Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гафарова Фарида Гаптелхамитовна

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strany_i_narody_na_politicheskoy_karte_mira.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель. Гафарова Ф.Г.                                                                                           Дата.  

Технологическая карта урока по окружающему миру

Класс. 3 класс, УМК «Перспектива». Г. В. Дорофеев, Т.Н. Миракова

Раздел

Радость познания

Тема

Страны и народы на политической карте мира

Тип урока

ОНЗ, базовый уровень.

Цель.

Познакомить с политической картой мира

Планируемый результат.

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения. Воспринимать одноклассников как членов своей команды. Быть толерантным к мнению других и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные: Регулятивные УУД:  выполнять учебное задание в соответствии с правилом; соотносить учебные действия с алгоритмом; оценивать правильность выполненного задания в рамках учебного диалога.

Коммуникативные УУД: комментировать собственные учебные действия; вступать в учебный диалог; слушать собеседника и адекватно реагировать на замечания;  оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно в паре, в группе поставленную задачу; согласовывать позиции и находить общее решение; формулировать корректные высказывания.

Познавательные УУД: Учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления. Ориентироваться в материале, находить нужную информацию; классифицировать.

Предметные: знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; находить на карте ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов (включая и особенность их традиционного костюма). Сравнивать политическую карту мира с физической картой; соотносить название страны с названием языка и наоборот — название языка с названием страны; находить в справочной литературе информацию о народах мира, о составе населения страны и об особенностях её культуры. Осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества.

Основные понятия:

политическая карта, страны столица, народ

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Мультимедийная презентация, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков М.Ю.Новицкая 3 класс, 1 часть; карточки с таблицами по теме урока для парной работы; Политическая карта мира.

Форма работы:

Фронтальная. Другие формы работы:    -  индивидуальная; -  парная; - групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

I. Орг. момент.

1. Мотивация к учебной деятельности

В мире много интересного           СЛАЙД 2

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело.  

-  Я желаю вам отличного настроения, постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!

Приветствуют учителя, гостей. Проверяют готовность рабочего места.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний.

1. Проверка дом. зад. (Пересказ)

2. Выполнение заданий.

3. Работа с загадками.

- А теперь, давайте проверим домашнее задание.

- Ребята, что такое карта? (Карта-это важный источник информации об окружающем мире)

- С какой картой вы познакомились на прошлом уроке? (Физической картой)

- Что можно узнать по физической карте? (Название материков, название гор, морей, пустынь, больших городов и т.д)

- Давайте кто нам перечислит материки? (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.) Молодцы!

(Индивидуальные задания по карточке)

Следующее задание выполняем по карточке. Возьмите все карточки, которые у вас лежат на парте и вставьте пропущенные слова

На планете (сколько?)____  материков. Самый большой из них ____________, а самый маленький __________________.  Два материка ____________ и ____________________ образуют одну часть света, которая называется ________________. А на материке ___________________ располагается две части света: ___________ и ________________.

- Отгадайте загадки:

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида,

Он готов поведать людям,

Как прекрасна ... (Антарктида).

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нем всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ... (Австралии).

Здесь горы-великаны:

Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки - Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас ... (Евразии).

Раскалена от жары

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ... (Африке).

3. Работа с картой

- Покажите материки на карте.

Ответы учеников. Фронтальный опрос

Работают в парах, записывают ответ. Ответ дает пара.

Смотрят, называют.

Пытаются сформулировать тему урока

Выполняют задания.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.

III. Введение в тему.

1. Постановка проблемной ситуации.

2.  Сообщение темы урока.

3. Целеполагание.

- Какие виды карты вы ещё знаете?      ???

-Посмотрите на эту карту. Чем отличается эта карта от физической карты? (Цветами. Здесь нет рек. горы)

-Как называется эта карта? (Открываю название карты)

Политическая карта мира.

Что можно узнать, пользуясь политической картой мира? Что сразу бросается в глаза?

(На политической карте все страны обозначены своим цветом, и сразу видно – как много стран в мире, насколько разнообразны они по географическому положению, по размеру. )

То есть главный объект на политической карте, это (Уч-ся заканчивают предложение) - страны.

Итак, тема урока: «Страны и народы на политической карте мира», запишите число тему урока себе в тетрадь.

-  Какую цель мы поставим?

(- Научимся

Коллективно разгадывают ребус.

Определяют тему урока,

формулируют цели урока.

Рассказывает.

Рассматривают, выполняют задания.

Познавательные: выделять существенную информацию из текста загадки; выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику

Проблемный вопрос.

2. Работа по карте.

3. Физкульт-минутка

V. Закрепление нового материала.

2. Работа по карте

- А теперь давайте внимательно прочитаем материал, изложенный на странице 29.

Давайте проверим себя:

-Что такое политическая карта? (Карты на которых изображены разные страны, называются политическими)

– Сколько стран и народов на земле? (Всего в мире 250стран, и около 4 тысяч народов.)

–Как изображаются разные страны на политической карте мира? (Страны на политической карте обозначены различными цветами)

-Посмотрите на карту она похоже на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток – это государство со своим языком, традициями, экономикой и культурой. Нельзя за время урока рассказать ибо всех странах, потому что каждый из них интересна по своему.

- Начнём путешествие с самого большого материка (Это ЕВРАЗИЯ)

-Назовите самое большое государство этого материка? (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)

-Какие страны имеют общую границу с Россией? (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белорусия, Украина, Абхазия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, По морю: США, Япония.

-Что можете рассказать о нашей стране?

(Россия –это самая большая страна в мире, это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация…)

- Какая вторая по площади страна Евразии? (Китай)

Китай – это великая страна с богатой историей и самым большим в мире населением

Прочитайте названия других стран..

- Отправимся на материк Северная Америка. Здесь расположена страна, которая называется США. Кто знает , что означает эти буквы?(Соедин. Штаты Америки)

- А теперь отправимся в Африку. Самый жаркий материк. Прочитайте названия государств.

Материк Австралия. Как думаете, почему он раскрашен только одним цветом? (Одно государство занимает весь материк. Называется она так же –Австралия.

Какой материк здесь не изображён? Почему?(АНТАРКТИДА) Там нет постоянных жителей, только научные станции.

- На политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, говорящие разных языках. Как же они понимают друг-друга? (В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей)

- Пользуясь политической картой, напишите названия столиц государств.

США-…(Вашингтон), Китай-…..(Пекин), Индия- …(Дели), Австралия-…(Канбарра), Канада-…(Оттава), Япония –…(Токио).

Найди ошибки и исправь их. (Проверка по образцу).

Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются Физическими.

Самая большая по размеру страна - Канада.  Страны на политической карте обозначены одним цветом. 

Проверка по образцу:

Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются политическими.

Самая большая по размеру страна – Россия.

Страны на политической карте обозначены  различными цветами. 

Выполняют практическую работу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Работают с информацией, представленной в форме рисунка, беседы.

Выполняют задания,

осуществляют взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь друг другу.

Учащиеся выполняют

Показ оценивания работы группы.

Двигаются под музыку.

Решают примеры на умножение.

Выполняют задания.

Находят схему, решают.

Коммуникативные: понимать на слух ответы уч-ся. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную проблему, работают по плану, сверяют свои действия с целью, вырабатывают критерии оценки и определяют успешность. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации, делают выводы на основе обобщения знания. Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и отзывчивость, понимают чувства других людей.

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия.

-  Урок подходит к концу. Подведем  итоги.

-  Что дал каждому из вас урок? (Получили новые знания.)
-  Какие цели мы ставили в начале урока?  

-  Мы достигли поставленной цели?

- Подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать

СЛАЙД 12

Я узнал ...     Я запомнил …     Я научился …  

Я удивился …     Я повторил …

-  Оцените свою работу на уроке.

-  Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим – возьмите зелёный круг.

-  Если вы считаете, что вам ещё нужна помощь – возьмите жёлтый круг.

-  Если вы считаете, что было трудно на уроке – возьмите красный круг.

Д/з чит.с.28-31; отв. на вопр. на с.31; рассказ о любой стране.

-  Ребята спасибо за урок. Урок окончен.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 3 "Школа России"

Технологическая карта урока.Предмет: окружающий мир.Класс: 3...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о первом полёте человека в космос.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания об истории страны в период СССР;Познакомить ...

Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"

Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях народов России;2) з...