Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_zpr_okr_mir_4_kl.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373
- Приказ Минобрнауки РФ от 08 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Бахтыбаево на 2018-2019 учебный год. Приказ №76 от 29.05.2018 г.;
- Календарный учебный график учебного процесса МБОУ СОШ с. Бахтыбаево на 2018-2019 учебный год. Приказ № 94 от 30.08.2018г.;
- Приказ № 95от 30.08.2018 г. МБОУ СОШ с. Бахтыбаево «Об утверждении списка учебников, Федерального компонента учебников на 2018-2019 учебный год»;
- «Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) МБОУ СОШ с. Бахтыбаево». Приказ № 77 от 01.09.2014 г.
- Основная образовательная программа начального общегообразования МБОУ СОШ с.БахтыбаевоПриказ №64 от 23.08.2012 г., в новой редакции - Приказ № 62 от 01.09.2015 г.
Рабочая учебная программа по окружающему миру составлена на основе Концепции и программ для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2008г., учебного курса «Окружающий мир», комплекта «Школа России», авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».(«Просвещение»,2011г.)
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ЗПР уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Программа учитывает особенности детей с ЗПР.
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания
•освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры,
патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика учебного предмета
Программа строит обучение детей с ЗПР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера
Программа строит обучение детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
- обучение на интересе, на успехе, на доверии;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Предмет “Окружающий мир” предусматривает активное использование на уроке учителем ИКТ-технологий в качестве наглядного материала (использование презентаций, учебных дисков, видео- и аудио, игровых программ), что делает процесс обучения более эффективным.
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел № 1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.
Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.
Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.
Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.
Раздел № 5«Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.
Раздел №6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
ТЕМАТЧИЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела | Кол-во часов |
Земля и человечество | 9 |
Природа России | 11 |
Наш край – часть большой страны | 13 |
Страницы всемирной истории | 6 |
Страницы истории Отечества | 20 |
Современная Россия | 9 |
Всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы на 2018-2019учебный год
4 класс
№п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан | Примечание | ||||||
Земля и человечество (9ч) | ||||||||||
1 | 4.09 | Мир глазами астронома. | ||||||||
2 | 7.09 | Планеты Солнечной системы | ||||||||
3 | 11.09 | Звёздное небо - великая книга природы. Знакомство с картой звездного неба (Практическая работа). | ||||||||
4 | 14.09 | Мир глазами географа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте (Практическая работа). | ||||||||
5 | 18.09 | Мир глазами историка. Знакомство с историческими картами (Практическая работа). | ||||||||
6 | 21.09 | Когда и где? | ||||||||
7 | 25.09 | Мир глазами эколога. | ||||||||
8 | 28.09 | Сокровища Земли под охраной человечества. Пещера Шульган-Таш. | ||||||||
9 | 2.10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». | ||||||||
03.10 | ||||||||||
10 | 5.10 | Равнины и горы России. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. (Практическая работа). | ||||||||
11 | 9.10 | Моря, озёра и реки России. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. (Практическая работа). | ||||||||
12 | 12.10 | Природные зоны России.Знакомство с закономерным чередованием природных зон. | ||||||||
13 | 16.10 | Зона арктических пустынь. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа) | ||||||||
14 | 19.10 | Тундра. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа). | ||||||||
15 | 23.10 | Леса России. Рассматривание гербарных экземпляров (практическая работа). Леса Башкортостана. | ||||||||
16 | 26.10 | Лес и человек. | ||||||||
17 | 6.11 | Зона степей. Рассматривание гербарных экземпляров (практическая работа). | ||||||||
18 | 9.11 | Пустыни. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа). | ||||||||
19 | 13.11 | У Чёрного моря. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа). | ||||||||
20 | 16.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». | ||||||||
21.11 | ||||||||||
21 | 20.11 | Наш край. Знакомство с картой края (Практическая работа).Наш край Башкортостан. Знакомство с картой Башкортостана. | ||||||||
22 | 23.11 | Поверхность нашего края. | ||||||||
23 | 27.11 | Водные богатства нашего края. | ||||||||
24 | 30.11 | Наши подземные богатства. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств (Практическая работа). | ||||||||
25 | 4.12 | Земля – кормилица. | ||||||||
26 | 7.12 | Жизнь леса | ||||||||
27 | 11.12 | Растения и животные леса. | ||||||||
28 | 14.12 | Жизнь луга. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ (Практическая работа). | ||||||||
29 | 18.12 | Растения и животные луга (экскурсия) | ||||||||
30 | 21.12 | Жизнь пресного водоёма | ||||||||
31 | 25.12 | Растениеводство в нашем крае. Знакомство с культурными растениями края (Практическая работа). | ||||||||
32 | 28.12 | Животноводство в нашем крае.Животноводство Башкортостана. | ||||||||
33 | 15.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».Презентация проектов. | ||||||||
Страницы всемирной истории (6 ч) | ||||||||||
34 | 18.01 | Начало истории человечества. | ||||||||
35 | 22.01 | Мир древности: далёкий и близкий. | ||||||||
36 | 25.01 | Средние века: время рыцарей и замков. | ||||||||
37 | 29.01 | Новое время: встреча Европы и Америки. | ||||||||
38 | 1.02 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | ||||||||
39 | 5.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Презентация проектов. | ||||||||
40 | 8.02 | Жизнь древних славян. | ||||||||
41 | 12.02 | Во времена Древней Руси. | ||||||||
42 | 15.02 | Страна городов. | ||||||||
43 | 19.02 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | ||||||||
44 | 22.02 | Трудные времена на Русской земле. | ||||||||
45 | 26.02 | Русь расправляет крылья. | ||||||||
46 | 1.03 | Куликовская битва. | ||||||||
47 | 5.03 | Иван Третий. | ||||||||
48 | 12.03 | Мастера печатных дел. | ||||||||
49 | 15.03 | Патриоты России. | ||||||||
50 | 19.03 | Петр Великий. | ||||||||
51 | 22.03 | Михаил Васильевич Ломоносов. | ||||||||
52 | 2.04 | Екатерина Великая. | ||||||||
53 | 5.04 | Отечественная война 1812 года. | ||||||||
54 | 9.04 | Страницы истории XIXвека. | ||||||||
55 | 12.04 | Россия вступает в XX век. | ||||||||
56 | 16.04 | Страницы истории 20 -30-х годов. | ||||||||
57 | 19.04 | Великая война и великая победа. | ||||||||
58 | 23.04 | Страна, открывшая путь в космос. | ||||||||
59 | 26.04 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Презентация проектов. | ||||||||
60 | 30.04 | Основной закон России и права чело11века. | ||||||||
61 | 3.05 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | ||||||||
62 | 7.05 | Мы – граждане России. | ||||||||
63 | 10.05 | Славные символы России. Символы Республики Башкортостан. | ||||||||
64 | 14.05 | Такие разные праздники. | ||||||||
65 -67 | 17,21,24.05 | Путешествие по России. | ||||||||
68 | 28.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» Презентация проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 кл...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по предмету математика составлена в соответствии Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответстви...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...