Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Путешествие в мир растений»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОГУЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Принята на заседании педагогического совета школы протокол от 29.08.2021 г. № | «Утверждаю» Директор МКОУ «Богучарская СОШ №2» __________ Булах И. П. приказ от 01 .09.2021 г. № |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Путешествие в мир растений»
Возраст обучающихся: 10 - 11 лет.
Срок реализации: 1год.
Год обучения: 1 год.
Уровень: базовый.
Автор-составитель:
Лободина Валентина Ивановна
педагог МКОУ
«Богучарская СОШ №2»
Богучар 2021 г.
Пояснительная записка
Программа «Путешествие в мир растений» отвечает требованиям нормативно - правовых документов:
- Федерального закона от 24.07.1998г, № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
- Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.01.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников.
Актуальность:
Экологическая обстановка ставит перед человечеством каждый год всё более сложные задачи. Воспитание в подрастающего поколения в рамках ответственного отношения к живой природе, позволит вырастить разумного гражданина, который станет частью общества будущего. Общество должно будет решить экологические проблемы, которые мы решить не смогли. Однако, ответственных граждан необходимо выращивать сейчас. Формирование экологического сознания у детей – это то, что предотвратит или минимизирует последствия возможных катастроф. Понимание детьми места растений в целостной картине мира, несомненно, способствует ответственному отношению к окружающей среде, а эмоциональная близость к объектам живой природы усиливает эффект.
Программа «Путешествие в мир растений» целесообразна педагогически – используемые методы и педагогические технологии позволяют достичь поставленные задачи. Программа может быть использована в других образовательных учреждениях.
Природа вызывает интерес у людей ещё с самого начала развития человечества. Сейчас человек начинает забывать, что всё что он имеет сегодня зависит от окружающей его среды. Ботаника, как часть биологии, позволяет на простых объектах объяснить многие сложные природные процессы.
Воспитание в школьниках любви к природе, ответственному отношению к окружающей среде позволяет вырастить разумного гражданина, что в будущем напрямую повлияет на судьбу самого ученика и на судьбу всего общества. Привлечение детей в объединения по охране и изучению живой природы так же позволит сформировать экологическое сознание, которое в последствии поможет избежать экологические катастрофы. Именно в детском возрасте это будет сделать проще всего – детям интересен мир вокруг, его устройство. В юном возрасте легче всего сформировать эмоциональную близость и понимание о сути происходящих в природе процессов.
Учреждения детского дополнительного образования являются важным звеном в российской системе образования. Ребёнок может выбрать объединение интересное и близкое ему, найти в нём новых товарищей-единомышленников, что ускорит формирование комплекса специальных умений, навыков, знаний. В процессе работы складывается экологическое мировоззрение. Параллельно с этим у ребёнка улучшаются социальные навыки, вырабатывается уверенность в своих возможностях и складывается позитивное отношение к жизни.
Новизна программы. Сеть детских эколого-биологических центров открывает возможность углублённого изучения комплекса наук любому школьнику нашей страны. Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие в мир растений» имеет эколого-биологическую направленность. Помимо обретения школьником умений, навыков и знаний, она формирует ответственное отношение к природе, воспитывает экологическое сознание, ответственность, обучает методике проведения проектно-исследовательской деятельности, проведению лабораторных опытов и раскрывает творческий потенциал детей и вовлекает в участие экологической и природоохранной жизни города.
Отличительные особенности программы: Данная программа представляет одно из средств воспитания в детях ответственного отношения к природе, позволяет углубить, систематизировать знания о флоре и её экологии. Программа отличается от существующих тем, что описывает на примере растений основные процессы жизнедеятельности организмов.
Цель – изучение растительного мира и формирование экологического мировоззрения
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- расширить представления о растительном многообразии Земли;
- сформировать знания о: систематике, анатомии, экологии растений.
- ознакомить обучающихся с растениями Воронежской области
- содействовать выработке практических умений и навыков по проведению лабораторных и полевых работ, применению полученных знаний в жизни;
- содействовать выработке навыков в экспериментальной и научно-исследовательской работе.
2.Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную сферу, мышление, внимание, память, эстетическое восприятие;
- способствовать развитию практических навыков проведения экспериментов;
- способствовать развитию у обучающихся интереса к самостоятельному исследованию;
- способствовать формированию стремления к распространению экологических знаний и личному участию в экологической жизни города.
3.Воспитательные:
-воспитывать ответственное отношение к природным ресурсам и охране окружающей среды;
- содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Формы обучения: Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
.
Срок реализации программы: 1 год
Уровень реализации программы: ознакомительный.
Объём программы: 34 часа
Форма обучения – очная.
Продолжительность одного занятия - 45 минут.
Адресат программы: обучающиеся 10-11 лет.
Форма занятий - групповая и звеньевая, при выполнении научно-исследовательских работ - индивидуальная.
Формы проведения занятий – при использовании программы предусматриваются следующие формы занятий: экскурсии; праздники; конференции; лабораторные работы; лекции; психологические игры; конкурсы; викторины; просмотр фильмов; самопроверка
Экскурсии.
Формы работы с детьми.
Фронтальная - при изучении новой темы.
Звеньевая - при проведении практической части занятий.
Индивидуальная - задание на дом, подготовка рефератов, докладов и при исследовательской деятельности.
Методы: При использовании программы предусматриваются группы словесных методов (рассказ, беседа, объяснение, групповой опрос, диспут);
- практических методов (наблюдение, эксперимент, коллективная творческая деятельность, работа со справочником – определителем растений; формирование навыков в ходе практических работ; защита проекта.)
- наглядно-иллюстративный метод (наглядные пособия; цветы в горшках, плакаты, рисунки, репродукции картин, презентация);
- методы стимулирования и мотивации учения (игры, викторины, дискуссии).
Технология проведения занятий:
Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения, поэтому освоены технологии интерактивного обучения и учебная дискуссия.
Современные технологии (компетенция, рефлексия, анализ, умение оценивать).
Проблемное обучение. Театрализованное представление.
Игровые технологии.
Интегрированное обучение. Педагогика сотрудничества.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Соблюдение СанПина;
2. Оздоровительные (физкультминутка)
3. Технология обучения здоровью (формирование здорового образа жизни)
4. Технологии воспитания культуры здоровья (создать мотивацию на ведение ЗОЖ, ответственность за свое здоровье).
Предусмотрено использование диагностических методик:
Недописанный тезис;
Фантастический выбор;
Недописанный диалог;
Недописанный рассказ;
Тест-рисунок.
Работа с одаренными детьми:
Обучающиеся, значительно опережающие большинство обучаемых в освоении программы привлекаются к постановке эксперимента, научно-исследовательской работе.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате реализации данной программы, обучающиеся должны знать:
- основные жизненные процессы в организме растения;
- жизненные формы растений;
- систематические группы растений;
- основные способы размножения, рост и развитие растений;
- экологические группы растений;
- взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
- роль растений в природе, их значение в жизни человека;
- общие правила изготовления гербария;
- наиболее распространенные заболевания и вредителей растений, способы лечения и профилактики.
Учащиеся должны уметь:
- применять в жизни знания об экологических группах растений;
- проводить наблюдение за сезонными изменениями;
- определять вид растения по определителю.
Формы промежуточного и итогового контроля: опрос, тестирование, исследовательские работы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной и текущий контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, собеседование, итоговые занятия по темам.
Формы подведения итогов реализации: итоговые тестовые задания, участие в научно-практических конференциях, викторинах.
Текущий и итоговый контроль освоения знаний, умений и навыков.
Входной контроль.
Диагностика общебиологических понятий. Анкетирование: выявление базы знаний, с которыми обучающиеся пришли в объединение.
Текущий контроль.
Собеседование по пройденному материалу, тестирование в конце изучения каждого раздела, заключительные занятия в нетрадиционной форме обучения: защиты сообщений, проектов.
Итоговый контроль.
Результативность обучения проявляется при проведении творческих исследовательских работ.
Учебно –тематический план обучения
Наименование тем | Всего часов | В том числе |
теория | практика | ||
1. Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - |
2. Химический состав живых организмов | 2 | 1 | 1 |
3. Клетка | 2 | 1 | 1 |
4. Ткани | 2 | 1 | 1 |
5. Эволюция растительного мира | 2 | 1 | 1 |
6. Корневая система растений | 2 | 1 | 1 |
7. Листья | 2 | 1 | 1 |
8. Вегетативное размножение растений | 2 | 1 | 1 |
9. Дыхание | 2 | 1 | 1 |
10. Фотосинтез | 2 | 1 | 1 |
11. Биологическое разнообразие | 2 | 1 | 1 |
12. Леса | 2 | 1 | 1 |
13. Степные экосистемы | 2 | 1 | 1 |
14.Луговые экосистемы | 2 | 1 | 1 |
15. Болотные экосистемы | 1 | 1 | - |
16. Водные экосистемы | 1 | 1 | - |
17. Охрана редких видов | 2 | 1 | 1 |
18. Изготовление гербария | 2 | - | 2 |
19. Итоговое тестирование. Заключительное занятие | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 18 | 16 |
Содержание программы обучения.
1. Введение в образовательную программу. (1ч.)
Ознакомление с образовательной программой. Знакомство и опрос общего уровня знаний. Инструктаж по общим правилам техники безопасности.
Практическая часть. Экскурсия по учебно-опытному участку.
Оборудование и материалы: горшочные растения, растения открытого грунта, разработка экскурсий.
2. Химический состав живых организмов. (2 ч.). Основные элементы живой природы. Вода. Минеральные соли. Белки. Жиры. Углеводы. Нуклеиновые кислоты.
Самостоятельная работа. Сравнение химического состава живых и неживых объектов
Практическая часть. Выявление питательных веществ семян
Оборудование и материалы: Семена, йод, бумага, лабораторная посуда
3. Клетка (2ч.).
Клетки растений и животных. Функции клеток растений.
Практическая часть. Микроскопирование клеток растений
Самостоятельная работа. Таблица « Клетка»
Оборудование и материалы: Микроскопы, растительный материал, лабораторная посуда
4. Ткани. (2ч.). Что такое ткани? Проводящие ткани. Покровные ткани. Основные ткани. Образовательные ткани. Механические ткани.
Практическая часть. Микроскопирование тканей растений
Самостоятельная работа. Таблица «Сравнение тканей растения»
Материалы и оборудование: Микроскопы, растительный материал, лабораторная посуда
5. Эволюция растительного мира. (2ч.) Основные законы эволюции. Возникновение жизни на земле. Господство водорослей. Выход растений на сушу. Возникновение цветковых растений.
Самостоятельная работа. Схема «Эволюция растений»
Практическая часть. Сравнение эволюционных групп растений
Оборудование и материалы: Литература, современные горшочные растения
6. Корневая система растений. (2ч.) Функции корня. Виды корневых систем. Строение корня.
Самостоятельная работа Таблица «Корневые системы растений»
Практическая часть. Изучение функций корневой системы.
Оборудование и материалы: Проростки пшеницы, лабораторное оборудование, микроскопы, горшочные растения.
7. Листья. (2ч.) Что такое лист? Значение листа для растения. Морфология листа. Анатомия листа. Функции листа.
Практическая часть. Измерение площади листовой поверхности растения.
Самостоятельная работа. Таблица «морфология листа»
Оборудование и материалы. Гербарий, горшечные листья, бумага в клеточку
8. Вегетативное размножение растений (2ч.) Вегетативные органы растений. Способы вегетативного размножения растений.
Практическая часть. Размножение с помощью черенков и частей листа.
Самостоятельная работа. Таблица «Способы вегетативного размножения»
Оборудование и материалы: Горшочные растения, лабораторная посуда
9. Дыхание. (2ч.) Что такое дыхание? Как происходит процесс дыхание у растений?
Самостоятельная работа. Сравнение процессов дыхания у растений и животных
Практическая часть. Доказательство наличия дыхания у растений
Оборудование и материалы. Горшочные растения, лабораторная посуда.
10. Фотосинтез. (2ч.) Суть фотосинтеза. Значение фотосинтеза для растения и окружающей среды. Процесс фотосинтеза.
Самостоятельная работа. Фотосинтезирующие органы различных растений – сравнение.
Практическая часть. Доказательство наличия фотосинтеза у растений
11. Биологическое разнообразие. (2ч.) Разнообразие растений Земли. Растительное разнообразие России и Воронежской области.
Самостоятельная работа. Таблица «Природное местообитание комнатных растений»
Практическая часть. Просмотр тематического фильма
Оборудование и материалы: Проектор, фильм
12. Леса (2ч.) Особенности лесных экосистем. Леса России. Видовая структура лесов Воронежской области.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения лесов Воронежской области»
Практическая часть. Экскурсия в парк
Оборудование и материалы: Определитель деревьев
13. Степные экосистемы. (2ч.). Степи Воронежской области. Видовая структура степей.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения степей Воронежской области»
Практическая часть. Изучение видового разнообразия степей
Оборудование и материалы. Атлас-определитель растений. Обучающий фильм. Изображения растений.
14. Луговые экосистемы. (2ч.) Луга Воронежской области. Видовая структура лугов.
Самостоятельная работа. Карточки «Видовое разнообразие лугов Воронежской области»
Практическая часть. Изучение видового разнообразия лугов
Творческая часть. «Дары наших лугов»
Оборудование и материалы. Атлас-определитель растений. Обучающий фильм. Изображения растений.
15. Болотные экосистемы (1ч.). Болота Воронежской области. Видовая структура болот.
Самостоятельная работа. Карточки «Видовое разнообразие болот Воронежской области»
Практическая часть. Опыт размножения черенками.
Оборудование и материалы. Микроскоп, лупы
16. Водные экосистемы (1ч.) Пресные и солёные водоемы. Искусственные водоёмы. Водоёмы Воронежской области.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения водных экосистем»
Практическая часть. Рис. аквариума
Оборудование и материалы. Изображения водных растений.
17. Охрана редких видов. (2ч.) Для чего нужно охранять редкие виды? Красная книга.
Самостоятельная работа. Таблица «Охраняемые растения Воронежской области»
Практическая часть. Карта России и Воронежской области
Творческая часть. Изготовление плакатов в защиту краснокнижных растений
Оборудование и материалы. Красная книга Воронежской области, карты, контурные карты, интернет-ресурсы
18. Изготовление гербария (2 ч.) Для чего нужен гербарий? Правила полевых работ при изготовлении гербария. Как сохранить растения в гербарии? Как правильно хранить гербарий?
Самостоятельная работа. Гербарий растений у моего дома
Практическая часть. Экскурсия в парк
Оборудование и материалы. Разработка экскурсии
19. Итоговое тестирование. Заключительное занятие (1ч.)
Оборудование и материалы. Итоговый тест
Методическое обеспечение.
Школьники систематизируют полученные ранее знания и получают новый углублённый материал по ботанике, экологии. Рассматривается морфология, анатомия растений, ботаническое разнообразие. Рассматривается роль растений в биосфере, основы почвоведения. Изучаются редкие и ресурсные виды растений Воронежской области и России, рассматриваются методы охраны редких и исчезающих видов.
Педагогические принципы, положенные в основу программы
Методологическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельностный подход. При отборе содержания воспитания предпочтение отдаётся: педагогической поддержке; социализации; развитию индивидуальности; духовно-нравственное развитие личности обучающегося.
Содержание и методика обучения, развития и воспитания определяется принципами педагогики сотрудничества: нравственная и творческая целенаправленность педагогического процесса; демократические взаимоотношения; развитие мотивации к творческой деятельности; развитие умений самообразования и самовоспитания; принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся, с учетом его индивидуальных особенностей, создаются благоприятные условия для раскрытия личности; принцип оптимальной дозировки нагрузки на каждого обучающегося в зависимости от его физиологических и психологических возможностей.
Материально - техническое обеспечение.
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Воронежской области, рисунки, фотографии.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
Литература
Основная литература.
1. Поляков С.А. В поисках педагогической инноватики. – М., 1998.
2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник/ Автор- составитель Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2001
4.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗот 1 сентября 2013 г.
5. Конвенция ООН «О правах ребенка». М., - 2010
6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
7. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПин 2.4.2.2821-10.М.,2010.
8. Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Литература для педагога
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: учебное пособие. - М., 2001.
- Ильина Т.А. Лекарственные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2013.- 304 с.
- Королькова С. Все о самых лучших садовых и комнатных растениях. Как выбирать, выращивать и размножать.- Издательство: АСТ, Астрель, 2012.- 100с.
Cмирнова М. 100 золотых правил. Уход за комнатными растениями. – Издательство «Фитон+»., 2008.- 160с.
Литература для обучающихся
- Головкин Б. Все о комнатных растениях, М. Айрис Пресс, 2005
- Гортинский Г., Яковлев Г. Комнатные растения, целители в вашей комнате. М., Фитон, 2000.- 215с
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. — М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 320 с.: ил. — (Ист. альбом).
- Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176с.
- Цингер А.В. Занимательная ботаника: Бесхитростные любительские беседы. — М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. — 303 с.: ил. — (Б-ка Аванты+).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)
Программа "Цветная экология" способствует широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...
Программа этнокультурного направления "Путешествие по Халясавэй"
С введением ФГОС мною разработана программа факультативного занятия "Путешествие по Халясавэй" (прошлое, настоящее, будущее). Она расчитана на учебный год (34 часа) для 2 класса. Программа н...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Путешествие в страну Олимпиадию»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально - познавательной направленности "Путешествие в страну Олимпиадию" предназначена для учителей начальных классов, которые готовят учащи...