Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Как изображают земной шар"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чигринова Александра Ивановна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Как изображают земной шар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chigrinova._okruzhayushchiy_mir.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО

“Губернский педагогический колледж”

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе

Как изображают земной шар

Воронеж 2019 г.

Тема урока

Как изображают земной шар

Место урока в разделе

Первая четверть.  Карта.

Тип урока

Усвоение нового знания

Цель урока

Продолжать знакомить учащихся с наукой географией, способствовать формированию представления о глобусе.

Задачи урока

  1. Познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли, формировать представления о глобусе как модели Земли;
  2. Развивать воображение, познавательный интерес к истории развития знаний о форме Земли, умение рассуждать;
  3. Воспитывать желание узнавать новое.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

Давать определние, что глобус – модель Земли; «Главный пояс Земли» - это экватор, горизонтальные линии называют параллелями, вертикальные линии называют меридианами.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и вступать в диалог; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Ученик получит возможность формирования:

воспринимать речь учителя; оценивать собственную учебную деятельность; выражать отношение к учебному процессу.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник, методическое пособие

Презентация

Экран, компьютер, проектор

Межпредметные связи

География, математика, история

Организация пространства

Традиционная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Мобилизациях учащихся

Настраиваются на учебную деятельность

2. Актуализация знаний

(5 мин)

- Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить с вами на уроке, я предлагаю вам вспомнить все, что мы изучали ориентированию в пространстве и на местности, и разгадать кроссворд:

(работа в парах, разгадывают)

Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. (Запад)

Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. (Календарь)

Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. (Компас)

Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. (Лунный)

Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. (Полярная)

- Какое ключевое слово у вас получилось?

- А что же такое «Земля»?

- Верно, мы с вами возьмем понятие «Земля», как планета, земной шар

Земля

Земля – это почва; планета, на которой мы живем.

3. Постановка целей

(1 мин)

- Ребята, если наше ключевое слово было «земля», как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим на уроке?

- А вы знаете, как его изображают?

- Какова же будет цель нашего урока?

- Как изображается земной шар

Варианты ответов

Узнаем, как в древности изображали люди землю, а так же поговорим про глобус

4. Изучение нового материала. (10 мин)

- Правильное представление о форме нашей планеты сложилось далеко не сразу.

Древние люди высказывали множество предположений о форме Земли.

Чтобы узнать, как люди доказали, что Земля – шар, пройдем вместе интересный путь открытий – с глубокой древности до сегодняшних дней.

  1. Работа с рисунками.

- Ребята, на каждой парте лежат рисунки, показывающие, как раньше люди представляли землю. Ваша задача рассмотреть их и рассказать, как же раньше представляли землю.

- Как вы думаете, почему именно так представляли люди землю? Чего им не хватало в то время?

- Совершенно верно, многие факторы влияли на это. А теперь, для того, чтобы у вас не было сомнений, что Земля имеет форму шара, мы с вами посмотрим видео.

-Итак, вот у нас с вами появилось противоречие. Как же на самом деле называется форма земли?

-Верно, ребята, Само слово "геоид" (гео-ид, гео - земля, ид - подобный, похожий) означает "землеподобный", т. е имеющий форму земли. Попробуйте резиновый шарик заполнить водой, подвесить его и привеси в быстрое вращение вокруг вертикальной оси. Под действием центробежной силы центральная (по высоте) часть шара растянется. Аналогично, и Земля.

- Запомните, что правильное название формы земли – это геоид.

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о том, почему же мы не чувствуем того, что земля вращается?

Потому что ее скорость постоянна.

Рассмотрим для примера систему из поезда (или самолета) и пассажира. Когда поезд (самолёт) разгоняется и тормозит, пассажир скорость очень даже ощущает. Но когда он движется с постоянной скорость, пассажир может свободно передвигаться по вагону (салона), не замечая движения транспорта. Точно так же и с планетой.

- А что же может произойти, если вращение Земли остановится?

Рис. 1. Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов. Так представляли Землю в старину на Руси.

Рис. 2. Древние греки не сомневались, что Земля – диск, омываемый рекой – океаном.

Рис.3. Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе – по представлению древних индусов.

Отсутствие необходимых знаний.

Недостаточность наблюдений.

Преклонение перед силами природы.

Фантастические выдумки о сказочных животных.

Отсутствие транспортных средств.

Не совершались морские путешествия.

Мысль о беспредельном океане.

Геоид

Прекратится смена дня и ночи.

5. Динамическая пауза

(2 мин)

5. Изучение нового материала

(10 мин)

- Ребята, кто же может сказать, где мы можем увидеть точную модель нашей Земли?

- Верно, это глобус. Сейчас мы с вами с ним познакомимся.

- Откройте учебник на стр. 56. Прочитайте 1 абзац.

- Что вы можете сказать про глобус?

- Верно, с помощью глобуса мы можем получить наглядное представление о нашей планете.

- У вас на столе на листочках изображен глобус. Сейчас мы будем обозначать на нее основные определения.

(показываю на глобусе)

- Можем увидеть ось земли, полюса, можем задать вращение планете.

- Ребята, на на Земле есть такие точки, которые не вращаются вместе с Землей. Как вы думаете, где это может быть?

-Оказывается, только две точки, верхняя и нижняя, через которые проходит ось глобуса, остаются на месте. То же самое происходит и с нашей планетой. Она вращается вокруг своей оси. Только эта ось - воображаемая линия. Нижние и верхние точки воображаемой оси земного шара называются полюсами. На земном шаре их два: Южный полюс и Северный полюс. При вращении Земли вокруг собственной оси полюсы остаются неподвижными. На глобусе полюсы обозначаются в виде точек.

- Если там Земля не вращается, какой вывод мы можем сделать?

-Верно, обратите внимание на слайд. Так проходит день и ночь на полюсах нашей Земли.

- Так же, словно сеткой, глобус окутан разными линиями, которые помогают ориентироваться на поверхности Земли.

Линии, которые сходятся у полюсов – это меридианы, которые проходят параллельно друг другу – это параллели.

Если мы будем двигаться по любому меридиану, то куда мы попадем? (показываю на глобусе)

- Так же меридианы делят нашу Землю на западное и восточное полушарие.

А параллели указывают нам направление куда?

- Ребята, смотрите, а что это за жирная линия, которая делит нашу Землю на север и юг?

- Верно, экватор делит нашу Землю на северное и южное полушарие. Его длина составляет 40000 км, он является самой длиной параллелью.

- А без чего мы не можем обойтись на любой карте?

Верно, так же и на глобусе есть свой масштаб. Большие расстояния по глобусу определять гораздо точнее, нежели по карте.

Глобус

«Глобус» переводится как «шар», дает наглядное представление о форме Земли и ее вращении вокруг оси, о наклоне, т.ж ось проходит через две точки на поверхности, которые называют полюсами.

Предположения детей (северный и южный полюс)

Нет смены дня и ночи

На северный или южный полюс.

Восток или запад.

Это экватор

Масштаб

6. Первичное закрепление

(7 мин.)

-Ребята, у вас на столе лежат карточки. Самостоятельно выполните задание на закрепление.

Земля имеет форму                   . Модель Земли - _______________ .  Это слово в переводе с латинского означает - _____. На глобусе есть горизонтальные линии, которые называются _______________ и вертикальные линии, которые называются _____________. Самая длинная параллель – это __________________.

Геоида, глобус, шар, параллели, меридианы, экватор.

7. Итог урока

(5 мин.)

- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего урока.

 На доске:

-Я узнал сегодня, что …….

 -Мне было интересно на уроке….

-Я запомнил….

-Хочу сказать спасибо…

8. Рефлексия

«Улыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Глобус- модель земного шара".

Урок по окружающему миру 3 класс. Тема: "Глобус- модель земного шара". Составлен в соответствии с требованием ФГОС УМК "Перспективная начальная школа"....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Формы земной поверхности" 2 класс А.Плешаков

Данный материал поможет учителям, работающим по программе "Школа России" найти нужную информацию для проведения урока окружающего мира во 2 классе по теме "Формы земной поверхности" . Дана подробная х...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Формы земной поверхности"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по программе  «ШКОЛА России»Тема  урока: Формы земной поверхностиТип урока: урок «открытия» новых знаний Основные понятия: горы,...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Формы земной поверхности"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС с региональным компонентом....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...