Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Как изображают земной шар"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Как изображают земной шар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chigrinova._okruzhayushchiy_mir.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ВО
“Губернский педагогический колледж”
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе
Как изображают земной шар
Воронеж 2019 г.
Тема урока | Как изображают земной шар | ||
Место урока в разделе | Первая четверть. Карта. | ||
Тип урока | Усвоение нового знания | ||
Цель урока | Продолжать знакомить учащихся с наукой географией, способствовать формированию представления о глобусе. | ||
Задачи урока |
| ||
Планируемые результаты изучения темы | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Ученик научится: Давать определние, что глобус – модель Земли; «Главный пояс Земли» - это экватор, горизонтальные линии называют параллелями, вертикальные линии называют меридианами. | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и вступать в диалог; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. | Ученик получит возможность формирования: воспринимать речь учителя; оценивать собственную учебную деятельность; выражать отношение к учебному процессу. | |
Ресурсы | |||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |
Учебник, методическое пособие | Презентация | Экран, компьютер, проектор | |
Межпредметные связи | География, математика, история | ||
Организация пространства | Традиционная |
Этапы урока | ||
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1 мин) | Мобилизациях учащихся | Настраиваются на учебную деятельность |
2. Актуализация знаний (5 мин) | - Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить с вами на уроке, я предлагаю вам вспомнить все, что мы изучали ориентированию в пространстве и на местности, и разгадать кроссворд: (работа в парах, разгадывают) Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. (Запад) Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. (Календарь) Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. (Компас) Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. (Лунный) Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. (Полярная) - Какое ключевое слово у вас получилось? - А что же такое «Земля»? - Верно, мы с вами возьмем понятие «Земля», как планета, земной шар | Земля Земля – это почва; планета, на которой мы живем. |
3. Постановка целей (1 мин) | - Ребята, если наше ключевое слово было «земля», как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим на уроке? - А вы знаете, как его изображают? - Какова же будет цель нашего урока? | - Как изображается земной шар Варианты ответов Узнаем, как в древности изображали люди землю, а так же поговорим про глобус |
4. Изучение нового материала. (10 мин) | - Правильное представление о форме нашей планеты сложилось далеко не сразу. Древние люди высказывали множество предположений о форме Земли. Чтобы узнать, как люди доказали, что Земля – шар, пройдем вместе интересный путь открытий – с глубокой древности до сегодняшних дней.
- Ребята, на каждой парте лежат рисунки, показывающие, как раньше люди представляли землю. Ваша задача рассмотреть их и рассказать, как же раньше представляли землю. - Как вы думаете, почему именно так представляли люди землю? Чего им не хватало в то время? - Совершенно верно, многие факторы влияли на это. А теперь, для того, чтобы у вас не было сомнений, что Земля имеет форму шара, мы с вами посмотрим видео. -Итак, вот у нас с вами появилось противоречие. Как же на самом деле называется форма земли? -Верно, ребята, Само слово "геоид" (гео-ид, гео - земля, ид - подобный, похожий) означает "землеподобный", т. е имеющий форму земли. Попробуйте резиновый шарик заполнить водой, подвесить его и привеси в быстрое вращение вокруг вертикальной оси. Под действием центробежной силы центральная (по высоте) часть шара растянется. Аналогично, и Земля. - Запомните, что правильное название формы земли – это геоид. - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о том, почему же мы не чувствуем того, что земля вращается? Потому что ее скорость постоянна. Рассмотрим для примера систему из поезда (или самолета) и пассажира. Когда поезд (самолёт) разгоняется и тормозит, пассажир скорость очень даже ощущает. Но когда он движется с постоянной скорость, пассажир может свободно передвигаться по вагону (салона), не замечая движения транспорта. Точно так же и с планетой. - А что же может произойти, если вращение Земли остановится? | Рис. 1. Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов. Так представляли Землю в старину на Руси. Рис. 2. Древние греки не сомневались, что Земля – диск, омываемый рекой – океаном. Рис.3. Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе – по представлению древних индусов. Отсутствие необходимых знаний. Недостаточность наблюдений. Преклонение перед силами природы. Фантастические выдумки о сказочных животных. Отсутствие транспортных средств. Не совершались морские путешествия. Мысль о беспредельном океане. Геоид Прекратится смена дня и ночи. |
5. Динамическая пауза (2 мин) | ||
5. Изучение нового материала (10 мин) | - Ребята, кто же может сказать, где мы можем увидеть точную модель нашей Земли? - Верно, это глобус. Сейчас мы с вами с ним познакомимся. - Откройте учебник на стр. 56. Прочитайте 1 абзац. - Что вы можете сказать про глобус? - Верно, с помощью глобуса мы можем получить наглядное представление о нашей планете. - У вас на столе на листочках изображен глобус. Сейчас мы будем обозначать на нее основные определения. (показываю на глобусе) - Можем увидеть ось земли, полюса, можем задать вращение планете. - Ребята, на на Земле есть такие точки, которые не вращаются вместе с Землей. Как вы думаете, где это может быть? -Оказывается, только две точки, верхняя и нижняя, через которые проходит ось глобуса, остаются на месте. То же самое происходит и с нашей планетой. Она вращается вокруг своей оси. Только эта ось - воображаемая линия. Нижние и верхние точки воображаемой оси земного шара называются полюсами. На земном шаре их два: Южный полюс и Северный полюс. При вращении Земли вокруг собственной оси полюсы остаются неподвижными. На глобусе полюсы обозначаются в виде точек. - Если там Земля не вращается, какой вывод мы можем сделать? -Верно, обратите внимание на слайд. Так проходит день и ночь на полюсах нашей Земли. - Так же, словно сеткой, глобус окутан разными линиями, которые помогают ориентироваться на поверхности Земли. Линии, которые сходятся у полюсов – это меридианы, которые проходят параллельно друг другу – это параллели. Если мы будем двигаться по любому меридиану, то куда мы попадем? (показываю на глобусе) - Так же меридианы делят нашу Землю на западное и восточное полушарие. А параллели указывают нам направление куда? - Ребята, смотрите, а что это за жирная линия, которая делит нашу Землю на север и юг? - Верно, экватор делит нашу Землю на северное и южное полушарие. Его длина составляет 40000 км, он является самой длиной параллелью. - А без чего мы не можем обойтись на любой карте? Верно, так же и на глобусе есть свой масштаб. Большие расстояния по глобусу определять гораздо точнее, нежели по карте. | Глобус «Глобус» переводится как «шар», дает наглядное представление о форме Земли и ее вращении вокруг оси, о наклоне, т.ж ось проходит через две точки на поверхности, которые называют полюсами. Предположения детей (северный и южный полюс) Нет смены дня и ночи На северный или южный полюс. Восток или запад. Это экватор Масштаб |
6. Первичное закрепление (7 мин.) | -Ребята, у вас на столе лежат карточки. Самостоятельно выполните задание на закрепление. Земля имеет форму . Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает - _____. На глобусе есть горизонтальные линии, которые называются _______________ и вертикальные линии, которые называются _____________. Самая длинная параллель – это __________________. | Геоида, глобус, шар, параллели, меридианы, экватор. |
7. Итог урока (5 мин.) | - Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего урока. На доске: -Я узнал сегодня, что ……. -Мне было интересно на уроке…. -Я запомнил…. -Хочу сказать спасибо… | |
8. Рефлексия | «Улыбка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Глобус- модель земного шара".
Урок по окружающему миру 3 класс. Тема: "Глобус- модель земного шара". Составлен в соответствии с требованием ФГОС УМК "Перспективная начальная школа"....
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Формы земной поверхности" 2 класс А.Плешаков
Данный материал поможет учителям, работающим по программе "Школа России" найти нужную информацию для проведения урока окружающего мира во 2 классе по теме "Формы земной поверхности" . Дана подробная х...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс
технологическая карта урока по теме "Земная поверхность" УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Формы земной поверхности"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по программе «ШКОЛА России»Тема урока: Формы земной поверхностиТип урока: урок «открытия» новых знаний Основные понятия: горы,...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Формы земной поверхности"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС с региональным компонентом....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...