сравнивать и классифицировать объекты природы по различным признакам;
• устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений погоды;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
• ставить вопросы друг другу;
• работать в группе.
Учащиеся могут научиться:
• высказывать свое мнение при обсуждении разноуровневых заданий
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 класс (68 ч) Тема года: «Человек и его соседи»
№ | Тема/Количество часов | Содержание | Характеристика видов учебной деятельности |
1 | Живые соседи человека(22 ч) | Многообразие живых организмов. Основные признаки живых организмов. Сходства и различия растений и животных. Разнообразие растений. Цветковые, голосеменные, споровые (водоросли, мхи, папоротники). Органы цветкового растения. Жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Общее представление о питании растений и роли этого процесса в природе. Значение растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные растения твоей местности. Разнообразие животных (по внешним морфологическим признакам): насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности питания разных видов животных. Размножение животных. Значение животных в природе и жизни человека. Животноводство. Разведение домашних животных. Среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Природное сообщество (луг, лес, водоем). Организмы в сообществах, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, взаимосвязь организмов | Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия. Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о значении растений в природе и жизни человека. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Характеризовать сельскохозяйственные растения своей местности. Выращивать (в группе) растения из семян, побегов, листа. Различать ядовитые растения. Различать съедобные и ядовитые грибы на примере своей местности. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни человека. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей класса Насекомые, надкласса Рыбы, класса Птицы, класса Млекопитающие. Характеризовать способы питания, размножения, условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, живом уголке на примере своей школы, своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы о растениях, животных (в том числе своего региона) и обсуждать полученные результаты. Характеризовать природные сообщества на примере леса, луга, водоема. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Проводить наблюдения во время экскурсий: «Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных» |
2 | Природные зоны России (12ч) | Климатические условия, растительный и животный мир природных зон. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса. Степи. Пустыни | Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, растительный и животный мир, влияние человека на природу изучаемых природных зон. Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о природных зонах, особенностях труда и быта людей. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения |
3 | Материки, их особенности (10ч) | Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида. Климат. Рельеф. Растительный и животный мир. Знакомство с главными достопримечательностями стран с контрастными особенностями | Находить и показывать на карте и глобусе материки. Обсуждать особенности климата, рельефа, растительного и животного мира. Извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительной литературы о материках. Подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения |
4 | Расселение человека по планете( 19ч) | Где и как селился человек. От первого поселения — к городу. Какие бывают города. Древнерусский город. Герб города. Город, село, деревня — место, где ты живешь. Улицы рассказывают о прошлом. История дома. Русская изба. Дом горожанина. Москва — столица России. Красная площадь и Кремль — главные достопримечательности Москвы Современный город. Города «Золотого кольца» России. Библиотека — хранилище книг. Как передавали и сохраняли знания. Музеи города. Что находится в музее, какие бывают музеи (исторический, художественный, политехнический). | Находить на карте России родной регион, столицу России Рассказывать по результатам экскурсии в краеведческий музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Находить дополнительную информацию о прошлом родного края, символах родного края (герб), культуре (музеи, библиотеки), об известных людях, о святынях, обычаях, религиозных и светских праздниках, народах, населяющих край. Обсуждать полученные сведения. Характеризовать профессии людей родного края. |
5 | Наша страна (5 ч) | Что такое государство. Символы Российского государства (флаг, герб, гимн). . Праздники и традиции нашей страны. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребенка. Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык— государственный язык нашей страны | Показывать на глобусе и политической карте территорию России, ее государственную границу. Показывать на карте России местонахождение Москвы и двух-трех крупнейших городов. Объяснять символический смысл государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Узнавать флаг России среди других флагов. Выполнять практическую работу с текстом государственного гимна: слушать гимн, декламировать его текст. Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, которые изложены в Основном законе страны — Конституции. Знакомиться с основными правами ребенка. Рассказывать о праздничных днях России, используя сведения из дополнительных источников информации |
4.Система оценки достижения планируемых предметных результатов. Критерии оценивания.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Оценка «5»:
-учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.
Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов.
Тест
Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий.
Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
5.КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 3 КЛАССЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ | Тема | Тема уроков | Дата по плану | По факту | Содержание | Примечание |
1 | Живые соседи человека(22 ч) | Мир живых организмов.Экскурсия. «Растения и животные леса» | 2.09 | 2.09 | ||
2 | Царство живой природы. | 4.09 | 4.09 | Основные признаки живых организмов | ||
3 | Строение растения. | 9.09 | 9.09 | Изучение органов цветкового растения | ||
4 | Жизнь растений. | 11.09 | 11.09 | Питаются, дышат, растут, размножаются, кислород, углекислый газ. | ||
5 | Цветковые растения. | 16.09. | 16.09. | Органы цветкового растения. | ||
6 | Голосеменные растения. | 18.09 | 18.09 | Хвойные растения | ||
7 | Споровые растения. Мхи и папоротники. | 23.09 | 23.09 | Мхи и папоротники | ||
8 | Экскурсия «Обитатели водоема» Внеурочная деятельность. | 25.09 | 25.09 | |||
9 | Водоросли. | 30.10 | 25.09 | Тело водорослей не разделяется на корень, стебель, лист | ||
10 | Мир грибов. Тест. | 2.10 | 30.10 | Съедобные, несъедобные | ||
11 | Мир животных. | 7.10 | 2.10 | Хищники, растительноядные, всеядные, паразиты. | ||
12 | Насекомые. | 9.10 | 7.10 | Строение насекомых | ||
13 | Рыбы. | 14.10 | 9.10 | Строение рыбы | ||
14 | Земноводные. | 16.10 | 14.10 | Строение земноводных | ||
15 | Пресмыкающиеся. | 21.10 | 16.10 | Строение пресмыкающихся | ||
16 | Птицы. Птицы родного края | 23.10 | 21.10 | Строение птиц | ||
17 | Млекопитающие. | 6.11 | 23.10 | Млекопитающие вскармливают молоком, температура тела не зависит от окружающей среды. | ||
18 | Среда обитания живых организмов. | 11.11 | 11.11 | Приспособление организмов к среде обитания | ||
19 | Сообщества живых организмов. | 13.11 | 13.11 | Живые организмы создают сообщества | ||
20 | Человек и живые организмы. Самостоятельная работа | 18.11 | 18.11 | Человек получает продуктыпитания, сырьё для одежды, лекарства, строительные материалы | ||
21 | Они не должны исчезнуть | 20.11 | 20.11 | |||
22 | Контрольная работа по теме «Живые соседи человека». | 25.11 | 25.11 | |||
23 | Природные зоны России (12ч) | Зона арктических пустынь. Климат. | 27.11 | 27.11 | ||
24 | Зона арктических пустынь. Животный и растительный мир. | 2.12 | 2.12 | |||
25 | Зона тундры. Климат. | 4.12 | 4.12 | |||
26 | Зона тундры. Животный и растительный мир. Самостоятельная работа. | 9.12 | 9.12 | |||
27 | Зона лесов. Климат. | 11.12 | 11.12 | |||
28 | Зона лесов. Животный и растительный мир. | 16.12 | 16.12 | |||
29 | Зона степей. Климат . | 18.12 | 18.12 | |||
30 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 23.12 | 23.12 | |||
31 | Зона степей. Животный и растительный мир. Дистанционное обучение. | 25.12 | 25.12 | |||
32 | Пустыня. Климат. Дистанционное обучение. | 13.01 | 30.12 | |||
33 | Животный и растительный мир пустыни. | 15.01 | 13.01 | |||
34 | Проверочная работа. Природные зоны России. | 20.01 | 15.01 | |||
35 | Наша страна (5 ч) | Устройство нашего государства. | 22.01 | Показывать на глобусе и политической карте территорию России, ее государственную границу | ||
36 | Права и обязанности граждан. | 27.01 | ||||
37 | Права ребенка. | 29.01 | ||||
38 | Символы Российской Федерации. | 3.02 | С текстом государственного гимна: слушать гимн, декламировать его текст | |||
39 | Праздники страны. Тест. | 5.02 | ||||
40 | Материки, их особенности (10ч) | Евразия. Европа. | 10.02 | Находить и показывать на карте и глобусе Европу. | ||
41 | Азия. | 12.02 | Находить и показывать на карте и глобусе Азию. | |||
42 | Африка. | 17.02 | Находить и показывать на карте и глобусе Африку. | |||
43 | Австралия. | 19.02 | Находить и показывать на карте и глобусе Австралию. | |||
44 | Северная Америка. | 24.02 | Находить и показывать на карте и глобусе Северную Америку. | |||
45 | Южная Америка. | 26.02 | Находить и показывать на карте и глобусе Южную Америку. | |||
46 | Антарктида. | 3.03 | Находить и показывать на карте и глобусе Антарктиду. | |||
47 | Люди и страны. Европа. Проверочная работа. | 5.03 | ||||
48 | Люди и страны. Азия. | 10.03 | ||||
49 | Люди и страны. Северная и Южная Америка. | 12.03 | ||||
50 | Расселение человека по планете(19ч) | Первые поселения человека. | 17.03 | Находить на карте России родной регион. | ||
51 | Названия городов. | 19.03 | ||||
52 | Как был устроен древнерусский город. | 31.03 | ||||
53 | Улицы города. | 2.04 | ||||
54 | История дома. | 7.04 | ||||
55 | Герб – символ города. | 9.04 | ||||
56 | Герб – моего посёлка. Профессии людей родного края. | 14.04 | Зарисовка герба семьи, школы, класса | |||
57 | Москва – столица России. | 16.04 | Находить на карте столицу России | |||
58 | Достопримечательности столицы нашей Родины. | 21.04 | ||||
59 | Современный город. | 23.04 | ||||
60 | Контрольная работа за год. | 28.04 | ||||
61 | Города «Золотого кольца» России. | 30.04 | ||||
62 | Путешествие в библиотеку. | 5.05 | ||||
63 | История письменности. | 7.05 | ||||
64 | Административная комплексная работа за год. | 12.05 | ||||
65 | Путешествие в исторический музей. | 14.05 | ||||
66 | Путешествие в художественный и политехнический музей. | 19.05 | ||||
67 | Экскурсия по теме «Музеи нашего города». | 21.05 | ||||
68 | Путешествие по России. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...