Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Маркова Людмила Владимировна

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.1.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_3b_russkiy_yazyk_2019-20_markova.docx52.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

начальных классов
Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.
Руководитель _________
                Л.В Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _____________

        А.В. Тимошева

«31» августа 2019 г.

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

  школы - интерната по МР
___________Б.Н. Мушаева

  Протокол НМС № 1

  от «31» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Т.Р. Исманов

Приказ № 216

от «02» сентября 2019 г.

    

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по русскому языку

для обучающихся 3 б класса с ОВЗ (ЗПР)

Вариант 7.1

 

Автор-составитель:

учитель начальных классов, учитель-дефектолог Маркова Л.В.

 

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР) на 2019 – 2020 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».
  4. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  6. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».
  7. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019 приказом №233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  8. Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении» № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
  9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» № 81 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2015 г. Регистрационный № 40154).
  10. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  11. ООП НОО МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».
  12. Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г, Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы. – М.: Просвещение, 2015.

Учебник:Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2017.(Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Общая характеристика обучающихся.

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. В его состав входит 7 мальчиков и 7 девочек, трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.1.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Отмечаются дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Программа учитывает особенности детейс ОВЗ.

Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

Учащиеся с ОВЗ характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Цель адаптированной рабочей программы курса «Русский язык» для обучающихся с ЗПР— обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностейобучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

Личностные:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.

4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

в расширении и обогащении опыта реального взаимодействияобучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Метапредметные:

  1. способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

2) способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

3) способность к наблюдательности, умение замечать новое;

4) овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

5) стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

6) умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

Предметные:

Филология

Русский язык.

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык и речь (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов; повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса

Развитие речи. Составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.        Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных
зарисовках текста. Имя числительное (общее представление). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного
движения при переходе улицы).

        Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины. Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изучена правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Развитие речи

Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

Части речи (76 ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья,-ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение.  Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти. Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в
репродукции картины. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма. Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение (14 ч)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник,
гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

 начальных классов
Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.


Руководитель ___________Л.В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР

______________

А.В. Тимошева

«31» августа 2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________________Т.Р. Исманов

Приказ № 216  

от «02» сентября 2019 г.

Календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Класс – 3 б

Учитель: Маркова Л.В.

Количество часов – 170, в неделю – 5 ч.

I четверть

II четверть

III четверть

IV  четверть

Всего

Количество недель

8

8

10

 8

34

Количество уроков

40

40

50

40

170

Плановых контрольных работ

2

3

3

2

10

Другие виды деятельности

3

3

4

6

14

Проекты

1

2

1

4

Планирование составлено на основании:

 1.Рабочей программы по русскому языку (3 б кл.) / Маркова Л.В.

 2.Программы по русскому языку авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г, Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы. – М.:    Просвещение, 2014.

 3.  Учебника: «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2017. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).

 Дополнительная литература:

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/ Сост. О.Е. Курлыгина, О.О.Харченко. – М.: Просвещение, 2018. – 96с.
  • Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. - 159с.

Тематическое планирование составила ___________________/ Маркова Л.В./

№ урока

Дата

Корректи

ровка

Тема раздела

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Язык и речь (2ч)

1

Наша речь. Виды речи  

 Контролировать этапы своей работы, оценивать   процесс и результат выполнения задания.

 Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).

 Наблюдать за использованием в тексте синонимов, антонимов и амонимов

Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Классифицировать предложения по цели высказывания.

Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами.

2

Наш язык

Предложение (15ч)

3,4

Текст.  Типы текстов

5

Предложение

6

Виды предложений по цели высказывания

7

Виды предложений по интонации

8

Предложения с обращением

9

Р.р. Обучающее изложение

10,11

Главные и второстепенные члены предложения

12

Простое и сложное предложения

13

Входящий диктант

14

Простое и сложное предложения

15,16

Словосочетание

17

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (21ч)

18

 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

19

Синонимы и антонимы

20

Омонимы

21

 Слово и словосочетание

22

Фразеологизмы

23

 Р.р. Обучающее изложение

24

Части речи

25

Имя существительное

26

Имя прилагательное

27

 Глагол

28

Что такое имя числительное?

29

Однокоренные слова

30

Звуки и буквы. Гласные звуки

31

Звуки и буквы. Согласные звуки

32-33

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

34

Р.р. Обучающее изложение

35

Обобщение и закрепление изученного  

36

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

37

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного  

38

Проект «Рассказ о слове»

Состав  слова (16ч)

39

Что такое корень слова?

Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения.

Контролировать правильность объединения слов в

группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Объяснять значение слова — давать развернутое толкование его значения.

Различать родственные слова и формы слова.

Объяснять роль и значение суффиксов/приставок.

 «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...») 

40

Как найти в слове корень? Сложные слова

41

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

42

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

43

Значения приставок

44

Как найти в слове приставку?

45

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

46

Значение суффиксов

47

Что такое основа слова?

48

Р/р Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

49

Что такое основа слова?

50

Обобщение значений о составе слова

51

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

52

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

53

Р/р Обучающее изложение

54

Проект «Семья слов»

Правописание частей слова (24ч)

55

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.
Уметь проверять и писать слова с непроизносимыми согласными.
Уметь писать слова с удвоенными согласными.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

56,57,

58

Правописание слов с безударными гласными в корне

59,60,

61

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

62,63,

64,65

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

66-67

Правописание слов с удвоенными согласными в корне.

68

Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Находить   в   чужой    и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать     написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.

Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки

69

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

70

Правописание суффиксов и приставок.

71

Правописание суффиксов и приставок

72-73

Правописание приставок и предлогов

74

Промежуточная диагностическая работа

75-76

Правописание слов с разделительным твердым знаком

77

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

78

Работа над ошибками.

Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи  (78 ч)

Имя существительное  (33ч)

79

Части речи.

80

Понятие об имени существительном как части речи.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.

Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет).

Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными).

Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотноситъ форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений.

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями  

Наблюдать: находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.

81

Имя существительное.

82

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

83

Р.р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

84

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные.

85

Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам.

86

Изменение имён существительных по числам.  Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

87

Изменение имён существительных по числам.

Упражнение в развитии связной речи. Род имён существительных.

88

Род имён существительных

89

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

90

Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода.

91

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

92

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

93

Проверочный диктант.

94

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

95

Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении).

96-97

Упражнение в склонении имён существительных и в определении падежей имён существительных.

98

Несклоняемые имена существительные.

99

Именительный падеж имён существительных.

100

Родительный падеж имён существительных.

101

Дательный падеж имён существительных.

102

Винительный падеж имён существительных.

103-104

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.

105

Творительный падеж имён существительных.

106

Предложный падеж имён существительных.

107

 Обобщение знаний о падежах имён существительных

108

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

109

Обобщение знаний о падежах имён существительных.  

110

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона  «Конец зимы. Полдень.».

111

Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения.

Имя прилагательное   (19 ч)

112

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. 

Соотноситъ форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки.

Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки

113

Связь имён прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление).

114

Упражнение в правописании имён прилагательных.

115

Художественное и научное описание (общее знакомство).

116

Составление научного (или художественного) текста – описания растения.

117

Изменение имён прилагательных по родам.

118

Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

119

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

120

Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

121

Изменение имён прилагательных по числам.

122

Правописание имён прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.

123

Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление).

124

Упражнение в определении падежа имён прилагательных.

125

Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи.

126

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

127

Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте. Обобщение знаний.

128

Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках»

129

Р.р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

130

Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании сочинения. Составление пригласительного письма

Личные местоимения (5 ч)

131

Личные местоимения (общее представление).

Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений.

132

 Изменение личных местоимений по родам

133

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

134

Обобщение знаний о местоимении.

135

Р.р. Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение

Глагол (21 ч)

136

Понятие о глаголе как части речи.

Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Составлять план текста.

Сочинять письма, поздравительные открытки.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки

Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни.

Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка.

137

Упражнение в определении лексического значения глагола.

138

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

139

Р.р. Составление рассказа по сюжетным рисункам.

140

Глаголы в неопределённой форме.

141

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

143

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

144

Времена глагола.

145

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.

146

Изменение глаголов по временам

147

Упражнение в изменении глаголов по временам.

148

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

149

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении.

150

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

151

Частица  не с глаголами.

152

Правописание не с глаголами.

153

Обобщение знаний о глаголе.

154

Контрольный диктант по теме «Глагол»

155

Работа над ошибками. Составление текста по рисунку.

156

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

Повторение изученного материала (14 ч)

157

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала.

 Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

158

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

159

Р.р. Обучающее изложение

160

Обобщение изученного о слове, предложении

161

Правописание окончаний имён прилагательных

162

Правописание приставок и предлогов

163

Правописание безударных гласных

164

Правописание значимых частей слов

165

Итоговый контрольный диктант

166

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

167

Р.р. Обучающее изложение

168

Текст

169

Итоговая комплексная работа

170

КВН « Знатоки русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся с ОВЗ

Учебная программа по русскому языку является традиционной, но адаптированной для обучающихся с задержкой психического развития. Разработана на основе Примерной программы по русскому языку,  автор...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...