Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Маркова Людмила Владимировна

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.1.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apr_3b_kl._okr.mir_2019-20_markova.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

начальных классов
Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.
Руководитель _________
                Л.В Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _____________

        А.В. Тимошева

«31» августа 2019 г.

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

  школы - интерната по МР
___________Б.Н. Мушаева

 

  Протокол НМС № 1

  от «31» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Т.Р. Исманов

Приказ № 216

от «02» сентября 2019 г.

    

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по окружающему миру

для обучающихся 3 б класса с ОВЗ (ЗПР)

 Вариант 7.1

 

Автор-составитель:

Маркова Л.В., учитель начальных классов, учитель-дефектолог

 

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР) на 2019 – 2020 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».
  4. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  6. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».
  7. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019 приказом №233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  8. Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении» № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
  9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» № 81 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2015 г. Регистрационный № 40154).
  10. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  11. ООП НОО МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».
  12. Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы Плешакова А.А. по окружающему миру для 1 - 4 классов «Зеленый дом» к учебно-методическому комплексу «Школа России».– М.: Просвещение,2014.

Учебник:«Окружающий мир»3 класс в 2-х частях, автора А.А. Плешакова – М.: Просвещение,2017. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).

Общая характеристика обучающихся.

Рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. В его состав входит 7 мальчиков и 7 девочек, трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.1.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Отмечаются дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Программа учитывает особенности детейс ОВЗ.

Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

Учащиеся с ОВЗ характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение окружающего мира в 3 классе направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Для достижения поставленной цели изучения предмета в начальной школе необходимо решение следующих практических коррекционных задач:

  • расширение кругозора школьников, повышение их адаптированных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
  • обогащение жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе;
  • •систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим предметам;
  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
  • •улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений.Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги
России. Охрана животных.Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы.
Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице,водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для произодства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от
образования и здоровья людей.Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезны ископаемых. Охрана подземных богатств.Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

начальных классов
Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.


Руководитель ___________Л.В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР

______________

А.В. Тимошева

«31» августа 2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________________Т.Р. Исманов

Приказ № 216  

от «02» сентября 2019 г.

 Календарно–тематическое планирование уроков окружающего мира

Класс – 3 б

Учитель: Маркова Л.В.

Количество часов – 68, в неделю – 2ч

I четверть

II четверть

III четверть

IV  четверть

Итого

Количество недель

8

8

10

 8

34

Количество уроков

16

16

20

16

68

Диагностический и практический материал

Практических работ – 1; экскурсий – 1,

тест -1

Практических работ – 2; тест - 1

Практических работ – 2; тестов - 2

Практических работ – 2; тестов - 2

14

Проекты

1

2

2

1

6

Планирование составлено на основании:

  1. Рабочей программы по окружающему миру (3 б кл.) / Маркова Л.В.
  2. Программы по учебным предметам (Начальная школа); на основе авторской программы Плешакова А.А. по окружающему миру для 1 - 4 классов «Зеленый дом» к учебно-методическому комплексу «Школа России» – М.: Просвещение,2014.
  3. Учебника: «Окружающий мир»3 класс в 2-х частях, автора А.А. Плешакова – М.: Просвещение,2017. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации)    

Дополнительная литература:

  • Плешаков А.А. Зеленый дом (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). Издательство: Просвещение, 2010;
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / А.А. Плешаков, Н.Н.  Гара, З.Д. Назарова. – 60е изд. – М.: Просвещение, 2012. -95с.

Тематическое планирование составила __________________/ Маркова Л.В./

 п/п

 Дата

Корректировка

Тема раздела

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

I четверть (16 часов)

Раздел «Как устроен мир» (7часов)

1

Природа. Ценность природы для людей

Охрана окружающей среды

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

2

Человек

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

4

Общество

5

Что такое экология

6

Природа в опасности! Охрана природы нашего края.

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

Раздел «Эта удивительная природа» (19 часов)

8

Тела, вещества, частицы. Предметный урок

Различать    и    характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.

 Приводить примеры веществ, описывать их.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.

Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём  селе.  

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности).Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

 Рассказывать о роли   растений в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры веществ.

 Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

9

Разнообразие веществ.  

Практическая работа

10

Воздух и его охрана.

11

Вода.

12

Превращения и круговорот воды.

13

Берегите воду!

14

Что такое почва.

15

Разнообразие растений. Растения нашего края.

16

Солнце, растения и мы с вами.

17

Размножение и развитие растений.

18

Охрана растений.

 Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей

местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

 

19

Разнообразие животных.

20

Кто что ест. Животные  нашего края.  

21

Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

22

Размножение и развитие животных.

23

Охрана животных.  

24

В царстве грибов.  

25

Великий круговорот жизни. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа».

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

27

Организм человека

 Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

28

Органы чувств

29

Надежная защита организма

30

Опора тела и движение

31

Наше питание.  

32

Наши проекты: «Школа кулинаров»

33

Дыхание и кровообращение

34

Умей предупреждать болезни

35

Здоровый образ жизни

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

Раздел «Наша безопасность»  (8 часов)

37

Огонь, вода и газ

 Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами, правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Ориентироваться на дороге, предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко соблюдать правила безопасности при общении с природой. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге).

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

экологической безопасности.

38

Чтобы путь был счастливым

39

Дорожные знаки

40

Наши проекты: «Кто нас защищает»

41

Опасные места

42

Природа и наша безопасность

43

Экологическая безопасность.

44

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

45

Для чего нужна экономика

 Определять понятие экономика, главную задачу экономики

 отличать культурные растения от дикорастущих,

 различать культурные растения.

 Различать продукцию каждой отрасли промышленности

Определять роль денег в экономике. Оперировать 

терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

 составлять простейшие экологические прогнозы. 

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

46

Природные богатства и труд людей-

 основа экономики

47

Полезные ископаемые. 

48

Растениеводство

49

Животноводство

50

Какая бывает промышленность. Промышленность нашего края.

51

Наши проекты «Экономика нашего края»

52

Что такое деньги.

53

Государственный бюджет

54

Семейный бюджет.

55

Экономика и экология.

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

Раздел «Путешествие по городам и странам» (12 часов)

57

Золотое кольцо России

 Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других национально-культурных и духовных традиций.

Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

58

Золотое кольцо России

59

Золотое кольцо России

60

Наши проекты: «Музей путешествий»

61

Наши ближайшие соседи

62

На севере Европы

63

Что такое Бенилюкс

64

В центре Европы

65

По Франции и Великобритании

66

На юге Европы

67

По знаменитым местам мира

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся 2 классов с тяжелым нарушением речи.

Адапртированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся 2 класса с тяжёлым нарушением речи....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Проект адаптированной образовательной программы по окружающему миру для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Одним из направлений стратегических ориентир развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вари...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная  рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...